Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Претензионный порядок разрешения споров

Поиск

 

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допуска­ется только в случаях, прямо предусмотренных федеральным зако­ном или договором. Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК РФ отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов.

Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претен­зии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о про­срочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте — со дня, следующего за днем выдачи гру­за); об утрате груза — по истечении 30 суток (на воздушном транспор­те — 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. В остальных случаях — со дня наступления события, послужившего ос­нованием для предъявлени» претензии.

В ГК РФ не называется срок, в течение которого отправитель или по­лучатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен ТУЖД, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) гру­за. Иные сроки установлены в ВК РФ для перевозок грузов в междуна­родном воздушном сообщении. ГК РФ отнес определение порядка предъявления претензий к ведению транспортных уставов и кодексов, а срок на их предъявление — неотъемлемая часть порядка. Претензия дол­жна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). В транспортных уставах и кодексах содержится указание

о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного уста­новленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или по­вреждения (порчи) груза. К претензии должен быть приложен также до­кумент, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. От­сутствие последнего не лишает права на обращение с претензией.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или от­правителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю — в случае просрочки в доставке груза.

В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претен­зию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию, грузоотправитель и гру­зополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее доброволь­но) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК РФ отнес к ведению транспортных уставов и кодексов.

57.

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением обязательства, нару­шением прав и законных интересов другого лица.

Должник обязан возместить убытки, причиненные нарушением (первый вид ответственности). Убытки — это расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а так­же утрата или повреждение имущества потерпевшего. Эту часть убытков называют реальным ущербом. Убытки — это также неполученные дохо­ды (упущенная выгода), которые лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.

Второй вид ответственности — неустойка, включая ее разновидности — штраф и пеню. Согласно ГК РФ неустойка — денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадле­жащего исполнения обязательства.

 

Третий вид ответственности — конфискационные санкции (например, взыскание в доход бюджета, полученного по сделке, совершенной с це­лью, противной основам правопорядка и нравственности).

Гражданским кодексом РФ предусмотрен ряд других нетипичных мер ответственности со своими особыми чертами (ответственность за нару­шение денежных обязательств в виде уплаты процентов на сумму долга; уплата задатка в двойном размере лицом, получившим задаток и не ис­полнившим обязательство).

Условия наступления ответственности:

1) факт нарушения обязательства должником;

2) неправомерность действий нарушителя;

3) реальное понесение убытков;

4) наличие причинной связи между нарушением и возникновением убытков.,

В предпринимательской деятельности ответственность применяется без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором. Предприниматель освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях

обстоятельств.

 

СРОКИ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ

 

Соблюдение сроков приемки очень важно. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ГК РФ: приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более детально. Приемка на первом эта­пе, т.е. при выгрузке из транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. Одновременно составляется акт по результатам первого этапа приемки.

Сплошная приемка всей партии по количеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получателя в 10-дневный срок. Проверка ка­чества всего товара, кроме внешних повреждений, которые должны фик­сироваться в момент выгрузки, проводится в 20 дней, а скоропортящих­ся продуктов — в 24 часа с момента получения.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. ГК РФ устанавливает, что недостатки товара, на который отсутствуют га­рантийные сроки, могут актироваться в пределах двух лет со дня получе­ния товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки.

Если товар получен на складе поставщика по акту сдачи-приемки, это не лишает покупателя права провести внутриместиую приемку по коли­честву после доставки товара на свой склад. Может быть проверено так­же качество товара. Однако продавец будет отвечать лишь за такие не­достатки, которые не могли возникнуть из-за ненадлежащей погрузки или транспортировки. Качество принятого от продавца товара составляет риск получателя. Допускается перепроверка поставщиком возвращенных ему забракованных товаров в случаях, предусмотренных договором с покупа­телем.

Имеются особенности приемки для отдельных категорий покупателей. Оптовые и иные посреднические организации, переотправляющие товар в закрытой таре предприятия-изготовителя, при получении товара про­веряют лишь число мест товара. Содержимое мест учитывается по сопро­водительным документам и наружной маркировке тары. Сплошная приемка со вскрытием тары и проверкой количества и качества товара в каждом тарном месте проводится посредником в случаях поступления товара в открытой или поврежденной таре, таре без наружной маркировки, а так­же при наличии признаков несохранности товара (наружные потеки, шо­рох от боя при перемещении и т.п.).

Внутриместная приемка со вскрытием тары проводится также в слу­чаях, предусмотренных договором с конечным покупателем. Такой поря­док устанавливается, когда товар подлежит переотправке отдаленным потребителям, для которых затруднены проверка и возврат товара при обнаружении дефектов. При отгрузке товара, подвергавшегося пере­проверке, посредник, наряду с документами изготовителя, выписывает и прилагает собственные сопроводительные документы, удостоверяющие количество и качество товара. Изготовитель уже не несет ответствен­ности за те недостатки, которые могли образоваться по вине посредни­ка. В остальных случаях посреднические организации переотправляют товар по количеству мест и весу брутто без проверки содержимого мест и фактического качества товара.

 

 

ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ТОВАРОВ

 

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов яв­ляется необходимым условием осуществления деятельности любой орга­низации. В связи с этим возникает задача организации приемки получае­мых материальных ценностей, проверки их количества и качественного состояния.

С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товара непосредственно покупателем во взаимоотношениях с продавцом; б) приемку товара от транспортной организации.

Порядок получения товара от транспортной организации регулирует­ся транспортными уставами и кодексами и правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Если груз выдается с участием пред­ставителя перевозчика, то надлежит помнить о необходимости состав­ления коммерческого акта (на автомобильном транспорте — проставле­ние записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несох­ранности товара, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.

Приемка товара, передаваемого продавцом либо получаемого от транспортной организации без участия представителя перевозчика, осу­ществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.

Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, факти­чески утративших силу — Положения о поставках продукции и товаров 1988 г., что порядок приемки по количеству и качеству регулируется ин­струкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две неотмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР: это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначе ния и товаров народного потребления по количеству 1965 г. и Инст­рукция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г.

Названные инструкции продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в догово­ре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госар­битража СССР как факультативно применяемым нормам. Важно учитывать соотношение инструкций с нормативными документами и договором.

ГК РФ требует, чтобы порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, были одинаковыми. Это пред­полагает необходимость согласования в договорах порядка приемки то­варов по качеству. Согласно ГК РФ условия договора, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Контрагенты должны обеспечить это со­ответствие.

ГК РФ, устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о приемке по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в до­говоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.009 с.)