Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6 заповеди блаженства: счастливые несчастны

Поиск

 

Святой - это человек, который превозносит то, чем мир пренебрегает.

Д. К. Честертон

 

В юности Нагорная проповедь будоражила мое воображение. Я читал книги вроде "Его стопами" Чарльза Шелдона, торжественно клялся поступать так, как поступил бы Иисус", и обращался к 5 - 7 главам Евангелия от Матфея за советом. Но как быть с такими советами! Я что, должен был калечить себя из-за каждого приснившегося пошлого сна? Позволять школьным "байкерам" тузить себя? Вырывать себе язык, сказав резкое слово своему брату?

Однажды я настолько почувствовал себя виновным в пристрастии к материальным предметам, что отдал одному приятелю свою любимую коллекцию, состоявшую из 1100 карточек с фотографиями бейсболистов, в том числе, оригинал 1947 года с изображением Джеки Робинсона и Микки Ментла, когда его только что приняли в команду. Вместо ожидаемого божественного воздаяния за этот акт отречения, я вынужден был претерпеть вопиющую несправедливость, глядя на то, как мой друг распродавал коллекцию с огромной прибылью. "Блаженны изгнанные за правду", - утешал я себя.

Даже теперь, будучи взрослым человеком, я чувствую, что я до сих пор не преодолел свой кризис Нагорной проповеди. Правда, я временами пытался взглянуть на нее как на риторическую гиперболу, но чем больше я изучаю жизнь Иисуса, тем больше понимаю, что утверждения, содержащиеся в Нагорной проповеди, представляют собой ядро его учения. Если мне не удастся понять эту проповедь, я не пойму его самого.

Иисус произнес эту знаменитую проповедь в то время, когда его популярность была на подъеме. Толпы людей преследовали его по пятам, мучимые одним вопросом: Пришел ли, наконец, Мессия?

Учитывая эту необычную ситуацию, Иисус оставил в стороне притчи и представил своей аудитории законченную "философию жизни", наподобие того, как кандидат в президенты торжественно оглашает новую политическую программу. Посмотрим на эту программу.

 

Когда пришло время изучать заповеди блаженства с моим классом в чикагской церкви на улице Ла Салле, я использовал мою обычную методику предварительной демонстрации фильмов об Иисусе. Поскольку я обратился к пятнадцати различным фильмам, поиск и отбор нужных моментов занимал у меня несколько часов в неделю, большую часть времени я проводил в ожидании того, пока видеомагнитофон перемотает пленку до соответствующего места. Чтобы не скучать, пока магнитофон жужжал и пощелкивал, выискивая требующийся фрагмент, я смотрел по телевизору программы Си-Эн-Эн. Пока счетчик добирался, скажем, до отметки девять минут двадцать две секунды фильма Сесиля Б.Де Милля Царь царей, я узнавал новости со всего мира. Затем я нажимал кнопку "воспроизведение" и переносился в Палестину первого века нашей эры.

В течение той недели в 1991 году, когда я проходил с классом заповеди блаженства, в мире происходило много событий. В ходе наземной операции, длившейся всего лишь сотню часов, союзные войска одержали сокрушительную победу над Ираком в войне в Персидском заливе. Как и большинство американцев, я с трудом верил, что война, вызывавшая столько опасений, закончилась так быстро, с таким небольшим количеством потерь с американской стороны. Пока мой видеомагнитофон на заднем плане занимался поиском на целлулоидной оболочке, заключавшей в себе Иисуса, различные комментаторы на экране при помощи различных карт и таблиц иллюстрировали то, что конкретно происходило в Кувейте. Затем выступал генерал Норман Шварцкопф.

Си-Эн-Эн сообщала об изменениях в программе передач: они собирались показать прямое включение с первой пресконференции командующего союзными войсками. Некоторое время я пытался продолжить подготовку к уроку. Я посмотрел пять минут на Иисуса, провозглашающего заповеди блаженства, по версии Пазолини, затем несколько минут на то, как союзные войска захватывают Кувейт по версии Шварцкопфа. Скоро я совсем перестал заниматься видеомагнитофоном - Бурный Норман оказался слишком привлекательным. Он рассказывал о "последней бомбардировке" иракской элитной Республиканской Гвардии, о ложном вторжении с моря, о том, как

Союзникам удалось дойти до Багдада, не встретив сопротивления. Он благодарил жителей Кувейта, Саудовской Аравии, англичан и всех остальных, кто встал под знамена многонациональной армии. Полная уверенность в отношении соей боевой задачи и гордость за солдат, выполнивших ее, придавали генералу очень бравый вид. Я, помниться, подумал: хочется, чтобы войну вел именно такой человек.

