Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сомнения тех, кто считает, что ад ещё не создан.

Поиск

В комментариях к трактату имама ат-Тахави обсуждаются сомнительные доводы тех, кто считает, что ад ещё не создан. Опровергая их, автор пишет: «Те, кто полагает, что он ещё не сотворён, ссылаются на сомнительный довод: если бы он существовал сейчас, то в день воскресения он непременно должен был бы исчезнуть, а все его обитатели — погибнуть и умереть, потому что Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88);

 

«Каждая душа вкусит смерть» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).

 

Кроме того, в своде ат-Тирмизи передан хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”».

Ат-Тирмизи назвал его хорошим и малоизвестным. Он же передал со слов Абу аз-Зубайра хадис Джабира о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто скажет: “Субхана-Ллахи ва бихамдихи”, — будет посажена пальма в раю». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

Они считают, что если бы рай был уже создан, то его земля не была бы ровной и гладкой, а его саженцы были бы лишены всякого смысла. То же самое можно сказать о словах жены Фараона: «Господи, возведи для меня дом в раю возле Тебя!» (сура 66 «Запрещение», аят 11).

 

Ответить на это можно следующим образом: если вы имеете в виду, что рай не существует, что он возникнет подобно тому, как подуют в рог, или подобно воскресению мёртвых из могил, то такое утверждение лживо. Оно опровергается аргументами, некоторые из которых мы уже привели. Но если вы имеете в виду, что Аллах ещё не завершил сотворение там всего, что уготовано для его обитателей, и что Он продолжает создавать в нём новые вещи, и что Он создаст в нём многое другое, когда верующие войдут туда, то это справедливо, и это нельзя отрицать. Ваши доводы указывают именно на такое толкование.

Что касается ваших попыток сослаться на слова Всевышнего Аллаха «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88), то они опираются на неправильное понимание смысла этого аята.

Отрицая существование рая и ада на основании этого аята, вы уподобляетесь вашим собратьям, утверждающим, что эти творения исчезнут, а их обитатели умрут!! Ни вы, ни ваши собратья не поняли смысла этого аята, но мусульманские имамы поняли его правильно. Они говорили, в частности, что здесь имеется в виду всё, чему Аллах предписал исчезнуть и погибнуть. Что же касается рая и ада, то они сотворены для вечного существования, а не для того, чтобы исчезнуть. То же самое относится к трону, который является кровлей рая.

Существует мнение, что в этом аяте имеется в виду «кроме Его владений» или «кроме того, что сделано ради Него». Говорят, что после ниспослания слов Всевышнего Аллаха «Все на ней (т. е. на земле) смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26), ангелы сказали: «Жители Земли погибли!» Они пожелали жить вечно, но Аллах сообщил, что умрут все жители и неба, и земли.

Он сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88), ибо только Он — Живой, Который не умирает. Тогда ангелам стало ясно, что они тоже смертны. Об этом упоминали для сопоставления этих аятов с недвусмысленными текстами, указывающими на то, что рай и ад вечны. Из этих текстов следуют и другие выводы, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Всевышнего Аллаха». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 479).

ГЛАВА 2. СТРАЖИ АДА.

 

Ад стерегут ангелы огромных размеров, наделённые страшной силой. Они не ослушаются создавшего их Аллаха, выполняя всё, что им приказано. Всевышний сказал:

«О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются велений Аллаха и выполняют всё, что им велено». (сура 66 «Запрещение», аят 6).

 

Этих ангелов девятнадцать, о чём нам поведал Аллах:

«Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу. Над ней девятнадцать [ангелов]» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 26-30).

 

Неверующие были обольщены этим числом. Они решили, что смогут одолеть такое небольшое число стражей, не ведая о том, что каждый из них обладает силой, достаточной для того, чтобы противостоять всем людям вместе.

 

Поэтому Аллах после упоминания об этих ангелах сказал: «Стражами огня Мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих» (сура 74 «Завернувшийся», аят 31).

