![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки тестовых заданийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки К Федеральному Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ
Екатеринбург – 2007 УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7 Р 89 Рецензенты: Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.
Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям. УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию
Подписано в печать __________. Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____ Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@ uspu.ru
© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007 © Ворошилова М.Б., 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена. В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи. А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи». Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5. Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения. Нормативные документы Выписка из ГОСТ Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Тематическая структура АПИМ
Правила работы с программой TestExam Fero-5
Федеральный Интернет-экзамен проходит в он-лайн режиме в специально созданной программе TestExam Fero-5.
Во втором окне представлены основные правила тестирования. 1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. 2. Для перехода между заданиями используйте «панель навигации». Порядковые номера – для перехода к конкретному заданию, или копки «предыдущий» и «следующий» – для перехода к соответствующим заданиям. 3. Можно изменять ранее данные ответы. Не закрывайте программу, не проверив еще раз все задания. 4. Обращайте внимание на цветовые обозначения кнопок с номерами заданий. Красный – текущее задание Светло-синее – ответ не дан Темно-синее – ответ уже дан. 5. Время выполнения Интернет-теста – 60 минут, по истечению этого времени окно будет автоматически закрыто. Открыть и внести изменения после будет не возможно. 6. Выполнив все 32 задания, проверив, Вы закрываете программу (кнопка «завершить тестирование»).
7. В конце авторы предлагают испытуемым заполнить небольшую анкету – это необязательно.
Удачи! 3. Тестовые задания С т и л и с т и к а вариант 1 1. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся… o все тексты, существующие в письменной форме o только тексты научного и официально-делового стилей o все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы o все тексты за исключением просторечных и диалектных
2. Стиль, которому должно соответствовать выступление политического деятеля, называется: o разговорный o публицистический o научный o официально-деловой
3. К жанрам научного стиля относятся… o беседа, репортаж o характеристика, устав o заявление, иск o монография, тезисы
Определите стиль и тип речи Ясные дали таланта. Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе – из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе. Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает. o публицистический, повествование o публицистический, рассуждение o научный, рассуждение o художественный, описание
Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это o официально-деловой стиль o публицистический стиль o научный стиль o разговорный стиль
Определите стиль и тип речи Поэзия творчества У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена. Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должны она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась. Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь, то проза, поэзия или драма). Творческий процесс непрерывен и многообразен, сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать. Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственный всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенный свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно на казалось. (К. Паустовский) o научный, рассуждение o публицистический, описание o публицистический, рассуждение с элементами повествования o художественный, повествование
9. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм… o воспрянуть духом o холодная война o возлагать ответственность o актуальность темы
10. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля: А) лаконичность; Б) отвлеченность; В) наличие общественно-политической лексики; Г) отбор доходчивых для населения языковых средств; Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов; Е) употребление авторских неологизмов. o А, В o А, Г o Г, Е o Б, Д
11. Страдательные обороты (вопрос решен) широко употребляются. o в частной переписке o в разговорной речи o в языке художественной литературы o в официально-деловом стиле
Р и т о р и к а вариант 1 Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира. o после Г, последовательная o между А и Б, параллельная o между Б и В, последовательная o между В и Г, параллельная
14. Определите способ изложения материала в тексте: Читая сборники французских обычаев, составленные в 16, 17 и 18 веках, мы поражаемся множеством бессмысленных подробностей, количеством разных пошлых повинностей, которые при всем том не приносили владельцу никакой существенной пользы. Например, в одном владении Восточной Франции крестьяне обязаны были в определенное время собираться перед замком господина и целый день бить друг друга в грудь, делая гримасы друг другу и показывая язык. В другом месте крестьяне обязаны были привезти владельцу в известное время яйцо, положив его на телеге, запряженной 8 волами. Далее, в одном селении, принадлежащем фамилии Монморанси, ежегодно в известный срок посылался к господину цирюльник, который должен был его выбрить, где бы ни находился господин. o исторический o индуктивный o стадиальный o дедуктивный
Деловой русский язык вариант 1 1. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы: o Сколько можно рассматривать этот вопрос? o Опять придется возвращаться в этому вопросу. o Вы понимаете, что это требует дополнительного обсуждения. o Я хочу Вас переубедить…
2. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Нового дня глоток (реклама кофе «Neckafe») o антитеза o метафора o олицетворение o эпитет
3. Определите, к какому документу относиться следующее положение: «Для… нужно найти условия, однозначно определяющие обязанности сторон» o к договору o у отчету o к объяснительной записке o к деловому предложению
4. Не относится к аудиовизуальной (зрительно-слуховой) рекламе… o телереклама o световая o демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста o кинореклама
5. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы: o Инициативность, склонность к активной деятельности. o Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека. o Нежелание говорить и действовать напрямую, открыто. o Конкретность, отказ от общих рассуждений. 6. При проведении интервью используются различные типы вопросов. К какому типу относится вопрос: «Почему Вы думаете, что справитесь с этой работой?» o контрольный вопрос o косвенный вопрос o закрытый вопрос o открытый вопрос
Культура речи Вариант 1 1. Просторечие – это… o устная речь o устная речь необразованных людей o условный язык обособленной группы o местный народный говор
2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: одинокий – одиночный М[о]пассан или М[а]пассан рассвет – сумерки акрост и х или акр о стих o словарем паронимов o орфоэпическим словарем o этимологическим словарем o словарем синонимов
