Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Эмоционально-волевая сфера человека.

Поиск

Тема 5.1. Эмоции и чувства.

1 Общее понятие о чувствах и эмоциях.

2. Функции эмоций и чувств

3. Классификация эмоций и чувств.

4. Формы переживания эмоций

Понятие об эмоциях и чувствах. Отличие чувств от эмоций. Коренное отличие чувств человека и животного. Значение эмоций в жизни человека. Особенности эмоциональной сферы человеческой психики. Функции эмоций: регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, побудительная, коммуникативная, защитная. Психологические теории эмоций. Классификации и виды эмоций. Формы переживания эмоций: аффект, собственно эмоции, настроение, страсть, стресс, чувства. Место эмоций в мотивационно-потребностной сфере человека, эмоция как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву (А. Н. Леонтьев). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Качества чувств: амбивалентность, неопределенность, знаковый характер.

Высшие чувства: моральные, эстетические, интеллектуальные, праксические. Их общественно-историческое происхождение. Параметры оценки эмоциональных процессов и состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.

Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у человека. Эмоции и человеческие взаимоотношения. Влияние эмоций на организм и самочувствие человека.

Тема 5.2. Волевая сфера личности.

1. Общее понятие о воле.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества человека.

4. Условия воспитания воли.

Понятие воли в психологии. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Особенности волевой регуляции психической активности. Современные исследования волевой регуляции деятельности (В. И. Селиванов, В. А. Иванников). Воля как активное сознательное регулирование человеком своего поведения. Воля и мотивация. Связь волевой регуляции поведения с мотивами, потребностями и целями человека. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения. Понимание волевой регуляции поведения как его переосмысливания. Воля и рефлексия. Уровни рефлексии: осознание и активное изменение функционирования психики. Структура волевого акта: возникновение и осознание мотива, борьба мотивов и выбор цели, принятие решения, исполнение решения, проверка правильности решения. Внешние и внутренние преграды в волевых действиях, волевое усилие. Уровни волевой активности. Воля как высший уровень регуляции. Необходимость преодоления трудностей в осуществлении намерения как условие волевой регуляции. Воля и формирование высших психических функций у человека. Волевые процессы и свойства личности. Воля и эмоции человека.

Развитие воли в онтогенезе. Основные направления в развитии воли. Игры детей и их значение в развитии воли. Становление волевых качеств личности. Самовоспитание.

 

Раздел 6. Индивидуально-типологические особенности личности.

Тема 6.1. Темперамент и характер.

1. Общее понятие о темпераменте и характере, и их отличие.

2. История представлений о темпераменте.

3. Психологические свойства типов темперамента.

4. Акцентуация характера.

Темперамент как динамическая характеристика психики человека. Типы темперамента. Исторические учения о темпераменте (Гиппократ). Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активность, темп, продуктивность, возбудимость, торможение, переключаемость, экстраверсия, интроверсия – применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению. Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека.

Темперамент и характер. Характер как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются типичные способы его поведения и эмоционального реагирования. Побудительная сила характера. Инструментальность черт характера человека. Структура характера. Типологии характера. Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров в зависимости от строения тела человека Э. Кречмера. Проблема нормы и патологии характера. Понятие «акцентуации характера». Акцентуированные характеры подростков по А. Е. Личко. Акцентуации типов людей по характерной манере общения К. Леонгарда. Типология социальных характеров по Э. Фромму.

Формирование характера. Сензитивный период для развития и укрепления характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Психолого-педагогические условия формирования характера: реальные социально-типические отношения, их осознание, индивидуализация. Воспитание и самовоспитание характера. Проблема перевоспитания характера.

Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные свойства человека. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.

Характер и мотивация поведения. Характер, темперамент и установка, их взаимное опосредование. Смысловые, целевые и операциональные предпосылки характера.

Тема 6.2. Способности.

1. Общее понятие способностей.

2. Задатки способностей.

3. Виды способностей.

4. Степени развития способностей.

Общее представление о способностях. Способности как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Б. М. Теплов). Природа человеческих способностей, их происхождение и детерминация. Врожденное и приобретенное в способностях. Способности и задатки. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову: художественный, мыслительный, средний. Структура и виды способностей. Общие и специальные способности. Взаимосвязь и взаимокомпенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Свойства нервной системы человека и развитие способностей. Межполовые индивидуальные различия в способностях.

Формирование способностей. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей. Начальный этап развития способностей. Условия раннего проявления способностей у детей. Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский). Сензитивные периоды развития и их значение для развития и формирования способностей ребенка. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека.

 

Раздел 7. Психология группы

Тема 7.1. Группа как социально-психологический феномен.

1. Проблема группы в социальной психологии.

2. Психологические особенности больших групп.

3. Понятие малой группы, классификация и структура.

4. Формирование и развитие малой группы.

5. Основные направления исследования групп.

Проблема группы в социальной психологии. Общее понятие о группе, классификация групп. Психологические особенности больших групп: толпа, масса, публика. Понятие малой группы, классификация и структура. Коммуникативная структура малой группы. Социометрическая структура малой труппы. Ролевая структура малой группы. Структура социальной власти и влияния в малой группе. Формирование и развитие малой группы. Этапы развития малой группы. Психологические механизмы развития малой группы. Групповая сплоченность. Феномен группового давления, явление конформизма. Процесс принятия групповых решений. Проблема организации руководства и лидерства в группе.

6.3.2. Темы (содержание) практических занятий

Практическое занятие № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.007 с.)