Критерии оценки тестовых заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки тестовых заданий



Русский язык

и культура речи:

материалы для самоподготовки

К Федеральному

Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ

 

 

Екатеринбург – 2007

УДК 8.085 (075.8)

ББК Ш 141.2-7

Р 89

Рецензенты:

Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент

Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент

Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.

 

Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям.

УДК 8.085 (075.8)

ББК Ш 141.2-7

 

Русский язык и культура речи:

материалы для самоподготовки

к федеральному Интернет-тестированию

 

Подписано в печать __________. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____

Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@ uspu.ru

 

 

© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007

© Ворошилова М.Б., 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение    
2. Нормативные документы  
2.1. Выписка из ГОСТ  
2.2. Тематический структура АПИМ  
2.3. Критерии оценки тестовых заданий  
2.4. Правила пользования TestExam Fero 5    
3. Тестовые задания  
Стилистика  
Риторика  
Деловой русский язык  
Культура речи  
Понятие предмета культуры речи  
Нормы современного русского языка: нормы ударения  
Нормы современного русского языка: грамматические нормы  
Нормы современного русского языка: лексические нормы  
Орфографические и пунктуационные нормы русского языка    
4. итоговые тесты  

 

ВВЕДЕНИЕ

Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена.

В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи.

А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи».

Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5.

Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения.

Нормативные документы

Выписка из ГОСТ

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Тематическая структура АПИМ

 

N ДЕ ГОС Тема задания
  Стилистика Стили современного русского литературного языка
Научный стиль речи
Газетно-публицистический стиль речи
Официально-деловой стиль речи
Разговорный стиль речи
Выразительные средства языка
  Риторика Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения
Оратор и его аудитория
Подготовка речи и публичное выступление
Тип связи в тексте
Грамматические ошибки в речи
  Деловой русский язык Особенности официально-делового стиля речи
Деловое письмо
Реклама в деловой речи
Речевой этикет в документе и деловые переговоры
  Культура речи Понятие предмета культуры речи
Нормы современного русского языка: нормы ударения
Нормы современного русского языка: морфологические нормы
Нормы современного русского языка: морфологические нормы имени числительного
Нормы современного русского языка: лексические нормы
Орфографические нормы русского литературного языка
Пунктуационные нормы русского литературного языка
Орфографическая грамотность
Пунктуационная грамотность
Речевая грамотность

 

Правила работы с программой

TestExam Fero-5

 

Федеральный Интернет-экзамен проходит в он-лайн режиме в специально созданной программе TestExam Fero-5.

Перед началом тестирования каждый студент получает индивидуальный логин и пароль, которые необходимо внести в соответствующие поля в первом открытом окне после запуска программы TestExam Fero-5.

 

Инд. номер Специальность Предмет Группа Логин Пароль
050202.65 Информатика РЯиКР Информ 102 f5s596286 j4yaayp78j

 

! При наборе логина и пароля обратите внимание на язык и регистр.

 

Во втором окне представлены основные правила тестирования.

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке.

2. Для перехода между заданиями используйте «панель навигации».

Порядковые номера – для перехода к конкретному заданию, или копки «предыдущий» и «следующий» – для перехода к соответствующим заданиям.

3. Можно изменять ранее данные ответы. Не закрывайте программу, не проверив еще раз все задания.

4. Обращайте внимание на цветовые обозначения кнопок с номерами заданий.

Красный – текущее задание

Светло-синее – ответ не дан

Темно-синее – ответ уже дан.

5. Время выполнения Интернет-теста – 60 минут, по истечению этого времени окно будет автоматически закрыто. Открыть и внести изменения после будет не возможно.

6. Выполнив все 32 задания, проверив, Вы закрываете программу (кнопка «завершить тестирование»).

 

 

7. В конце авторы предлагают испытуемым заполнить небольшую анкету – это необязательно.

 

 

Удачи!

3. Тестовые задания

С т и л и с т и к а

вариант 1

1. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся…

o все тексты, существующие в письменной форме

o только тексты научного и официально-делового стилей

o все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы

o все тексты за исключением просторечных и диалектных

 

2. Стиль, которому должно соответствовать выступление политического деятеля, называется:


o разговорный

o публицистический

o научный

o официально-деловой


 

3. К жанрам научного стиля относятся…


o беседа, репортаж

o характеристика, устав

o заявление, иск

o монография, тезисы


 

Определите стиль и тип речи

Ясные дали таланта.

Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе – из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают.

Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе.

Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает.


o публицистический, повествование

o публицистический, рассуждение

o научный, рассуждение

o художественный, описание


 

Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это


o официально-деловой стиль

o публицистический стиль

o научный стиль

o разговорный стиль


 

Определите стиль и тип речи

Поэзия творчества

У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.

Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должны она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.

Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь, то проза, поэзия или драма).

Творческий процесс непрерывен и многообразен, сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.

Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственный всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенный свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно на казалось. (К. Паустовский)

o научный, рассуждение

o публицистический, описание

o публицистический, рассуждение с элементами повествования

o художественный, повествование

 

9. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм…


o воспрянуть духом

o холодная война

o возлагать ответственность

o актуальность темы


 

10. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля:

А) лаконичность;

Б) отвлеченность;

В) наличие общественно-политической лексики;

Г) отбор доходчивых для населения языковых средств;

Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов;

Е) употребление авторских неологизмов.

o А, В

o А, Г

o Г, Е

o Б, Д

 

11. Страдательные обороты (вопрос решен) широко употребляются.


o в частной переписке

o в разговорной речи

o в языке художественной литературы

o в официально-деловом стиле


 

Р и т о р и к а

вариант 1

Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира.


o после Г, последовательная

o между А и Б, параллельная

o между Б и В, последовательная

o между В и Г, параллельная


 

14. Определите способ изложения материала в тексте:

Читая сборники французских обычаев, составленные в 16, 17 и 18 веках, мы поражаемся множеством бессмысленных подробностей, количеством разных пошлых повинностей, которые при всем том не приносили владельцу никакой существенной пользы. Например, в одном владении Восточной Франции крестьяне обязаны были в определенное время собираться перед замком господина и целый день бить друг друга в грудь, делая гримасы друг другу и показывая язык. В другом месте крестьяне обязаны были привезти владельцу в известное время яйцо, положив его на телеге, запряженной 8 волами. Далее, в одном селении, принадлежащем фамилии Монморанси, ежегодно в известный срок посылался к господину цирюльник, который должен был его выбрить, где бы ни находился господин.


o исторический

o индуктивный

o стадиальный

o дедуктивный


 

Деловой русский язык

вариант 1

1. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

o Сколько можно рассматривать этот вопрос?

o Опять придется возвращаться в этому вопросу.

o Вы понимаете, что это требует дополнительного обсуждения.

o Я хочу Вас переубедить…

 

2. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Нового дня глоток (реклама кофе «Neckafe»)


o антитеза

o метафора

o олицетворение

o эпитет


 

3. Определите, к какому документу относиться следующее положение: «Для… нужно найти условия, однозначно определяющие обязанности сторон»


o к договору

o у отчету

o к объяснительной записке

o к деловому предложению


 

4. Не относится к аудиовизуальной (зрительно-слуховой) рекламе…

o телереклама

o световая

o демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста

o кинореклама

 

5. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы:

o Инициативность, склонность к активной деятельности.

o Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека.

o Нежелание говорить и действовать напрямую, открыто.

o Конкретность, отказ от общих рассуждений.

6. При проведении интервью используются различные типы вопросов. К какому типу относится вопрос: «Почему Вы думаете, что справитесь с этой работой?»


o контрольный вопрос

o косвенный вопрос

o закрытый вопрос

o открытый вопрос


 

Культура речи

Вариант 1

1. Просторечие – это…

o устная речь

o устная речь необразованных людей

o условный язык обособленной группы

o местный народный говор

 

2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:


одинокий – одиночный

М[о]пассан или М[а]пассан

рассвет – сумерки

акрост и х или акр о стих

o словарем паронимов

o орфоэпическим словарем

o этимологическим словарем

o словарем синонимов


 

3. Речевая ошибка допущена в предложении…

o У Владимира шел пот градом.

o Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

o И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

o Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

 

4. Спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих, называется:


o ораторская речь

o разговорная речь

o просторечие

o деловая беседа


 

Вариант 2

1. Просторечие…

o не входит в литературный язык

o является территориальной разновидностью языка

o представляет собой разговорную разновидность литературного языка

o является частью литературного языка

 

2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:


почтенный - почтительный

Фл[о]бер или Фл[а]бер

космонавт – астронавт

изодр а лся или изодралс я

o словарем паронимов

o орфоэпическим словарем

o этимологическим словарем

o словарем синонимов


 

3. Речевая ошибка допущена в предложении…

o Гениальный писатель создает свои произведения, не думая о законах, изложенных в учебниках по литературоведению или риторике.

o Мелодично звенели вершины сосен, и едва слышно перешептывались осинки.

o Вечеряющее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

o Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

 

4. В разговорной речи действие норм литературного языка…

o обедняет тексты, лишает их экспрессивности

o отсутствует

o ничем не отличается от письменной речи

o существенно отличается от речи письменной

 

Нормы ударения

Вариант 1

Вариант 2

Грамматические нормы

Вариант 1

1. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Врач Орман осмотрела больного ребенка.


o мужской

o общий

o женский

o средний


 

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


o рисунок более красивее

o прочный тюль

o директора школ

o наиболее уместный


 

Лексические нормы

Вариант 1

1. Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку.


o бросить пробный шар

o показать, где раки зимуют

o висеть на плечах

o концы в воду


 

2. Укажите, в каких случаях паронимы царский – царственный употреблены верно:

o Борис Годунов окружался царственным почетом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском.

o А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову.

o Это была тяжелая эпоха в истории нашего народа: свирепый царственный деспотизм, полное бесправие народа.

o Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царского пиршества.

