Раздел 3. Познавательные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Познавательные процессы



Тема 3.1. Ощущение и восприятие

1. Общее понятие об ощущениях и восприятии.

2. Классификация ощущений и восприятий.

3. Свойства ощущений и восприятия.

4. Закономерности ощущений.

5. Сложные формы восприятий.

Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Связь с эмоциями. Сенсорная изоляция и ее влияние на человека. Понятия о рецепторах, анализаторах, модальности ощущений, межанализаторных связях и межмодальных ощущениях. Физиологические основы ощущений. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Классификация ощущений. Виды ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Закономерности ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютная чувствительность. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности. Разностный порог чувствительности (чувствительность к различению). Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация как изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Негативная и позитивная адаптация. Взаимодействие ощущений. Синестезия. Сенсибилизация как повышение чувствительности. Два типа сенсибилизации: компенсаторная и профессиональная. Контраст ощущений. Индивидуальные особенности ощущений (чувствительность, выраженность ведущей афферентации).

Общее представление о восприятии. Проблема соотношения ощущений и восприятия, их различия. Предметность образа, раскрывающаяся в его свойствах. Основные свойства перцептивных образов: предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость.

Восприятие и деятельность. Проблема распознавания образов, основные подходы: принцип перцептивной организации; сравнение с эталоном; распознавание по прототипу; подетальный анализ. Факторы, определяющие адекватность восприятия: двигательная активность (микро и макро движения), необходимое количество информации, обратная связь. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движения. Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Восприятие времени. Факторы, определяющие его восприятие. Восприятие человека человеком. Наблюдение как целенаправленное восприятие, его развитие в процессе обучения. Индивидуальные различия в восприятии.

Тема 3.2. Память

1. Физиологические основы памяти (психологические теории памяти).

2. Классификация видов памяти.

3. Процессы памяти.

4. Методы тренировки, совершенствования памяти. Мнемонические приёмы запоминания.

Общее представление о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Память и научение. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификация видов памяти. По содержанию отражаемого материала: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. По длительности сохранения информации: долговременная, кратковременная и оперативная. Процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Виды запоминания: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Возрастные особенности памяти. Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей (А. Н. Леонтьев).

Исследование непроизвольного запоминания (П. И. Зинченко) Непроизвольная и произвольная память. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. Сохранение и забывание. Кривая забывания Г. Эббингауза. Виды воспроизведения: узнавание, припоминание, воспроизведение.

Индивидуальные различия памяти. Развитие и тренировка памяти. Случаи феноменальной памяти (А. Р. Лурия). Мнемотехнические приемы запоминания.

Тема 3.3. Мышление и речь

1. Понятие о мышлении.

2. Связь мышления с речью.

3. Виды мышления.

4. Мыслительные операции.

5. Логические формы мышления.

6. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека

Роль и место мышления в человеческом познании. Мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Физиологические основы мышления. Связь мышления с речью. Функции речи. Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Формы внешней речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая. Психологические основы овладения устной и письменной речью.

Классификация мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Творческое мышление, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития. Индивидуальные особенности мышления.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Логические формы мышления: понятие, представление, суждение, умозаключение. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека.

Тема 3.4. Воображение

1. Общее понятие о воображении.

2. Физиологические основы воображения.

3. Виды воображения.

4. Приемы воображения.

5. Связь воображения с действительностью.

Понятие о воображении. Отличие образов-представлений от образов-восприятий. Типы образов воображения. Место воображения в системе познавательных процессов человека. Функции воображения. Роль воображения в практической деятельности. Значение воображения для эффективного выполнения определенных видов деятельности. Виды воображения. Пассивное воображение (преднамеренное и непреднамеренное) как замена реальной деятельности, как воображение, не связанное с волей. Активное воображение: воссоздающее (на основе условного изображения, описания) и творческое (создание новых образов). Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Воображение и творческое мышление. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Творческая личность. Методы стимуляции творческого воображения, их связь с механизмами воображения. Управление процессом решения творческих задач. Методы организации творческого процесса: свободное ассоциирование; «мозговой штурм» (А. Осборн), синектика (Дж. Гордон); коллективная мыследеятельность (Г. П. Щедровицкий). Связь воображения с действительностью.

Раздел 4. Внимание.

Тема 4.1. Внимание и его роль в деятельности.

1. Общее понятие внимания

2. Виды внимания

3. Свойства внимания

4. Условия воспитания внимания у школьников

Общее представление о внимании. Функции внимания. Физиологические основы внимания. Проявление внимания и избирательность восприятия. Внимание и сознание. Связь внимания с аффективными состояниями и волей человека. Виды и свойства внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, их роль в жизни и деятельности человека. Факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания (новизна, сила, структурированность, личностная значимость раздражителя). Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Развитие внимания как высшей психической функции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Значимость послепроизвольного внимания для обучения. Устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем как основные свойства внимания Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам человеческой деятельности. Методы активизации внимания. Внимательность как свойство личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.008 с.)