Внешний долг государственного и частного сектора России (млрд дол. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний долг государственного и частного сектора России (млрд дол. )



 

Показатель             Июль 1998  
                 
Государственный сектор 107,7 120,6 127,5 128,0 143,3 153,6 176,4 164,3
Федеральные долги
Долги бывшего СССР 104,9 103,7 108,6 103,0 100,8 91,4 91,8 93,6
Парижский клуб1 - - - - - 37,6 37,6 38,4
Лондонский клуб - - - - - 28,2 28,7 29,7
Прочие долги - - - - - 25,6 25,5 25,5
Долги РФ2 2,8 9,0 11,3 17,4 24,2 32,1 51,2 51,4
Кредиты МФО 1,0 3,5 5,4 11,4 15,3 18,7 26,2 26,0
Еврооблигации 0,0 0,0 0,0 0,0 1,0 4,5 15,8 16,0
Прочие долги3 1,8 5, 5,9 6,0 7,9 8,9 9,2 9,4
Прочая государственная задолженность
Субъекты Федерации и местные органы власти4 0,0   0,0   0,0   0,0   0,0   1,3   2,2   2,4  
Задолженность по инвестициям нерезидентов на рынке ГКО и ОФЗ5 0,0   0,0   0,0   0,0   7,2   17,7   20,1   5,8  
Валютные облигации Минфина (ОВВЗ)6 0,0   7,9   7,6   7,6   11,1   11,1   11,1   11,1  
Частный сектор7 4,5 4,3 4,9 6,3 11,3 50,9 57,3 43,4
Банковский сектор - - - - - 37,2 34,58 20,29
Нефинансовые предприятия10 - - - - - 13,7 22,8 23,1
В % к ВВП по текущему обменному курсу
Государственный долг 235,0 87,7 74,1 37,5 36,2 35,7 42,5 126,4
Частный долг 9,8 3,1 2,8 1,8 2,9 11,8 13,8 33,4
Справочно: ВВП (млрд деном. руб.) 19,0   171,5   610,7   1585,0   2200,2   2562,6   2590,611   2684,5  
Курс ММВБ (руб./дол.) 0,4145 1,247 3,550 4,640 5,570 5,960 6,241 20,650

1 Включая просроченную задолженность по выплате процентов.

2 Без учета предоставленных суверенных гарантий по частным займам.

3 Двусторонние соглашения и коммерческие кредиты.

4 Некоторая часть обязательств, видимо, повторно учтена в разделе «Банковский сектор».

5 По номиналу, по текущему обменному курсу.

6 Приведены данные об объемах выпусков. В настоящее время нерезидентам принадлежит около 50% ОВВЗ.

7 Без учета внешних обязательств небанковских финансовых компаний, которые на конец 1998 г. оценивались в 0,35 млрд дол.

8 На конец периода.

9 По данным на 1 июля1998 г.

10 По данным на 1 июля 1998 г.

11 Суммарный ВВП за III и IV кв. 1997 г. и 1и II кв. 1998 г.

Кроме того, к государственному долгу относятся суверенные гарантии по частным займам, однако нам неизвестен общий объем таких гарантий, выдававшихся от имени правительства России. Важным компонентом накопления государственных долгов в течение 90-х годов было заимствование у международных финансовых организаций. Внимание российской прессы к МФО делает их демоническими силами, влияющими (в зависимости от политических взглядов авторов положительно или отрицательно) на судьбу российской экономики. Подробный анализ деятельности МФО в России еще предстоит. Важно одно - они с энтузиазмом пришли в Россию в 1992 г., чтобы проводить те рыночные реформы, которые они знали и полагали полезными для России. Но при этом очень многое зависело от наших собственных решений в отношении того, когда, сколько и на что брать деньги. Позиция же самих МФО была весьма простой: как сформулировал в начале 1999 г. один высокопоставленный сотрудник МВФ, общее мнение в академических кругах Запада в начале 90-х заключалось в том, что «реформаторам надо было давать много денег - возможно, это было ошибкой».

