Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика: Исследование аналитичности мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель исследования: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени. Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер. Процедура исследования: Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения. До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали. Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!" По истечении 7 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!" Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом.
Обработка результатов: Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным. Анализ результатов: Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая. Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности. Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами. Решение психологических задач по теме «Мышление». Подведение итогов лабораторного занятия. Общие правила к оформлению работы: - в теоретической части д.б. прописаны все основные понятия, теоретические вопросы (кратко); - в практической части д.б. оформлен ход проведения методик и сделаны выводы. Литература: 1. Атлас по психологии: Информационно- методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2006. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч., т.2. - М., 1982. 3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2010. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. 5. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения.- М., 2007. 6. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности.- М.: ПЭР СЭ, 2004. 7. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии.- М.: Академия, 2005. 8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- СПб.: Питер, 2002. Памятка для студентов "Как развивать мышление" Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: в преобладающем виде мышления (предметно-действенном, наглядно-образном или абстрактном), различном владении мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация), которые отражаются самостоятельности, широте гибкости, быстроте ума. Способность мыслить непременно нужна людям всех профессий, хотя, конечно требования к уровню развития разных навыков для различных профессий не одинаковы. Можно ли развивать своё мышление? Если да, то как же стать умным и сообразительным? 1. Самый общий принцип хорошо известен: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать". 2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний. 3. Развивать мышление - это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знания могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио, телевидение и т.п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека. 4. Мышление начинается с вопроса. Вопрос "почему?" и "как?" человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. 5. Мышление активизируется тогда, когда готовые трафаретные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном. 6. Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков - общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем больше число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок. 7. Сравнение близких по значению понятий один из приёмов развития мышления. 8. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой приём: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому. 9. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствуют развитию мышления. 10. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач. Мышление - самая трудная для человека работа. Для выполнения её необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.
Лабораторное занятие № 6. Тема: Воображение Цель: рассмотреть понятие воображение, виды и приемы воображения и определить индивидуальные особенности своего воображения. Предмет и содержание работы Основные понятия: воображение, мечта, фантазия, комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, творческое воображение, воссоздающее воображение, произвольное воображение, визуальное воображение, абстрактно-логическое, образ-представление пространства, образ-представление времени. 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть. 3. Выводы. Оборудование, технические средства, инструмент: учебная аудитория, мультимедийное оборудование, экспериментальный материал дляпроведения методики «Изучение творческого воображения», набор психологических заданий по теме «Воображение». Порядок выполнения работы:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.006 с.) |