Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яства и напитки в раю лишены примесей.

Поиск

Можно предположить, что еда и питьё в раю приводят к таким же результатам, как и в этом мире, например, к мочеиспусканию, испражнению, появлению слюны, мокроты и т. п. На самом деле это не так, потому что в раю не будет ничего неприятного. Его жители будут очищены от всего нечистого, что характерно для людей в этом мире. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться».

Всё это не относится исключительно к первой группе тех, кто попадёт в рай. Напротив, эти качества присуще всем его обитателям. В версии Муслима (2834) сказано: «Поистине, первая группа моих последователей, которые войдут в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. Те, которые придут после них, займут разные места. Они не будут ни испражняться, ни мочиться, ни сморкаться, ни плеваться».

Как подчёркивается в хадисе, жители рая будут отличаться друг от друга сиянием, но все они в одинаковой степени будут очищены от всего, что может доставить неудобство или вызвать неприязнь. Они не будут справлять ни большую, ни малую нужду, не будут плеваться и сморкаться.

Тут возникает вопрос: как же будут выделяться остатки еды и питья? Этот вопрос сподвижники задали посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и он разъяснил, что они будут выделяться с потом, который будет благоухать, как мускус. Отчасти они будут выделяться с отрыжкой, которая тоже будет иметь приятный запах. В «Сахихе» Муслима (2835) приводится рассказ Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обитатели рая будут там есть и пить, но не будут ни плеваться, ни мочиться, ни испражняться, ни сморкаться». Его спросили: «А что же станет с едой?» Он ответил: «[Она выделится] с отрыжкой и по́том, подобным мускусу».

Почему жители рая будут есть, пить и расчёсывать волосы?

Если обитатели рая обретут вечность и не познают ни боли, ни страданий, ни болезней, если там не будет ни голода, ни жажды, ни грязи, ни нечистот, почему они будут кушать и пить, умащаться благовониями и расчёсывать волосы?

Отвечая на этот вопрос, ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 475) пишет: «Блага и одежда в раю не предназначены для защиты от боли, и еда там не предназначена для утоления голода, и питьё там не служит для утоления жажды. Умащаться благовониями там будут не для того, чтобы избавиться от дурного запаха. Всё это — непрекращающиеся удовольствия и блага, сменяющие одно другое. Разве ты не видишь, что Всевышний сказал Адаму: «Там ты не будешь голодным и нагим. Там ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура 20 «Та ха», аяты 118-119). Смысл этого в том, что Всевышний Аллах упомянул о некоторых удовольствиях в раю, которые люди могут представить себе по тому, что видят в этом мире. Но наряду с этим для них приготовлено то, о чём не знает никто, кроме Аллаха».

Сосуды, из которых будут есть и пить в раю.

Жители рая будут есть и пить из золотых и серебряных сосудов. Всевышний сказал: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами» (сура 43 «Украшения», аят 71), т. е. золотыми чашами. В другом аяте сказано: «Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя — хрусталя серебряного, соразмерных размеров» (сура 76 «Человек», аяты 15-16), т. е. они прозрачны, как хрусталь, и блестят, как серебро.

Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы ал-Аш‘ари, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что в раю у верующего будет шатёр из цельной полой жемчужины. Там же говорится: «У него будут два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из серебра, и два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из золота».

Среди сосудов в раю будут чаши, кувшины и кубки: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином) » (сура 56 «Событие», аяты 17-18).

Слово куб означает «чаша, не имеющая ни ушек, ни ручек, ни носика». Слово ибрик означает «кувшин, у которого есть ушки или ручки», а слово ка’с — «наполненный кубок».

Одежды, убранства и кадила в раю.

Обитатели рая будут носить богатую одежду и украшения из золота, серебра и жемчуга. На них будут надеты убранства из шёлка, золотые и серебряные браслеты, а также жемчуга. Всевышний сказал: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им райскими садами и шелками» (сура 76 «Человек», аят 12);

«Там они будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шёлка» (сура 22 «Паломничество», аят 23);

«Они войдут в сады Эдема, где будут украшены браслетами из золота и жемчугом, а их убранство будет из шёлка» (сура 35 «Творец», аят 33);

«Они будут украшены серебряными браслетами, а Господь их напоит их чистым напитком» (сура 76 «Человек», аят 21).

Убранства в раю будут разнообразными, но среди них будут зелёные одеяния из атласа и парчи: «Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи. Там они будут возлежать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 31);

«На них будут зелёные одеяния из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами» (сура 76 «Человек», аят 21).

