Государственное регулирование цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование цен



Принцип свободы ценообразования может быть ограничен в целях обеспечения публичных интересов. Основы порядка установления и применения цен определены Указом Президента РФ 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», по­становлением Правительства РФ «О мерах по упорядочению государ­ственного регулирования цен (тарифов)». В этих актах утвержден пе­речень продукции, услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления: фиксированных цен; надбавок; пре­дельных коэффициентов изменения цен; предельного уровня рентабель­ности; декларирования повышения цен.

Указанное постановление Правительства РФ устанавливает разграни­чение полномочий РФ и ее субъектов. К ведению РФ, согласно данному постановлению, относится регулирование цен или тарифов по следующим видам продукции или услуг: все виды газового топлива, кроме реализуе­мого населению; электрическая и тепловая энергия федерального опто­вого рынка энергии; транспортировка нефти; оборонная продукция; про­дукция ядерного комплекса; услуги железнодорожного, воздушного и мор­ского транспорта; услуги почты и связи; драгоценные металлы и камни ч изделия из них; протезно-ортопедические изделия; ликеро-водочная про­дукция.

Региональные органы исполнительной власти регулируют цены и тарифы на: все виды топлива, реализуемого населению; электрическую и тепловую энергию региональных рынков; услуги общественного транс порта; коммунальные и ритуальные услуги; лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Региональные органы также вправе осуществлять регулирование надбавок и тарифовры, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мес­тностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при учеб­ных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского пита­ния; перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с МПС РФ (железными доро­гами); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси; перевоз­ки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и т.д.

Ценовое регулирование осуществляется также и органами местного самоуправления. Однако федеральными правовыми актами не установ­лено, в отношении каких товаров или услуг может производиться ценовое регулирование муниципальными органами. Поэтому данного рода деятель­ность возможна только в случае делегирования полномочий по ценово­му регулированию федеральными или региональными органами исполни­тельной власти органам местного самоуправления.

Установление и применение регулируемых цен, а также контроль за их соблюдением осуществляют различные государственные органы на: продукцию и това

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ В ТОРГОВЛЕ

В развитом промышленном обществе огромное значение приобретает посредническая деятельность как механизм, способствующий установле­нию и развитию торгово-хозяйственных связей. Анализ рыночных отноше­ний свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между состоянием экономики, уровнем развития и широтой применения посред­нических услуг.

Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объек­тивным процессом, отражающим углубление общественного разделения труда. Использование посредников дает производителям и потребителям товаров значительную экономию трудовых и материальных затрат, позво­ляет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей области.

Посредническая деятельность состоит в оказании фактических и юри­дических услуг другим лицам (изготовителям и потребителям) в реализа­ции или приобретении товаров, в оказании иных, связанных с товарным обращением, услуг либо в осуществлении продаж и закупок товара за счет средств других лиц с целью получения прибыли.

Наряду с участием в продвижении товара от изготовителей к потреби­телям, посредники зачастую принимают на себя выполнение дополнитель­ных работ, относящихся практически ко всем этапам осуществления хо­зяйственных связей. Они могут: заниматься поиском и предоставлением информации о потенциальных и приоритетных покупателях и продавцах; анализировать надежность продавца и платежеспособность покупателя; согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров; непосредственно производить получение, хранение и обработку товаров; страховать товары и иное имущество. Однако такие услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче — содействовать реализации (приобретению) товара.

В настоящее время договоры, называемые посредническими, обра­зуют весьма развитую группу. В нее входят договоры комиссии, тор­гового поручения, агентские договоры, а также близкие к ним дистрибьюторские договоры, договоры франшизы (коммерческой концессии) и др.

По своим экономическим целям — это предпринимательские догово­ры в товарном обращении. Их участниками всегда являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Посреднические договоры по классификации относятся к типу договоров на оказание возмездных услуг. К ним применяется общее правило ГК РФ о праве кредитора на односторонний отказ от договора с возмещением другой стороне поне­сенных затрат. При доверительных отношениях предусмотрена возмож­ность отказа от договора также и для должника.

