ТОП 10:

СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА



СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Субъекты коммерческой деятельности— это юридические лица или индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей и зарегист­рированные в установленном порядке. Круг субъектов коммерческой дея­тельности не совпадает с общим составом субъектов гражданского пра­ва, т.к. физические лица не являются субъектами коммерческой деятель­ности. Гражданин может стать участником такой деятельности, только если он зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Орга­низации (юридические лица) любого вида — субъекты торгового права.

Конструкция юридического лицаявляется эффективным правовым способом организации хозяйственной деятельности. Юридическое лицо — это организация, специально создаваемая для участия в гражданском обороте.

Учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, могут прямо или косвенно участвовать в ней и тем самым в имущественном обороте, тогда как неблагоприятные имущественные по­следствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

Юридическое лицо— это организация, которая обладает обособлен­ным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего име­ни приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде. Осуществление предпринимательской деятельности именно в форме юридического лица в основном определя­ется следующими целями:

 

• централизация и обособление имущества для участия им в гражданс­ком обороте;

• уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самосто­ятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;

• обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимально­
го размера уставного капитала юридического лица.

Выбор вида юридического лицаобусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридическо­го порядка. Основания выбора зависят от целей, на достижение которых будет направлена предпринимательская деятельность, а также от выпол­няемых организацией функций. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности.

 

 

КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. КООПЕРАТИВ

По целям деятельности юридические лица делятся на: коммерчес­киеи некоммерческие.Между ними существуют следующие различия: 1) основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской дея­тельностью лишь потому, что это служит достижению целей, ради кото­рых они созданы, и соответствует им; 2) прибыль коммерческих органи­заций делится между их участниками, а некоммерческих организаций — идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы, т.е. для достижения своих уставных целей; 3) коммерческие организации об­ладают общей правоспособностью, а некоммерческие специальной; 4) коммерческие организации могут создаваться только в форме хо­зяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, го­сударственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерчес­кие — в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка.Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании ус­ловий и возможностей для совершения торговых операций другими лица­ми. Таковы, например, товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рын­ки, выставки-продажи и др.

Хозяйственные общества и товарищества — наиболее распространен­ные виды коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью.

Унитарное предприятие— коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Производственный кооператив- добровольное объединение граждан по принципу членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом или ином учас­тии и объединения его членами имущественных паевых взносов.

На выбор организационно-правовой формыосуществления торговой деятельности влияет множество факторов, например: налогообложение пределы ответственности учредителей в связи с деятельностью предпри­ятия, которое учредитель намеревается создать или приобрести; контроль над деятельностью торговой организации.

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

Общество с ограниченной ответственностью— учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свя­занных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

 

Общество с дополнительной ответственностью— учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого по­делен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительны­ми документами общества.

 

Акционерное общество— общество, уставный капитал которого раз­делен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обя­зательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акции удостоверяют долю акционера в уставном капитале. Простые акциидают право на участие в управлении обществом. Привилегирован­ныене дают права на участие в управлении обществом, но предоставля­ют право на преимущественное получение дивидендов в твердо установ­ленном размере, а также на преимущественное получение части имуще­ства АО, оставшегося после ликвидации общества.

Высшим органом АО является общее собрание акционеров. Текущее управление осуществляется избираемым исполнительным органом. В об­ществе с числом акционеров больше 50 обязательно создание наблюда­тельного совета (совета директоров). АО может быть по решению общего собрания акционеров преобразовано в общество с ограниченной ответ­ственностью или в производственный кооператив. Различия между открытыми закрытымАО:

• ЗАО не может производить открытую эмиссию акций;

• в ЗАО у акционеров существует преимущественное право покупки ак­ций общества;

• число акционеров ЗАО не может быть больше 50;

• минимальный размер уставного капитала ОАО — 1000 минимальных
размеров оплаты труда, а ЗАО — 100;

• ОАО обязано публиковать для обозрения свой годовой отчет.
Любое акционерное общество обязано вести реестракционеров.