Райские одеяния нежнее любой одежды, вышиваемой людьми. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ал-Бары ибн ‘Азиба о том, что однажды посланнику, мир ему и благословение Аллаха, принесли шёлковые одежды, и люди стали удивляться их прелестному виду и мягкой ткани. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, платок Са‘да ибн Му‘аза в раю лучше этого».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал о том, что у жителей рая будут гребешки из золота и серебра, и они будут курить душистыми веточками, хотя их пречистые тела будут благоухать ароматом мускуса. В «Сахихе» ал-Бухари приведён хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Их сосуды из золота и серебра, и их гребешки из золота. Они будут разводить кадила душистыми веточками, а их пот — это мускус».

Они будут носить короны. В «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится хадис ал-Микдама ибн Ма‘дикариба о четырёх почестях, которых удостаиваются павшие мученики. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ему на голову надевают корону достоинства, и каждый яхонт в ней лучше, чем этот мир со всем, что есть в нём».

Одежда и убранства обитателей рая не изнашиваются и не стареют. В «Сахихе» Муслима (2836) приведён рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вошедший в рай блаженствует и не бедствует, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит».

Ложа в раю.

Райские дворцы, а также места отдыха в садах и парках обставлены всевозможными распрекрасными ложами, на которых праведники будут сидеть и на которые они смогут облокачиваться. Этих лож много, и они приподняты над землёй. Их вид настолько богат, что внутренняя часть их подстилок отделана парчой. Что после этого можно думать о её внешней отделке?! Там подушки расставлены так, что их вид вселяет радость, и ковры тоже разостланы самым совершенным образом. Всевышний сказал: «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (сура 88 «День покрывающий», аяты 13-16);

«Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (сура 55 «Милостивый», аят 54);

«Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями» (сура 52 «Гора», аят 20);

«Многие из них — из первых [поколений], и лишь немногие — из последних. [Они будут лежать] на расшитых ложах друг против друга, прислонившись» (сура 56 «Событие», аяты 13-16).

Возможность лежать, облокотившись на подушки, в обществе друг друга тоже является разновидностью райского блаженства. На это указывается в словах Всевышнего: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47);

«Они будут лежать, прислонившись, на зелёных подушках и расшитых коврах» (сура 55 «Милостивый», аят 76);

«Там они будут возлежать на ложах, прислонившись» (сура 18 «Пещера», аят 31).

Слуги в раю.

Обитателям рая будут прислуживать отроки, созданные Аллахом с этой целью. Их внешний вид прекрасен и совершенен. Всевышний сказал: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином) » (сура 56 «Событие», аяты 17-18);

«Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг» (сура 76 «Человек», аят 19).

Ибн Касир в своем тафсире (7/184) пишет: «Обитателей рая будут обходить отроки, живущие там. Они вечно юные, т. е. их внешний вид и возраст не меняются. Суждение о том, что они носят серьги на ушах, построено на смысловой интерпретации, поскольку такое поведение присуще отрокам, но не взрослым. Всевышний сказал: «Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг» (сура 76 «Человек», аят 19). Это значит: они расходятся, выполняя повеления своих господ, и если ты взглянешь на них в этот момент, то из-за их многочисленности, сияния их лиц, прекрасного цвета их кожи и изысканности их нарядов и украшений, ты примешь их за рассыпанный жемчуг. Поистине, нет более удивительного сравнения, ибо ничто не выглядит прелестнее жемчуга, рассыпанного в красивом месте».

По мнению некоторых учёных, этими отроками будут дети верующих и многобожников, которые умирают, не достигнув совершеннолетия. Ибн Таймиййа опроверг это мнение и разъяснил, что вечно юные отроки — это существа в раю. Он сказал: «Отроки, которые будут обходить жителей рая, — это одни из созданий в раю. Они не являются детьми, родившимися в этом мире. Дети людей, — если они войдут в рай, — примут совершенный облик, такой же, как у остальных обитателей рая. Они будут выглядеть так, как их прародитель Адам». (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 279, 311).

Рынок в раю.

Муслим передал со слов Анаса ибн Малика, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть рынок, на который каждую пятницу собираются его обитатели. Когда они приходят туда, на них дует северный ветер. Он поднимает мускус с земли им в лица и одежду, и они становятся ещё лучше и красивее. Когда они возвращаются к своим семьям, те говорят им: «Вы стали лучше и красивее!» А они отвечают: «В наше отсутствие вы тоже стали лучше и красивее!»

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави (17/170) пишет: «Под рынком здесь подразумевается место, где будут собираться обитатели рая, подобно тому, как в этом мире люди собираются на рынках и ярмарках. Упоминание о пятнице означает, что они будут собираться раз в неделю. Однако недель, как таковых, там не будет, потому что не будет солнца, ночи и дня. <…> Указание на то, что ветер будет северным, связано с тем, что именно северные ветра приносят арабам дожди. Они дуют со стороны Шама и приносят с собой дождевые облака, и поэтому арабы с нетерпением ждали облаков с севера. В одном из хадисов этот ветер назван «поднимающим пыль», потому что он поднимает с земли мускус и т. п. в лицо жителям рая».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.187 (0.009 с.)