Тема 4 История культуры и искусства Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 История культуры и искусства Востока



Искусство ИНДИИ. Искусство Хараппы и Мохенджо-Даро. 3 тыс. до н.э. Открытие городов Хараппы. Правильная планировка, наличие канализации и водопровода, многоэтажные дома, цитадель в западной части города, отсутствие храмов и декора зданий. Скульптура, ее канонические черты: «набухающая плоть», поза трибханга, многорукость и многоногость. Печати с рельефными изображениями почитаемых в Индии животных. Изображения т.н. Прото–Шивы. Гибель цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро.

Ведический период искусства Индии 2 тыс. до н.э. – сер. 1- тыс. до н.э. Приход в Индию ариев. Священные тексты Ариев - Веды. Описание в Ригведе процесса сотворения космоса, указания на невозможность изображения ведических богов. Отсутствие изображений в ведический период. Эпос Махабхарата и Рамаяна как исток творчества.

Рождение буддизма периода Ашоки 6-1 вв. до н.э. Личность Ситтхартхи Гаутамы и его проповедь спасения от страданий. Первый контакт с западом – вторжение на территорию северо – западной Индии войск Александра Македонского. Чандрагупта Великий, основатель империи Маурьев. Начало буддистского строительства при внуке Чандрагупты Ашоке. Ступа. Конструктивные особенности и символизм основных элементов – хармики, прадакшины, торан. Ступа в Санчи. Рельефы торан ступы в Санчи на темы джатак. Чайтья - образец негативной архитектуры. Оформление входа в виде «Солнечного окна». Чайтья в Карле. Стамбхи – столбы с капителями в честь деяний Будды. Ступа с львиной капителью. Символика основных элементов.

Канон изображения Будды. Буддистский пантеон. Изменение в буддизме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Буддизм Махаяны и формирование канона изображения Будды. Три основных позы Будды: стоящий проповедник, лежащий на правом боку в нирване, сидящий в позе падма – асана аскет. Одежда Будды, отличия облика – петлеобразные уши, ушниша, урна. Хасты и мудры. Буддийский пантеон. Небесное и земное окружение Будды: апсары и небесные музыканты; Боддхисаттвы, монахи и отшельники – аскеты. Особенности изображения персонажей буддийской мифологии.

Индуистское искусство. Уход из Индии буддизма на рубеже 1- 2-го тысячелетий н.э. Реформирование религии вед и формирование основ индуизма. Тримурти - Брахма, Вишну, Шива. Канон изображения каждого из богов индуизма. Индуистский храм – символизм основных элементов. Южно-индийская и северо-индийская школы архитектуры. Скальные монолитные храмы Кайласанатха в Эллоре и Махабалипурам

Литература

Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М.,1989

Искусство КИТАЯ. Искусство периодов Шан – Инь и Чжоу. Эпоха Шан – Инь 21– 6 в. до н.э. Бронзовые сосуды для ритуальных жертвоприношений, разнообразие форм, символика узора. Бронзовые зеркала, ритуальные нефритовые диски и ножи. Погребения – подземные сводчатые помещения с керамическими моделями домов, лодок и фигурками людей. Виды декора стен погребений: росписи, рельефы. Наземная часть погребения цытан, аллея духов. Надписи на гадательных костях и щитах черепах. Особенность китайской иероглифической письменности. Каллиграфия и искусность в культуре.

Эпоха ранних Империй Цинь и Хань. Объединение Китая при Цинь Ши Хуан-Ди. Унификация письменности. Строительство Великого канала и Великой стены. Гробница Цинь Ши Хуана. Терракотовая армия. Китай при династии Хань. Начало активных торговых связей по Великому шелковому пути с внешним миром. Изобретение бумаги. Возникновение нескольких стилей живописи. Эпоха Хань – завершение развития в древности.

Искусство раннего средневековья 220 - 618г. Проникновение буддизма махаяны в Китай. Начало возведения буддийских скальных монастырей, пещерных храмов. 353–366г. Пещера тысячи Будд. Появление пагод - мемориальных памятников в честь деяний Будды. Большая пагода диких гусей в Чанъане. Поздние пагоды, «Железная пагода» в Кайфыне. Пагода у монастыря Шаолиньсы. Монументальная скульптура, рельефы. Появление первых теоретических трактатов по живописи «Шесть канонов живописи» Се Хэ,VIв. Гу Кай Чжи – первый живописец «Фея реки Ло».