3. Речевая ошибка допущена в предложении… o У Владимира шел пот градом. o Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы. o И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья. o Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
4. Спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих, называется: o ораторская речь o разговорная речь o просторечие o деловая беседа
Вариант 2 1. Просторечие… o не входит в литературный язык o является территориальной разновидностью языка o представляет собой разговорную разновидность литературного языка o является частью литературного языка
2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: почтенный - почтительный Фл[о]бер или Фл[а]бер космонавт – астронавт изодр а лся или изодралс я o словарем паронимов o орфоэпическим словарем o этимологическим словарем o словарем синонимов
3. Речевая ошибка допущена в предложении… o Гениальный писатель создает свои произведения, не думая о законах, изложенных в учебниках по литературоведению или риторике. o Мелодично звенели вершины сосен, и едва слышно перешептывались осинки. o Вечеряющее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросит на небосклон несколько лиловых мазков. o Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
4. В разговорной речи действие норм литературного языка… o обедняет тексты, лишает их экспрессивности o отсутствует o ничем не отличается от письменной речи o существенно отличается от речи письменной
Нормы ударения Вариант 1 Вариант 2 Грамматические нормы Вариант 1 1. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Врач Орман осмотрела больного ребенка. o мужской o общий o женский o средний
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. o рисунок более красивее o прочный тюль o директора школ o наиболее уместный
Лексические нормы Вариант 1 1. Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку. o бросить пробный шар o показать, где раки зимуют o висеть на плечах o концы в воду
2. Укажите, в каких случаях паронимы царский – царственный употреблены верно: o Борис Годунов окружался царственным почетом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском. o А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову. o Это была тяжелая эпоха в истории нашего народа: свирепый царственный деспотизм, полное бесправие народа. o Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царского пиршества.
3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно: o пернатые птицы o зайтись легким детским смехом o обыкновенное чудо o три единственные дочери
4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро o хоть пруд пруди o вытягиваться в струнку o во весь дух o неробкого десятка 5. Определите, кто является автором фразеологизма дворянское гнездо. o А. Пушкин o И. Крылов o И. Тургенев o Н. Лесков
Вариант 2 1. Укажите синоним к фразеологизму куда Макар телят не гонял. o впадать в детство o куда глаза глядят o держать пари o зубы заговаривать
2. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены верно: o Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта. o Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры. o Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе. o В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно: o странный парадокс o букинистическая книга o будущая перспектива o упал вниз
4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро o два сапога пара o пуд соли съесть o как с гуся вода o сломя голову
5. Определите, кто является автором фразеологизма подковать блоху. o А.Пушкин o И. Крылов o Н. Гоголь o Н.Лесков
Нормы русского языка Вариант 1 Вариант 2 Итоговые тесты ВАРИАНТ 1.1.
1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно: o ни во что (не)верю, (не)просохшее сено, (не)внимание o (не)сложный, а простой вопрос; никем (не)замеченный, (не)правда o (не)подвижный силуэт, ничего (не)узнав, (не)настье o (не)вспаханные поля, (не)правильное решение, (не)приязнь
Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это o официально-деловой стиль o публицистический стиль o научный стиль o разговорный стиль
ВАРИАНТ 1.2.
1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно: o (не)достает до дна, (не)цветочный мед, (не)ласковый и надменный ухажер o костер (не)погашен, (не)зеленый луг, (не)солоно хлебавши o (не)читал книгу, никому (не)нужно встреча, (не)высоко взлететь o (не)решительность характера, вижу (не)кошеный луг, (не)зачем расставаться ВАРИАНТ 2.1.
1. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно: o Залетная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди. o На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости. o Тренер скомандовал: «Поехали!» – и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость. o Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия. 2. Стилистический барьер в деловом общении возникает, когда… o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз ВАРИАНТ 2.2.
1. Укажите, в каких случаях паронимы поступок – проступок употреблены правильно: o Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка. o За этот небольшой поступок можно было и не наказывать, но отец рассуждал по-другому. o За поступок благородный все его благодарят. o Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои. 2. Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда… o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация 3. К официально-деловому стилю не относится ______ подстиль. o дипломатический o научно-популярный o юридический o канцелярско-деловой ВАРИАНТ 3.1.
ВАРИАНТ 3.2. История искусства История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден. Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества. Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения, с новыми поколениями, с нынешними днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма оттесненная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства. (В. Солоухин) o публицистический, рассуждение o художественный, повествование o научный, описание o разговорный, рассуждение 30. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами. o средний o общий o мужской o женский 31. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ: Изложение материала в хронологической последовательности. o дедуктивный способ o исторический способ o концентрический способ o индуктивный способ
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки К Федеральному Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ
Екатеринбург – 2007 УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7 Р 89 Рецензенты: Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.
Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям. УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию
Подписано в печать __________. Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____ Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@ uspu.ru
© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007 © Ворошилова М.Б., 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена. В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи. А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи». Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5. Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения. Нормативные документы Выписка из ГОСТ Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Тематическая структура АПИМ
|