V. Эмоционально-волевая сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Эмоционально-волевая сфера личности



1. Эмоции, в целом, как класс психических явлений, обозначаются как:

- психическое состояние,

- психическое явление,

- психический объект,

- психический процесс.

2. Обычно эмоции характеризуются как психические реакции, …....... отношение субъекта к жизненным обстоятельствам.

- выражающие,

- отражающие,

- представляющие собой,

- все ответы верны.

 

 

3. Установить соответствие между волевыми качествами и их характеристиками:

1. Целеустремленность А. Разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности
2. Выдержка Б. Умение мобилизовывать свои возможности для длительной борьбы с трудностями
3. Настойчивость В. Умение затормозить действие, чувства, мысли мешающие принятию решения
4. Организованность Г. Умение подчинять свои действия поставленным действиям

 

4. Осуждение своего поступка самим человеком, независимо от отношения окружающих, называется:

- виной,

- стыдом,

- страхом,

- презрением.

 

5. Положительное эмоциональное состояние, способствующее приобретению новых навыков, умений, знаний, - это ……....

 

6. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение, с которыми вступает в резкое рассогласование с принципами и установками субъекта, называется:

- отвращением,

- страданием,

- презрением,

- стыдом.

 

7. Эмоциональная реакция на неожиданное препятствие при достижении цели называется ………..

 

8. Психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление - ………....

 

9. Верное высказывание:

- единственный критерий проявления воли в поведении - волевые качества личности,

- главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его,

- волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению,

- волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

 

10. Волевые свойства человека:

- целеустремленность,

- решительность,

- выдержка,

- эмоциональность,

- ригидность.

 

11. Волевое качество, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели, называется ………..

 

VI. Индивидуально-типологические особенности личности

1. Под темпераментом понимают ___________ характеристики психической деятельности.

- статические,

- содержательные,

- динамические,

- психологические.

 

2. Низкий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность, преобладание отрицательных эмоций над положительными свойственно ____________

3. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении – это__________

- темперамент,

- способности,

- характер,

- все ответы верны.

 

4. Своеобразные заострения характера, называются __________характера.

 

5. О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетельствует:

- высокий темп обучения соответствующей деятельности,

- энергетическая экономность выполнения данной деятельности,

- индивидуальное своеобразие выполнения деятельности,

- все ответы верны.

 

6. Высшая степень способностей личности к определенной деятельности называется ________

 

7. Соответствие между типом темпераментом и его проявлением:

1. Эмоции быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но не продолжительная холерики
2. Люди "веселого нрава" сангвиники
3. Трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях флегматики
4. Беспокойны, тревожны, пессимистичны меланхолики

8. Соответствие между акцентуацией характера и её характерной особенностью:

1. Характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям 1. Астеническая акцентуация
2. Характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других 2. Конформная акцентуация
3. Характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации 3. Лабильная акцентуация

9. Своеобразное сочетание способностей, которое, обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, называется:

- одаренностью,

- мастерством,

- талантом,

- гениальностью.

 

10. Отечественная психология придерживается взгляда на природу способностей:

- это индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и влияющие на успешное выполнение деятельности,

- они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках,

- они являются характеристикой индивида,

- они наследуются.

 

12. Высшая степень творческих проявлений - это:

- талант,

- одаренность,

- мастерство,

- гениальность.

13. Соответствие между уровнями развития способностей и их характеристиками:

1. Талант 1. Высокий уровень развития специальных способностей
2. Гениальность 2. Высшая степень творческих проявлений
3. Мастерство 3. Совершенство в конкретном виде деятельности

VII. Психология группы

 

1. Социометрия - это социально-психологическая методика, направленная на выявление

- лидера,

- стиля руководства группой,

- системы эмоциональных отношений,

- групповой сплоченности,

- коммуникативных сетей.

 

2. Принцип определения верхней границы малой группы -

- 7 +/- 2,

- особенности коммуникативных сетей,

- композиция малой группы,

- особенности совместной деятельности,

- стиль руководства.

 

3. Основные признаки малой группы -

- наличие эмоциональных связей и общих интересов,

- наличие общего пространства общения,

- наличие формальной структуры и руководителя,

- не более 15 человек,

- наличие непосредственного общения и общей деятельности.