 

ДОГОВОР КОМИССИИ

Обязательства по договору комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. О гласно ГК РФ одна сторона — комиссионер обязуется по поручению другой стороны — комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнять в соответствии с указаниями комитента, а также на наиболее выгодных для комитента условиях. Комиссионер при совершении сделок обязан руководствоваться интересами комитента и его указаниями. Комиссионеру может поручаться не только продажа, но и покупка товаров для комитент ГК РФ регулирует ситуации, когда комиссионер купил имущество по цен выше согласованной с комитентом.

Комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об это комиссионеру в разумный срок. В противном случае покупка признаете принятой комитентом.

Поскольку договоры с третьими лицами заключаются комиссионером от своего имени, а риск их неисполнения несет комитент, то для заявления комитентом требования к третьим лицам комиссионер обязан передать комитенту права требования к третьим лицам.

Поэтому в комиссионных договорах можно заранее предусмотреть уступку комитенту прав требования к третьим лицам, а также установить сроки для передачи комиссионером необходимых документов комитенту для предъявления иска к третьим лицам. Если уступка права не производилась, то иски к покупав лям заявляет сам комиссионер как кредитор по договорам.

Закон делает изъятия из общего правила о риске неисполнения сделок третьими лицами. ГК РФ предусматривает возможность комиссионеру на условии делькредере (от лат. — на веру). В этом случае комиссионер принимает на себя риск поступления имущества или платежа от третьего лица, которому товар передается до оплаты. Согласие о деятельности на условии делькредере должно быть специально оговорено в договоре ко­миссии. При совершении сделок в режиме делькредере комиссионер не­сет больший риск, поэтому размер получаемого им вознаграждения выше, чем при обычной комиссии.

Договор торгово-предпринимательской комиссии находит в России широкое применение для реализации импортируемых товаров, особенно в связи с недостатком оборотных средств у торговых фирм и трудностью получения банковского кредита. Договор комиссии не редко использует­ся для определения перспектив сбыта новых, нетрадиционных видов то­варов.

 

48. ДОГОВОР КОНСИГНАЦИИ во внешнеторговых отношениях договор комиссии именуется кон­сигнационным.

В режиме консигнации продажа товаров обычно осуще­ствляется с консигнационных складов торгово-посреднических организа­ций. Договором на консигнатора возлагается более широкий круг обязан­ностей, чем во внутреннем торговом обороте. Консигнатор должен принять товар от транспортной организации, а в случае не сохранности — полу­чить коммерческий акт и иные документы для обеспечения прав консиг­нанта, выполнить таможенные процедуры, уплатить сборы, пошлины и акцизы, вывезти товар на свой склад, осуществлять его хранение и орга­низовать сбыт покупателям. Консигнант обеспечивает консигнатора тех­нической документацией на товар, сертификатом соответствия и гигиени­ческим сертификатом, рекламными материалами. В необходимых случаях он проводит обучение сотрудников организации-консигнатора, предостав­ляет своих квалифицированных специалистов для участия в переговорах с покупателями и в подготовке заключаемых консигнатором договоров.

Последствия неисполнения комиссионером обязанностей по продаже товара могут предусматриваться в договоре или определяться последую­щими соглашениями. Кроме обязанности выкупа нереализованного това­ра, возможны и другие решения вопроса о судьбе товара, например: воз­врат нереализованного товара комитенту; передача товара для реализа­ции другому комиссионеру.

Совершение сделок за счет комитента влечет обязанность комиссио­нера передать комитенту имущество или деньги, полученные по сделке. Вместе с тем комиссионер может оставить в своей собственности сред­ства, передача которых не предусматривается законом и договором (на­пример, суммы неустоек, взыскиваемых комиссионером с третьих лиц за

неисполнение ими обязательств). Комитент не может претендовать на эти средства, поскольку не является стороной в договорах с третьими

лицами.

