Дизайн швейцарии и голландии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизайн швейцарии и голландии



Функционализм швейцарского и голландского коммуникативного дизайна. Голландская школа графики - Сезар Домела, Пит Зварт, Пауль Шутема, Виллем Сандберг. Коммуникативный дизайн Херберта Маттера, Сола Баса. Типографика Макса Билла, Ласло Мохой-Надя. Швейцарский стиль в графическом дизайне - сетка, основные форматы и шрифты. Шрифтовые гарнитуры Яна Чихолда, Макса Мидингера, Адриана Фрутигера, Хермана Запфа. Швейцарский стиль - Йозеф Мюллер-Брокман, Хофман Арним, Вим Кроувел. Новая волна в графическом дизайне, швейцарский панк – Вольфганг Вайнгард.

Дизайн интерьера и мебели Вернера Пантона, влияние поп-арта. Феномен Swath в конкурентной борьбе как аналог стайлинга.

Херберт Маттер швейцарский графический дизайнер. Реклама путешествий. Применение в плакате фотографии, использование коллажа и фотомонтажа.

Йозеф Мюллер-Брокман – основоположник швейцарского стиля в графическом дизайне. Разработка и применение сеток и модульных систем. Типографика металлического набора. Плакаты Beethoven и Musica viva, схема построения и пропорции.

Вольфганг Вайнгард основоположник графического дизайна новой волны. Эксперименты с типографикой, нарушение правил сетки, интерлиньяжа, применение неравномерной разрядки. Типографика для фотонабора. Швейцарский панк в плакате для выставки Das Schweiser Plakat.

 

Дизайн Италии

Влияние художественной культуры на итальянский дизайн. Яркость, броскость дизайна и стремление сделать вещи близкими человеку. Bugatti Этторе Бугатти, Chisitalia Пинин Фарина - иконы автомобильного дизайна. Автомобильные марки Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini, Mazeratti, Lancia. Автомобильный дизайн – фирмы Pininfarina, Bertone, Ghia. Послевоенные экономичные модели – скутер Vespa и автомобиль Fiat 500. Реформы Адриано Оливетти - "социализм на отдельно взятом предприятии", фирма Olivetti. Организация проектирования. Офисное оборудование, компьютеры, пишущие машинки, мебель. Фирменный стиль Olivetti как образец рационального и художественного дизайна, сотрудничество с М.Ниццоли, линия Ниццоли – пишущие машинки, швейная машина «Мирелла». Проекты Э.Соттсасса и М.Беллини. Взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Красивый дизайн, стиль "Мемфис" и анти-дизайн группы «Алхимия».

Марио Беллини. Мебель для интерьеров, диваны, кресла, кровати; конторское оборудование, радиоаппаратура и пр. Главный редактор журнала Domus. Вице президент Ассоциации промышленного дизайна (1969-1971). Проекты калькуляторов, пишущих машин, кресла, стулья, светильники.

Группа Memphis (1981-1988) Микеле де Луки, Этторе Соттсасс, Майкл Грейвз, Карим Рашид. Разнообразие и цитирование стилей прошлого, арт-дизайн, анти-дизайн.

Этторе Соттсасс. Особые взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Письмо Э.Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Авторское видение природы проектирования. Пишущая машинка «Валентина» для Оливетти. Участие в группе «Алхимия». Авангардные проекты - полка «Карлтон», лампа «Таити», керамическая скульптура «Бирма» и др.

Студия Alchemia (1976-1985) - Алессандро Мендини, Джио Понти, Алессандро Гурьеро. Отказ от стандартизации, функционализма и рационализма «для всех», анти-дизайн. «Баухауз-коллекция» А.Бранци, А.Мендини, Э.Соттсасс. Субъективизм, приватный смысл проектов А.Мендини, кресло «Обретенное время», штопоры для «Алеси», ре-дизайн кресел «Тонет 14» и «Василий».

Джио Понти дизайнер, создатель журнала Domus. Антитехницизм и эстетизм убеждений Понти: «У нашего времени нет стиля, нет исторически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя огромную свободу экспрессии; технология в своем непрерыв­ном прогрессе, отрицая стабильность, делает возможным все». Интерьеры, сверхлегкий стул, кресла.

Джо Коломбо. Радикальное изменение домашнего ландшафта, жилой блок – техномобильная среда интерьера. Кресло Элда и мобильное «Труба».

Дизайн и социальная реклама – Оливеро Тоскани, Бруно Мунари.