 

3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


o пернатые птицы

o зайтись легким детским смехом

o обыкновенное чудо

o три единственные дочери


 

4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро


o хоть пруд пруди

o вытягиваться в струнку

o во весь дух

o неробкого десятка


5. Определите, кто является автором фразеологизма дворянское гнездо.


o А. Пушкин

o И. Крылов

o И. Тургенев

o Н. Лесков


 

Вариант 2

1. Укажите синоним к фразеологизму куда Макар телят не гонял.


o впадать в детство

o куда глаза глядят

o держать пари

o зубы заговаривать


 

2. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены верно:

o Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.

o Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

o Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.

o В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

 

3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


o странный парадокс

o букинистическая книга

o будущая перспектива

o упал вниз


 

4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро


o два сапога пара

o пуд соли съесть

o как с гуся вода

o сломя голову


 

5. Определите, кто является автором фразеологизма подковать блоху.


o А.Пушкин

o И. Крылов

o Н. Гоголь

o Н.Лесков


 

Нормы русского языка

Вариант 1

Вариант 2

Итоговые тесты

ВАРИАНТ 1.1.

 

1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно:

o ни во что (не)верю, (не)просохшее сено, (не)внимание

o (не)сложный, а простой вопрос; никем (не)замеченный, (не)правда

o (не)подвижный силуэт, ничего (не)узнав, (не)настье

o (не)вспаханные поля, (не)правильное решение, (не)приязнь

 

Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это


o официально-деловой стиль

o публицистический стиль

o научный стиль

o разговорный стиль


 

ВАРИАНТ 1.2.

 

1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно:

o (не)достает до дна, (не)цветочный мед, (не)ласковый и надменный ухажер

o костер (не)погашен, (не)зеленый луг, (не)солоно хлебавши

o (не)читал книгу, никому (не)нужно встреча, (не)высоко взлететь

o (не)решительность характера, вижу (не)кошеный луг, (не)зачем расставаться

ВАРИАНТ 2.1.

 

1. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно:

o Залетная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди.

o На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости.

o Тренер скомандовал: «Поехали!» – и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость.

o Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия.

2. Стилистический барьер в деловом общении возникает, когда…

o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия

o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа

o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация

o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз

ВАРИАНТ 2.2.

 

1. Укажите, в каких случаях паронимы поступок – проступок употреблены правильно:

o Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка.

o За этот небольшой поступок можно было и не наказывать, но отец рассуждал по-другому.

o За поступок благородный все его благодарят.

o Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои.

2. Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда…

o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа

o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия

o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз

o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация

3. К официально-деловому стилю не относится ______ подстиль.


o дипломатический

o научно-популярный

o юридический

o канцелярско-деловой


ВАРИАНТ 3.1.

 

ВАРИАНТ 3.2.

История искусства

История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден.

Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества.

Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества

И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения, с новыми поколениями, с нынешними днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма оттесненная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства.

(В. Солоухин)


o публицистический, рассуждение

o художественный, повествование

o научный, описание

o разговорный, рассуждение


30. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.


o средний

o общий

o мужской

o женский


31. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ: Изложение материала в хронологической последовательности.


o дедуктивный способ

o исторический способ

o концентрический способ

o индуктивный способ


 

Русский язык

и культура речи:

материалы для самоподготовки

К Федеральному

Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ

 

 

Екатеринбург – 2007

УДК 8.085 (075.8)

ББК Ш 141.2-7

Р 89

Рецензенты:

Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент

Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент

Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.

 

Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям.

УДК 8.085 (075.8)

ББК Ш 141.2-7

 

Русский язык и культура речи:

материалы для самоподготовки

к федеральному Интернет-тестированию

 

Подписано в печать __________. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____

Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@ uspu.ru

 

 

© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007

© Ворошилова М.Б., 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение    
2. Нормативные документы  
2.1. Выписка из ГОСТ  
2.2. Тематический структура АПИМ  
2.3. Критерии оценки тестовых заданий  
2.4. Правила пользования TestExam Fero 5    
3. Тестовые задания  
Стилистика  
Риторика  
Деловой русский язык  
Культура речи  
Понятие предмета культуры речи  
Нормы современного русского языка: нормы ударения  
Нормы современного русского языка: грамматические нормы  
Нормы современного русского языка: лексические нормы  
Орфографические и пунктуационные нормы русского языка    
4. итоговые тесты  

 

ВВЕДЕНИЕ

Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена.

В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи.

А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи».

Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5.

Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения.

Нормативные документы

Выписка из ГОСТ

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Тематическая структура АПИМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.3 с.)