Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт прикладной информатики, математики и физики

Поиск

 

Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

по дисциплине Б3.Б.1.2 «Общая психология»

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки Информатика

Физика

Математика

 

 

Армавир – 2014 г.

Лист согласования

 

 

Авторы-составители: Недбаева С.В.,профессор, д.псх.н. профессор

Качалова А.В.доцент, к.псх.н.,

Твелова И.А., доцент к.псх.н., доцент

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Общая психология» утверждена на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

 

«26» декабря 2013 г., протокол № 4.

 

Заведующий кафедрой _______________ / Дохоян А.М.

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с руководителем программы

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: информатика

 

«____»_________________20__ г.

 

Руководитель программы ________________/ Паладян К.А.

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------


6.1. Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП

 

Таблица 1б. Выписка из учебного плана

050100 Педагогическое образование (профиль подготовки: математика)

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб. раб., час. СРС, час Форма аттестации
зач. ед. час
              экзамен
в т.ч. в интерактивной форме          

 

 

6.2. Структура учебной дисциплины

Таблица 2. Содержание дисциплины

№ раздела Наименование раздела Форма рубежного контроля
  Введение в психологию. опрос, ДЗ, СР
  Личность в деятельности и общении. опрос, ДЗ, СР
  Познавательные процессы. опрос, ДЗ, СР
  Внимание опрос, ДЗ, СР
  Эмоционально-волевая сфера человека. опрос, ДЗ, СР
  Индивидуально-типологические особенности личности. опрос, ДЗ, СР
  Психология группы. опрос, ДЗ, СР

 

Таблица 3б. Тематический план по дисциплине

050100 Педагогическое образование (профиль подготовки: математика)

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лек. пр.з. лаб.
  Введение в психологию Предмет, задачи и методы психологии Этапы развития психологии Происхождение и развитие психики в филогенезе                
  Личность в деятельности и общении Понятие личности и её структура Теории личности Деятельность Общение                  
  Познавательные процессы Ощущение и восприятие Память Мышление и речь Воображение            
  Внимание Внимание и его роль в деятельности            
  Эмоционально-волевая сфера человека Эмоции и чувства Волевая сфера личности              
  Индивидуально-типологические особенности личности Темперамент и характер Способности                
  Психология группы Группа как социально-психологический феномен Психология межличностных отношений                
  Всего часов:            

6.3. Виды занятий и их содержание

6.3.1. Планы и содержание лекционных занятий

Раздел 1. Введение в психологию.

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии.

1. Общее понятие о психологии и ее предмете.

2. Задачи, принципы и структура современной психологии.

3. Методы в психологии

Общее понятие психологии как науки. Связь житейской и научной психологии. Отличие житейских психологических знаний от научных. Место психологии в системе наук. Психология как система развивающихся наук. Взаимосвязь общей психологии с другими науками. Основные теоретические и практические задачи. Основные методологические принципы научной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, личности как активного субъекта жизни и деятельности. Системный подход в психологии.

Основные отрасли психологии. Проблема человека в психологии Предмет изучения психологии. Задачи психологии на современном этапе. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Основные разделы современной психологии.

Проблема метода исследования в психологии. Классификация и сравнительная характеристика основных методов исследования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Интроспекция как особый метод изучения психических явлений. Наблюдение, его виды и требования к его организации при проведении исследования. Экспериментальный метод в психологии. Лабораторный, естественный и другие виды эксперимента. Тесты и основные проблемы, связанные с их применением. Типы и виды опроса. Моделирование в психологии. Методы организации исследования. Этапы психологического исследования.

Тема 1.2. Этапы развития психологии.

1. Зарождение психологии как науки.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Психологические теории и направления.

4. Основные психологические школы.

5. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии: понятие предмета и объекта науки. Философский этап в развитии психологии. Душа как предмет психологического исследования. Основные учения древних философов. Идеалистическое или материалистическое понимание души (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

Психология как наука о сознании (Р.Декарт, Б. Спиноза, У. Джемс, В.Вундт). В. Вундт как основатель научной школы психологии (теория элементов сознания). Метод интроспекции. Введение экспериментального метода в практику психологических исследований.

Поведение как предмет психологического изучения в бихевиоризме (Дж. Уотсон). Роль естественнонаучного знания в развитии психологии. Объективный характер поведения. Эволюция бихевиоризма: бихевиоризм и необихевиоризм. Принцип оперантного обусловливания Б. Скиннера. Теория социального научения А. Бандуры.

Бессознательное как предмет изучения в психоанализе (З. Фрейд). Бессознательное, внутренние конфликты личности, роль детства в психическом развитии человека как основные положения теоретиков психоаналитического направления. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Основные школы психоанализа. Аналитическая психология К.-Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Теория культурно-философской психопатологии К. Хорни, Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Самоактуализирующаяся личность как предмет психологического изучения в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт). Основные положения гуманистической психологии.

Познавательные процессы как предмет психологического изучения в когнитивной психологии (У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Келли).

Целостность психики как предмет психологического изучения в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин).

Современное состояние ведущих направлений психологической науки и их связь с практикой.

Тема 1.3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

1. Проблема и природа психического.

2. Развитие психики в животном мире.

3. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека.

4. Структурные компоненты сознания.

Психика человека как предмет системного исследования. Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Особенности психического отражения. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Материалистический и идеалистический подходы к решению вопроса об основном механизме развития психики. А. Н. Леонтьев об объективном критерии психики.

Становление низших форм поведения и психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву, К. Э. Фабри): сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Их характеристика. Практическая деятельность и двигательная активность как факторы, определяющие уровни развития психики и поведения животных. Интеллектуальное поведение высших животных. Возможности и ограничения интеллектуального поведения. Сравнение психики человека и животных. Развитие высших психических функций у человека. Деятельность и общение как источники познавательного и личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности. Развитие психики человека в фило- и онтогенезе. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека. Структурные компоненты сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.007 с.)