Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки тестовых заданийСтр 1 из 11Следующая ⇒
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки К Федеральному Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ
Екатеринбург – 2007 УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7 Р 89 Рецензенты: Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.
Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям. УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию
Подписано в печать __________. Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____ Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@ uspu.ru
© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007 © Ворошилова М.Б., 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена. В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи. А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи». Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5. Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения. Нормативные документы Выписка из ГОСТ Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Тематическая структура АПИМ
Правила работы с программой TestExam Fero-5
Федеральный Интернет-экзамен проходит в он-лайн режиме в специально созданной программе TestExam Fero-5. Перед началом тестирования каждый студент получает индивидуальный логин и пароль, которые необходимо внести в соответствующие поля в первом открытом окне после запуска программы TestExam Fero-5.
! При наборе логина и пароля обратите внимание на язык и регистр.
Во втором окне представлены основные правила тестирования. 1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. 2. Для перехода между заданиями используйте «панель навигации». Порядковые номера – для перехода к конкретному заданию, или копки «предыдущий» и «следующий» – для перехода к соответствующим заданиям. 3. Можно изменять ранее данные ответы. Не закрывайте программу, не проверив еще раз все задания. 4. Обращайте внимание на цветовые обозначения кнопок с номерами заданий. Красный – текущее задание Светло-синее – ответ не дан Темно-синее – ответ уже дан. 5. Время выполнения Интернет-теста – 60 минут, по истечению этого времени окно будет автоматически закрыто. Открыть и внести изменения после будет не возможно. 6. Выполнив все 32 задания, проверив, Вы закрываете программу (кнопка «завершить тестирование»).
7. В конце авторы предлагают испытуемым заполнить небольшую анкету – это необязательно.
Удачи! 3. Тестовые задания С т и л и с т и к а вариант 1 1. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся… o все тексты, существующие в письменной форме o только тексты научного и официально-делового стилей o все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы o все тексты за исключением просторечных и диалектных
2. Стиль, которому должно соответствовать выступление политического деятеля, называется: o разговорный o публицистический o научный o официально-деловой
3. К жанрам научного стиля относятся… o беседа, репортаж o характеристика, устав o заявление, иск o монография, тезисы
Определите стиль и тип речи Ясные дали таланта. Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе – из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе.
Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает. o публицистический, повествование o публицистический, рассуждение o научный, рассуждение o художественный, описание
Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это o официально-деловой стиль o публицистический стиль o научный стиль o разговорный стиль
Определите стиль и тип речи Поэзия творчества У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена. Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должны она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась. Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл – это законченное произведение искусства, будь, то проза, поэзия или драма). Творческий процесс непрерывен и многообразен, сколько писателей – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать. Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственный всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенный свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно на казалось. (К. Паустовский) o научный, рассуждение o публицистический, описание o публицистический, рассуждение с элементами повествования o художественный, повествование
9. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм… o воспрянуть духом o холодная война o возлагать ответственность o актуальность темы
10. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля: А) лаконичность; Б) отвлеченность; В) наличие общественно-политической лексики;
Г) отбор доходчивых для населения языковых средств; Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов; Е) употребление авторских неологизмов. o А, В o А, Г o Г, Е o Б, Д
11. Страдательные обороты (вопрос решен) широко употребляются. o в частной переписке o в разговорной речи o в языке художественной литературы o в официально-деловом стиле
Р и т о р и к а вариант 1 Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира. o после Г, последовательная o между А и Б, параллельная o между Б и В, последовательная o между В и Г, параллельная
14. Определите способ изложения материала в тексте: Читая сборники французских обычаев, составленные в 16, 17 и 18 веках, мы поражаемся множеством бессмысленных подробностей, количеством разных пошлых повинностей, которые при всем том не приносили владельцу никакой существенной пользы. Например, в одном владении Восточной Франции крестьяне обязаны были в определенное время собираться перед замком господина и целый день бить друг друга в грудь, делая гримасы друг другу и показывая язык. В другом месте крестьяне обязаны были привезти владельцу в известное время яйцо, положив его на телеге, запряженной 8 волами. Далее, в одном селении, принадлежащем фамилии Монморанси, ежегодно в известный срок посылался к господину цирюльник, который должен был его выбрить, где бы ни находился господин. o исторический o индуктивный o стадиальный o дедуктивный
