Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение психологических задач по теме «Темперамент».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подведение итогов лабораторного занятия. Общие правила к оформлению работы: - в теоретической части д.б. прописаны все основные понятия, теоретические вопросы (кратко); - в практической части д.б. оформлен ход проведения методик и сделаны выводы. Литература: 1. Ермолаева М.В. Субъективный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы).- М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО, Модак, 2006. 2. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2010. 4. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. 5. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М, 1998 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2005. 7. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа.- СПб.: Питер, 2003.
Лабораторное занятие № 11. Тема: Характер Цель: рассмотретьпонятие характера в психологии и определить свои индивидуально-типологические особенности характера. Предмет и содержание работы Основные понятия: характер, темперамент, аггравация, экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность, акцентуация характера. 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть. 3. Выводы. Оборудование, технические средства, инструмент: учебная аудитория, мультимедийное оборудование, экспериментальный материал дляпроведения методики «Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик (ИТО)». Порядок выполнения работы: 3. Рассмотрение теоретических вопросов по теме «Характер» 1.1. Общее понятие о характере и его природе. 1.2. Структура характера. 1.3. Акцентуации характера и их виды. 1.4. Формирование и развитие характера. Проведение психодиагностических методик Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик (ИТО) Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Инструкция. Прочитав каждое утверждение, реши, верно, ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-». Опросник 1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней). 2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер. 3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте. 4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи. 5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми. 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках. 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели. 8. Я часто тревожусь по пустякам. 9. В моих неудачах виноваты определенные люди. 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь. 11. Меня мало касается все, что случается с другими. 12. Мне интересны яркие, артистичные личности. 13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих. 14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя. 15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей. 16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний. 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми. 18. Меня часто тянет к шумным компаниям. 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно. 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых. 21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать. 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте. 23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода. 24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок. 25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей. 26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов. 27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь. 28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей. 29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании. 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей. 31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка). 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение. 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей. 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела. 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей. 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет. 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным. 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие. 39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте. 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно. 41. Никто не может навязать мне свое мнение. 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками. 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих. 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе. 45. Я никогда не вру. 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 47. Я вечно ничем недоволен (недовольна). 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях. 49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой. 50. Мне нравится командовать другими. 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела. 52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких. 53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права. 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи. 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает. 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью. 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся. 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление. 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений. 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения. 61. Меня любят все мои друзья. 62. У меня трагичная судьба. 63. У меня много близких друзей. 64. Я-самый несчастный человек на свете. 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах. 66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других. 67. Я - человек спокойный, уравновешенный. 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией. 69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды. 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях. 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок. 72. Я люблю ходить в гости. 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие. 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей. 75. Я никогда не испытываю желания выругаться. 76. Я никого никогда не обманывал(а). 77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому. 78. Я - человек застенчивый. 79. Мне ужасно не везет в жизни. 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности. 81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а). 82. Меня ничем не испугать. 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем. 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя. 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды. 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу. 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома». 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей. 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение. 90. Я никогда не сержусь. 91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво. Бланк ответов Ключ к ИТО
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы "ложь" и "аггравация"): • 0-2 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании; • 3–4 балла (норма) – гармоничная личность; • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты; • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация. На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п. Например, ответ на первый вопрос не засчитывается; 2-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале аггравации; 3-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале интроверсии (V); 4-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале II; 5-й пункт со знаком «+» добавляет еще 1 балл по шкале интроверсии; 6-й пункт ответ «неверно» добавляет 1 балл по шкале спонтанности (II шкала); 7-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале агрессивность (III) и т.д. Таким образом получаем сумму значимых ответов «Верно» и «Неверно» по каждой шкале. Затем эти данные выносятся на схемы (рис. 1) в виде точек, которые потом соединяются ломаной линией, обрисовывая индивидуально-типологический профиль (рис. 2).
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. По шкалам "аггравация" и "ложь" можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале "ложь" выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале "аггравация" выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.015 с.) |