Брифинг закончился, Си-Эн-Эн переключилась на рекламу, а я вернулся к видеокассетам. Макс фон Зидоу, бледный блондин, изображавший Иисуса в фильме Величайшая из рассказанных историй, произносил Нагорную Проповедь в неправдоподобной интерпретации: "Блаженны … нищие... духом ",- распевал он с ярко выраженным скандинавским акцентом: " ибо … их… есть … царствие… небесное". Мне пришлось привыкать к вялому, по сравнению с брифингом Шварцкопфа, темпу фильма, потребовалось несколько секунд, чтобы преодолеть иронию ситуации: я только что видел заповеди блаженства наоборот!

Блаженны сильные - так звучала заповедь генерала. Блаженны победители. Блаженна та армия, которая достаточно богата, чтобы иметь мощные бомбы и ракеты Пэтриот. Блаженны освободители, солдаты-покорители.

Странное сопоставление двух речей дало мне почувствовать, как Нагорная Проповедь, должно быть, шокировала аудиторию, палестинских евреев первого века нашей эры. Вместо генерала Шварцкопфа у них был Иисус, и угнетенным людям, жаждавшим освобождения от римского правления, Иисус давал сенсационные и непопулярные наставления. Если вражеский солдат даст тебе пощечину, подставь другую щеку. Будь благодарен за свою бедность.

Иракцы, побежденные на поле боя, ответили актом низкой мести и подожгли кувейтские нефтяные скважины; Иисус предписывал испытывать по отношению к врагу не желание мести, а любовь. Как долго смогло бы царство, основанное на подобных принципах, противостоять Риму?

"Счастливы жертвы авиа налетов и бездомные", - мог бы с тем же успехом сказать Иисус. "Блаженны потерпевшие поражение и оплакивающие павших товарищей. Блаженны курды, все еще страдающие под гнетом Ирака". Любой греческий ученый скажет вам, что слово "блаженный" слишком нейтральное и спокойное, чтобы выразить ту ударную силу, которую подразумевал Иисус. Греческое слово означает нечто вроде короткого восторженного вскрика: "Ну, ты и счастливчик!"

"Как счастливы несчастные!" - сказал в действительности Иисус.

***

Через несколько лет после описанного выше эпизода с войной в Персидском заливе я получил приглашение в Белый Дом. Президент Билл Клинтон, встревоженный сообщениями о его низком рейтинге среди христианских евангелистов, собрал двенадцать человек на неофициальном завтраке, чтобы выслушать наши претензии. Каждому из нас отводилось пять минут на то, чтобы высказать президенту и вице-президенту наши мнения. В моей голове промелькнул вопрос: "А что бы сказал Иисус в такой ситуации?" - и я сразу же понял, что единственный раз, когда Иисус встречался с влиятельными политическими лидерами, у него были связаны руки и спина испачкана кровью. Между церковью и властью всегда были нелегкие отношения.

Я обратился к заповедям блаженства и был снова поражен. А что получиться, если я перескажу их содержание современными словами?

 

Господин Президент, во-первых, я хочу посоветовать вам не обращать столько внимания на экономику и трудоустройство. Снижение валового национального продукта, в действительности является благом для страны. Неужели вы не понимаете, что бедные люди - самые счастливые? Чем больше бедных будет у нас в США, тем блаженнее мы будем. А им принадлежит царствие небесное.

Не тратьте столько времени на здравоохранение. Видите ли, господин президент, плачущие тоже блаженны, поскольку они утешаться.

Я знаю, вы слышали от религиозных организаций о растущей секуляризации нашей страны. Закон Божий давно не преподается в школах, а протестующих против абортов сажают под арест. Успокойтесь, сэр. Притеснения со стороны государства дают христианам возможность стать изгнанными за правду, а посему - блаженными. Спасибо вам за предоставленные возможности.

 

Я не представил президенту Клинтону подобную речь, предпочтя вместо этого рассказать об актуальных проблемах американских христиан, но мне пришлось уйти о поставившего меня в тупик вопроса. Какое значение могут иметь заповеди блаженства в обществе, которое уважает уверенного в себе, самонадеянного, богатого человека? Мы верим в то, что блаженны счастливые и сильные. Блаженны те, кто голодает и испытывает жажду в надежде на лучшие времена, кто стремиться стать Первым.

