Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дыхание в периоде новорождённости.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЕРВЫЙ ВДОХ РЕБЁНКА
Масса лёгких у новорождённого составляет около 50 г. Ацинусы недостаточно дифференцированы. Количество альвеол у новорождённых – 24 млн. (их количество – в 10-12 раз, а диаметр – в 3-4 раза меньше, чем у взрослых). Первый вдох наступает через 15-70 секунд после рождения, обычно после пережатия пуповины (иногда – до него), то есть сразу после рождения. Условия возникновения первого вдоха: · наличие в крови гуморальных раздражителей дыхания: гиперкапнии, ацидоза и гипоксии, которые в отличие от взрослых могут возбуждать дыхательный центр, действуя непосредственно на мозговую ткань; · резкое усиление потока афферентных импульсов от терморецепторов, проприорецепторов кожи и вестибулорецепторов (в процессе родов и сразу после рождения). Эти импульсы активируют ретикулярную формацию ствола мозга, которая повышает возбудимость нейронов дыхательного центра; · устранение источников торможения дыхательного центра. Так, раздражение жидкостью рецепторов, расположенных в области ноздрей, сильно тормозит дыхание – “рефлекс ныряльщика”. Поэтому сразу после появления из родовых путей головки плода акушеры удаляют с личика слизь и околоплодные воды, а иногда отсасывают жидкость из воздухоносных путей. Первый вдох характеризуется сильным инспираторным возбуждением мышц вдоха. При этом происходит сильное снижение внутриплеврального давления (на 20-80 см вод.ст.; при последующих вдохах – лишь на 5) – начинается аэрация лёгких. Резкое падение давления необходимо для: 1) преодоления силы трения между жидкостью, находящейся в воздухоносных путях и их стенкой; 2) преодоления силы поверхностного натяжения альвеол на границе жидкость-воздух после попадания в них воздуха. У части детей первый вдох бывает слабым (пониженное давление в плевральной полости на 3-10 см вод.ст.) В этих случаях аэрация лёгких начинается во время второго тоже сильного вдоха.
АЭРАЦИЯ ЛЁГКИХ У НОВОРОЖДЁННЫХ
После первого выдоха в лёгких остается от 4 до 50 мл (иногда до 80 мл) воздуха. Далее функциональная остаточная ёмкость увеличивается от вдоха к вдоху. За первые 10-20 мин. она достигает примерно 75 мл. Аэрация лёгких обычно заканчивается ко 2-4 дню после рождения, когда функциональная остаточная ёмкость достигает примерно 100 мл. Во время первого вдоха жидкость из воздухоносных путей поступает в альвеолы. Часть легочной жидкости удаляется при первых выдохах через верхние дыхательные пути. Спокойные вдохи у новорождённых перемежаются глубокими вздохами, способствующими аэрации лёгких и равномерному распределению воздуха в них, препятствуют образованию ателектазов. Аэрации лёгких способствует также увеличение сопротивления воздухоносных путей во время выдоха вследствие сужения голосовой щели (особенно при крике). Увеличение сопротивления препятствует выдоху воздуха из лёгких и спадению альвеол. После крика функциональная остаточная ёмкость у новорождённых увеличивается. Спокойное дыхание у новорождённых является диафрагмальным. Малая абсолютная величина функциональной остаточной ёмкости (около 100 мл) требует достаточно высокой частоты дыхания и небольшой величины дыхательного объёма, иначе состав альвеолярного воздуха сильно изменялся бы в течение дыхательного цикла. Частота дыхания у новорождённых достигает 30-70 в минуту. Дыхательный объём составляет примерно 17 мл. Выдохи имеют разную продолжительность. Спокойные выдохи в основном пассивны. Объём мертвого пространства у новорождённых – 4-6 мл. Воздухоносные пути у новорождённых узкие, их аэродинамическое сопротивление в 8 раз выше, чем у взрослых. Сочетание высокой растяжимости стенок грудной полости и низкой растяжимости лёгких является причиной низкой величины эластической тяги лёгких при выдохе, что определяет значительно меньшее отрицательное давление в плевральной полости у новорождённых (0,2-0,9 см вод.ст.), чем у взрослых (2 см вод.ст.). При этом снижение давления в плевральной полости при вдохе у новорождённых имеет большую величину (5 см вод.ст.), чем у взрослых (2-3 см вод.ст.). Минутный объём дыхания у детей 1-14 суток жизни составляет около 500-900 мл/мин (у взрослых 6-9 л/мин). Величина альвеолярной вентиляции у новорождённых – 400-500 мл/мин (у взрослых 5-6 л/мин). Жизненная ёмкость лёгких (крика) новорождённого – 120-150 мл (у взрослых 3000-5000).
ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ
ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ
Вследствие относительно высокой альвеолярной вентиляции в альвеолярном воздухе новорождённых содержится больше кислорода (17 %), чем у взрослых (14 %), и меньше углекислого газа (3,2 % относительно 6 % у взрослых). Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе относительно велико (120 мм рт.ст.). Вентиляция и перфузия (на 1 кг массы тела) выше, чем у взрослых. Кровоток через лёгкие превосходит вентиляцию, а также отношение вентиляции к перфузии (кровотоку через малый круг кровообращения), которое у новорождённых составляет 0,65 (у взрослых – 0,8). Вентиляция лёгких у новорождённых неравномерна вследствие низкой вентиляции части альвеол. Таким образом, для новорождённых по сравнению со взрослыми характерны: относительно высокая альвеолярная вентиляция; низкое отношение вентиляции к перфузии; небольшие гипоксия и гипокапния. Насыщению крови кислородом способствует то, что кривая диссоциации оксигемоглобина у новорождённого смещёна влево из-за наличия в крови HbF (примерно 70 %) и относительно низкого содержания 2,3-дифосфоглицерата. Поглощение кислорода тканями у ребёнка в первые минуты после рождения составляет примерно 10 мл/кг мин, т.е. идёт компенсация кислородного долга, возникающего в процессе родов и после перевязки пуповины. Через 30-60 минут после рождения потребление кислорода снижается и составляет у новорождённых 5-6 мл/кг в минуту (у взрослых – 4 мл/кг в мин.). Метаболический ацидоз в первые часы жизни считается целесообразным, так как снижается pH крови, что стимулирует деятельность дыхательного центра. Через 35-40 суток после рождения подавляющее количество Hb уже представлено HbA, поэтому кривые диссоциации оксигемоглобина уже мало отличаются от кривых у взрослых. Вследствие высокого парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе напряжение кислорода в артериальной крови и насыщение Hb кислородом у детей выше, чем у взрослых. В целом ткани детей надежно снабжаются кислородом за счёт интенсивной вентиляции лёгких и большой скорости кровотока (несмотря на невысокую кислородную ёмкость крови). Низкое напряжение углекислоты в альвеолярном воздухе и артериальной крови способствует диффузии углекислого газа из тканей в кровь и из крови в альвеолы.
ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ
Вследствие высокой интенсивности вентиляции альвеолярного пространства альвеолярный воздух у детей по составу меньше отличается от атмосферного воздуха, чем у взрослых. Напряжение кислорода в венозной крови, притекающей к легким у детей ниже (в 5 лет примерно 35 мм рт.ст.), чем у взрослых (40 мм рт.ст.). Соответственно градиент давлений, обеспечивающий диффузию кислорода через легочную мембрану, у детей выше. Напряжение кислорода в артериальной крови у детей выше (105-108 мм рт.ст.), чем у взрослых (100 мм рт.ст.). Напряжение углекислого газа в венозной крови у детей также ниже, чем у взрослых. Относительно низкое напряжение углекислого газа обеспечивает у них меньшее (чем у взрослых) его напряжение в артериальной крови.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЫХАНИЯ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ
Минутный объём дыхания в покое увеличивается с возрастом почти в 10 раз. Наиболее интенсивный рост минутного объёма дыхания происходит на первом году жизни. В дальнейшем МОД увеличивается более постепенно (особенно медленно с 7-8 до 10-11 лет). В периоде полового созревания рост МОД вновь возрастает.
Возрастные изменения минутного объёма дыхания (МОД), частоты дыхания (ЧД), дыхательного объёма (ДО)
Возраст МОД (мл/мин) ЧД (в мин) ДО (мл)
Новорождённый
1 год
5 лет
8 лет
12 лет
16 лет
Взрослый
Жизненная ёмкость лёгких особенно интенсивно увеличивается после 9-10 лет. У детей 7-11 лет ещё сохраняется конусообразная форма грудной клетки с относительно малым наклоном рёбер. У подростков грудная клетка приобретает сходство с цилиндром, увеличивается наклон рёбер, возрастает сила дыхательных мышц, что обеспечивает увеличение резервного объёма вдоха и выдоха.
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ
Дыхание, обеспечивающее газообмен, возможно и у недоношенных (начиная с 6-7 месяцев внутриутробного развития). Дыхательная периодика у новорождённых нерегулярна, серии частых дыханий чередуются с более редкими (1-2 раза в 1 мин возникают глубокие вздохи). Могут наступать задержки дыхания. Организм у новорождённых детей способен переносить такие глубокие степени гипоксии, которые для взрослых являются смертельными. К 4 неделе после рождения у детей развивается способность к устойчивому увеличению вентиляции лёгких при гипоксии. Совершенствуется деятельность дыхательного центра. Развиваются механизмы, обеспечивающие смену дыхательных фаз, а также деятельность пневмотаксического центра. С конца 1 года – дыхание участвует в речевой функции. С 2 лет – ребёнок может дышать глубже произвольно (по просьбе врача). В возрасте 4 лет по словесной инструкции вызывается как произвольная гипервентиляция, так и задержка дыхания. Большое значение у детей имеет развитие способности к увеличению вентиляции лёгких при физических нагрузках. К возрасту 7-8 лет дети могут выполнять спортивные упражнения с умеренной нагрузкой. Способность выполнять длительную физическую работу без декомпенсации системы дыхания при тренировках появляется к 17-18 годам. В периоде полового созревания (в связи с быстрым ростом) могут наступать нарушения дыхания, проявляющиеся одышкой. Поддержание газового гомеостазиса соответствует особенностям обмена вещества в покое и его изменениям при разных формах деятельности организма. Особенностью регуляции дыхания у детей является поддержание высокой вентиляции лёгких, приходящейся на 1 кг массы тела. Высокий минутный объём дыхания существует при сравнительно низком напряжении углекислого газа и высоком – кислорода в артериальном круге. Возможной причиной этого является высокая возбудимость дыхательного центра. С возрастом увеличивается интенсивность вентиляции лёгких в ответ на гиперкапнию, что говорит о повышении реактивности дыхания на углекислый газ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.01 с.) |