Акционерное общество ликвидируется,если на конец финансового года
стоимость чистых активов общества становится меньше установленного
минимального размера уставного капитала.

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА

 

Товарищество— это объединение лиц, а общество— объединение капиталов. Этим обусловлены следующие различия между ними:

• участники товарищества должны непосредственно (лично) участвовать в деятельноститоварищества, тогда как в обществе достаточно просто участвовать капиталом. Участникамитоварищества могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, тогда
как участниками общества могут быть любые субъекты гражданского права;

действияполных товарищей являются действиями самого товарищества, тогда как права и обязанности для общества приобретаются действиями его органов;

одно и то же лицо одновременно может участвоватьтолько в од­ном товариществе, но может быть участником неограниченного числа обществ;

• товарищество характеризуется полной имущественной ответственно­стьютоварищей своим личным имуществом по обязательствам това­рищества (в субсидиарном порядке), тогда как участники общества никакой имущественной ответственности не несут (кроме общества с
дополнительной ответственностью), так как их вклады — собственность общества, следовательно, они несут только риск убытков в размере этих вкладов.

Нормы ГК РФ исчерпывающе регулируют статус хозяйственных това­риществ, тогда как в отношении общества предусматривается издание специальных законов (так, приняты Федеральные законы «Об акционер­ных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

 

Полное товарищество— товарищество, участники которого (полные товарищи), в соответствии с заключенным между ними договором, зани маются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуще­ством. Полное товарищество ликвидируется, если в нем остается только один участник.

 

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)— товарище­ство, в котором, наряду с полными товарищами, участвуют вкладчики-коммандитисты, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятель­ности.

Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они вправе только:

• знакомиться с годовым отчетом товарищества;

• получать часть прибыли товарищества;

• преимущественно перед полными товарищами получать причитающуюся им часть оставшегося после ликвидации товарищества имущества;

• выйти из товарищества по окончании финансового года.

В случае выхода из товарищества всех коммандитистов оно ликвиди­руется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное това­рищество сохраняется, если в нем участвует хотя бы один товарищ и один вкладчик.

 

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ФИРМЫ

 

Независимые посредники— организации, приобретающие товар 01 своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций различают:организации-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспор­тные и импортные формы, стокистов (фирмы, действующие с использо­ванием консигнационного склада), трейдеров и др.

При специализации фирм на торговле определенным товаром такие фирмы нередко именуют дилерамипо соответствующему товару. Припринятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмыпо соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы («официальным дилером»). Работа через дилеров удобнее для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и мелкие распространители товара. Специфика:всегда юридические лица; самостоятельное, т.е. от своего имени, совершение покупок и продаж товара.

Торговые дома— многофункциональные, многопрофильные организации; занимаются не только торговой, но и производственной деятельное тью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговьи дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из тор говых, складских, производственных и других фирм.

Трейдеры— специализированные посредники, они совершают сделки| по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие о дилеров, трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте,разделяют н экспортные и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов за их счет.

 

 

Особые участники внешнеторгового оборота — дистрибьюторские фирмы,выступающие реализаторами получаемого по импорту товара на территории своей страны. Специфика:долгосрочный характер отношений с иностранным поставщиком, для чего создается своя сбытовая сеть, про­водится изучение спроса, реклама. Дистрибьюторы формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. В России про­изводители заключают дистрибьюторские контракты товара на террито­рии РФ. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться дого­вор на исключительную продажу товара.

Гибридом дистрибьюторских и комиссионных организаций являются фирмы-стокисты— это специализированные посредники, осуществляю­щие по договору комиссии исключительную продажу товара определен­ного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранит­ся на консигнационном складе. Этот товар реализуется по договорам сред­ним и мелким покупателям.

От посредников следует отличать организации, не совершающие соб­ственно операций с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, со­действуя продвижению товаров. Они действуют как представители.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТОВАРОВ

 

Классификация видов товаровразрабатывается для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлению использованиятовары подразделяют на: 1) товары потребительского назначения. Их именуют также товарами широкого по­требления, реже — товарами личного потребления; 2) товары производ­ственного назначения. Товары данного вида нередко называют продук­цией производственно-технического назначения, или просто продукцией, что было принято в советском законодательстве.

