Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заявляющие об исчезновении рая.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О том, что рай прекратит своё существование, говорил Джахм ибн Сафван — тот самый, который верил в исчезновение ада. Никто до него не говорил подобного — ни сподвижники, ни их верные последователи, ни мусульманские учёные, ни приверженцы сунны. Напротив, приверженцы сунны единодушно отвергли его точку зрения. Мутазилитский учёный Абу ал-Хузайл ал-‘Аллаф считал, что обитатели рая и ада прекратят двигаться, обретут «вечный покой», и никто из них не сможет сделать ни единого движения. Безусловно, это тоже ошибочное заявление. Ибн Абу ал-‘Изз пишет: «Каждый обязан знать, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что рай вечен и никогда не исчезнет. Всевышний сказал: «Счастливые же пребудут в раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, кроме того, что пожелает твой Господь. Это будет неиссякаемый дар». (сура 11 «Худ», аят 108), т. е. он не прекратится и не закончится. Этому не противоречат слова «…кроме того, что пожелает твой Господь». Комментируя разногласия ранних мусульман относительно смысла последней фразы, автор пишет: «Ранние мусульмане разошлись во мнениях относительно смысла этого исключения. Одни считали, что речь идёт о сроке их пребывания в аду, но это относится не ко всем счастливым, а только к тем из них, которые вначале войдут в ад, а потом выйдут оттуда. Другие считали, что речь идёт о сроке стояния на месте сбора, третьи — о сроке пребывания в могиле и на месте сбора. Существует мнение, что Господь сделал исключение, но не пожелает ничего другого. Например, ты говоришь: «Клянусь Аллахом, я ударю тебя, если только не случится то-то». Но этого не происходит, и ты твёрдо решаешь ударить его. Согласно другому мнению, слово «кроме» использовано здесь в значении «и». Это суждение соответствует мнению некоторых знатоков грамматики, но оно слабое. По мнению Сибавейха, «кроме» использовано здесь в значении «но», и в таком случае исключение приобретает оборванный смысл. Этой точке зрения отдал предпочтение Ибн Джарир: «Всевышний Аллах не нарушит данного обещания, и смысл этого исключения в том, что это будет неиссякаемый дар». Говорили, что это выражение похоже на фразу «живи в моём доме год — столько, сколько пожелаешь», т. е. оставайся в нём больше года, если захочешь. [В таком случае аят следует перевести: «Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, — столько, сколько пожелает твой Господь. Это будет неиссякаемый дар». – К.Э.]
Существует мнение, что здесь исключение сделано для того, чтобы верующие знали, что они хотя и будут жить вечно, но их благополучие всё равно зависит от воли Аллаха. Они не избавятся от своей зависимости от Его воли, и это не противоречит тому, что Он твёрдо решил одарить их вечной жизнью. Это похоже на слова Всевышнего Аллаха: «Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в откровении. И никто не защитил бы тебя от Нас». (сура 17 «Ночной перенос», аят 86); «Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твоё сердце». (сура 42 «Совет», аят 24); «Скажи: “Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему”». (сура 10 «Иона», аят 16).
Похожих аятов много, и в них сообщается, что всё зависит от воли Пречистого Аллаха. Происходит только то, что Ему угодно, а то, что Ему не угодно, не может произойти. Согласно другому мнению, слово «что» здесь использовано в значении «кто», т. е. они пребудут там вечно, кроме тех счастливых рабов, которых Аллах пожелает бросить в ад за их грехи. В любом случае, исключение здесь относится к выражениям, требующим разъяснения. Всевышний сказал: «Это будет неиссякаемый дар». (сура 11 «Худ», аят 108); «Это — Наш неиссякаемый удел». (сура 38 «Сад», аят 54); «Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень». (сура 13 «Гром», аят 35). Аллах во многих местах Корана подчеркнул, что обитатели рая будут жить вечно: «Там они не вкусят смерти после первой смерти». (сура 44 «Дым», аят 56). Здесь исключение тоже имеет оборванный смысл, и если сопоставить его со словами Всевышнего «…кроме того, что пожелает твой Господь», то становится ясно, что в обоих аятах исключение указывает на ту часть вечности, которую счастливые рабы не провели в раю. В одном случае исключением является первая смерть, предшествовавшая вечной жизни, а в другом — тот срок, в течение которого обитатели рая не находились в нём, предшествовавший их вечному пребыванию там». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 481).