Деловой русский язык вариант 1 1. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы: o Сколько можно рассматривать этот вопрос? o Опять придется возвращаться в этому вопросу. o Вы понимаете, что это требует дополнительного обсуждения. o Я хочу Вас переубедить…
2. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Нового дня глоток (реклама кофе «Neckafe») o антитеза o метафора o олицетворение o эпитет
3. Определите, к какому документу относиться следующее положение: «Для… нужно найти условия, однозначно определяющие обязанности сторон» o к договору o у отчету o к объяснительной записке o к деловому предложению
4. Не относится к аудиовизуальной (зрительно-слуховой) рекламе… o телереклама o световая o демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста o кинореклама
5. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы: o Инициативность, склонность к активной деятельности. o Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека. o Нежелание говорить и действовать напрямую, открыто. o Конкретность, отказ от общих рассуждений. 6. При проведении интервью используются различные типы вопросов. К какому типу относится вопрос: «Почему Вы думаете, что справитесь с этой работой?» o контрольный вопрос o косвенный вопрос o закрытый вопрос o открытый вопрос
Культура речи Вариант 1 1. Просторечие – это… o устная речь o устная речь необразованных людей o условный язык обособленной группы o местный народный говор
2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: одинокий – одиночный М[о]пассан или М[а]пассан рассвет – сумерки акрост и х или акр о стих o словарем паронимов o орфоэпическим словарем o этимологическим словарем o словарем синонимов
3. Речевая ошибка допущена в предложении… o У Владимира шел пот градом. o Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы. o И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья. o Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
4. Спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих, называется: o ораторская речь o разговорная речь o просторечие o деловая беседа
Вариант 2 1. Просторечие… o не входит в литературный язык o является территориальной разновидностью языка o представляет собой разговорную разновидность литературного языка o является частью литературного языка
2. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: почтенный - почтительный Фл[о]бер или Фл[а]бер космонавт – астронавт изодр а лся или изодралс я o словарем паронимов o орфоэпическим словарем o этимологическим словарем o словарем синонимов
3. Речевая ошибка допущена в предложении… o Гениальный писатель создает свои произведения, не думая о законах, изложенных в учебниках по литературоведению или риторике. o Мелодично звенели вершины сосен, и едва слышно перешептывались осинки. o Вечеряющее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросит на небосклон несколько лиловых мазков. o Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
4. В разговорной речи действие норм литературного языка… o обедняет тексты, лишает их экспрессивности o отсутствует o ничем не отличается от письменной речи o существенно отличается от речи письменной
Нормы ударения Вариант 1 Вариант 2 Грамматические нормы Вариант 1 1. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Врач Орман осмотрела больного ребенка. o мужской o общий o женский o средний
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. o рисунок более красивее o прочный тюль o директора школ o наиболее уместный
Лексические нормы Вариант 1 1. Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку. o бросить пробный шар o показать, где раки зимуют o висеть на плечах o концы в воду
2. Укажите, в каких случаях паронимы царский – царственный употреблены верно: o Борис Годунов окружался царственным почетом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском. o А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову. o Это была тяжелая эпоха в истории нашего народа: свирепый царственный деспотизм, полное бесправие народа. o Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царского пиршества.
3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно: o пернатые птицы o зайтись легким детским смехом o обыкновенное чудо o три единственные дочери
4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро o хоть пруд пруди o вытягиваться в струнку o во весь дух o неробкого десятка 5. Определите, кто является автором фразеологизма дворянское гнездо. o А. Пушкин o И. Крылов o И. Тургенев o Н. Лесков
Вариант 2 1. Укажите синоним к фразеологизму куда Макар телят не гонял. o впадать в детство o куда глаза глядят o держать пари o зубы заговаривать
2. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены верно: o Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта. o Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры. o Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе. o В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
3. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно: o странный парадокс o букинистическая книга o будущая перспектива o упал вниз
4. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро o два сапога пара o пуд соли съесть o как с гуся вода o сломя голову
5. Определите, кто является автором фразеологизма подковать блоху. o А.Пушкин o И. Крылов o Н. Гоголь o Н.Лесков
Нормы русского языка Вариант 1 Вариант 2 Итоговые тесты ВАРИАНТ 1.1.
