Порядок приемки товаров по количеству и качеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок приемки товаров по количеству и качеству



ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество

и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми акта­ми, договором и обычаями делового оборота. Порядок приемки товаров по количеству и порядок приемки по качеству внешне сходны. Отличие (влияет на всю процедуру приемки): при выявлении дефектов товара этот товар продолжает существовать (кроме скоропортящегося). Забракован­ное изделие можно вновь подвергать экспертизе и достаточно точно оп­ределить, когда, где и по какой причине возникли дефекты. Установле­ние недостачи характеризуется одномоментностью и невоспроизводимо­стью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Поэтому необходимо точно и детально отражать в документах все обстоятельства приемки, т.к. только на основе документов можно судить о существова­нии факта недостачи.

Порядок приемки товаров включает несколько этапов. В процессе выгрузки товара из транспортного средства — вагона, автомобиля, кон­тейнера, — когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено, проверяются: а) в части количества — вес брутто товара и число отдель­ных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то про­веряется вес нетто, количество единиц товара в каждом месте (открытом ящике, корзине, связке); б) в отношении качества — наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Фиксируются механические повреждения тары — полом­ка, наличие признаков вскрытия. Приемка производится не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации (складские ра­ботники, иные лица). Количество выгруженного товара сопоставл сведениями, указанными в транспортных и сопроводительных докумен­тах (вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши, ярлыки и т.п.). При их отсутствии проверяется фактическое количество поступившего товара.

В случае обнаружения факта недостачи или повреждения товара полу­чатель определяет порядок дальнейшей приемки. Как правило, дальней­шая приемка по количеству проводится комиссией, в состав которой вхо­дят представители покупателя и поставщика.

Выборочная проверка качества части товара с распространением ре­зультатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, ус­тановленных стандартом на товар или договором. Если такая возможность не предусмотрена, то проводится сплошная проверка. Результаты иссле­дования образца отражаются в акте, к которому прилагается заключение об анализе образца.

В акте о ненадлежащем качестве товара указывается стандарт или иной документ, на соответствие которому проверялось качество. Комис­сия отражает в акте точное количество забракованного товара, степень понижения качества — в процентах или долях. Указывается характер де­фектов, делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя. В актах должно даваться заключе­ние о месте, времени и причинах порчи товара, иначе порча призна­ется случайной, и риск убытков ложится на собственника (как правило, покупателя).

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Приемка импортных товаров характеризуется определенными особенностями. Если требования к приемке не установлены контрактом, т< следует руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемы импортных товаров, составления и направления рекламационных актов Инструкция утверждена Госарбитражем СССР 1990 г. и действует в качестве документированного обычая делового оборота. Акты приемки по количеству и качеству должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружаемой по одной международной транспортной накладной. Не допускается составление одного общего акта на товары, по ступившие по разным контрактам или от разных поставщиков. Акты должны быть отпечатаны. Подчистки и исправления в актах приемки и экспертизы не допускаются.

Если при проверке обнаружены изделия с дефектами от механического воздействия (проколы, поломки, потертости и т.п.), то эксперт должен дать описание дефекта, отразить состояние упаковки, указать количеств! изделий с такими недостатками.

Акт приемки или экспертизы и основанная на них претензия направляются в кратчайший (ранее действовал 7-дневный) срок организации по счету которой получен и оплачен товар. Эта организация переотправляет документы импортеру для заявления требования к иностранном; поставщику. Грузополучатель должен сохранять забракованные импортные товары до получения указания импортера.

 

 

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Экспертиза качества товаров проводится в следующих случаях: 1) если одногородний продавец по вызову покупателя не направил своего пред­ставителя; 2) если вызов представителя иногороднего продавца не пре­дусмотрен договором либо на посланный покупателем вызов продавец в суточный срок не сообщил о направлении представителя; 3) экспер­тиза может назначаться по соглашению сторон либо по инициативе по­купателя.

Товарная экспертиза состоит в определении соответствия товара стан­дартам и условиям договора, фактической сортности, в установлении при­чин брака или снижении качества. Товарную экспертизу проводят бюро товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертные отделы при тор­гово-промышленных палатах, специализированные экспертные организа­ции. Экспертиза может назначаться по инициативе суда, других правоох­ранительных органов.

Экологическая экспертиза определяет воздействие товара на человека и окружающую среду. Экономическая экспертиза определяет правиль­ность расчета цены на товар в зависимости от величины производствен­ных, транспортных и иных затрат. Технологическая экспертиза позволя­ет установить соответствие изделия технологическим и производственным нормативам.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением, под­писываемым экспертом и заверяемым печатью экспертного учреждения.

 

ВОЗВРАТ ТОВАРА

Случаи, когда покупатель может вернуть товар продавцу, перечислены в ГК, но это минимальный перечень таких случаев, оставляя сторонам до­говора право урегулировать вопросы возврата товара непосредственно в договоре. По ГК РФ возврат товара предусмотрен в случаях (эти ситуа­ции связаны с неисполнением продавцом своих обязанностей): а) нару­шений условий о количестве товара; б) нарушений условий об ассорти­менте товаров; в) передачи товара ненадлежащего качества; г) переда­чи некомплектного товара; д) передачи товара без тары и/или упаковки; непредставления покупателю информации о товаре. Возвратить нека­чественный товар покупатель может только при обнаружении таких не­достатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо по­являются вновь после их устранения. Если же недостатки товара не под­падают под эти критерии, покупатель не имеет права вернуть товар продавцу.

Факт возврата покупателем некачественной продукции может быть подтвержден актом об установленном расхождении по количеству и каче­ству при приемке товара. Акт подписывается членами комиссии покупа­теля с участием представителя поставщика. К акту можно приложить зак­лючение эксперта. Если недостатки товара обнаружены после его опри­ходования на баланс покупателя, то поставщику выставляется претензия. Для выставления претензии нужно документально подтвердить наличие существенных недостатков. Подтверждающими документами могут быть также независимое экспертное заключение и акт о некачественности то­вара.

 

Возврат товара при поставке. Если реализация по другим правилам, чем при обычной купле-продаже: 1) добавляется еще один случай, когда можно вернуть товар — неоднократное наруше­ние поставщиком сроков поставки. Покупатель в этом случае имеет пра­во отказаться от исполнения договора поставки. А такой отказ может под­разумевать и возврат уже полученного товара; 2) при возврате товара, полученного по договору поставки, возрастает количество предваритель­ных процедур. Например, если по договору поставки передан товар не­надлежащего качества, то даже если недостатки носят неустранимый характер, отказаться от товара и потребовать возврата денег можно, только если поставщик не заменит такие товары сразу же после получения уве­домления покупателя.

Возврат по соглашению. Поскольку перечень случаев возврата това­ра, закрепленный в ГК РФ, не является исчерпывающим, ГК РФ разре­шает сторонам включать в договоры условия, не предусмотренные зако­ном. Причем эти условия могут не зависеть от качества товара либо от выполнения продавцом своих обязанностей. В договоре можно закрепить и право покупателя вернуть товар надлежащего качества при наступле­нии различных условий (например, если покупатель не смог его реализо­вать в течение некоторого времени).

я товара происходила на основании

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.009 с.)