Бруно Мунари, его промышленный и графический дизайн. Арт-директор журнала Tempo. Графика детских книг, развивающие игры и конструкторы. Жилая структура, лампа Falkland, проекты для компаний Danese и Zanotta.

Промышленный дизайн Марко Дзанузо и Ричарда Сапера. Дизайн мебели Энцо Мари, Карло Моллино, Вико Магистретти, Альдо Росси. Модернизм братьев Акиле и Пьер Джакомо Кастильоне, светильники, барные стулья, радиола.

 

Дизайн стран Скандинавии

Протестантская этика и аскетический подход к проектированию. Работы 1930-х годов - мебель, рельефы, светильники. Гуманистический функционализм, органическое чувство материала, сочетание дизайна и ремесла. Представления о человеческом содержании дизайна, идея жилища. Изящный функционализм. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность. Интеллектуальный кризис в Европе в 1960-е годы и концептуальный дизайн. Иконы дизайна – люстра «Шишка» Пола Хеннигсена и поднос «Палый лист» Тапио Вирккала. Феномен IKEA и дизайн в сфере продаж. Социальная ориентация дизайна – проекты для инвалидов фирм A&E Design и Ergonomi Design Gruppen., забота о защите водителя Volvo.

Алвар Аалто основоположник современной финской архитектуры. Создание простых, добротных, неприкрашенных вещей, находящихся в гармонии с человеком и органически служащих ему. Разработка мебели на основе технологии клееной фанеры.

Тимо Тапани Сарпанева создатель I-й линии для фирмы Иттала. Универсализм творчества, свобода освоения различных материалов — керамики и фарфора, металла и стекла, древесины и текстиля.

Тапио Вирккала и его кредо "дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев". Представления о человеческом содержании бытового дизайна, выявление первородности всякого творения. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность.

Арне Якобсен. Стул «Муравей», «комната 606» - стулья Сфера и Лебедь. Линия металлической посуды.

Дизайн Японии

Феномен японского экономического чуда, индустриального подъема после II Мировой войны. Культурные традиции, ориентация на интернациональный и смешанный стиль, предлагаемый на внешний рынок. Влияние американского стайлинга и собственные трансформации научных и технических достижений Запада. Культурные традиции в проектировании интерьера, внимание к деталям предметной среды. Табурет «Бабочка» Сори Янаги как образец японского дизайна. Проекты Кензи Экуана. Японская электроника, инновационный дизайн фирмы Sony (1958). Портативные приборы и тенденция к миниатюризации. Автомобильные марки Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Yamaha. Японский авангард в дизайне костюма Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Рей Кавакубо. Графический дизайн Юсаку Камекура, Икко Танака, Шигео Фукуда.

 

Ситуация постмодерна

Избыточность производства и развитие технологий во второй половине ХХ века. Влияние на дизайн культуры и индивидуального спроса на рынке потребления. Ситуация в культуре - понимание культуры как текста и цитирование прошлого. Новые тенденции в дизайне – веяние поп-арта, ре-дизайн, анти-дизайн, и пр. Авангардизм и ре-дизайн группы "Мемфис" и студии «Алхимия». Попытки отойти от догматического видения соотношения формы, функции, конструкции и создать модель играющего, подвижного дизайна. Дизайн постиндустриального общества - минимализм, хай-тек, постиндустриализм, деконструктивизм и пр.

Информационное общество и усложнение графического языка. Цифровая революция - Макс Кисман, Невил Броуди, Эйприл Грейман, группа Émigré. Постмодернизм в графике - Дэвид Карсон, Стефан Загмайстер, Ирма Бум, Пола Шер. Журнальная графика i-D, The Face, Ray-Gun, и др.

Глобальные проблемы и тотальный дизайн.

основная

Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

основная, электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. - М.,1995

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ДИЗАЙН

Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков. Русское техническое общество. Инженеры-мостовики. Д.Журавский, Н.Белелюбский, Г.Кривошеин. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий (1829) в СПб. Критерии оценки экспонатов. Художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Владимир Шухов. Выставочные павильоны – сетчатые конструкции, гиперболоиды. Нефтепровод (1878), нефтеналивные суда, установки для переработки нефти (1887-1890), водотрубный котел (паровые котлы Шухова), железнодорожные мосты на основе с типовых решений с пролетами от 25 до 100 м, (1878), конструкции арочных перекрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве. Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Дальнейшая модификация сетчатых гиперболоидных конструкций - конструкция радиобашни на Шаболовке в Москве (1919-1920).

