Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несовершеннолетние дети неверующих.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из глав свода ал-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: “Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”». В другом хадисе, рассказанном Абу Хурайрой, сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». С его же слов сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!» Как подметил Ибн Хаджар (3/246), на основании этих хадисов можно предположить, что имам ал-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвящённой толкованию суры «Римляне», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нём, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей». В версии, переданной ал-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится: «А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников». Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нём говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нём использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном ал-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авийи, что её дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадёт в рай?” Он сказал: “Пророк будет в раю, павший мученик будет в раю, младенец будет в раю”». Его иснад хороший. В пользу этого суждения также свидетельствуют слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дети многобожников будут прислуживать обитателям рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». Ал-Албани назвал его версии в совокупности достоверными. О том, что дети многобожников попадут в рай, говорило немало учёных. Этому мнению отдал предпочтение Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи. Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). Потом он сослался на хадисы, переданные ал-Бухари и др. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 247).
Этому мнению также отдал предпочтение ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 515). Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, вначале сказал, что они попадут в ад вместе со своими родителями. Потом он предпочёл воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). И тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, заключил, что они попадут в рай. В подтверждение этого суждения он привёл хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар в «Фатхе» (3/247) назвал его слабым. Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нём можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху! Утверждение о том, что в рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадёт в рай и ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод ещё находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребёнком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху! Некоторые учёные считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн ал-Мубарак, Исхак. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд ал-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246). Это же мнение передал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины, и ему отдал предпочтение Ибн Таймиййа. Ссылаясь на авторитет Абу ал-Хасана ал-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадёт в рай или ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадёт в рай, а тот, кто ослушается Его, войдёт в ад. Об этом сообщил Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 303, Т. 24. С. 372). В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в последней жизни, о чём говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 281). Ибн Хаджар, описывая испытания в последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдёт туда, он обернётся прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных ал-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза ибн Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишённых и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246). Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребёнка, этот праведник сказал: «Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (сура 18 «Пещера», аят 80).
В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал о мальчике, которого убил ал-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Таймиййа пишет: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т. е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим». Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 514) назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Ал-Хулайми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью». Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Таймиййа в собрании фетв (17/309) пишет: «Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т. е. в рай или ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал: «В тот день, когда обнажится голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого] » (сура 68 «Перо», аят 42).
В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого.
Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится голень…» (сура 68 «Перо», аят 42)».
Следовательно, испытание завершается только после попадания в рай или ад. Однако утверждение ал-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.203 (0.006 с.) |