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РАЯ. Рай бесподобен. Райское блаженство неописуемо, и его нельзя даже вообразить. В земном мире нет ничего, что можно было бы сравнить с ним. Каких бы вершин ни достигли люди в этом мире, получаемое ими удовольствие есть лишь ничтожная часть блаженства в раю. В некоторых преданиях сообщается, что рай бесподобен: «Это — сверкающий свет и колеблющиеся травы, возведённые дворцы и бегущие ручьи, спелые фрукты и распрекрасные, красивые жёны, а также многочисленные убранства в вечном месте, в блаженстве и блеске, в высокой, пречистой и блистательной обители» (Ибн Маджа). Когда сподвижники посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили его о домах в раю, он описал их самым удивительным образом: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит» (Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими). Правдив Аллах, сказавший: «Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть» (сура 76 «Человек», аят 20). Райские блага, сокрытые от нас Аллахом, есть нечто великое, чего нельзя ни постичь умом, ни вообразить: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17). В «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах сказал: “Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Если хотите, то прочтите: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)». Муслим (2824) передал его со слов Абу Хурайры через несколько путей, и в одной из версий сказано: «Аллах сказал: “Я приготовил про запас для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Оставьте же то, что Аллах показал вам (т. е. не сравнивайте райские блага с тем, что Аллах показал вам, ибо то, чего вы не видели, есть нечто более славное)». Потом он прочёл: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них» (сура 32 «Земной поклон», аят 17). Муслим также передал со слов Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди: «Я присутствовал на собрании, когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал рай. В заключение он сказал: “Там то, чего не видели глаза, не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Потом он прочёл аят: “Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (сура 32 «Земной поклон», аяты 16-17)». Врата рая. У рая есть врата, через которые туда входят верующие и ангелы: « [Праведникам уготованы] сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними». (сура 38 «Сад», аят 50); «Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!». (сура 13 «Гром», аят 23). Всеблагой и Всевышний Господь сообщил, что эти врата раскроются, когда верующие подойдут к раю, а ангелы будут встречать их приветствиями, поздравляя их с благополучным прибытием: «Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”». (сура 39 «Толпы», аят 73). Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам, что райские врата раскрываются каждый год в месяце рамадан. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, раскрываются врата рая». Райских врат восемь, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только постящиеся. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У рая восемь врат, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только те, кто постился». Наряду с этими вратами, уготованными для постящихся, есть врата для тех, кто много молился, и для тех, кто раздавал пожертвования, и для тех, кто сражался на пути Аллаха. В хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто расходовал на пути Аллаха золото и серебро из своего имущества, того позовут через врата рая, а у рая есть врата. Того, кто много совершал намаз, позовут через врата намаза, того, кто много раздавал милостыню, — через врата милостыни. Того, кто участвовал в джихаде, позовут через врата джихада, а того, кто много постился, — через врата Раййан». Тут Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, те, кого позовут через любые из этих врат, ни в чём не будут нуждаться. Но, посланник Аллаха, найдутся ли такие, кого позовут через все эти врата?» Он сказал: «Да, и я надеюсь, что ты — один из них». Абу Бакр имел в виду людей, которые сумеют вобрать в себя все перечисленные качества, т. е. будут много молиться и много поститься, раздавать милостыню и участвовать в джихаде, совершать прочие благие дела. Таких людей позовут через все врата рая. Из слов посланника, мир ему и благословение Аллаха, также следует, что через все восемь врат будут призваны те, кто расходует золото и серебро на пути Аллаха. Он же сообщил, что если человек исправно совершает омовение, а потом поднимает взор к небу и говорит: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник», — то для него раскроются все восемь врат рая, и он сможет войти через любые из них по собственному усмотрению. В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и четырёх «Сунанах» приводится хадис эмира правоверных ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник”, — то перед ним раскроются восемь райских врат и он сможет войти через любые из них». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сообщил, что мусульмане, которым не будет представлен счёт, войдут в рай через особые врата, приготовленные для них — самые правые врата рая, а остальные мусульмане войдут через остальные врата вместе с последователями других общин. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры хадис о заступничестве, в котором сообщается, что Аллах скажет: «О Мухаммад, введи тех из твоих последователей, которым не будет представлен счёт, через правые врата, а через другие врата они войдут вместе с остальными людьми». В этом же хадисе описывается ширина райских врат: расстояние между двумя краями ворот равно расстоянию от Мекки до Хаджара или от Мекки до Бусры. В нём говорится: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, расстояние между створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром или между Меккой и Бусрой». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что в рамадане врата рая раскрываются. В обоих «Сахихах» и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает месяц рамадан, раскрываются врата на небе». В одной из версий сказано: «…раскрываются врата рая, и запираются врата огня». В некоторых хадисах говорится, что расстояние между створками райских врат равно сорока годам пути. Ахмад в «Муснаде» и Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передали со слов Хакима ибн Му‘авийи, что его отец рассказывал со слов посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено». Иснад хадиса достоверен. Муслим и Ахмад передали со слов ‘Утбы ибн Газвана: «Нам было сказано, что расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено толпами». Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-кабир» передал слова ‘Абдаллаха ибн Салама: «Поистине, расстояние между двумя створками в раю равно сорока годам пути, но толпиться в них будут так, как толпятся у водопоя верблюды, страдающие от жажды». Ступени рая. Рай состоит из ступеней, расположенных одна над другой, и обитатели его будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. Всевышний Аллах сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (сура 20 «Та ха», аят 75). Разъясняя данный вопрос, шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Рай состоит из ступеней, между которыми есть большие различия. Приближённые к Аллаху богобоязненные верующие займут эти ступени в зависимости от их веры и богобоязненности. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещёнными. Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 18-21). Пречистый Аллах разъяснил, что Он щедро вознаграждает и тех, кто желает ближнюю жизнь, и тех, кто жаждет последней жизни. Дары Аллаха не запрещены ни благочестивым людям, ни грешникам. Всевышний сказал: «Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 21). Он разъяснил, что различия между людьми в последней жизни будут больше, чем различия между ними в этом мире, и ступени в последней жизни выше, чем ступени в мире земном. Между пророками тоже будут различия, как и между остальными верующими рабами: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с кем говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали ‘Исе, сыну Марйам, ясные знамения и поддержали его Святым духом (т. е. Джибрилом) » (сура 2 «Корова», аят 253); «Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду Мы даровали Псалтырь» (сура 17 «Ночной перенос», аят 55). В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. Скажи лишь: “Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал”, поскольку “если бы” предоставляет возможность козням шайтана». В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры и ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если судья принял решение на основании собственного суждения, и оно оказалось правильным, то он получит двойное вознаграждение. Если же он принял решение на основании собственного суждения и ошибся, то получит простое вознаграждение». Всевышний Аллах сказал: «Не сравнятся [люди] с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы [над Меккой]. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому [из них] Аллах обещал наилучшее» (сура 57 «Железо», аят 10); «Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее (т. е. рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде — ступеням от Него, прощению и милости. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 4 «Женщины», аяты 95-96); «Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к [деяниям] тех, кто уверовал в Аллаха и в последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, занимают более великую ступень перед Аллахом. Они и есть преуспевшие. Господь обрадует их вестью о Своей милости, своём довольстве и райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство. Они пребудут в них вечно. Поистине, Аллах вознаграждает великой наградой». (сура 9 «Покаяние», аяты 19-22); «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась последней жизни и надеясь на милость своего Господа, [равен неверующему]? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, поминают назидание только обладающие разумом». (сура 39 «Толпы», аят 9); «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура 58 «Препирающаяся», аят 11)» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 11. С. 188).
Ал-Бухари передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает намаз и постится в рамадане, Аллах обязался ввести в рай независимо от того, боролся он на пути Аллаха или же отсиживался на той земле, где он родился». Его спросили: «Посланник Аллаха, не обрадовать ли нам людей?» Он сказал: «Поистине, в раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха, и расстояние между каждыми двумя из них равно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить у Аллаха что-либо, то просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди рая на самой его вершине, и выше него — трон Милостивого (передатчик не был уверен в последней фразе), и оттуда берут начало райские реки». В «Сахихе» приводится и хадис Анаса о том, что Умм Хариса, мать юноши, погибшего в сражении при Бадре от шальной стрелы, пришла к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Посланник Аллаха, ты знаешь, какое место занимал Хариса в моей душе. Если он попал в райский сад, то я не стану плакать, но если это не так, то ты увидишь, что я сделаю». Он сказал: «Разве там один сад? Поистине, там много садов, и он пребывает в наивысшем Фирдаусе». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что обитатели рая будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, жители рая увидят обитателей горниц над ними такими же далёкими, как вы видите яркую восходящую или закатывающуюся звезду на востоке или западе небосклона — из-за превосходства одних из них над другими». Люди сказали: «Посланник Аллаха, очевидно, это — жилища пророков, которых не достичь никому другому?» Он сказал: «Отнюдь, клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, это люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам». В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, обитатели высоких степеней видятся тем, кто находится ниже них, как вам видится звезда, восходящая на горизонте. Среди них будут Абу Бакр и ‘Умар, и они будут блаженствовать». Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 464) пишет: «Следует знать, что высокое положение и вид этих горниц различаются так же, как различаются деяния людей, которые поселятся в них. Одни из них будут находиться над другими и будут выше них. <…> В словах «люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам» не говорится ни про дела, ни про что-либо другое, кроме веры и признания правдивости посланников. Это значит, что здесь речь идёт о совершенной вере и признании правдивости посланников без колебания и требования знамений. Разве можно достичь горниц только благодаря вере и признанию, которые есть у большинства людей? Если бы такое было возможно, то все признающие единобожие попали бы в самые высокие горницы, взойдя на высочайшие ступени. Но такое невозможно, ведь Всевышний Аллах сказал: «Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы» (сура 25 «Различение», аят 75). Терпение — это усердие и стойкость, покорное смирение перед Ним в душе. Это — качество приближённых рабов. В другом аяте сказано: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37). Здесь подчёркивается, что попасть в горницы нельзя благодаря богатству или детям, но только благодаря вере и праведным деяниям. Награда таких людей будет приумножена, и их поселят в горницах. Тебя обучают тому, что вера — это умиротворение, которого жаждет душа. Она приносит покой, какое бы несчастье ни постигло человека, — как и её веления и законы. Но праведные поступки не должны быть смешаны с дурными, так как они портят их. Поступки бывают праведными и не имеют примеси дурных дел только тогда, когда вера совершенна, а человек убеждён в Том, в Кого он уверовал, и во всех Его велениях и законах. Вера и деяния того, кто чередует праведные поступки с грехами, не бывают такими, и поэтому его положение будет ниже». Люди, которые попадут на высокие ступени, ощутят большее наслаждение, чем остальные обитатели рая. Аллах сообщил, что для тех, кто боится Его, уготованы два сада: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 46). Описав их, Он сказал: «А перед теми двумя есть ещё два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 62). Эти два сада расположены ниже, чем два предыдущих. Если поразмыслить над описанием двух последних садов, то станет ясно, что они уступают двум предыдущим. Поэтому первые два сада приготовлены для приближённых рабов, а два последующих — для людей правой стороны. Об этом говорили Ибн ‘Аббас и Абу Муса ал-Аш‘ари. Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 440) пишет: «Описывая сады, Аллах указал на различия между ними. О первых двух садах сказано: «В них обоих текут два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 50), а о вторых двух сказано: «В них обоих бурлят два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 66). Но ведь бурлящие источники — не бегущие ручьи, они уступают им. О первых двух садах сказано: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (сура 55 «Милостивый», аят 52), т. е. известные и неизвестные, свежие и сухие. Аллах упомянул о них в целом, без конкретики. О двух последних садах сказано: «В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68), и здесь не говорится о том, что всех фруктов будет по паре. В описании первых двух садов говорится: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (сура 55 «Милостивый», аят 54), а про два последних сказано: «Они будут лежать, прислонившись, на зелёных подушках и расшитых коврах» (сура 55 «Милостивый», аят 76). Слово ‘абкари указывает на наличие узоров, и, несомненно, подстилки из парчи лучше, чем расшитые ковры. Слово рафраф означает «полотнище палатки». Безусловно, подстилки, пригодные для того, чтобы люди облокачивались на них, лучше, чем полотнище. О гуриях, пребывающих в первых двух садах, сказано: «Они подобны рубинам и кораллам». (сура 55 «Милостивый», аят 58), а о тех, что в двух последних садах: «Там есть девы хорошие, прекрасные». (сура 55 «Милостивый», аят 70). Не всякая красавица подобна рубинам и кораллам. Наконец, о первых двух садах говорится: «В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аят 48), а о последних двух: «Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аят 64), т. е. в них настолько много зелени, что они кажутся тёмными. В первом случае Аллах описал сады, упомянув изобилие ветвей, а во втором случае лишь назвал их зелёными» (конец цитаты). В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике». В версии ат-Тирмизи сказано: «В раю есть два сада из серебра…» Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что благочестивые рабы будут пить из чаши напиток, смешанный с камфарой: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой». (сура 76 «Человек», аят 5); «Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём». (сура 76 «Человек», аят 17). Очевидно, — а лучше всего об этом известно Аллаху, — здесь речь идёт о людях правой стороны. В другом аяте сказано: «Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 27-28). Получается, что люди правой стороны будут пить вино, смешанное с таснимом (так же называется источник в раю, откуда черпают этот напиток), а приближённые рабы будут пить тасним в чистом виде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.013 с.) |