Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершеннолетние дети неверующих.

Поиск

Одна из глав свода ал-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: “Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”».

В другом хадисе, рассказанном Абу Хурайрой, сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили».

С его же слов сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!»

Как подметил Ибн Хаджар (3/246), на основании этих хадисов можно предположить, что имам ал-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвящённой толкованию суры «Римляне», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нём, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей». В версии, переданной ал-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится: «А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников».

Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нём говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нём использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном ал-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авийи, что её дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадёт в рай?” Он сказал: “Пророк будет в раю, павший мученик будет в раю, младенец будет в раю”». Его иснад хороший.

В пользу этого суждения также свидетельствуют слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дети многобожников будут прислуживать обитателям рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». Ал-Албани назвал его версии в совокупности достоверными.

О том, что дети многобожников попадут в рай, говорило немало учёных. Этому мнению отдал предпочтение Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи. Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). Потом он сослался на хадисы, переданные ал-Бухари и др. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 247).

 

Этому мнению также отдал предпочтение ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 515). Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, вначале сказал, что они попадут в ад вместе со своими родителями. Потом он предпочёл воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). И тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, заключил, что они попадут в рай. В подтверждение этого суждения он привёл хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар в «Фатхе» (3/247) назвал его слабым.

Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нём можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Утверждение о том, что в рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадёт в рай и ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод ещё находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребёнком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Некоторые учёные считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн ал-Мубарак, Исхак. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд ал-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246).

Это же мнение передал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины, и ему отдал предпочтение Ибн Таймиййа. Ссылаясь на авторитет Абу ал-Хасана ал-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадёт в рай или ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадёт в рай, а тот, кто ослушается Его, войдёт в ад. Об этом сообщил Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 303, Т. 24. С. 372).

В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в последней жизни, о чём говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”». (Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 281).

Ибн Хаджар, описывая испытания в последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдёт туда, он обернётся прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных ал-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза ибн Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишённых и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Ал-Байхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3. С. 246).

Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребёнка, этот праведник сказал: «Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (сура 18 «Пещера», аят 80).

 

В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал о мальчике, которого убил ал-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Таймиййа пишет: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т. е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим».

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 514) назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Ал-Хулайми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью».

Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Таймиййа в собрании фетв (17/309) пишет: «Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т. е. в рай или ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал: «В тот день, когда обнажится голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого] » (сура 68 «Перо», аят 42).

 

В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого.

 

Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится голень…» (сура 68 «Перо», аят 42)».

 

Следовательно, испытание завершается только после попадания в рай или ад. Однако утверждение ал-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.203 (0.006 с.)