Некоторые психологи и психиатры, следуя за Фрейдом, указывают на заповеди блаженства как на доказательство неуравновешенности Иисуса. Как сказал один известный английский психолог в речи, подготовленной для Королевского Медицинского общества:

Дух самопожертвования, которым пропитано христианство, и который так высоко ценится в христианской религиозной жизни, является сдержанным проявлением мазохизма. Более сильную степень его выражения в учении Христа мы находим в Нагорной Проповеди. Она благословляет бедных, смиренных, гонимых; призывает нас не сопротивляться злу, но подставить для пощечины другую щеку; а также делать добро тем, кто нас ненавидит и прощать людям их прегрешения. Все это дышит мазохизмом.

Так что же это - мазохизм или глубокая мудрость? Каждый, кто решиться на быстрый и простой ответ, вероятно, никогда не воспринимал заповеди блаженства всерьез.

То есть, если упростить вопрос, истинны ли заповеди блаженства? Если это так, то почему тогда церковь не поощряет бедность, скорбь, кротость, гонения, вместо того, чтобы бороться с ними? Каково же настоящее значение этой загадочной этической основы учения Христа?

 

Если бы я был среди тех, кому Иисус впервые провозглашал заповеди блаженства, я думаю, что я покинул бы это собрание, чувствуя себя смущенным или оскорбленным, неудовлетворенным. Спустя девятнадцать столетий я все еще пытаюсь разгадать их. Однако теперь, особенно когда я вспоминаю о моем подростковом, когда я прилагал бешеные усилия, чтобы следовать им слово в слово, я вижу, что мое понимание развивалось ступенчато.

Я не готов, и, может быть, никогда не буду готов утверждать: "Вот, что означают заповеди блаженства". Но постепенно, шаг за шагом, я пришел к тому, что признаю их как важные истины. Для меня они существуют как минимум на трех уровнях понимания.

Заманчивые обещания. На первом уровне понимания я рассматривал заповеди блаженства как подачку, которую Иисус бросил тем, кому не повезло в жизни: "Хорошо, поскольку вы небогаты, и ваше здоровье оставляет желать лучшего, и ваши лица мокры от слез, я подброшу вам несколько милых фраз, чтобы вам стало легче". Позднее, когда мой цинизм постепенно исчез, а моя вера укрепилась, я стал рассматривать их как основные идеи, центральные для учения Иисуса.

В отличие от средневековых королей, которые бросали народу монеты (или современных политиков, которые раздают обещания беднякам перед выборами), у Иисуса была возможность предложить своим слушателям более существенное, даже вечное вознаграждение. Единственный из всех людей на земле, Иисус действительно жил "по ту сторону", и он, сошедший с небес, отлично знал, что дары царства небесного легко перевесят все страдания, которые мы можем претерпеть в этой жизни. Плачущие будут утешены; кроткие наследуют землю; алчущие насытятся; чистые сердцем узрят Бога. Иисус мог давать такие обещания с полным правом, поскольку он пришел возвестить Царство Божие, которое продлиться вечно.

Однажды летом я встречался с группой переводчиков Библии из города Уиклифа ("с группой переводчиков из организации Библейские Переводчики Уиклифа" (организация получила название в честь одного из первых переводчиков Библии на английский язык - Джона Уиклифа)) в их аскетической штаб-квартире посреди аризонской пустыни. Многие из них жили в передвижных вагончиках, а мы разместились в бетонном здании с металлической крышей. Я был потрясен тем выбором, который сделали эти профессиональные лингвисты, готовившиеся к жизни в бедности и в тяжелых условиях в отдаленном поселении. Они очень любили петь одну песню: "И посылаю я тебя на бескорыстный труд, служить без платы, без любви, безвестно, не дожидаясь зова..." Слушая их, я подумал, что эта песня не совсем правдива: эти миссионеры не собирались трудиться безвозмездно. Скорее они переносили трудности, надеясь на особое вознаграждение. Они служили Богу, будучи уверенными в том, что Бог в свое время оценит их труды - если не здесь, то в жизни вечной.

По утрам, пока солнце еще не встало над холмами, я бегал трусцой вдоль пыльных дорог, которые вились между высокими стволами кактусов сагуаро. Опасаясь гремучих змей и скорпионов, я обычно смотрел под ноги на дорогу, но как-то утром, пробегая по новому маршруту, я поднял голову и увидел курорт, маячивший передо мной как мираж. Я подбежал поближе и обнаружил два крупных бассейна, залы для занятия аэробикой, беговую дорожку, сады с пышной растительностью, баскетбольную площадку, футбольное поле и конюшни. Все эти удобства, как мне удалось выяснить, принадлежали клинике, которая специализировалась на расстройствах желудка и обслуживала кинозвезд и спортсменов. Клиника работает по последней двенадцати- уровневой программе, имеет штат, укомплектованный магистрами и докторами наук, и берет с клиентов около 300 долларов в день.

