Качество товаров и его показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество товаров и его показатели



Качество товара это совокупность его свойств и характеристик, которые придают товару способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя. Качество включает в себя те свойства товара, которые связаны с удовлетворением конкретных потребностей в соответствии с его назначением.

Повышение качества товаров является важной задачей нашего государства. Высококачественные товары наиболее полно удовлетворяют потребности людей, обладают конкурентоспособностью на мировом рынке. Срок их «службы более продолжителен, они безопасны для здоровья людей и окружающей среды.

Методы проверки качества. Объективные методы определения показателей качества - измерительный, регистрационный, расчетный и др.

Измерительный, метод осуществляется с помощью технических средств измерений и контроля. В данном случае определяют массу изделия, силу тока и т. д.

Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание и использование изделия, количество дефектных изделий в партии. В товароведении этот метод широко применяется при определении по-


 

казателей долговечности, безотказности, сохраняемости, стандартизации и др.

Расчетный метод основан на получении информации с помощью расчета. Расчетный метод используют при проектировании и конструировании изделия, когда оно еще не может быть объектом инструментальных исследований.

Эвристические методы - органолептический, экспертный, социологический.

Органолептический - метод определения качества продукции на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида (цвета, формы, консистенции), запаха, вкуса, звука, восприятия на ощупь. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупы, линейки, микроскопа и др.).

Экспертный метод основан на учете мнений экспертов. Эксперт - специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.

Экспертный метод может использоваться при формировании общей оценки уровня качества продукции, при решении многих частных задач, связанных с определением показателей качества.

Социологический метод предполагает сбор и анализ мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется с помощью различных способов: проводится устный опрос; распространяются анкеты-вопросники, организуются выставки-продажи, конференции, аукционы.

Статистические методы основаны на определении значений показателей качества продукции с использованием методов теории вероятности и математической статистики. Статистические методы применяются в системах качества, при сертификации продукции и систем качества.

Статистические методы можно использовать по всему жизненному циклу продукции, от определения требований в самом начале до их выполнения в конце.

Факторы, обеспечивающие качество. Качество является объектом управления. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на следующие


 

группы: влияющие на формирование качества; стимулирующие качество, способствующие сохранению качества.

К факторам, влияющим на формирование качества то варов, относятся: изучение рынка товаров, разработка требований к товарам, качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования, качество изготовления, контроль готовой продукции.

К факторам, стимулирующим качество товаров, относятся: социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразование, материальная заинтересованность работников и др. Эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметами исследования товароведения.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения, реализации и использования товаров, техническая помощь в обслуживании.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение товару.

2. Какие задачи стоят перед товароведением?

3. Дайте определение стандартизации.

4. Какие нормативные документы вы знаете?

5. Дайте определение качеству товаров.

Товароведная классификация товаров

Классификация представляет собой процесс распределения множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. К признакам классификации относят: вид, назначение, материал, способ изготовления, отделку и т.д.

Высшей ступенью классификации товаров является класс.

Класс товаров - множество товаров с общей группой

потребностей.

Подкласс - множество товаров с потребностями, имеющими различия.

Группа товаров - подмножество товаров, объединенных особенностями сырья, материалов, конструкций.


 

Ассортимент товаров - совокупность товаров, объединенных по определенным признакам.

Ассортимент товаров делится на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент - объединяет товары, изготовленные промышленными предприятиями.

Торговый ассортимент — это набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Кодирование товаров

Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Код это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации. Цель кодирования - систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Кодирование используется при стандартизации, сертификации, в торговле, таможенном деле и других областях, связанных с товаром. Оно позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре.

В 1977 г. в Европе была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой код стал широко применяться в развитых странах.

Штриховой код (ШК) — системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные цифровые и алфавитные данные (рис. 1.1).
Присвоение кода производится
торгово-промышленной палатой,
каждый производитель товара.
Первые две-три цифры называют. «флагом». Они обозначают страну происхождения товара.


 

Следующие четыре-пять цифр - фирма-изготовитель товара. Затем наносят еще пять цифр, обозначающих код товара (артикул). Последняя цифра называется контрольным разрядом. Она предназначена для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством.

«Флаг» кода закреплен за страной-производителем, но может обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя.

Маркировка товаров

Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и т.д.

Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в соответствующих стандартах.

Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую части, а также штрихкоды, пиктограммы, объёмно-пространственные изображения.

Пиктограммы (символы) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и т.д. В целом пиктограммы маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, экологические знаки, знаки безопасности и др.

Товарный знак - обозначение, позволяющее отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других. Товарный знак является визитной карточкой предприятия (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Товарные знаки:

1-научно-производственное РУП «Экран»; 2 -ЗАО «Атлант»


 

Рис. 1.3. Знаки соответствия:

/ - государственным стандартам Республики Беларусь; 2 - стандартам

России; 3 - стандартам Германии; 4 - стандартам Франции

Знак соответствия - обозначение, которое наносится на товар или упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, подтверждает ее безопасность (рис. 1.3).

Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Предупредительные знаки наносят на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ТОВАРЫ. ТКАНИ

К текстильным товарам относятся изделия, вырабатываемые из волокон и нитей: ткани, нетканые материалы, ковровые изделия, канаты, веревки и др. Главным текстильным материалом является ткань.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.016 с.)