Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дизайн и его функции в современном обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дизайн и общество. Возрастающая роль дизайна в связи с возрастающей ролью планирования всей общественной жизни. Новые стремления синтезировать все стили дизайна, природу, историю, культуру, искусство, гуманистические ценности, технологию. Понятие социальной ответственности дизайнера. Социальная озабоченность гуманистическими проблемами и обращение дизайнеров к проблемам экологии. Современное общество и перспективы дизайна. основная Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012 основная, электронный ресурс Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013 Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD дополнительная Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008 Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2006 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007 Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.,1995 авторские работы преподавателей ЮРГИ Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011 Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006
Тема 3 История культуры и искусства Древнего мира Первобытное искусство. Происхождение искусства. Периодизация искусства первобытного общества. Искусство палеолита (35-10 тыс. до н.э.). Особенности первобытного реализма и его границы. Искусство эпохи мезолита (10-6 тыс. до н.э.). Усложнение представлений о мире и изменение характера искусства. Появление динамичных многофигурных композиций; схематизация. Искусство неолита (6-2 тыс. до н.э.). Условно-орнаментальные формы изображения, стилизация. Появление керамики, бронзовый (2 тыс. до н.э.) и железный (1 тыс. до н.э.) века; Три основных типа мегалитической архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие художественной обработки металла, кости, дерева, глины. Искусство ДРЕВНЕГО МИРА. Древний Египет. Краткая характеристика понятия “Древний Восток” и история открытия памятников древневосточных цивилизаций. Географические и хронологические рамки. Особенности древнеегипетской культуры. Периодизация искусства Древнего Египта. Додинастический период и Раннее царство (ок. 5000-2649г. до н.э.). Древнейшие захоронения. Жилища. Керамика. Плитки, их назначение и характер оформления. Плита фараона Нармера. Возникновение и становление изобразительного канона. Реалистические изображения животных. Развитие мифологических представлений, заупокойный культ и его связь с искусством. Искусство Древнего царства (2649-2150г. до н.э.). Образование рабовладельческого государства. Значение и роль фараонов. Жречество, Иерархия в обществе. Возникновение и развитие монументального строительства. Комплексность древнеегипетского искусства Гробничное строительство. Возникновение пирамиды. Ансамбль пирамиды Джосера. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия и божественности фараона. Имхотеп как первый известный в истории зодчий. Пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Храм Хефрена, Большой сфинкс в Гизе. Пирамида и заупокойный храм Сахура. Становление египетского ордера. Храм Ра в Абусире. Обелиск как объект культа. Скульптура Древнего царства; ее основные стилистические черты, связь с заупокойным культом. Портретные статуи Хефрена, Хемиуна, Каапера, Каи, Рахотепа и Нофрет. Назначение рельефа. Сюжеты рельефов. Характерные черты стиля египетского искусства периода Древнего царства. Искусство Среднего царства (2040-1640г. до н.э.). Основные экономические, политические и культурно-исторические условия. Появление новых форм в архитектуре (заупокойный храм фараона Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри). Рост реалистических тенденций в портрете (Аменемхет III, Сенурсет III) и в росписях Бени-Гасана. Композиции и сюжеты росписей. Искусство Нового царства (1552-1069г. до н.э.). Ведущее положение Египта среди стран Древнего Востока как результат завоевательской политики фараонов. Храмовое строительство (храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; храмы Атону в Карнаке и Луксоре; пещерные храмы Рамсеса II в Абу-Симбеле). Масштабное разнообразие скульптуры. Искусство времени Эхнатона и его приемников. Особенности религиозной реформы и ее отражение в амарнском искусстве. Портреты Эхнатона, Нефертити, их дочерей. Декоративные изделия из гробницы Тутанхамона. Рельефы и росписи Нового царства. Искусство позднего периода. Утрата Египтом самостоятельности. Завоевание его персами и Александром Македонским. Эклектизм. Развитие мелкой пластики из металла и фаянса. Двуречье и Элам (Иран), время Аккада. Общие черты с искусством Египта, своеобразие, вклад в мировое искусство. Искусство Двуречья и Ирана (Элама) в период разложения родового строя (конец V – IV тысячелетия до н.э.). Географические и климатические особенности Двуречья. Периодизация древнейшей истории Двуречья. Появление гончарного круга. Характерные черты керамики. Памятники стиля Сузы I и II. Изобретение письма, печати. Изображения на печатях. Искусство времени становления классового общества (конец IV -первая пол. III тыс. до н.э.) Развитие искусства в зависимости от потребностей религиозного культа и господствующей власти. Архитектура: основные строительные материалы. Формы кладок, раннее появление сводов разных типов. Роль цвета в архитектуре. Храмы в Уруке, Эшнунне, Хафадже, аль-Убайде. Царские гробницы Ура. Скульптура Двуречья и ее особенности по сравнению со скульптурой Египта. Отсутствие потребности в портрете. Стремление к выразительности стимуляции образа человека. Крупная пластика Двуречья. Инкрустация и рельеф, вместо росписи в Месопотамии. Искусство времени Аккада (XXIV-XXIIIв. до н.э.). Общественно-политическое устройство. Характерные черты аккадского искусства – стремление к портретности, к реализму. Дворец в Эшнунне. Шумерское искусство времени Гудеа (XXIII-XXIв. до н.э.). Искусство Древнего Вавилона времени Хаммураппи. Характерные черты стиля в области архитектуры – стремление к монументальности, массивность, применение арок и сводов. Скульптура малых форм. Зарождение геральдической композиции.