 

4. Лидер группы обладает

- наибольшей эмоционально-личностной привлекательностью,

- психологическим ценностным влиянием,

- наивысшим социометрическим статусом,

- высокой конформностью,

- определенными лидерскими чертами личности.

 

5. Лидер, ориентированный на решение целевых задач группы, называется

- инструментальный лидер.

- экспрессивный лидер,

- неформальный лидер,

- социометрическая звезда,

- формальный лидер.

 

6. Децентрализованные коммуникативные сети способствуют

- возникновению лидерства,

- организационному развитию,

- решению задач в экстремальной ситуации,

- групповому сплочению,

- быстрой и адекватной передачи информации.

 

7. Противоположным по смыслу понятию “референтная группа” является понятие

- группа – ассоциация,

- лабораторная группа,

- коллектив,

- большая группа.

- группа членства.

 

8. Конформность - это

- форма социальной защиты человека в группе,

- форма решения конфликта между собственным мнением и мнением группы,

- способ социального приспособления человека к обществу,

- форма удовлетворения потребности в общении,

- вид лидерского влияния.

 

9. Одним из механизмов группового развития является

- нормативное давление меньшинства,

- нормативное давление большинства,

- групповая сплоченность,

- групповая дискуссия,

- совместимость.

 

10. Процесс группового развития характеризуется

- сменой ведущей деятельности,

- сменой лидеров,

- неравномерностью развития в экспрессивной и инструментальной сферах,

- сплочением группы,

- формированием формальной структуры группы.

 

9. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе

9.1. Методические рекомендации для преподавателя

Учебный курс «Общая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки будущих кадров и предназначена для овладения студентами системой теоретических знаний, практических навыков и умений психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения.

Психология изучается и усваивается не так, как другие науки. В отличие от других предметов школа системных психологических знаний не закладывает, и студенты в основном владеют только житейскими знаниями и понятиями, фрагментарными психологическими представлениями. Это, с одной стороны, облегчает обучение психологии, т. к. все-таки имеющийся запас житейских наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, а с другой, – затрудняет обучение в силу того, что преподавателю приходится преодолевать эти житейские, донаучные представления и понятия. У студентов первого курса возникает проблема ломки сложившихся у них житейских представлений (особенно в начале изучения курса), появляется "терминологический барьер", что отнюдь не всегда приводит к полному, верному пониманию и усвоению сообщаемых психологических знаний.

Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, ктому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально. И в своей будущей практической деятельности многое из того, что рассматривается в психологи, не в состоянии использовать. Почти типичной картиной на экзамене по психологии является то, что студент может четко давать определение различных психологических понятий, раскрывать их характеристики. Но стоит только предложить ему охарактеризовать особенности собственных психических процессов или свои индивидуально-психологические свойства – уверенность студента сменяется растерянностью, молчанием, недоумением или даже сомнением в наличии у него аналогичных психологических явлений. Из-за того, что в студенческие годы психологический материал кажется абстрактным, по окончании вуза выпускник спохватывается – проходил и сдавал психологию, а знаний почти не осталось. Подобные затруднения будут проявляться у студентов до тех пор, пока они сами не начнут осознавать себя конкретными представителями тех субъектов, личностей, о которых идет речь в курсах психологии, пока не научатся использовать собственную личность в качестве модели, "психологической лаборатории".

При изучении курса психологии студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.

Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. Сложность обучения психологии усугубляется также отсутствием должного учебника, отвечающего современным требованиям

Преподаватели при организации самостоятельной работы:

- разрабатывают план СРС по учебному курсу;

- определяют объем учебного содержания и количество часов, отводимых на СРС;

- готовят пакет контрольно-измерительных материалов и определяют периодичности контроля;

- определяют систему индивидуальной работы со студентами:

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работа, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;

- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений, навыкинаучного исследования;

- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы;

- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графиков самостоятельной работы;

- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.

Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных учебных занятий включает:

- обеспеченность тем и разделов учебной литературой ее доступность для всех обучающихся;

- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;

- совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговoй системы, компьютеризированного тестирования и др.);

- совершенствование методики проведения лекций, практических и лабораторных занятий и исследовательской работы студентов.

Одним из главных видов учебных занятий являются лекции. На лекции преподаватель дает студентам основы знаний по рассматриваемой теме, излагает ее структуру, дает методические рекомендации и конкретные задания по самостоятельной работе над темой.