Вливания средств МВФ в наш федеральный бюджет имели целью способствовать макростабилизации в России, особенно после законодательного запрета ЦБ в соответствии с соглашением с МВФ прямо финансировать бюджет с 1995 г. Задолженность перед МВФ быстро выросла с примерно 4,2 млрд дол. в конце 1994 г. до 12,5 млрд дол. в конце 1996 г. В этот период сбор налогов оставался низким, как и уровень сбережений, поскольку в период выборов оказывать существенное давление на бизнес было затруднительно. Средства Фонда были чисто бюджетным финансированием, направленным на поддержку реформ в области бюджетной и кредитно-денежной политики (заметим, что по принятой МВФ методологии бюджетных расчетов средства Фонда рассматриваются как внутреннее финансирование, кроме, разумеется, возврата средств, как в 1999 г.). Следующий взлет долга пришелся уже на 1998 г., когда займы пошли на отчаянную попытку спасти стабильность рубля и макроэкономику в целом. К сожалению, к 1998-1999 гг. истекли льготные три года по старым кредитам МФО, и с учетом процентов по всему долгу Россия была обязана платить порядка 5 млрд дол. в 1999 г., что примерно равно последнему июльскому траншу МВФ 1998 г. *

* Обзор экономической политики в России за 1998 год / С.Б. Авдашева, Ф.З. Астапович, Д.А. Беляев и др. Бюро эконом. анализа. М.: РОССПЭН, 1999. С. 32-35.

 

Конкурентная среда, конкурентное преимущество и конкурентные стратегии

 

Выявление условий конкурентной борьбы на рынке выступает необходимой процедурой для каждого конкретного предприятия. Поскольку состояние конкурентной среды, с одной стороны, определяется процессами развития в социальной, технологической, политической сферах, а с другой — действиями субъектов рынка, применяющих в своей деятельности достижения современной науки и опыт предпринимательской и управленческой деятельности, то знание конкурентной среды становится тем источником, использование которого дает конкретной фирме возможность спрогнозировать и реализовать собственную конкурентную позицию. Конкурентная позиция в таком случае становится одним из обобщающих оснований действий всех отделов и подразделений фирмы.

Возвратимся к основополагающим понятиям рыночного механизма, его элементам, конкурентному и монопольному регулированию рынка.

Как мы уже отмечали, рыночный механизм — это сложная система связи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенности рыночного механизма состоят в том, что элементы рынка через цену связаны между собой определенной зависимостью: с повышением цены спрос сокращается, а с повышением предложения — цена падает. Вроде бы тривиальная политика, а сколько оттенков она имеет для управления маркетингом!

При каком предложении, в каком сегменте рынка, при каком уровне конкурентного нормирования складывается оптимальное их соотношение?

Рыночный механизм. Если в конкурентном позиционировании среди покупателей побеждает тот, кто предлагает более высокую, чем рыночная, цену, то в конкурентном позиционировании среди продавцов усиление конкуренции определяет превышение предложения товаров над спросом покупателей. В целом конкурентное позиционирование и конкурентное противостояние выступают в качестве конкурентной силы.

Конкурентные силы. При рассмотрении вопросов, касающихся конкурентных сил выделяют следующие моменты:

• конкуренция возникает прежде всего между соперничающими в настоящий момент сторонами;

• покупатели могут как помочь, так и помешать фирме повысить конкурентоспособность, кроме того, они могут создать ситуацию появления новых конкурентов;

• покупатели и поставщики сами конкурируют между собой.

Эти положения подробно изложены в трудах М. Портера*, который выделил 5 факторов, определяющих конкуренцию:

• наличие текущих конкурентов;

• опасность появления новых конкурентов;

• опасность появления заменителей товара;

• способность потребителя идти на сделки;

• способность поставщика идти на сделки.

* Porter M.E. Competitive Strategy. New York: The Free Press, 1980.

 

Конкурентные силы в конечном счете приводят к установлению равновесных цен. Ни одна фирма не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов.

Одним из значимых показателей оценки динамики конкуренции является изменение доли рынка во времени. С его помощью определяется, опережает ли фирма в своем конкурентном поведении темпы роста рынка и соответствует ли им или отстает.

Так, одной из наиболее важных характеристик конкурентного поведения японских компаний является стремление захватить долю быстрорастущих рынков. Производство японских калькуляторов в 70-е годы выросло в 200 раз, во столько же раз увеличивался объем продаж, что позволило удержать долю рынка. Данный пример показывает, что изменение доли рынка весьма рентабельно в том случае, если рынок имеет тенденцию к быстрому развитию, тогда как борьба за большую долю незрелого рынка неразумна и требует больших издержек.

Чтобы понять механизм управления маркетингом в конкурентной среде, следует учитывать, что показатели оценки конкурентоспособности, помимо рыночной доли (доли пространства, занимаемого торговой маркой в средствах массовой информации, процента потребителей, которые называют определенную марку товара своей, доли расходов компании на НИОКР и др.), обогащают представления об оценке конкурентной среды и расстановке сил в рыночном пространстве.

Различают понятия «конкурентная среда», «конкурентное преимущество», «конкурентное позиционирование», «конкурентная стратегия».

Конкурентная среда — это деятельностная область рынка при наличии в ней конкурентов, в которой совершается маркетологическое событие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.014 с.)