Я медленно побежал назад, к кучке домиков и построек Уиклиффской базы, прекрасно понимая, как они контрастируют с великолепной архитектурой клиники, специализирующейся на желудочных расстройствах. Одно учреждение было призвано спасать души, готовить людей к тому, чтобы служить Богу здесь и в вечности; другое было призвано спасать тела, готовить людей к наслаждениям этой жизни. Казалось совершенно очевидным, какое из учреждений мир ценит больше.

В заповедях блаженства Иисус чтил людей, которые, вероятно не пользовались в этой жизни особыми привилегиями. Бедным, страдающим, смиренным, голодным, гонимым, нищим духом он дал уверенность в том, что их служение не пройдет незамеченным. Они получат соответствующее вознаграждение. "В действительности, - пишет К. С. Льюис, - если мы примем во внимание непомерные обещания воздаяния и призрачную природу этих обещаний, данных в Евангелиях, то может создаться впечатление, что Господь Наш находит наши желания не слишком сильными, а слишком слабыми. Мы создания, живущие в полсилы, развлекающиеся алкоголем, сексом, честолюбием, в то время как нам предложена бесконечная радость, словно невежественное дитя, продолжающее делать куличики в песочнице, поскольку оно не может представить себе преимущества отпуска на море".

Я знаю, что для многих христиан акцент на будущем воздаянии вышел из моды. Мой бывший пастор Билл Лесли обычно говорил: "Поскольку церкви становятся богаче и удачливее, вместо гимна 'Этот мир не мой дом, я лишь странник, проходящий мимо' они отдают теперь предпочтение гимну 'Это мир моего отца (Отца)'". В Соединенных Штатах, по крайней мере, христиане живут настолько хорошо, что уже не идентифицируют свою жизнь с теми обстоятельствами, о которых Иисус говорил в заповедях блаженства - что может послужить объяснением тому, что они звучат так необычно для нашего уха.

Да, как напоминает нам К. С. Льюис, мы не должны сбрасывать со счетов величину будущего воздаяния. Достаточно послушать песни, сочиненные американскими рабами, чтобы понять утешение, приносимое верой. "Спустись пониже, прекрасная колесница, явившаяся, что забрать меня домой". "Когда я попаду на небо, то собираюсь там надеть свою мантию, собираюсь закричать на все Божии небеса". "Мы скоро станем свободны, мы скоро станем свободны, когда Господь призовет нас домой". Если бы эти песни писали для рабов их хозяева, они звучали бы непристойно; напротив, эти песни исходили из уст самих рабов, людей у которых было мало надежды в этом мире, но которые возлагали надежды на грядущий мир. Для них все надежды были сосредоточены на Иисусе. "Никто не знает какие беды я терплю, никто, кроме Иисуса". "Я возложу все мои беды на плечи Иисусу".

У меня больше не вызывают усмешки вечные воздаяния, упомянутые в заповедях блаженства как "награда на небесах". Что хорошего в том, чтобы верить в грядущее воздаяние? Что хорошего принесла Терри Уэйту вера в то, что он не проведет остаток своей жизни прикованным к ручке двери в грязной квартире в Бейруте, но что его будет окружать мир его семьи и друзей, мир милосердия и любви, вера в то, что он будет слушать музыку и вкушать пищу и что его ожидают хорошие книги, если ему хватит сил продержаться чуть подольше? Что хорошего принесла рабам вера в то, что Бог не был удовлетворен миром, в котором существовали непосильный труд и хозяева, вооруженные кнутами из воловьих жил и веревками для повешения. Вера в грядущее воздаяние означает веру в то, что длинная рука Господа несет справедливость, вера в То, что однажды гордыня буден повергнута, смирение восторжествует и голод будет утолен сполна.

Перспектива грядущих воздаяний ни в коей мере не исключает нашу потребность бороться за справедливость сейчас, в этой жизни. Однако нельзя отрицать очевидного исторического факта, что для заключенных советского Гулага и для рабов в Америке и христиан в подвальных помещениях римских амфитеатров, ожидавших своей очереди быть растерзанными дикими зверями, обещанное воздаяние было источником не стыда, а надежды. Это помогает выжить. Это, в конечном итоге, позволяет верить в справедливого Бога. Словно колокол, звучащий из иного мира, обещанное Иисусом воздаяние возвещает о том, что независимо от того, как складываются обстоятельства, будущее за добром, а не за злом.