Научные труды П.Страхов «Техника и красота жизни», Я.Столяров «Несколько слов о красоте в технике».

Конструктивизм, Пролеткульт и производственное искусство. Построение формы на основе структурных связей между геометрическими элементами. Программа группы конструктивистов (1920) А.Родченко, В.Степанова, А.Ганн, братья Стенберги, О.Брик, Б.Арватов и др. Отказ от декоративности и развитие производства предметов промышленного производства. Плакатная графика и пропаганда, агитплакат А.Родченко, Г.Клуциса, Эль Лисицкого и других.

ВХУТЕМАС. Организация школы. Попытки совмещения науки, искусства и социологии в теориях 20-х годов (Б.Арватов, А.Богданов, А.Гастев, И.Тарабукин, А. Ган и др.). Производственное искусство 20-х годов. В.Татлин и его место в культуре ХХ века. Башня III Интернационала. Летатлин. Стул из гнутого дерева. Сценографии В.Татлина. Сочетание в творческом методе образного и функционального начал. Композиции А.Родченко 1910-х годов. Пространственные структуры. Фотомонтажи, сценографии, реклама. Рабочий клуб, шахматный столик. Работы братьев Стенбергов. Типографика и оформительские работы Г.Клуциса. Архитектура и дизайн в концепциях 20-х годов. Проекты и постройки И.Леонидова, К.Мельникова. Архитектурные проекты Л.Лисицкого, оформление выставок.

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) Живописец, график, театральный художник-конструктор. Член объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Союз молодежи», ИНХУКа, ЛЕФа. Превратил живопись в пространственную скульптуру. Памятник III Интернационалу – модель социальной структуры. Концепт Летатлин.

Леонид Александрович Веснин (1880-1933)Архитектор. Учился в Академии художеств в Петербурге. Преподавал в первых ГСХМ и на Архитектурном факультете ВХУТЕМАСа. Автор проекта Днепрогесс.

Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941)Архитектор, график, художник-конструктор. Член ИНХУКа. В своих работах Лисицкий стремился связать воедино живопись и архитектуру. Создатель проун- искусства. «За утверждение новых форм в искусстве»

Александр Михайлович Родченко 1891-1956. Основоположник современной фотографии. Фотоколлажи. Впервые в мире применил фотомонтаж. Оформление фотоколлажом книг Треятьякова и Маяковского.

Послевоенный дизайн в СССР. СКХБ транспортного машиностроения. Работы Ю.Долматовского. Возрождение интереса к проектированию. Специфика украшательного и проектного видения в 50-е годы. Постановление Совмина СССР от 1962 года и создание системы промышленного и альтернативного проектирования. Представления о дизайне в 60-е годы. Автомобиль-такси ВНИИТЭ, автобус ПАЗ-Турист, самолеты, космические аппараты и пр. Печатно-графический дизайн. Журнал "РТ" как авангардный дизайн в отсутствии дизайна.

Направления отечественного дизайна 1960-70-х годов. "Художественное конструирование" и "художественное проектирование". Проекты Сенежской студии - ТУ-144, музей Пушкина, музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80.

Организационные структуры и концепции дизайна 60-80-х годов. Время становления практики и теории отечественного дизайна. Основные концепции: I-направление ВНИИТЭ - теория художественного конструирования, ориентированного на науку и тесный контакт с инженерным проектированием. II-направление дизайна — художественное проектирование связано, с деятельностью Центральной учебно- экспериментальной студии Союза художников СССР, Сенежской студией. Акцент на изобразительное искусство, художественную культуру в целом.

Весь комплекс требований технической эстетики и совокупность потребительских свойств изделий условно разделялись на две группы: 1)требования, обеспечивающие получение полезного эффекта при потреблении изделия; 2)требования, характеризующие материальные затраты на производство (или приобретение) и эксплуатацию изделия. Первая группа требований включает: 1)социальные, 2)утилитарно-функциональные, 3)эргономические, 4)эстетические.

ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (1962). Возглавил Ю.Б.Соловьев. Функции ВНИИТЭ организационно-методическое обеспечение звеньев системы (подразделений КБ, на заводах, в отраслях) по художественно-конструкторскому проектированию; разработка научных и творческих проблем.

Сенежская студия - центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР (1963)

Союз дизайнеров России (1987) - творческий союз, объединяющий в своих рядах широкий круг специалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.022 с.)