 

Ибн Раджаб пишет: «Среди ранних и поздних богословов распространено мнение о том, что искушением является именно число ангелов. Неверующих обольстила их малочисленность, и они предположили, что смогут оказать им сопротивление и защититься от них. Они не знали, что всё человечество вместе не сможет противостоять даже одному из них».

Этих же ангелов Аллах назвал стражами геенны: «Те, которые попали в огонь, скажут стражам геенны: “Помолитесь вашему Господа, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день”» (сура 40 «Прощающий», аят 49).

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ АДА.

Местонахождение ада.

Богословы разошлись во мнениях относительно того, где ад находится сейчас. Одни считали, что он на нижайшей земле. Другие полагали, что он находится на небесах. Третьи воздерживались от конкретного суждения, и это мнение — правильное, так как по этому поводу нет ни одного ясного достоверного текста. Одним из тех, кто воздерживался от суждений по данному вопросу, был хафиз ас-Суйути: «Следует воздерживаться от высказывания суждений относительно местонахождения ада, потому что этого не знает никто, кроме Аллаха, и на эту тему нет ни одного хадиса, которому я бы доверял».

Шейх Валиаллах ад-Дихлави в своём трактате, посвящённом вероучению, пишет: «Нет ни одного ясного текста, конкретизирующего местонахождение рая и ада. Они находятся там, где угодно Всевышнему Аллаху. Мы же не способны объять своим знанием творение Аллаха и Его миры». Комментируя эти слова, Сиддик Хасан-хан сказал: «Это самое предпочтительное и надёжное мнение по данному вопросу, если так угодно Всевышнему Аллаху».

Величина и глубина ада.

Размеры и глубина ада велики, а расстояние от одного его края до другого огромно. Об этом можно судить по нескольким признакам.

1. В ад попадёт бесчисленное множество грешников, и, несмотря на это, среди них будут такие, чьи размеры будут огромными. Так, коренные зубы обитателей ада будут величиной с гору Ухуд, а расстояние от одного их плеча до другого будет равно трём дням пути. Несмотря на такие крупные размеры мучеников, ад вместит в себя огромное количество неверующих грешников, которые жили на протяжении всей земной истории. Более того, в нём останется свободное место и для других, о чём сообщается в Коране: «В тот день Мы скажем геенне: “Заполнилась ли ты?” Она скажет: “Нет ли добавки?”» (сура 50 «Каф», аят 30).

 

Поистине, ад подобен мельнице, в которую попадают тысячи тонн зерна, а она перемалывает их, не зная усталости. Наконец, зерно заканчивается, а мельница продолжает крутиться в ожидании добавки. В хадисе о пререкании рая и ада сообщается, что Аллах сказал аду:

«Поистине, ты — Моё наказание, которому Я подвергаю, кого пожелаю». Далее в нём сказано: «Каждый из них двоих заполнится, но огонь не будет заполнен, пока Всеблагой и Всевышний Аллах не наступит на него Своей ногой, и он скажет: “Довольно, довольно!” Лишь тогда он заполнится, а его части войдут одна в другую, и ни с кем из творений Аллах не поступит несправедливо». Его передали ал-Бухари и Муслим со слов Абу Хурайры.

Передают со слов Анаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Грешников будут бросать в геенну, а она будет говорить: “Нет ли добавки?”, пока Господь миров не наступит на неё Своей стопой так, что её части войдут одна в другую. Тогда она скажет: “Довольно, довольно, клянусь Твоим могуществом и великодушием!”» Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

2. О большой глубине ада свидетельствует то, что камень, брошенный с его верхней части, достигает дна лишь спустя много лет. В «Сахихе» Муслима (2844) приводится хадис Абу Хурайры: «Как-то мы сидели около посланника, мир ему и благословение Аллаха, и услышали грохот падающего камня. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Знаете ли вы, что это?” Мы ответили: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”. Он сказал: “Это камень, брошенный в огонь семьдесят лет назад. Он падал там до сих пор, пока не достиг дна ада”».