Моя жена, Джанет, которая работала в контакте с Чикагской программой по предоставлению жилья пенсионерам, консультировала самую бедную прослойку общества во всех Соединенных Штатах. Около половины ее клиентов составляли белые, половину - черные. Все они много пережили в своей жизни - две мировых войны, Великую депрессию, социальные перевороты - и все они, будучи семидесяти-восьмидесятилетними стариками, жили, предчувствуя дыхание смерти. Однако Джанет обратила внимание на бросающееся в глазах различие в том, как черные и белые относились к смерти. Конечно, были исключения, но тенденция выглядела примерно так: большинство белых ощущали возрастающую тревогу и страх. Они жаловались на свою жизнь, на своих близких, на ухудшающееся здоровье. Черные, напротив, сохраняли чувство юмора и бодрость духа, хотя у них и были более очевидные причины для горечи и отчаяния.

Чем вызвана эта разница? Джанет пришла к выводу, что ответом на этот вопрос была надежда, надежда, которая восходила непосредственно к основополагающей вере черного населения в небеса.

Если вы желаете познакомиться с современными представлениями о небесах, посетите какие-нибудь негритянские кладбища. С характерным красноречием священники рисуют мир загробной жизни таким безмятежным и живописным, что у любого из присутствующих на отпевании возникает желание попасть туда. Скорбящие конечно чувствуют печаль, но печаль особого свойства: как паузу, временное отступление в битве, чей исход был уже заранее предрешен.

Я уверен, что для этих никем не замеченных святых, которые научились воспринимать Бога и радоваться ему, несмотря на все трудности их жизни на земле, небеса скорее кажутся чем-то вроде долгожданного возвращения домой, нежели визитом на новое место. В их жизни заповеди блаженства стали реальностью. Для тех людей, которые потерялись среди боли, разрушенных домов, в экономическом хаосе, среди ненависти и страха, среди насилия - им Иисус обещает жизнь, которая будет гораздо более продолжительной и более насыщенной, чем это существование на земле, жизнь полную здоровья, благополучия, и удовольствия, и мира. Жизнь, в которой осуществиться воздаяние.

 

Великий Переворот. Долгое время, и даже очень долгое, я учился уважать те воздаяния, которые обещал нам Иисус. Даже если эти воздаяния будут иметь место когда-то в будущем, и заманчивые обещания не удовлетворяют сегодняшних потребностей. Между прочим я также стал верить в то, что заповеди блаженства в равной степени относятся как к настоящему, так и к будущему. Они четко показывают контраст между тем, как можно добиться успеха в царствии небесном и в царстве этого мира.

Д. Б. Филлипс составил заповеди блаженства, которые действуют в этом мире:

 

Блаженны "пробивные": ибо они найдут место в этом мире.

Блаженны крепкие орешки: ибо они не позволят жизни помыкать собой.

Блаженны те, кто жалуется: ибо, в конце концов, они найдут выход.

Блаженны пресыщенные: ибо они никогда не беспокоятся согрешив.

Блаженны надсмотрщики за рабами: ибо они получат результат.

Блаженны знающие этот мир: ибо они всегда найдут обходной путь.

Блаженны нарушители спокойствия: ибо люди их заметят*.

 

 

Современное общество живет по правилу, гласящему, что выживает самый приспособленный. "Тот, кто умирает, набрав максимум очков", - как гласит надпись на одной автомобильной наклейке. Таково мнение нации, обладающей самым лучшим оружием и самым большим валовым национальным продутом. Владелец команды "Чикаго Буллс" вкратце резюмировал эту идею в связи с уходом из спорта (временным) Майкла Джордана: "Он является воплощением Американской Мечты, - сказал Джерри Рейнсдорф, - Американская Мечта - это такой момент жизни, когда ты не должен делать ничего, чего ты не хочешь делать, а можешь делать что угодно из того, что хочешь".

Это может быть и американская мечта, но это точно не мечта Иисуса, которую он выразил в заповедях блаженства. Заповеди блаженства довольно ясно объясняют, что Бог видит мир совсем другими глазами. Похоже, что Бог предпочитает бедных и тех, кто горюет о 500 самых богатых людях мира и супермоделях, резвящихся на пляже. Проще говоря, Бог, по всей видимости, предпочитает Южный Центр Лос Анжелеса пляжу Малибу, и Руанду Монте-Карло. На самом деле Нагорную проповедь можно было бы озаглавить не "выживает сильнейший", "триумф слабых".