Товары потребительского назначения подразделяют прежде всего на продовольственные и промышленные.

По периоду их использованиятовары делятся на товары краткосроч­ного (разового) или длительного пользования.

Товары производственного назначения по их месту в производствен­ном процессеподразделяют на следующие группы: основное оборудо­вание, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные мате­риалы, вспомогательные материалы и сырье.

 

РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Регистрация в Роспатенте товарных знаков и знаков обслуживания, а также составление и подача заявки для такой регистрации проводятся по правилам, утвержденным приказом Роспатента 2003 г.

Правила подробно регламентируют: 1) порядок подачи заявки на регистрацию знаков организациями и предпринимателями (новый бланк второй приведен в качестве приложения к правилам); 2) порядок ведения дел по заявке, в частности, как патентному ведомству вести пе­реписку с заявителем по поводу регистрации; порядок проведения экс­пертизы заявленного знака, обжалования решения экспертизы, публика­ции сведений о регистрации. В некоторых случаях патентное ведомство может потребовать у заявителя и дополнительные документы — в зави­симости от специфики регистрации знака. Например, при регистрации коллективного знака (знака объединения лиц, а не одного лица) в допол­нение к заявке нужно представить и устав такого знака.

Если Роспатент принимает положительное решение о регистрации, зарегистрировать знак в реестре он должен в течение месяца со дня по­лучения от заявителя документа об уплате госпошлины.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Лицензированиезаключается в установлении правового режима осу­ществления отдельных видов деятельности только при наличии специаль­ных разрешений (лицензии), выдаваемых уполномоченными органами пуб­личной власти при соблюдении определенных условий.

В настоящее время используются два основных критерияопределе­ния лицензируемых видов деятельности: 1) потенциальная опасность того или иного вида деятельности,т.е. возможное нанесение ущерба пра­вам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопас­ности государства, культурному наследию народов России; 2) невозмож­ность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источника­ми повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причи­нить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность; произ­водство лекарственных средств; деятельность по распространению лекар­ственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская дея­тельность; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т.п.), а также по их правам и законным интересам (дея­тельность инвестиционных фондов; негосударственных пенсионных фондов; связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ и т.п.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

В узком смысле (такого подхода придерживается Всемирная торговая организация) под электронной торговлейпонимается реклама и прода­жа товаров с помощью телекоммуникационных сетей. Широкий подход: термин «электронная торговля» подразумевает более обширный спектр сделок, т.е. не ограничивается куплей-продажей. По определению Комис­сии Организации Объединенных Наций по праву международной торгов­ли (11ЫС1ТПА1), посредством электронной торговли могут совершаться следующие сделки (перечень не закрытый): купля-продажа, поставка, со­глашение о разделе продукции, коммерческое представительство, факто­ринг, лизинг, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, стра­хование, концессионные соглашения, банковские договоры, а также иные сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества. Таким обра­зом, электронная торговлятрактуется как электронное ведение биз­неса.

Базовые нормы российского законодательства, оказывающие непосред­ственное воздействие на совершение гражданско-правовых сделок в элек­тронной торговле, содержатся в следующих нормативных правовых актах: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ГК РФ, ФЗ «Об электронной цифровой подписи», АПК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», КоАП РФ, Закон РФ «О защите прав по­требителей».

По своей сути сделки, совершаемые по модели «компания-заказчик», представляют собой публичные договоры.Иными словами:

1) электронный магазин не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме слу­чаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами;

2) цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного дого­вора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключе­нием случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

3) не допускается отказ интернет-магазина от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответ­ствующие товары.