Ал-Хаким со слов Абу Хурайры и ат-Табарани со слов Му‘аза и Абу Умамы сообщили, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если камень величиной с семь беременных верблюдиц сбросить с края геенны, то он будет падать семьдесят лет, но так и не достигнет её дна». Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

3. Большое количество ангелов, которые приведут ад в день воскресения. Аллах сказал: «В тот день приведут геенну» (сура 89 «Заря», аят 23).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал то, как это произойдёт в день воскресения: «В тот день приведут геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов». Хадис передал Муслим (2842) со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. Нам же остаётся только поражаться размерам этого страшного творения, сдержать которое по силам лишь стольким могучим, сильным ангелам, о чьей силе доподлинно известно одному Аллаху.

4. На крупные размеры ада также указывает то, что в нём будут свёрнуты такие огромные творения, как Солнце и Луна. Имам ат-Тахави в сборнике «Мушкил ал-асар» передал со слов Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана, что Абу Хурайра рассказывал со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «В день воскресения Солнце и Луна будут скручены в огне». Это же передали ал-Байхаки в книге «ал-Ба‘с ва-н-нушур», а также ал-Баззар, ал-Исма‘или и ал-Хаттаби с иснадом, достоверным согласно требованиям ал-Бухари. Сам ал-Бухари привёл его в своём «Сахихе» в сокращённой форме: «Солнце и Луна будут скручены в огне». [Это не означает, что Солнце и Луна будут страдать в аду, ибо наказания будут удостоены только те творения, которые ослушались Всевышнего Аллаха. – К.Э.]

Ступени ада.

Огненный жар в аду распределён неравномерно, и муки его обитателей будут различаться по степени тяжести. Иными словами, наказание в аду не является одинаковым для всех. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры окажутся на нижайшей ступени огня» (сура 4 «Женщины», аят 145).

Слово дарк используется арабами для обозначения ступеней, спускающихся вниз, а дарадж — ступеней, ведущих вверх. Поэтому эпитет дараджат обычно употребляется в отношении ступеней рая, а даракат — в отношении ступеней ада. Чем глубже расположена ступень в аду, тем жарче там пламя. Лицемеры заслуживают самого мучительного наказания, и поэтому они попадут на самую низкую ступень в аду.

Иногда слово дараджат употребляется и в отношении ступеней ада. Так, в суре «Скот», после описания обитателей рая и ада, говорится: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (сура 6 «Скот», аят 132);

«Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто привёл в ярость Аллаха и чьим пристанищем будет геенна?! Как же скверно это место прибытия! Они займут разные ступени перед Аллахом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 162-163).

‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: «Ступени рая поднимаются вверх, а в аду они спускаются вниз» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 50). Сообщается со слов некоторых праведных предков, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, окажутся среди тех, кто попадёт на верхнюю ступень ада. На второй ступени будут иудеи, на третьей — христиане, на четвёртой — сабии, на пятой — огнепоклонники, на шестой — арабы-язычники, а на седьмой — лицемеры. В некоторых трактатах встречаются названия ступеней ада: первая — джаханнам (геенна); вторая — лаза (адское пламя); третья — хутама (огонь сокрушающий); четвёртая — са‘ир (пламя); пятая — сакар (преисподняя); шестая — джахим (ад); седьмая — хавийа (пропасть).

Однако ни подобное распределение грешников по ступеням, ни перечисленные названия каждой из ступеней не являются правдивыми. Достоверно известно, что все эти эпитеты (ад, адское пламя, огонь и др.) являются названиями ада целиком, а не какой-либо его части. Также известно, что люди будут наказаны в зависимости от степени своего неверия и совершённых ими грехов.

Врата ада.