Разнообразные сцены из Евангелия дают яркое представление о том, какого сорта люди производили на Иисуса впечатление. Вдова, которая пожертвовала последние две монеты. Всеми презираемый сборщик налогов, который был настолько запуган, что взобрался на дерево, чтобы получше разглядеть Иисуса. Безымянный, неизвестный ребенок. Женщина, имевшая несколько неудачных браков. Слепой нищий. Человек, пораженный проказой. Сила, правильные взгляды, связи и инстинкт самосохранения могут привести человека к успеху в таком обществе, как наше, но человеку со всеми этими качествами закрыт вход в царствие небесное. Зависимость, страдание, раскаяние, готовность измениться - вот ворота в Царство Божие.

"Блаженны нищие духом", - сказал Иисус. В одном комментарии эта фраза переводиться "Блаженны отчаявшиеся". Не имея другого выхода, отчаявшиеся могут обратиться к Иисусу, он единственный, кто может дать им утешение, которого они жаждут. Иисус действительно считал, что нищий духом, или страдающий, или гонимый, или жаждущий справедливости имеет исключительное преимущество перед всеми остальными.

Возможно, лишь возможно, отчаявшийся человек возопит к Богу о помощи. Если да, то он действительно блажен.

Католические ученые придумали фразу "Божественное предпочтение бедным" что описать тот феномен, который они обнаружили как в "Ветхом Завете", так и в "Новом Завете": склонность Бога к беднякам и неудачникам. Почему Бог уделяет беднякам особое внимание по сравнению с другими группами? Меня всегда это интересовало. Что в бедняках так привлекает Бога? Я получил помощь в этом вопросе от автора по имени Моника Хеллвег, которая составила список следующих "преимуществ" бедного человека:

1. Бедные знают, что они крайне нуждаются в спасении.

2. Бедные знают, что они зависят не только от Бога и сильных мира сего, но и друг от друга.

3. Бедные считают, что их безопасность обеспечивается не вещами, а людьми.

4. У бедных нет преувеличенного чувства важности их собственной персоны и преувеличенной нужды владеть какой-либо собственностью.

5. Бедные меньше полагаются на конкуренцию, чем на сотрудничество.

6. Бедные знают отличие между предметами первой необходимости и предметами роскоши.

7. Бедные умеют ждать, потому что приобрели своего рода упорное терпение, происходящее от осознанной зависимости.

8. Страхи бедных более реалистичны и менее преувеличены, поскольку им уже известно, что человек может пережить много страданий и нужды.

9. Когда бедным проповедуют Евангелие, они воспринимают его как добрую весть, а не как угрозу или укор.

10. Бедные могут ответить на призыв Евангелия с полной самоотдачей и с чистым сердцем, поскольку им нечего терять и они готовы ко всему.

 

В конечном итоге, мы приходим к выводу о том, что бедные люди, независимо от их собственного выбора - они, возможно, хотят совершенно другого - находятся в таком положении, которое снискало благодать Божию. Находясь в состоянии нужды, зависимости, и неудовлетворенности жизнью, они могут получить безвозмездный дар Божественной любви.

В качестве эксперимента я вернулся к списку Моники Хелвиг, заменив слово "бедный" словом "богатый", и заменив каждую сентенцию на противоположную. "Богатые не знают о том, что они крайне нуждаются в спасении… Богатые считают, что их безопасность обеспечивается не людьми, а вещами…" (Иисус делал нечто похожее в заповедях блаженства по версии Луки, но эта их часть привлекает гораздо меньше внимания: "Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение").

Затем я сделал нечто более пугающее: я подставил слово "Я". Просмотрев заново каждое из десяти утверждений, я спросил себя, на что больше похожа моя собственная позиция, на позицию бедных или богатых. Легко ли я осознаю, в чем я нуждаюсь? С готовностью ли я отдаю себя в зависимость от других людей и от Бога? В чем я вижу свою безопасность? Что я больше люблю, соревноваться или сотрудничать? Различаю ли необходимость и роскошь? Терпелив ли я? Как звучат для меня заповеди блаженства, как укор или как добрая весть?

Проведя этот эксперимент, я начал понимать, почему многие святые сами накладывали на себя епитимью бедности. Зависимость, смирение, простота, сотрудничество и чувство отречения - это те качества, которые особенно высоко ценятся в духовной жизни, и которых так нелегко достичь тем людям, которые живут с комфортом. Возможно, к Богу и можно прийти другим путем, но это, увы, чрезвычайно трудно - также трудно, как верблюду пролезть в игольное ушко. В Великом Перевороте, к которому ведет Царство Божие, зажиточные люди очень редко становятся святыми.

