Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Индивидуально-типологические особенности личности

Поиск

Темперамент

Задача 1. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.

 

Задача 2. Опишите ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность - ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.

 

Задача 3. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.

и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.

к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.

л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.

 

Задача 4. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

 

Задача 5. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:

а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.

б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.

в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.

 

Задача 6. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-испытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сангвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бе­гом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?

Задача 7. Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача 8. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача 9. Напишите рекомендации о том, как можно взаимодействовать с людьми различных типов темперамента.

 

Задача 10. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?

 

Задача 11. Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее?

 

Задача 12. Виталий – ученик шестого класса, низкорослый и щупленький, слабо развит физически, внимание не отличается устойчивостью, поэтому невелики успехи в учебе. Какой из вариантов развития личности наиболее вероятен?

 

Задача 13. Перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям.

 

Задача 14. Спрогнозируйте, как свойства темперамента под влиянием воздействующих на них социальных условий могут трансформироваться в черты характера.

 

Задача 15. Разработайте 15 психологических рекомендаций в помощь учителю, перед которым стоит задача адаптировать нового ученика к классному коллективу. Рекомендации в данном случае следует составлять, придерживаясь следующей схемы: «Если новый ученик такой-то (обладает определенной чертой характера, способностью), то учитель должен (может) сделать то-то».

 

Задача 16. Исправьте следующие психологические рекомендации так, чтобы они были адекватны такой черте характера, как общительность.

а) Избегайте встреч с таким человеком.

б) Не позволяйте ему пользоваться Вашим телефоном.

в) Ели Вы куда-нибудь собираетесь идти, то следует взять его с собой.

г) В трудные для Вас минуты не стоит идти к нему в гости.

д) Своего ребенка можно надолго оставить с таким человеком.

Какие типичные ошибки в формулировке заданных рекомендаций Вы бы отметили?

 

Задача 17. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению

б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.

в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.

г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.

д) Студент сильно волнуется перед экзаменами.

е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

ж) В компании друзей он всегда в центре внимания.

з) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.

и) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

к) В опасных ситуациях человек паникует.

л) Не любит оставаться один.

м) Не может отказать, когда его просят о помощи.

н) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

о) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.

6. Опишите, как проявляются типы акцентуированных характеров в жизни и разработайте возможные способы взаимодействия с людьми, обладающими различными типами характера.

 

Задача 18. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

в) Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.

г) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.

д) Студент активный, увереннный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

е) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

ж) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

з) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

и) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

к) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

л) Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.

м) Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями.

н) Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.

о) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

п) Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.

р) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.

с) Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.

т) Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.

у) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

 

Способности

Задача 1. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).

 

Задача 2. Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:

1) Учитель легко может найти индивидуальный подход к ученикам.

2) Бухгалтер долго не может освоить новую систему тарифных ставок.

3) Ученик легко осваивает компьютер.

4) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.

5) Сотрудник заинтересован в быстром получении результата.

6) Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.

7) Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход.

8) Продавец часто раздражается при общении с покупателями.

9) Сотрудник хорошо выполняет срочные задания, если руководитель обещает ему за это вознаграждение.

10) В результате длительных музыкальных занятий, у ученика сформировался хороший звуковысотный слух.

11) Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения.

12) Учитель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.

13) Ученик всегда первым из класса находит способ решения задач по химии.

14) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.

15) Художник создает картину, придумав совершенно новую технику.

 

Задача 3. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей:

1) мнемические;

2) интеллектуальные;

3) коммуникативные;

4) художественные;

5) психомоторные;

6) эмпатийные;

7) творческие;

8) вокальные;

9) сенсорно-перцептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые);

10) организаторские;

11) учебные;

12) речевые.

 

Задача 4. Человек, имеющий феноменальную математическую одаренность, никогда не учился математике. Насколько успешно он будет выполнять функции специалиста в этой области?

 

Задача 5. Аспирантка посещала лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживала в библиотеке, успешно сдала экзамены по всем дисциплинам. Ее диссертация отражала точки зрения на проблему почти всех исследователей. Однако ей так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в проблеме остается невыясненным. Какие психологические особенности аспирантки проявились в данной ситуации?

 

Задача 6. Приведите примеры различных видов компенсаций отсутствующих способностей, исходя из известных типов компенсаций:

1) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями;

2) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типического стиля деятельности;

3) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью;

4) недостаточно выраженная одна способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с ней в компенсаторных отношениях

Задача 7. Восемнадцатилетний юноша в минуты размышлений о своем призвании, выборе профессии сокрушается из-за отсутствия у себя каких-либо способностей. Что можно порекомендовать ему, чтобы восстановить его веру в собственные силы?

Задача 8. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к различным видам деятельности (по усмотрению).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.01 с.)