Аллах сообщил о том, что у ада семь врат: «Поистине, геенна — это место, обещанное всем им. У неё семь врат, и для каждых врат предназначена определённая их часть» (сура 15 «Хиджр», аяты 43-44).

Комментируя этот аят, Ибн Касир пишет: «Это значит, что в каждую из этих дверей непременно войдёт предписанное число последователей Иблиса, и они не смогут избежать этого — упаси нас Аллах! Каждый войдёт в ту дверь, которая соответствует его поступкам, и будет пребывать на соответствующей ступени. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб во время проповеди сказал: «Врата геенны расположены так». По словам Абу Харуна, он показал, что они находятся одно над другим. Передают с его же слов: «У геенны семь врат, расположенных одно над другим. Вначале заполнятся первые врата, потом — вторые, потом — третьи, пока не заполнится каждое из них». (Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 162).

Врата ада раскроются, когда неверующих приведут к нему, и потом они войдут туда, чтобы остаться там навечно: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в геенну. Когда они подойдут к ней, её врата будут распахнуты, и её стражи скажут им: “Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днём вашим?” Они скажут: “Конечно!” Но сбылось относительно неверующих слово о мучениях» (сура 39 «Толпы», аят 71). После этого признания им скажут: «Войдите во врата геенны и пребудьте там вечно! Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура 39 «Толпы», аят 72). Эти врата навсегда закроются для грешников, и они потеряют надежду на избавление. Всевышний сказал: «Те же, которые не уверовали в Наши знамения, являются людьми левой стороны, над которыми сомкнётся огонь». (сура 90 «Город», аяты 19-20). По словам Ибн ‘Аббаса, «сомкнётся» означает, что его врата будут заперты. Муджахид сообщил, что выражение на диалекте курайшитов означает «закрывать дверь» (Ибн Касир. Тафсир. Т. 7. С. 298).

В другой суре сказано: «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и пересчитывает его, думая, что богатство увековечит его. Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое огонь сокрушающий? Это — разожжённый огонь Аллаха, который вздымается над сердцами. Поистине, он сомкнётся над ними высокими столбами. (т. е. мученики будут прикованы к этим столбам или врата ада будут заперты и закреплены этими столбами)». (сура 104 «Хулитель», аяты 1-9).

Следовательно, врата ада будут заперты над грешниками. Ибн ‘Аббас сказал, что высокими названы сами врата. Катада передал чтение Ибн Мас‘уда: «Поистине, он сомкнётся над ними посредством высоких столбов» (Ибн Касир. Тафсир. Т. 7. С. 368). ‘Атиййа сказал: «Это будут железные столбы». Мукатил сказал: «Врата будут сомкнуты над их головами и подпёрты железными столбами, чтобы адский жар возвращался к грешникам». Согласно такому толкованию, высокими названы столбы, т. е. брусья, которыми подпирают врата ада, длинные, потому что длинные подпорки надёжнее и крепче коротких.

До дня воскресения врата ада периодически открываются и закрываются. В частности, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что в рамадане врата ада заперты. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, распахиваются врата рая, запираются врата огня, а шайтанов заключают в оковы». (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 66).

Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает первая ночь рамадана, шайтанов и мятежных джиннов заключают в оковы, и запирают врата огня так, что ни одно из них не открывается, и распахивают врата рая так, что ни одно из них не запирается».

Растопка ада.

Растопкой ада будут каменья, грешники и неверующие, как об этом сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни» (сура 66 «Запрещение», аят 6);

«Побойтесь огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих» (сура 2 «Корова», аят 24).

Под людьми, которые будут растопкой для ада, подразумеваются неверующие многобожники. Что же касается камней, которые имеются в виду в данном аяте, то о них лучше известно Аллаху. Некоторые из ранних мусульман считали, что это — сера. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Это камни из серы, которые Аллах сотворил на первом небе в день сотворения небес и земли, приготовив их для неверующих». Об этом сообщили Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим и ал-Хаким в «Мустадраке». Это же мнения высказывали Ибн ‘Аббас, Муджахид и Ибн Джурайдж(Ибн Касир. Тафсир. Т. 1. С. 107).

