ТОП 10:

Понятие экологической информации.



ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Экологическая информация- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их представления.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» говорит о том, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

В целом это — большой массив различной информации. Исходя из убеждений потребностей людей, юридических лиц и муниципальных органов, такая информация может содержать данные:

• о состоянии земли, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

• о экологической опасности либо риске для здоровья и жизни людей;

• о хим, физических и био действиях на состояние окружающей среды и их источниках;

• о деятельности, отрицательно влияющей либо способной воздействовать на природные объекты и человека;

• о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и других;

• о деятельности муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость воплощения таковой деятельности установлена законодательством РФ.

Пользователями экологически важной информацией является более полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, публичные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, компании и организации, муниципальные структуры. Экологически важной информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях гос. власти.

 

 

Система источников экологической информации.

К источникам относятся:

• НПА, полностью или частично посвященные вопросам экологии

• Кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ образующихся в результате производства

• Данные экологического мониторинга

• Материалы государственного статистического учета

Данный перечень открыт.

Кадастры следует рассматривать как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому информация в них официальна. Виды кадастров:

• Государственный кадастр недвижимости

• Месторождений и проявлений полезных ископаемых

• Объекты животного мира

Мониторинг-система наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Виды мониторинга, данные которых являются источниками экологической информации:

• Государственный мониторинг земель

• Состояния внутренних морских вод

• Водных объектов

• Атмосферного воздуха

Статистический учет- органы государственной власти ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду- один из важнейших источников информации. Виды:

• Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

• Объектов животного мира

• В области обращения с отходами

Понятие юридической ответственности и условия ее применения.

Под юридической ответственностью за правонарушения понимаются отношения государства в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего наказания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению таковых требований. Такую же роль выполняют государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, экологический контроль и тд.

Основные функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

1 функция. Стимулирующая. Стимулирует соблюдение норм экологического права.

2 функция. Превентивная. То есть предупреждение новых правонарушений.

3 функция. Компенсационная. То есть возмещение вреда либо окружающей среде, либо возмещения вреда здоровью, жизни и имущества человека (а иногда и в совокупности).

4 функция. Карательная функция. Наказание лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

 

Основания юридической ответственности. Их выделяют в науке три:

1 – нормативные. Наличие нормативного акта, в соответствии с которым закрепляется тот или иной вид ответственности.

2– фактические. Состав экологического правонарушения (само экологическое правонарушение).

3 – процессуальные. То есть наличие какого-то акта, в котором закрепляются все обстоятельства дела.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяются виды: дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная ответственности.

Спор – имущественная ответственность объединяет гражданско-правовую и материальную или только гражданско-правовую. В качестве примера санкций: аннулирование лицензии, полное прекращение деятельности предприятия, отмена разрешения на отстрел или отлов животных, расторжения договора аренды в сфере лесопользования, землепользования. Но все эти санкции – это скорее гражданско-правовые и административные, нет самостоятельного нормативного акта – поэтому позиция недостаточно обоснована.

Один из недостатков ФЗ «Об охране окружающей среды» – то, что нет легального закрепления экологического правонарушения, а в прежнем было.

Экологическое правонарушения – это противоправное, как правило виновное деяние, совершаемое праводееспособным лицом (субъектом), причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

 

 

Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Выделяют здесь три группы преступлений:

1 группа. Составы, посягающие на состояние отдельных природных ресурсов: загрязнение вод, загрязнение атмосферного воздуха, порча земель и так далее.

2 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушении экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и нарушение правил с отходами.

3 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

И статья УК РФ – «экоцид». Данный состав закреплён в преступлениях против мира и безопасности человечества, что говорит о повышенной охраняемости(на практике ни разу не применялась эта статья.)

Трудности по вопросам применения уголовной ответственности за экологические преступления:

Во-первых, сравнительно небольшое количество возбуждённых дел, содержащих составы экологических преступлений.

Во-вторых, трудности, связанные с профессиональным сбором специфических доказательств.

В-третьих, трудности, связанные со своевременным выявлением необходимых для справедливого и законного рассмотрения дела, обстоятельств.

Часто также возникает трудности с доказыванием наличия умысла в самом деяния, умышленной формы вины.

Все эти трудности образуют результат, который говорит о высокой латентности экологических преступлений.

В отдельных сферах деятельности процентный состав латентных экологических преступления может доходить до 90%. Особенно в сфере лесопользования. И зачастую трансформации уголовной ответственности в административную.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.007 с.)