Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями.

Поиск

Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчёркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство последней жизни. Всё это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в раю.

Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана: «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 198);

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т. е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (сура 20 «Та ха», аят 131);

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 14-15).

Если задуматься над тем, чем же всё-таки блаженство в последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам.

1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”» (сура 4 «Женщины», аят 77).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в последней жизни: «Клянусь Аллахом, в сравнении с последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нём останется?» (Муслим). Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с последней жизнью.

Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдаёт предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами: «О вы, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с последней жизнью ничтожно» (сура 9 «Покаяние», аят 38).

Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого.

2. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место, которое занимает хлыст в раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

В другом хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место величиной с лук кого-либо из вас в раю лучше, чем то, над чем восходит солнце». Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в раю, над тем, что есть на земле, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы женщина, обитающая в раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на её голове лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство.

3. В раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьёт, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьёт его, оно доставляет только удовольствие. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает: «В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (сура 47 «Мухаммад», аят 15).

Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот: «У них там будут очищенные супруги» (сура 2 «Корова», аят 25).

Сердца обитателей рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (сура 52 «Гора», аят 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле: «Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (сура 78 «Весть», аят 35);

«Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром» (сура 19 «Мария», аят 62);

«Они не услышат там словоблудия» (сура 88 «День покрывающий», аят 11).

Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (сура 56 «Событие», аяты 25-26).

Поэтому, когда обитатели рая минуют ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причинённые обиды и очистились. И только после этого они войдут в рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели рая войдут туда. В нём сказано: «Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером». И правдивы слова Аллаха: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47).

Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али ибн Абу Талиба, что при входе в рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего: «Их Господь напоит их чистым напитком» (сура 76 «Человек», аят 21).

 

4. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в последней жизни бесконечно и никогда не прекратится: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (сура 16 «Пчёлы», аят 96);

«Это — Наш неиссякаемый удел» (сура 38 «Сад», аят 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35).

Аллах привёл притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах всемогущ. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура 18 «Пещера», аяты 45-46).

В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав её, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Всё это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — всё проходит, и однажды человек расстаётся со своей семьёй и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет своё последнее жилище: «Последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки» (сура 16 «Пчёлы», аяты 30-31).

 

5. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне: «Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удалён от огня и введён в рай, тот обретёт успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).

Еда и питьё обитателей рая.

Мы уже рассмотрели, какими будут деревья и плоды в раю. Их ветви будут наклоняться низко и не доставят никаких трудностей обитателям садов, а те будут вкушать любые фрукты, которые только пожелают. Поистине, там они получат любые яства и напитки — всё, что будет угодно их душе. Их будут угощать «фруктами, которые они выберут, и мясом птиц, которое они пожелают» (сура 56 «Событие», аяты 20-21); «Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

Аллах позволит им наслаждаться всевозможными яствами и напитками: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (сура 69 «Неминуемое», аят 24).

Мы также отметили, что, помимо обычных морей из воды, в раю есть винный, молочные и медовые моря, откуда берут начало райские реки. Там есть много источников, и жители рая будут напиваться из этих морей, рек и ключей.

Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (сура 76 «Человек», аяты 5-6);

«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём, из источника, названного Салсабилем» (сура 76 «Человек», аяты 17-18);

«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 27-28).

Вино в раю.

Одним из напитков, которым Аллах почтит обитателей рая, будет вино. Оно будет избавлено от всех недостатков, присущих винам в этом мире. Эти вина лишают человека рассудка, вызывают мигрень и боли в животе, ослабляют тело и приносят болезни. Упущения могут быть сделаны в процессе их приготовления, и тогда они приобретают неправильный цвет, вкус и т. п. Райское вино лишено всех этих недостатков. Это — чистый и прекрасный напиток: «Их будут обходить с чашей родникового напитка (т. е. вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 45-47). Аллах сообщил, что оно будет приятного белого цвета, и всякий, кто отведает его, получит удовольствие, но не лишится рассудка. Оно дарует «наслаждение пьющим» (сура 47 «Мухаммад», аят 18), и им не надоедает пить его. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47). В другом месте говорится: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок» (сура 56 «Событие», аяты 17-19).

Комментируя эти аяты, Ибн Касир (6/514) сказал: «Оно не приносит головной боли и не лишает рассудка. Напротив, оно всегда приносит только радость и удовольствие. Ад-Даххак передал слова Ибн ‘Аббаса: “Вину присущи четыре особенности: оно вызывает опьянение, приносит головную боль, вызывает рвоту и побуждает к мочеиспусканию. Аллах упомянул райское вино и отметил, что ничто из этого не характерно для него”».

В другом месте сказано: «Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса) » (сура 83 «Обвешивающие», аяты 25-26).

Это вино охарактеризовано двумя качествами. Во-первых, оно запечатано. Во-вторых, если они выпьют его, то с последним глотком ощутят привкус мускуса.

Первое блюдо в раю.

Первым блюдом, которым Аллах угостит обитателей рая, будет придаток печени кита. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Земля в день воскресения будет сплошным хлебом. Всемогущий переворачивает её Своей рукой, как вы перекладываете тесто в руках во время поездок, чтобы угостить обитателей рая». Тут к нему подошёл один из иудеев и сказал: «Пусть Милостивый благословит тебя, Абу ал-Касим! Рассказать ли тебе об угощении, которое получат обитатели рая в день воскресения?» Он сказал: «Расскажи». Иудей сказал: «Земля будет сплошным хлебом». То же самое нам сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на нас, а потом засмеялся так, что показались его задние зубы. Потом он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рассказать ли вам об их закуске? Это балам и нун». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Бык и кит. Придаток их печени съедят семьдесят тысяч человек».

Комментируя этот хадис, ан-Навави (17/136) сообщил, что слово нузул означает «угощение, подаваемое гостю». Выражение йатакаффауха би-йадих означает «перекладывает тесто из руки в руку, чтобы сделать его цельным и плоским». Смысл хадиса в том, что Всевышний Аллах превратит землю в раю в огромную лепёшку, которая приготовлена для обитателей рая. Слово нун означает «кит», а слово балам на древнееврейском языке означает «бык». Придаток печени кита — это доля печени, отделённая от её большей части. Считается, что это — её самая вкусная часть.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ о том, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, ‘Абдаллах ибн Салам задал ему несколько вопросов. В частности, он спросил его: «Что будет первым, что отведают обитатели рая?» Он ответил: «Придаток печени кита».

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Саубана о том, что один из иудеев спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Чем их угостят, когда они войдут в рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А что они съедят вслед за этим?» Он ответил:«Для них заколют быка, который питается по окраинам рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Салсабил». Тогда иудей сказал: «Ты прав».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.01 с.)