Я не думаю, что бедные люди более добродетельны, чем все остальные (хотя я сделал для себя вывод, что они более чуткие, и часто более щедрые люди), но они менее склонны притворяться добродетельными. В них нет высокомерия среднего класса, который умеет искусно скрывать свои проблемы за фасадом самоуверенности. В них больше естественного доверия, поскольку у них нет выбора; им приходится зависеть от других просто для того, чтобы выжить.

Теперь я рассматриваю Заповеди блаженства не как покровительственные наставления, а как глубокое проникновение в тайну человеческого существования. Царствие Божие выворачивает наизнанку все понятия. Бедные, голодающие, смиренные и притесненные действительно блаженны. Не из-за того печального положения, в котором они находятся - Иисус всю жизнь пытался смягчить их страдания. Скорее, они блаженны из-за присущего их положению преимущества, которое они имеют перед тем, кто лучше устроился и доволен собой. Люди, которые богаты, удачливы и красивы, могут прожить жизнь легко, полагаясь на то, что им дала природа.

Люди, которые лишены таких природных преимуществ, и, по этой причине, не имеют успеха в этом мире, могут просто обратиться к Богу в час нужды.

Люди не готовы должным образом принять отчаяние. Но, когда они это делают, Царство Божие становится для них ближе.

 

 

Психологическая реальность. Совсем недавно я начал видеть третий уровень истины в заповедях блаженства. Иисус не просто предложил нам идеал, к которому следует стремиться, имея в перспективе соответствующие воздаяния; он не просто потряс устои нашего общества, построенного на культе успеха; он еще и выдвинул простую формулу психологической истины, истины самого высокого уровня, который нам известен на земле.

Заповеди блаженства показывают, что то, что ценится в Царствии Небесном, приносит нам пользу и в этой жизни, здесь и сейчас. Мне потребовалось много лет, чтобы распознать эту истину, и только сейчас я начинаю понимать заповеди блаженства. Они, по-прежнему, нервируют меня каждый раз, как я их читаю, но это происходит потому, что я распознаю в них богатство, которое разоблачает мою собственную нищету.

Блаженны нищие духом…Блаженны кроткие…. В книге Пола Джонсона Интеллектуалы детально и убедительно показано то, что все мы, на самом деле, и так уже знаем: люди, которых мы превозносим, которых стремимся превзойти, и которых помещаем на обложки журналов, на самом деле не такие цельные, счастливые, уравновешенные люди, какими мы их себе представляем. Хотя герои Джонсонса (Эрнест Хемингуэй, Бертран Рассел, Жан-Поль Сартр, Эдмунд Уилсон, Бертольд Брехт, и т.д.) по любым современным стандартам могут называться людьми преуспевающими, было бы трудно собрать более жалкую, эгоцентричную, вульгарную компанию.

Моя карьера в качестве журналиста предоставила мне возможность брать интервью у "звезд", включая футбольных знаменитостей, киноактеров, музыкантов, популярных писателей, политиков и работников телевидения. Это люди, которые занимают почетное место в средствах массовой информации. Мы лебезим перед ними, вглядываясь в детали их жизни: в то, какую одежду они носят, какую еду они предпочитают, как они занимаются аэробикой, каких людей любят, какой зубной пастой пользуются. Я должен сказать, насколько позволяет судить мой скромный опыт, что принципы

Пола Джонсона на поверку оказались правдой: наши "идолы" оказались самой жалкой компанией, какую я когда-либо встречал. У большинства из них неудачные или распавшиеся браки. Почти все они неизбежно зависят от визитов к психотерапевту. По иронии судьбы, эти супергерои, похоже, страдают от комплекса неполноценности.

Я также проводил время с людьми, которых я называю "людьми служения". Доктора и медсестры, которые работают среди последних бродяг, пациентов, больных проказой в индийских деревнях. Выпускник Принстона, который содержит приют для бездомных в Чикаго. Медицинские работники, которые бросили высокооплачиваемую работу, чтобы корпеть в захолустном городишке в штате Миссисипи. Медперсонал, работающий в Сомали, Судане, Эфиопии, Бангладеш и других вместилищах человеческих страданий. Доктора наук, которых я встречал в Аризоне, когда они продирались сквозь джунгли Южной Америки, переводя Библию на неизвестные языки.