На практических и лабораторных занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических и лабораторных занятий студент должен научиться диагностировать различные процессы, свойства и качества личности. В качестве текущего контроля на практических и лабораторных занятиях проводится опрос студентов, проверочные контрольные работы, тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, ответы на вопросы для самоконтроля, конспектирование и аннотирование литературы; составление рефератов или докладов; выполнение долговременных и творческих работ.

Проведение контрольных точек текущих аттестации осуществляется в форме коллоквиума и защиты творческого проекта.

Коллоквиум проводится по темам «Введение в психологию», «Личность в деятельности», для закрепления материала, изученного в данных разделах.

По окончанию изучения данной дисциплины студентам необходимо предоставить отчетную документацию: тетради с оформленными лекциями, практическими и лабораторными занятиями, всеми видами выполненных самостоятельных работ, долговременную работу.

Защита долговременных работ проводится публично, в присутствии студентов данной группы и всех желающих. Критерии оценки долговременной работы:

- актуальность темы исследования;

- четкость в постановке целей и задач исследования;

- новизна и оригинальность разработки;

- элементы научного исследования;

- возможность практического применения;

- использование внепрограммной литературы;

- оформление;

- умение автора защитить основные положения своего исследования;

- степень самостоятельности студента в работе над темой.

В процессе реализации дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционные занятия (вводная лекция, лекция-информация с визуализацией, проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-солекторство).

2. Практические занятия (семинар-дискуссия по актуальным проблемам психологии, семинар по студенческим презентациям Power Point, решение проблемных ситуаций в области психологии, решение психологических задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, деловые игры, ролевые игры, моделирование, проектирование).

3. Лабораторные занятия (проведение психодиагностических методик, тестов, решение психологических задач, решение тестовых заданий, проектирование, элементы социально-психологического тренинга, упражнения).

4. Самостоятельная работа (освоение теоретического материала, конспектирование, аннотирование, выполнение домашних заданий, научная работа (публичные выступления, написание тезисов, статей, научных работ, научных проектов), подготовка рефератов, докладов, презентаций, подготовка к текущему и рубежному контролю, выполнение творческого задания).

5. Внеаудиторная работа (встречи с учителями-предметниками, участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, тренингах, круглых столах, олимпиадах, конкурсах).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляет не менее 40% от всего объема аудиторных занятий.

Необходимость использования интерактивных технологий обучения при изучении дисциплины «Общая психология» основывается на их преимуществах, которые заключаются в том, что эти технологии:

- пробуждают у студентов интерес к дисциплине;

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

 

10. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы.

Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студентов сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание аспирантом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы. В зависимости от этого различают три уровнясамостоятельной деятельности аспирантов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность аспирантов проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Аспирант должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) СР.

3.Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

4.Формы контроля.

Формы самостоятельного изучении курса могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов и рефератов; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение психологических задач, составление структурно-логических схем, подготовка презентаций, выполнение творческого задания и т.д.

Аннотирование литературы — перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к изучаемой проблеме.

Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т. д. Существует мнение, что конспектирование необходимо только для лучшего запоминания материала (например, лекций). Однако более важным здесь является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным.

Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.

Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой.

Как и всякому умению, конспектированию надо учиться. Лишь со временем приходит способность быстро и точно выбирать из читаемого главное содержание. При конспектировании полезно изучаемый источник читать, по меньшей мере, два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект.

Опытный читатель при конспектировании научной работы опирается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретическую и экспериментальную проверку гипотезы, факты, эмпирические и теоретические обобщения, методику эксперимента.

При конспектировании важно сразу же находить значения непонятных терминов, используя для этого разнообразную справочную литературу.

Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов:

1) критическая рецензия на научную работу,

2) аналитический обзор исследований по теме,

3) критический анализ дискуссии.

Указанные работы включают анализ литературы по выбранной проблеме, на основе которого формулируются задачи экспериментального исследования.

Структура реферата определяется его видом.

Критическая рецензия может включать:

а) обоснование актуальности рецензируемой работы;

б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы (позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал — следует отметить и это);

в) критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических, философских положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых;

г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором — обоснованность выбор методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки;

д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных);

е) выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, — что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что — неправильно.