Классический период: Правление династии Тан и Сун, 618 – 907. Техника живописи по шелку и бумаге. Горизонтальные и вертикальные свитки. Четыре драгоценности кабинета. Трехсовершенство китайского интеллектуала. Жанры живописи: «шань–шуй», «хуа-няо». Особенности архитектуры: неприязнь к монументальности, ориентация на структуру, соотношение вещей между собой, преобладание горизонтальных линий, каркасно-столбовая конструкция. Два стиля архитектуры: северный или дворцовый, строгий, с небольшими элементами декора на крыше, южный – нарядный, с очень изогнутым краями крыш, сверх обильным декором. Декоративная отделка в архитектуре, символика цвета. Дворцы и храмы. Планировка и убранство. Градостроительство Китая. Планировочная система города. Наличие северного и южного стиля планировки. Символизм имперской идеи в строительстве города. План Чанъани: трехчастное деление города на «Внешний город», «Внутренний город» и «Запретный город» Архитектура периода Сун: изящество форм, стройность пропорций. Ландшафтная архитектура. Сады при домах ученого сословия. Принцип сообщительности (тун) зданий и природной среды. VIII век – «золотой век» иллюстративного письма. Ван Вэй – родоначальник монохромного пейзажа.

 

Искусство ЯПОНИИ. Период кофунов. Керамика Дземон. Верования японцев. Синто. Синтоистский храм. Святилища Идзума и Исе. Конструктивные особенности: стрехи, короткие брусья – кацуоги, мачты манумоти - басира. Символика кофунов – знак союза солнца и воды. Ханива – погребальная пластика.

Период Асука–Нара, VI-VIIIв. Асука 552-645 - место императорской резиденции. Нара 645-794 - первая столица Японии. Появление в середине VI века буддизма. Буддийские монастыри Ситэннодзи в Осака, Хокадзи или Асукадэра, Хокидзи и Хорюдзи: двойные ворота (мон), многоярусная пагода (То), главное вместилище статуй и росписей – Золотой зал (кондо), зал для проповедей (кодо). Храмовый комплекс Якусидзи, 680г. в Тодайдзи. Скульптура. 16 метровая статуя Будды Русяна в Тодайдзи. Культ Будды Амиды. Амидоистский храм. Бодхисаттва Канон. Развитие культа Шести. Канон и иконография Канон - покровительницы обитателей ада, голодных духов, скотов, асуров, людей и небесных созданий.

Период Хэйан IX-XIIв.Перенесение столицы в 794 году в город Хэйан (современный Киото). Изменение стиля зодчества. Распространение сект тэндэй и сингон с учением эзотерического буддизма, появление горных монастырей. Монастыри Муродзи к. VIII-IXв., Энрякудзи VIII-IXв., Конгобудзи IXв., Дайгодзи Xв. Рождение национальной живописи ямато-э. Связь живописного изображения с текстом художественной прозы. Иллюстрации к роману Мурасаки Сикибу «Гэндзи Моногатари». Декоративные изделия из лака. Появление в светской архитектуре стиля синдэн. Садово-парковый стиль «синдэн–дзукури».

Период Камакура 1185-1333г. и Муромати 1333-1573г. Япония под властью военных диктаторов. Появление новой секты дзен, отражающей новые представления самураев. Эстетизация повседневности как составная часть дзенского учения. Монастыри секты дзен, отсутствие пагод, храмы, напоминающие сельские хижины. Архитектура периода Муромати. Камерный и уединенный стиль сейин, большая связь с природой, появление раздвижных наружных стен седзи, скользящих внутренних перегородок фусума, ниши токонома и полки для ученых занятий сеин.

Период Момояма 1573-1868г. Строительство замков с циклопической кладкой огромных цоколей, бойницами с решетками, башней тэнсю. Замок «Белой цапли» Хакуродзе. Дворцы: организация внутреннего пространства. Дворец Нидзе в Киото. Выдвижение в период Эдо купеческого сословия, вкусы которого обеспечили успех театра Кабуки, графики укие-э, чайной церемонии. Оформление домика для чайной церемонии, утвари, ландшафтного сада. Керамика для чайной церемонии. Сосуды типа «ига», «сино», «раку-яки». Школа Кано, росписи стен, складных ширм. Кано Эйтоку 1543-1590. Декоративная живопись 17в. Творчество Таварая Сотацу и Огата Корина. Гравюра на дереве: события городской жизни, театр Кабуки, гейши, борцы сумо. Гравюра на дереве Хасикава Моронобу, 1618-1694г. Творчество Кацусика Хокусая, 1760-1849: «36 видов горы Фудзи», «100 видов горы Фудзи». Гравюры Андо Хиросигэ «53 станции Токайдо».

основная

История искусств /под ред. Г.В.Драча, Т.С.Паниотовой/.- М.,2012

основная, электронный ресурс

Петкова С М - Справочник по мировой культуре и искусству - 2007.djvu

дополнительная

Бусальи М. Понимать архитектуру.- М.,2003

Памятники мирового искусства. Искусство древнего Востока.djvu

Вёрман К. - История искусств (том 1).pdf

Вейс Г. История культуры-1.pdf

Гнедич П. История искусств.pdf

Искусство древнего востока.djvu

История изобразительного искусства_1.djvu

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.01 с.)