 

 

Как видим, купля-продажа товаров через Интернет представляет собой продажу товаров по образцам. На основании ГК РФ договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента до­ставки товара в место, указанное в договоре, или с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина, если место переда­чи товара договором не определено. Магазин может взыскать с покупа­теля расходы по доставке товара, а также иные расходы, понесенные в связи с совершением действий по выполнению договора. Требуется, что­бы клиент выбрал способ оплаты товара, это условие является существен­ным. При оплате товара используются: 1) наличные деньги (например, при курьерской доставке); 2) кредитная карта; 3) использование электронных денег.

 

ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ

 

По договору контрактации сельскохозяйственной продукцииоргани­зация либо фермер (индивидуальный предприниматель) обязуется выра­стить или произвести сельскохозяйственную продукцию в определенном количестве, ассортименте, в определенные сроки и передать ее загото­вителю.

Одной из сторонв договоре должна быть организация или фермер, сами производящие продукцию. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию для переработки в товары или для хозяйственного использования. Заготовительные функции выполняют ко­оперативы, элеваторы, молокозаводы, иные организации.

Предметомконтрактации служит только сельхозпродукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильт­рацию, охлаждение и т.п. Если выращенная продукция прошла произ­водственную переработку, то созданные продовольственные или про­мышленные товары уже не могут контрактоваться (например, масло, сыр, мясопродукты и т.п.). Поэтому их реализация осуществляется в режиме поставки или оптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаров населению.

Особенность договора контрактации— включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных ма­териалов и иных ресурсов, а также в вывозе продукции своим транспор­том. ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпро­дукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.

То обстоятельство, что продукция производится по заказу заготовите­ля, налагает на него повышенную ответственностьза принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять заказанную продукцию возможности продажи ее другим лицам весь­ма ограниченны, особенно когда продукция является скоропортящейся. Недопустим отказ заготовителя от принятия товара, представленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость этого товара.

 

 

33.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

 

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осу­ществляется посредством законодательства о качестве, призванного обес­печивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг.

В связи с готовящимся вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВОЗ), идет процесс приведения законодательства в соответ­ствие с международными нормами. В 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании в Российской Федерации» 2002 г., в котором сформулированы основы государственной политики в области стандартизации. Новый закон соответственно отменяет действующие за­коны о стандартизации и сертификации. Они будут действовать в части, не противоречащей Закону о техническом регулировании.

Главное в новом законе — это переход на технические регламенты, которых будет несколько сотен, в отличие от сотен тысяч существующих сегодня ГОСТов. Технические регламенты постепенно, в течение семи лет, отменят обязательность действующих в настоящее время государствен­ных стандартов. Технические регламентыпредставляют собой европей­ские директивы комиссии Европарламента, которые действуют в странах Евросоюза.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификациядолжна проводиться только тогда, когда требование о ней содержится в обязательных для исполнения технических регламентах (они задают параметры, которые обеспечивают безопасность продуктов). Вся остальная сертификация — добровольная.Проводить сертификацию мо­гут только органы, аккредитованные при Госстандарте России.

В сфере сертификации осуществляются следующие изменения. Сокра­щается перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и

вводится декларация о соответствии товара. То есть изготовитель сам берет на себя ответственность, добровольно декларирует соответствие товара требованиям качества. За нарушения (например, в случае жало­бы) вводятся санкции: товаропроизводитель может лишиться не только сертификата, но его производство вообще может быть закрыто.

Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государствен­ные органы стандартизации, метрологии, санитарно-эпидемиологическо­го контроля и др.

 

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Перевозка осуществляется на основании транспортных документов, которые рассматриваются как способ оформления договора на перевозку грузов.

На железной дорогеотправитель заполняет транспортную железно­дорожную накладную на вагонную, контейнерную или на мелкую отправ­ку. Накладная сопровождает груз и выдается получателю в пункте назна­чения вместе с грузом.

При автомобильных перевозкахперевозка товара оформляется товар­но-транспортной накладной. Она заполняется в четырех экземплярах и подписывается грузоотправителем. Прием груза к перевозке удостоверя­ется подписью шофера во всех экземплярах, один из которых остается у отправителя.