Выгода комиссионера — в получении комиссионного вознаграждения, его размер традиционно устанавливается в виде процента от цены про­дажи товара. Если порядок выплаты договором не определен, то вознаг­раждение уплачивается после полного исполнения договора комиссии, т.е. получения комитентом средств за весь товар. Вознаграждение выплачи­вается и в том случае, если договор не был исполнен по причинам, зави­сящим от комитента. При частичном исполнении вознаграждение уплачи­вается пропорционально выполнению поручения. Комиссионер имеет право также на возмещение ему всех необходимых расходов, кото­рые он понес (расходы по транспортировке, выгрузке, страхованию, если они предусмотрены договором). Комиссионер не вправе требовать упла­ты ему вознаграждения как хранителю товара, возмещаются лишь затра­ты по хранению. Комитент вправе в любое время отменить данное ко­миссионеру поручение (законная возможность одностороннего отказа от договора). В этом случае комитент обязан возместить комиссионеру лишь фактически понесенные им затраты.

 

 

ДОГОВОР ПОРУЧЕНИЯ

Договор поручения относится к числу договоров на возмездное оказа­ние услуг кредитору (заказчику). Большинство договоров на оказание ус­луг состоит в осуществлении фактических действий для заинтересован­ного лица, не носящих характера сделок. В отличие от этого по договору поручения на одно лицо возлагается совершение юридических действий в пользу другого лица (это главная особенность).

 

Поручение — это договор, в силу которого одна сторона — поверен­ный обязуется совершить от имени и за счет другого лица — доверителя определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. С учетом специфики этого договора ГК РФ использует термины «коммер­ческое поручение» и «коммерческое представительство».

В договоре поручения соединяются элементы договора на оказание услуг и отношений по представительству. Поэтому на поручение распро­страняются общие правила о представительстве, содержащиеся в зако­не. Связь поручения с представительством носит однонаправленный характер, т.е. поручение предполагает отношения представительства. Само же представительство зачастую не связано с поручением. Отноше­ния представительства нередко возникают из закона, трудового догово­ра, судебного решения.

Договор поручения, как и договор комиссии, направлен на предостав­ление юридических услуг. Поверенному приходится, наряду с юридичес­кими, совершать определенные фактические, предметные действия, од­нако это не меняет природы обязательства. Поскольку выполнение одних лишь фактических действий не обеспечивает достижение цели поручения, то основными в нем приходится признавать юридические обязанности

поверенного. В качестве поверенных выступают торговые и иные пред­ставители. Такую деятельность осуществляют различные посреднические фирмы, заключающие договоры от имени и за счет доверителя, индиви­дуальные предприниматели: торговые и финансовые брокеры, маклеры. Содержание прав и обязанностей поверенного определяется дого­вором поручения, где указываются содержание необходимых юридичес­ких действий, сроки их исполнения, размер и порядок уплаты вознаграж­дения, а также доверенностью (выдается доверителем). Доверенность обычно необходима для заключения договоров и совершения действий с товарными ценностями, деньгами поверенного, оформления ценных бумаг. Поверенный считается надлежаще исполнившим свою обязанность, если он совершил порученные действия в полном соответствии с указа­ниями доверителя. Коммерческий представитель обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, к тому же если иное не предусмотрено договором поручения.

Доверитель, отменивший поручение, обязан возместить издержки по­веренного и выплатить ему часть вознаграждения соразмерно выполнен­ной работе. Поверенный со своей стороны должен заблаговременно из­вестить доверителя об отказе вести его дело, чтобы не создать затрудне­ний для последнего.

 

 

АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР

Согласно ГК РФ по такому договору одна сторона — агент — обязует­ся совершить по поручению другой стороны — принципала — юридичес­кие и иные действия от своего имени и за счет принципала либо за счет принципала. В зарубежной практике допускается возможность для агента действовать от имени принципала, не называя его, в целях сохранения ком­мерческой тайны.

Агентский договор служит важным средством организации деятельно­сти посредников, работающих в интересах определенного изготовителя или оптовой торговой организации. Основное отличие агентского дого­вора от поручения: агент принимает на себя совершение одновременно как фактических, так и юридических действий для принципала.