Я готов был уважать этих людей служения, воспринимать их жизнь как вдохновляющий пример. Я не был готов им завидовать. Однако когда я теперь сравниваю обе эти группы: "звезд" и людей служения, последние совершенно четко выглядят как победители, как осененные благодатью. Без сомнения, я предпочел бы проводить время с этими людьми, чем со "звездами": в них есть такая глубина и богатство натуры и даже радость, которую я не встречал ни у кого более. Люди служения работают подолгу за маленькую плату и не получая за это признания, "зарывая в землю" свои таланты и умения среди бедных и необразованных людей. Однако, каким-то образом, растрачивая свою жизнь, они находят себя.

Теперь я верю в то, что нищие духом и кроткие действительно блаженны. Им будет принадлежать Царствие Небесное, и они наследуют землю.

Блаженны чистые сердцем. В тот период моей жизни, когда я боролся с половым влечением, мне попалась статья, в которой была ссылка на небольшую книгу под названием Во что я верю? написанную французским католическим автором Франсуа Мориаком. Меня удивил тот факт, что Мориак, будучи пожилым человеком, отводил значительное место в книге рассуждениям о своей похоти. Он объяснял: "Пожилой возраст таит в себе опасность испытания, вдвойне более тяжкого, поскольку воображение пожилого человека ужасным образом замещает то, в чем ему отказывает природа".

Я понял, что Мориак знал, что такое похоть. Новеллы Клубок змей и Поцелуй для прокаженного, благодаря которым он получил Нобелевскую премию в области литературы, изображают похоть, борьбу с ней и сексуальное насилие лучше, чем все, что я когда-либо читал. Для Мориака половое влечение было хорошо известным полем битвы.

Мориак отверг большинство аргументов в пользу полового воздержания, которые ему приводили в дни его католического воспитания. "Брак излечит от похоти": это не сработало в случае с Мориаком, также как и во многих других, поскольку похоть подразумевает привлекательность незнакомых людей и вкус к приключениям и случайным встречам. "При помощи самодисциплины Вы сможете преодолеть похоть": Мориак считал, что половое влечение, подобно волне во время прилива, способно, смести все самые лучшие намерения. "Настоящая полнота ощущений может быть достигнута только в моногамном браке": возможно, это и правда, но это не кажется правдой тому, кто не способен побороть свое сексуальное желание даже в моногамном браке. Таким образом, он взвесил традиционные аргументы в пользу воздержания и нашел их недостаточными.

Мориак пришел к выводу, что самодисциплина, подавление эмоций, и рациональная аргументация являются неподходящим оружием в борьбе против порывов к половой распущенности. В конце концов, ему удалось найти только одну причину, по которой стоит ограничивать себя, и заключается она в том, что Иисус представил в Заповедях блаженства: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". По словам Мориака, порочность отделяет нас от Бога. Духовная жизнь подчиняется таким же непререкаемым законам, как законы физического мира... Воздержание является условием любви более высокого уровня - страсть выше всех иных страстей - любовь к Богу. Да, на карту поставлено именно это, и ничуть не меньше".

Чтение Франсуа Мориака не примирило меня с похотью. Но, вне всякого сомнения, я должен сказать, что его анализ показался мне точным. Любовь, которую Господь обращает к нам, требует того, чтобы наши помыслы кристально очистились, прежде чем мы удостоимся высшей любви, другого способа достичь ее не существует. Этим и мотивируется необходимость оставаться непорочным. Потаенными похотливыми мыслями я исчерпываю лимит моих доверчивых (доверительных) отношений с Богом.

Чистые сердцем действительно блаженны, ибо они узрят Бога. Это настолько же просто, насколько и сложно.

Блаженны милостивые. Истинность этой заповеди открыл мне Генри Ноувен, священник, который частенько преподавал в Гарварде. На пике своей карьеры Ноувен покинул Гарвардский университет и уехал в общину Дейбрейк, недалеко от Торонто, вызванный туда своим другом по имени Адам, чтобы взять на себя тяжелую обыденную работу. Ноувен избрал служение не интеллектуалам, а молодому человеку, который многими воспринимался как бесполезная личность, которой не следовало появляться на свет.

Ноувен описывает своего друга:

 

Адам, двадцати пяти летний молодой человек, который не может говорить, не в состоянии одеваться, не может сам ходить, не может есть без помощи. Он не плачет и не смеется. Он очень редко смотрит в глаза. У него искривлен позвоночник. Движения его рук и ног судорожны. О<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.021 с.)