Аналитический обзор по проблеме может быть построен двояко:

- в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);

- в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).

Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками.

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) стоят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных.

Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель — выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используемые литературные источники. Слова цитируемых авторов следует брать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литературного источника по списку литературы, который дается в конце реферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-то автора излагается собственными словами, то кавычки не ставятся, но обязательно в скобках указывают номер литературного источника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, то в скобках соответствующие номера литературных источников указываются через точку с запятой.

Характерными ошибками при написании реферата являются: переписывание целых кусков из реферируемых источников без ссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; отсутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных мыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие логического или экспериментального обоснования выводов), отсутствие собственной позиции автора реферата, а также списка литературы или указание тех публикаций, которые не были использованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте.

Решение психологических задач. Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты и осуществлять правильные, педагогически обоснованные практические действия играет самостоятельное решение психологических задач. Психологические задачи предусматривают анализ разнообразных фактов и ситуаций.

Самостоятельное решение студентами психологических задач имеет своей целью научить их применять полученные по курс психологии знания на практике. Опыт преподавания психологи показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науке, способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у них творческих способностей, формированию умения педагогически мыслить и осуществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия на личность учащегося.

При подготовке к лекции студенту рекомендуется:

1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

При подготовке к лабораторному и практическому занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

3) изучить категориальный аппарат предстоящей темы;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

- протокол опыта;

- запись обработки результатов исследования;

- анализ обработанных результатов;

- выводы;

- выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

2) изучить рекомендуемую литературу;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

Требования к самостоятельной работе студентов:

1. При чтении психологической литературы научиться выделять главное, существенное, критически оценивать прочитанное.

2. Уметь:

- свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом;

- правильно, грамотно конспектировать прочитанное;

- составлять реферат по прочитанной литературе;

- наблюдать и интерпретировать психологические факты;

- обобщать психологические факты, переходить к оценке личностных свойств, межличностных отношений в группе;

- самостоятельно применять методики (социометрия, референтометрия; самооценка личности; выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов; исследование устойчивости и сосредоточенности внимания с помощью корректурной пробы; изучение интересов и стремлений как проявления направленности личности; определение темпераментных характеристик личности) в изучении психики растущего человека и взрослого;

- оценивать результаты деятельности личности;

- подготовить рецензию, эссе, доклад, содоклад, тезисы выступления;

- составить библиографию к изученной теме;

- составлять программу контроля, самоконтроля при выполнении различных заданий;

3. Владеть:

- составлением стратегии личностно-профессионального развития;

- самопознанием и саморазвитием, их значением в жизнедеятельности человека; его процессуальной стороной, способами и средствами;

- знаниями саморазвития, его формами: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация;

- современными информационными технологиями.

Направления и виды самостоятельной (долговременной) работы студентов

1. Творческое задание «Самопознание личности» (см. пункт 11.2.)

2. Подготовка реферативных работ по одной выбранной студентом теме.

3. Составление реферативных карточек по одной выбранной студентом теме.

4. Подготовка краткого экскурса из жизни выдающихся отечественных или зарубежных психологов (по выбору).

5. Аннотирование литературы, журнальных статей и т.п. по одной выбранной студентом теме.

6. Подбор из художественной литературы, личного опыта и наблюдений убедительных интересных примеров, иллюстрирующих:

a) познавательную, эмоционально - волевую сферу человека, а также его индивидуальные психологические свойства;

б) проявления психики различных животных.

6. Подбор из популярной и научной психологической литературы психологических методик по изучению познавательной, эмоционально-волевой сферы человека, а также его индивидуально-психологических свойств (по выбору).

7. Подготовка дидактических материалов по диагностике и коррекции познавательной, эмоционально - волевой сферы человека, а также его индивидуально-психологических свойств (по выбору студента).

8. Составление структурно - логических схем по основным темам дисциплины.

9. Составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов, игр, викторин по основным разделам изучаемой дисциплины.

10. Подбор материалов, имеющих практическое значение для нужд Вашей профессиональной деятельности

11. Подготовка наглядных пособий по одной из основных тем дисциплины (макет, газета, "психологический сад", видеофильм и т. д.)

12. Подбор жизненных ситуаций, примеров, иллюстрирующих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.167 с.)