Агент, подобно поверенному или комиссионеру, должен исполнять по­ручение лично. Возложение исполнения обязательства на субагентов до­пускается лишь с согласия принципала. Он обязан руководствоваться договором и указаниями принципала. Полученные агентом товары и день­ги принципала подлежат отдельному хранению и учету от имущества агента.

Агент может действовать от своего имени или от имени принципа­ла. Для совершения действий от имени принципала, кроме договора, тре­буется доверенность. Стороной в сделках, совершенных от имени прин­ципала, признается принципал. Агент не несет риска убытков по сделке, поскольку все права и обязанности возникают для принципала. Однако агент отвечает за ненадлежащее исполнение совершаемых непосредствен­но им действий: оформление документов, проверку товара и т.п.

В случае когда в агентском договоре предусмотрены общие полно­мочия на совершение сделок от имени принципала, последний в отно

 

шениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или за­ведомо должно было знать об ограничении полномочий агента. В соответ­ствии с существующей практикой ограничения полномочий агента не мо­гут касаться определения категории покупателей (продавцов) товара.

При заключении агентом договоров от своего имени приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поскольку сделка совершается за счет принципала, риск неисполнения обязательства третьими лицами, как и в договорах комиссии, ложится на принципала. Требования из таких договоров к тре­тьим лицам заявляются самим агентом либо, если это предусмотрено договором, принципалом, которому агент переуступает права требования по сделке. К агентским отношениям, в зависимости от того, от чьего имени (агента или принципала) совершаются сделки, соответственно применя­ются нормы о договорах комиссии или поручения.

Использование агентских договоров предоставляет большие возможно­сти. Возложение принципалом исполнения постоянных или разовых задач на агентов, находящихся в других населенных пунктах, освобождает от необходимости создания своих представительств в этих пунктах.

ДИСТРИБЬЮТОРСКИЕ КОНТРАКТЫ

Этот вид договоров также обслуживает реализацию товара посредни­ческими организациями. Специфика дистрибуторских контрактов со­стоит в том, что они создают для производителя (продавца) товара до­полнительные возможности для его продвижения, в том числе с исполь­зованием товарных знаков и фирменного наименования, собственных технологий производства и продаж, влияния своей деловой репутации.

По своему содержанию дистрибьюторские договоры бывают смешан­ными, соединяя содействие посреднической организации в сбыте товаров с обязанностями основной фирмы по оказанию различной помощи посред­нику. Договоры также могут включать лицензионные соглашения, т.е. ус­ловия об использовании лицом фирменного наименования, товарного знака или знака обслуживания основной организации.

Заключая дистрибьюторский контракт, оптовая торговая или иная по­средническая организация принимает на себя обязательство сбыта то­вара иностранной фирмы в качестве ее монопольного импортера. Дист­рибьютор действует как фактический, а не как юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени и на свой риск по самостоятельно совершаемым сделкам. Этим дистрибьютор отличается от комиссионера, поверенного, агента.

Поскольку дистрибьютор выступает монопольным импортером, ино­странный поставщик обязуется не передавать свои товары для сбыта на данной территории другим торговцам. Этим создаются преимущества для дистрибьютора, облегчаются возможности реализации получаемого товара.

Во внутреннем обороте дистрибьюторским контрактам соответствуют договоры об исключительной продаже товара. Заключая их, торговые

посреднические фирмы становятся распространителями товара, получа­емого ими от изготовителей или крупных оптовиков. Подобные договоры по аналогии нередко называют дистрибьюторскими, что создает много­значность данного термина. Следует различать собственно дистрибью­торов-импортеров и эксклюзивных продавцов во внутреннем обороте. Ус­ловие об исключительной продаже предусматривается не только в до­говорах купли-продажи, но также и в посреднических договорах. Так, возможность включения условий об исключительности отношений пре­дусмотрена ГК РФ для договоров комиссии и агентирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.81.4 (0.059 с.)