При воздушной перевозкегрузоотправитель составляет грузовую на­кладную, которая условно называется накладная отправителя. На ее ос­новании авиапредприятие выписывает свою грузовую накладную в трех экземплярах. Один экземпляр заверенной перевозчиком накладной, име­нуемый также грузовой квитанцией, вручается отправителю в подтверж­дение приема груза и еще один остается у авиапредприятия, принявшего груз к перевозке. Накладная отправителя и первый экземпляр грузовой накладной следуют вместе с грузом.

При оформлении морской перевозкина основании представленного отправителем погрузочного ордера перевозчик выписывает коносамент,содержание которого определено Кодексом торгового мореплавания РФ. После погрузки груза на борт судна перевозчик взамен коносамента вы­дает грузополучателю бортовой коносамент, где указываются наименова­ние судна и дата погрузки, либо вносит соответствующие сведения в ра-

нее выданный коносамент. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается выданным от имени перевозчика. По желанию отправителя, он может выдаваться ему в нескольких экземплярах (оригиналах) с указани­ем числа экземпляров.

Коносамент может выписываться: 1) с указанием определенного по­лучателя — именной коносамент; 2) с указанием о необходимости вы­дачи груза приказу отправителя или получателя — ордерный коносамент; 3) на предъявителя.

Коносамент выполняет две функции. Он служит способом оформления договора перевозки и, кроме того, является товарораспорядительным документом. Он может предлагаться для продажи, в том числе на товар­ной бирже, поскольку в качестве товарораспорядительного документа позволяет изменять собственника указанного в нем товара.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ИНКОТЕРМС

 

Цель ИНКОТЕРМС — обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в об­ласти внешней торговли. В 1936 г. Международная торговая палата опуб­ликовала впервые свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны (последний раз в 2000 г.) для при­ведения этих правил в соответствие с современной практикой междуна­родной торговли.

Сфера действияИНКОТЕРМС ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров.

ИНКОТЕРМС определяют некоторые обязанности сторон(например, обязанность продавца поставить товар в распоряжение покупателя или передать его для перевозки или доставить его в пункт назначения) и рас­пределяют риск между сторонами в этих случаях. Эти правила связаны с обязанностями «очистить» товар для экспорта и импорта, упаковкой то­вара, обязанностью покупателя принять поставку, а также обязанностью представить подтверждение того, что соответствующие обязательства были должным образом выполнены. ИНКОТЕРМС не предназначены для замены условий договора,необходимых для полного договора купли-продажи либо посредством включения нормативных условий, либо инди­видуально оговоренных условий. Они вообще не имеют дела с последстви­ями нарушения договора и освобождением от ответственности из-за воз­никновения различных препятствий. Эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли-продажи и соответствующими зако­нами.

ИНКОТЕРМС изначально предназначались для использования, когда то­вары продавались для поставки через национальные границы.Торгов­цы, которые желают использовать эти правила, должны четко указать, что в договоре купли-продажи они руководствуются «Инкотермс 2000». Наибо­лее известные термины ИНКОТЕРМС — ЕХ\/\/ (франко-завод), РОВ (фран­ко-борт), С1Р (стоимость, страхование, фрахт), 0011 (доставлено, пошлина не оплачена) и СРТ (транспортировка оплачена до...).

В последнем издании предусматривается передача товаров от продавца покупателю в любом пункте транспортной цепи вместо установления кри­тичной точки перехода рисков при пересечении поручней судна. Термин РСА (свободный перевозчик) ясно определяет обязательства продавца по доставке в стране экспорта, независимо от способа транспортировки. Другое крайнее условие спектра терминов — 00Р (доставлено, пошлина оплачена) предполагает максимальные обязательства для продавца — поставка закончена, когда товары прошли таможенную очистку в стране импорта и предоставлены в распоряжение покупателя в названном пунк­те назначения. Покупатель на условиях ООР ответствен за разгрузку то­варов с прибывших транспортных средств.

Необходимо применять эти термины в соответствии с установленным их значением. Правила ИНКОТЕРМС могут использоваться во внутрен­нем обороте,если сторонами в договоре сделана ссылка на эти прави­ла. При условии правильного использования ИНКОТЕРМС, риск недора­зумений и юридических споров значительно уменьшается.