Если данное мнение опирается на слова посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мы принимаем его без споров и пререканий. Если же оно опирается на самостоятельное суждение, основанное на познании природы и особенностей камней, то оно не приемлемо, так как среди камней есть такие, которые воспламеняются и горят лучше, чем сера. Первые поколения мусульман считали, что сера обладает особенностями, которых нет у других веществ, и решили, что именно серные камни будут растопкой для ада. Ибн Раджаб сказал: «Большинство комментаторов считало, что под камнями, которые будут растопкой для ада, подразумеваются серные камни. Существует мнение, что они обладают пятью особенностями, необходимыми для причинения мук, которых нет у других веществ: они быстро возгораются, выделяют отвратительный запах и много дыма, прочно прилипают к телу и нагреваются до высоких температур».

Но Аллах может сотворить камни, которые превзойдут серу по этим характеристикам, и мы считаем, что камни в последней жизни будут отличаться от тех, что существуют в этом мире.

Растопкой в аду также будут идолы, которым люди поклонялись вместо Аллаха: «Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для геенны, в которую вы войдёте. Если бы они были богами, то не вошли бы туда. Но все они останутся там навечно» (сура 21 «Пророки», аяты 98-99).

Ал-Джаухари сказал: «Растопкой ада является всё, посредством чего он будет разожжён». Абу ‘Убайда сказал: «Всё, что будет брошено в ад, считается его растопкой» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 61).

Адский жар, дым и искры.

Всевышний Аллах сказал: «И будут те, кто по левую сторону. Кто же будет по левую сторону? [Они окажутся] под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра» (сура 56 «Событие», аяты 41-44).

В данном аяте упоминаются три источника прохлады, которыми пользуются люди в земном мире, чтобы уберечься от зноя: вода, ветер и тень. Как видно из аята, ничто из этого не принесёт облегчения обитателям ада, так как его ветер знойный, и вода там горячая, а тень в нём — клочья адского дыма(Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 85).

В предыдущих аятах Аллах подчеркнул ужасное положение тех, кто окажется на левой стороне, — адских мучеников. В других местах Корана описываются ужасы самого ада: «Для того же, чья [чаша с добрыми деяниями на] весах окажется лёгкой, матерью станет пропасть (т. е. грешники будут искать убежище в аду подобно тому, как ребёнок ищет убежище у своей матери). Откуда ты мог знать, что это такое? Это — жаркий огонь!» (сура 101 «День оглушающий», аяты 8-11).

Тень, упомянутая в аяте: «…в тени чёрного дыма» (сура 56 «Событие», аят 43), представляет собой дым адского пламени. Обычно, когда речь заходит о тени, люди представляют себе влажное, прохладное место, где приятно отдыхать. Но тень в аду лишена прохлады и не имеет приятного вида. Это — тень чёрного дыма.

Коран описал для нас эту тень — дым геенны, возвышающийся над языками пламени: «Ступайте к тени с тремя разветвлениями. Не прохладна она и от пламени не избавляет, а он бросает искры, подобные замку, [который выглядит] словно жёлтые верблюды» (сура 77 «Посылаемые», аяты 30-33). Из данного аята следует, что от адского огня образуется столько дыма, что он делится на три разветвления. Его клочья образуют тень, которая не даёт прохлады и не защищает от полыхающего пламени. От него летят огромные искры, подобные замкам, внешне напоминающие чёрных верблюдов.

Описывая силу адского огня и его воздействие на мучеников, Аллах сказал: «Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (сура 74 «Завернувшийся», аят 27-29). Этот огонь пожирает и сокрушает всё сущее, не щадя и не оставляя после себя никого и ничего. Он сжигает кожу и добирается до костей, расплавляя внутренности и проникая в сердца.