1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно: o ни во что (не)верю, (не)просохшее сено, (не)внимание o (не)сложный, а простой вопрос; никем (не)замеченный, (не)правда o (не)подвижный силуэт, ничего (не)узнав, (не)настье o (не)вспаханные поля, (не)правильное решение, (не)приязнь
Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это o официально-деловой стиль o публицистический стиль o научный стиль o разговорный стиль
ВАРИАНТ 1.2.
1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно: o (не)достает до дна, (не)цветочный мед, (не)ласковый и надменный ухажер o костер (не)погашен, (не)зеленый луг, (не)солоно хлебавши o (не)читал книгу, никому (не)нужно встреча, (не)высоко взлететь o (не)решительность характера, вижу (не)кошеный луг, (не)зачем расставаться ВАРИАНТ 2.1.
1. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно: o Залетная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди. o На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости. o Тренер скомандовал: «Поехали!» – и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость. o Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия. 2. Стилистический барьер в деловом общении возникает, когда… o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз ВАРИАНТ 2.2.
1. Укажите, в каких случаях паронимы поступок – проступок употреблены правильно: o Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка. o За этот небольшой поступок можно было и не наказывать, но отец рассуждал по-другому. o За поступок благородный все его благодарят. o Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные и невольные проступки мои. 2. Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда… o один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведется беседа o собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные, профессиональные различия o у собеседника речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз o не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация 3. К официально-деловому стилю не относится ______ подстиль. o дипломатический o научно-популярный o юридический o канцелярско-деловой ВАРИАНТ 3.1.
ВАРИАНТ 3.2. История искусства История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден. Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имен – это история искусства, но это и история человечества. Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветленность. Но есть и еще одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения, с новыми поколениями, с нынешними днем. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма оттесненная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства. (В. Солоухин) o публицистический, рассуждение o художественный, повествование o научный, описание o разговорный, рассуждение 30. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами. o средний o общий o мужской o женский 31. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ: Изложение материала в хронологической последовательности. o дедуктивный способ o исторический способ o концентрический способ o индуктивный способ
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки К Федеральному Интернет-ТЕСТИРОВАНИЮ
Екатеринбург – 2007 УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7 Р 89 Рецензенты: Багичева Н.В. кандидат филологических наук, доцент Попова Э.Ю. кандидат филологических наук, доцент Р 89 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Ворошилова М.Б. – Екатеринбург, 2007. – _____ С.
Данное учебно-методическое пособие содержит нормативные и тестовые материалы необходимые для самоподготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи», что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении иных зачетных мероприятий. Настоящее издание адресовано как студентам, так и преподавателям. УДК 8.085 (075.8) ББК Ш 141.2-7
Русский язык и культура речи: материалы для самоподготовки к федеральному Интернет-тестированию
Подписано в печать __________. Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. – _____. Тираж __________ экз. Заказ _____ Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@ uspu.ru
© ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007 © Ворошилова М.Б., 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Сборник материалов для подготовки к федеральному Интернет-тестированию является важной составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Настоящий курс входит в Федеральный компонент цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Кафедрой риторики и межкультурной коммуникации факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета было разработано и каждый год обновляется учебное пособие «Русский язык и культура речи: для неязыковых факультетов», настоящее издание станет органичным дополнением, которое позволит упростить как организацию самостоятельной работы студентов, так и проведение контрольных форм обучения. Тематика и структура сборника материалов для самоподготовки полностью соответствует государственному стандарту и повторяет тематическую структуру аттестационно-измерительных материалов федерального Интернет-экзамена. В предлагаемом сборнике собраны тестовые материалы по 4 основным дидактическим единицам курса «Русский язык и культура речи»: 1) стилистика; 2) риторика; 3) деловой русский язык; 4) культура речи. А также представлены итоговые тесты, полностью повторяющие структуру и содержание материалов федерального Интернет-экзамена, что позволит использовать их как в ходе подготовке к последнему, так и при проведении зачетных мероприятий по курсу «Русский язык и культура речи». Учебное пособие содержит ряд нормативных документов, в том числе, выписку из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Русский язык и культура речи», характеристику тематической структуры федерального Интернет-экзамена по основным дидактическим единицам, критерии оценки тестовых заданий и основные правила работы с программой TestExam Fero-5. Данное издание может быть использовано как студентами при самостоятельной подготовке к федеральному Интернет-тестированию, так и преподавателями для проведения консультаций, а также контрольных форм обучения. Нормативные документы Выписка из ГОСТ Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Тематическая структура АПИМ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.3 с.) |