 

ДОГОВОР КОМИССИИ

Обязательства по договору комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. О гласно ГК РФ одна сторона — комиссионеробязуется по поручению другой стороны — комитентаза вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнятьв соответствии с указаниями комитента, а также на наиболее выгодных для комитента условиях. Комиссионер при совершении сделок обязан руководствоваться интересами комитента и его указаниями. Комиссионеру может поручатьсяне только продажа, но и покупка товаров для комитент ГК РФ регулирует ситуации, когда комиссионер купил имущество по цен выше согласованной с комитентом.

Комитент,не желающий принять такую покупку, обязан заявить об это комиссионеру в разумный срок. В противном случае покупка признаете принятой комитентом.

Поскольку договоры с третьими лицами заключаются комиссионером от своего имени, а риск их неисполнения несет комитент, то для заявления комитентом требования к третьим лицам комиссионер обязан передать комитенту права требованияк третьим лицам.

Поэтому в комиссионных договорах можно заранее предусмотреть уступку комитенту прав требования к третьим лицам, а также установить сроки для передачи комиссионером необходимых документов комитенту для предъявления иска к третьим лицам. Если уступка права не производилась, то иски к покупав лям заявляет сам комиссионер как кредитор по договорам.

Закон делает изъятия из общего правила о риске неисполнениясделок третьими лицами. ГК РФ предусматривает возможность комиссионеру на условии делькредере(от лат. — на веру). В этом случае комиссионер принимает на себя риск поступления имущества или платежа от третьего лица, которому товар передается до оплаты. Согласие о деятельности на условии делькредере должно быть специально оговорено в договоре ко­миссии. При совершении сделок в режиме делькредере комиссионер не­сет больший риск, поэтому размер получаемого им вознаграждения выше, чем при обычной комиссии.

Договор торгово-предпринимательской комиссии находит в России широкое применение для реализации импортируемых товаров,особенно в связи с недостатком оборотных средств у торговых фирм и трудностью получения банковского кредита. Договор комиссии не редко использует­ся для определения перспектив сбыта новых, нетрадиционных видов то­варов.

 

48. ДОГОВОР КОНСИГНАЦИИ во внешнеторговых отношенияхдоговор комиссии именуется кон­сигнационным.

В режиме консигнации продажа товаров обычно осуще­ствляется с консигнационных складов торгово-посреднических организа­ций. Договором на консигнатора возлагается более широкий круг обязан­ностей, чем во внутреннем торговом обороте. Консигнатордолжен принять товар от транспортной организации, а в случае не сохранности — полу­чить коммерческий акт и иные документы для обеспечения прав консиг­нанта, выполнить таможенные процедуры, уплатить сборы, пошлины и акцизы, вывезти товар на свой склад, осуществлять его хранение и орга­низовать сбыт покупателям. Консигнантобеспечивает консигнатора тех­нической документацией на товар, сертификатом соответствия и гигиени­ческим сертификатом, рекламными материалами. В необходимых случаях он проводит обучение сотрудников организации-консигнатора, предостав­ляет своих квалифицированных специалистов для участия в переговорах с покупателями и в подготовке заключаемых консигнатором договоров.

Последствия неисполнения комиссионером обязанностейпо продаже товара могут предусматриваться в договоре или определяться последую­щими соглашениями. Кроме обязанности выкупа нереализованного това­ра, возможны и другие решения вопроса о судьбе товара, например: воз­врат нереализованного товара комитенту; передача товара для реализа­ции другому комиссионеру.

Совершение сделок за счет комитента влечет обязанность комиссио­нерапередать комитенту имущество или деньги, полученные по сделке. Вместе с тем комиссионер может оставить в своей собственности сред­ства, передача которых не предусматривается законом и договором (на­пример, суммы неустоек, взыскиваемых комиссионером с третьих лиц за

неисполнение ими обязательств). Комитент не может претендовать на эти средства, поскольку не является стороной в договорах с третьими

лицами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.022 с.)