Передают, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш огонь составляет лишь одну семидесятую часть огня геенны». Ему сказали: «Посланник Аллаха, и нашего огня было бы достаточно». Он сказал: «Он больше него на шестьдесят девять частей, каждая из которых такая же жаркая, как этот огонь». Хадис передали ал-Бухари и Муслим, и его текст приводится согласно версии ал-Бухари. В версии Муслима сказано: «Ваш огонь, разжигаемый сынами Адама…»

Этот огонь не угасает по прошествии времени: «Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений» (сура 78 «Весть», аят 30); «Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 97).

Поэтому неверующие не найдут там отдохновения, и их страдания не будут облегчены: «Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь» (сура 2 «Корова», аят 86). Каждый день адское пламя будет раздуваться, как это отмечено в хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Амра ибн ‘Абасы. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Соверши рассветный намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдёт и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. Когда же тень копья не будет склоняться на восток или на запад, перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы».

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда сильно припечёт, отложите [полуденный] намаз до тех пор, пока не станет прохладнее, потому что сильная жара — от дыхания геенны».

Когда же наступит день воскресения, и грешников будут ввергать в ад, он будет разожжён с новой силой: «…когда ад будет разожжён [с новой силой], когда рай будет приближён [к праведникам]» (сура 81 «Скручивание», аяты 12-13).

 

Ад разговаривает и видит.

В текстах Корана и сунны ад предстаёт в образе творения, способного видеть, разговаривать, жаловаться. Как подчёркивается в великом писании, ад увидит своих обитателей издали, когда их будут вести к нему. В этот момент он издаст страшные звуки, выражающие его злобу и ненависть к грешникам. Всевышний сказал: «Когда он завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и вздохи» (сура 25 «Различение», аят 12). Ибн Джарир передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Поистине, будет человек, которого поволочат в ад, и тот сожмётся так, что одна его часть войдёт в другую. Тогда Милостивый скажет: “Что с тобой?” Ад ответит: “Он ищет защиты от меня”. Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в ад, а он скажет: “Господи, я не думал, что Ты так поступишь со мной”. Аллах спросит: “Что же ты думал?” Он ответит: “Что Твоя милость объемлет меня”. Тогда Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в ад, и тот зарычит на него так, как мулица рычит, увидев ячмень. А потом он вздохнёт так, что всех вокруг охватит страх». Ибн Касир в «Бидайе» (2/21) назвал иснад хадиса достоверным.

Имам Ахмад и ат-Тирмизи передали хадис ал-А‘маша о том, что Абу Салих от имени Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения из огня высунется шея с двумя глазами, способными видеть, и двумя ушами, способными слышать, и языком, способным говорить. Она скажет: “Мне поручёны трое: каждый упорный притеснитель, каждый, кто взывал вместо Аллаха к другим божествам, а также те, кто создавал изображения”». Ат-Тирмизи назвал его достоверным.

8 Ибн ‘Умар видит ад во сне.

В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ Ибн ‘Умара: «Мне приснилось, что ко мне подошли двое ангелов, каждый из которых держал в руке железную палицу. Они сказали: “Тебе не будет страшно. Ты хороший человек. Вот если бы ты ещё совершал больше ночных намазов”. Они повели меня с собой, и мы остановились у края геенны. Она была похожа на обложенный камнями колодец. Её края были подобны краям колодца, и у каждого из них стоял ангел, державший в руках железную палицу. В ней были мужчины, подвешенные на цепях вниз головой. Я узнал среди них некоторых курайшитов, а потом меня увели вправо. Я рассказал об этом Хафсе, и когда она передала это посланнику, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Поистине, ‘Абдаллах — праведный человек”». В такой форме хадис передал ал-Бухари(Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 51).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.21 (0.018 с.)