Ассирия, Ново-Вавилонское царство, Ахеменидский Иран. Общественно-политический уклад Ассирии, ее крупнейшие города: Ассур, Ниневия, Калах. Развитие ассирийского искусства (IX-VIIв. до н.э.). Планировка города, дворец, храмы, площади, мост через Евфрат. Особенности дворцового зодчества в Ассирии. Портальная скульптура. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта. Однотипность образцов человека и реализм в изображении животных. Рельефы дворцов Ашшурназирпала (IXв. до н.э.), Саргона II, Ашшурбанипала (VIII-VIIв. до н.э.). Падение Ассирии под напором вавилонян и мидян. Искусство Ново-Вавилонского царства (VII-VIв. до н.э.). Вавилон позднего времени по упоминаниям классической литературы и по раскопкам. Планировка города, дворец, храмы, площади, мост через Евфрат, “Дорога процессий” и ворота Иштар. Храмовой ансамбль “Э-сагила”. Зиккурат “Э-теменанки”. Глазированная облицовка в архитектуре Вавилона. Захват Вавилона персами. Империя Ахеменидов, ее культура и искусство (VI-IVв. до н.э.). Архитектура Ирана. Тип гробницы и дворца в ахеменидском зодчестве. Гробницы Кира, Дария I. Дворцовые настройки Персеполя и Суз. “Ападаны”. “Воины” – изразцовый фриз из Суз. Роль монументальной скульптуры и рельефа в архитектуре. Культура Урарту и древнейшего Закавказья (Древние Армения, Грузия и Азербайджан, III-I тыс. до н.э.). Искусство АНТИЧНОСТИ Эгейский мир. Роль эгейской культуры в развитии народов Средиземноморья. Открытия Г. Шлимана и А.Эванса. Периодизация эгейской культуры; главные районы распространения (о.Крит и Кикладский архипелаг, Троя, Пелопоннес). Керамика и мелкая пластика раннеминойского периода (3000-2300/2100г. до н.э.) Формирование экономических и культурных центров в Кноссе, Фесте, Маллии. Искусство среднеминойского периода (2300/2100-1600г. до н.э.). “Старые” дворцы. Керамика, вазовая роспись и ее стили “камарес”, натуралистический, дворцовый. Расцвет искусства Крита в позднеминойский период (1600-1200г. до н.э.). Дворцы в Кноссе и Фесте. Росписи критских дворцов и вилл, полихромные рельефы. Развитие центров эгейской культуры на материке. Микенское искусство (1700-1200г. до н.э.). Центры культуры Микены, Тиринф, Пилос, Орхомен. Влияние Крита на искусство Микен. Архитектура, “дворцы-крепости” Тиринфа и Микен, мегарон как прообраз античного “храма в антах”, акрополь. Шахтовые и купольные гробницы, “Гробница Агамемнона”. “Львиные ворота” в Микенах. Фрески дворцов в Тиринфе и Микенах. Керамика; погребальные маски; кубки и другие предметы. Древняя Греция. Культура античности, ее периодизация. Понятие “античный мир”. Основные этапы развития греческого искусства. Связь между эгейской и греческой культурами. Переход от родового строя к государственной организации полисного типа. Антропоморфная мифология. Космос, Логос, Судьба. Нормативность античной эстетики. Сложение рабовладельческого строя. Развитие ремесел, торговли, мореплавания. “Полисы”, города-государства. “Гомеровская” эпоха и ранний архаический период (XI-VIIIв. до н.э.). Геометрический стиль. Изображение человека и животных в росписях ваз (VIIIв. до н.э.) Архитектура. Искусство периода архаики (VII-VIв. до н.э.). Постепенное преодоление примитивизма, условности, нарастание реалистических черт в искусстве. Архитектура архаического периода, сложение ордерной системы дорического и ионического ордеров; типы храмов; храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер. Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Геры в Пестуме (базилика). Скульптура, статуй: куросы и коры, мелкая пластика. Вазопись, формы ваз, ориентальный стиль, чернофигурная, краснофигурная роспись. Темы вазовых росписей. Вазописцы Амасис, Эксекий, Клитий, Евфроний. Классический период (V – посл. треть IVв. до н.э.). Ранняя классика. Греко-персидские войны, значение победы греков над персами и отражение ее в архитектуре и скульптуре. Фронтальные композиции ранней классики: храм Афины Афайи на о. Эгина, храм Зевса Олимпийского. Сложение эстетического идеала в скульптуре. Высокая классика. Ведущая роль аттического искусства. Экономический и политический расцвет Афин времени Перикла. Ансамбль Афинского акрополя: синтез архитектуры и скульптуры. Вершины греческой архитектуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Нике Аптерос. Скульптура Парфенона. Фидий и его школа. Творчество Мирона и Поликлета. Позднеклассический период. Пелопоннесские войны. Начало кризиса в обществе и отражение его в искусстве. Усложнение реалистических исканий в искусстве. Архитектура IV в. до н.э. Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Роль Лисиппа в развитии скульптурного портрета. Техники живописи: фреска, темпера, энкаустика. Станковая и монументальная живопись. Живописец Аполлодор Афинский. Открытие правил линейной перспективы и светотени. Школы живописи в Сикионе и Фивах. Никий, Апеллес, Филоксен. Роль греческого искусства в истории культуры. Эллинизм (конец IV-Iв. до н.э.). Распад империи Александра Македонского. Сложность и многоплановость культуры эллинизма. Основные тенденции искусства этого периода. Центры эллинистической культуры: Пергам, Александрия, Родос, Греция. Пергамский акрополь. Алтарь Зевса в Пергаме. Башня ветров в Афинах. Развитие индивидуалистического направления в искусстве портрета (Полиевкт, Тимарх, Кефисодот младший). Шедевры эллинистической монументальной скульптурыСтатуэтки из Танагры. Ремесло эллинизма. Эллинистическая живопись. Завоевание Греции во II-I вв. до н.э. Риман и его раскопки. Роль эллинистического искусства в распространении достижений греческой классики. Этрурия. Ведущая роль культуры этрусков в Италии VIII-IV вв. до н.э. Сложение классового общества, возникновение и союз 12 городов-государств, господство военно-греческой знати. Связь этрусков с Грецией и странами Востока. Архитектура этрусков; ее отличие от греческой; строительные материалы, приемы и конструкции; ложные своды и купола, арки, тосканский ордер. Сакральная архитектура, курганные гробницы - тумулосы. Скульптура, ее близость к греческой; зарождение скульптурного портрета в связи с потребностями погребального культа. Скульптурные портретные саркофаги. Рельеф (антефиксы). Живопись Этрурии; эволюция сюжетов росписей гробниц. Роль искусства этрусков в становлении римского искусства. Древний Рим. Римское государство – последняя ступень развития рабовладельческого общества. Значение культуры Древнего Рима. Периодизация древнеримского искусства. Рим в эпоху царей VIII-VIв. до н.э. Род – основа римского общества. Особенности мифологии и ее отличие от греческой. Архитектура и художественное ремесло, влияние этрусской культуры. Установление республики и формирование римской гражданской общины. Искусство Римской республики V-Iвв. до н.э. Рост городов и монументальное строительство. Своеобразие римской архитектуры, ее отличие от греческой. Развитие стеновых и стоечно-балочных конструкций; широкое применение арочных и сводчатых конструкций. Появление бетона. Развитие греческой ордерной системы: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордера. Римский городской ансамбль – форум. Архитектурный комплекс форума Романум и его застройка. Регламентация Витрувием композиционного решения зданий, “10 книг об архитектуре”. Гражданская утилитарная архитектура республиканского периода. Живопись. Четыре стиля монументальной фресковой живописи. Скульптура эпохи республики. Портрет, его связь с культом предков. Зависимость культовой скульптуры от греческих образцов. Гражданские войны в Риме. Римская империя в I-IIв. до н.э. Культура времени Августа. Роль искусства в утверждении авторитета императорской власти. Грандиозные масштабы и триумфальный характер римской архитектуры эпохи империи. Строительство форумов, триумфальных арок, мавзолеев, терм, зрелищных сооружений. Создание нового типа храма: Пантеон, Колизей, храм Веспасиана на Римском форуме, “золотой дом” Нерона. Архитектура начала II в. как синтез лучших достижений римской культуры. Искусство времени Траяна. Форум, колонна, арка Траяна в Анконе. Период Андриана: скульптура, расцвет портрета и основные фазы его развития, исторический рельеф. Искусство провинций II-IIIвв. до н.э., проникновение восточных влияний. Искусство греко-римских слоев Египта. Искусство Сирии. Баальбек. План акрополя. Храмы Юпитера, Вакха, Большой двор акрополя. Круглый храм. Африканские провинции. Причины падения Западной Римской империи. Архитектура времени Константина – последний этап развития римского зодчества. Базилика Максенция. Арка Константина. Появление новых типов культовых сооружений, обслуживающих христианскую религию. Катакомбная живопись. основная История искусств /под ред. Г.В.Драча, Т.С.Паниотовой/.- М.,2012 основная, электронный ресурс Петкова С М - Справочник по мировой культуре и искусству - 2007.djvu дополнительная Малая история искусств. Античное искусство. Искусство XVIII в. Искусство ХХ в.- М.,1972, 1977, 1991 Бусальи М. Понимать архитектуру.- М.,2003 электронный ресурс Памятники мирового искусства. Искусство древней Греции.djvu Памятники мирового искусства. Искусство Этрусков и древнего Рима.djvu Античное искусство.djvu Вёрман К. - История искусств (том 1).pdf Вейс Г. История культуры-1.pdf Гнедич П. История искусств.pdf История изобразительного искусства_1.djvu История изобразительного искусства_2.djvu
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.009 с.) |