ПЕРВОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 7 лет)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПЕРВОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 7 лет)



СПИННОЙ МОЗГ заканчивает своё развитие.

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ВАРОЛИЕВ МОСТ. Дифференцировка отделов завершается к концу этапа.

СРЕДНИЙ МОЗГ. Дифференцировка завершена почти во всех отделах, за исключением чёрной субстанции. В результате сохраняется несовершенство координационных движений пальцев рук, затруднено рисование и письмо.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ И МОЗЖЕЧОК. Заканчивается дифференцировка клеток.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ. Дифференцировка ядер продолжается.

ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА сформированы на 80 % относительно взрослого человека. Остается не завершенной дифференцировка и миелинизация аксонов.

ВТОРОЕ ДЕТСТВО

(от 7 до 11 лет – у девочек и до 13 лет – у мальчиков)

ВСЕ ОТДЕЛЫ центральной нервной системы морфологически такие же, как и у взрослого человека. Окончательно завершается дифференцировка нейронов и миелинизация их отростков.

РАЗВИТИЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ В

РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

 

У новорождённого ребёнка вес головного мозга составляет около 400 г. При этом слабо развит лобный отдел, борозды и извилины малы, замедлена дифференцировка нейронов коркового представительства, отсутствует деление на слои. Из-за незрелости коры ярко выражены: несовершенность её функций, слабый контроль над подкорковыми образованиями. Отсюда – длительный сон ребёнка (до 22 часов в сутки), выраженная хаотичность движений.

У ребёнка 2-3 месяцев жизни кора начинает оказывать слабые регулирующие влияния на подкорковые образования. Незрелость коры отражается на показателях электроэнцефалограммы. Преобладает непостоянный и медленный ритм (3-5 Гц), который раньше появляется в моторной области коры.

У ребёнка от 3 до 12 месяцев масса головного мозга достигает 1000 г. при этом стабилизируется ритм ЭЭГ при частоте, не превышающей 5 Гц.

К концу 3 года жизни масса головного мозга достигает 1200 г. одновременно увеличиваются темпы формирования больших полушарий и их поверхность становится сходной со взрослым человеком. При этом борозды и извилины остаются мелкими. Лобный отдел мало развит. Дифференцировка нейронов продолжается. Ритм ЭЭГ соответствует 6-9 Гц (альфа-ритм взрослого человека пока не установился). Функции коры значительно совершенствуются. При этом значительно улучшается корковый контроль над спинным мозгом, быстро образуются временные связи во 2 сигнальной системе. Более точными становятся произвольные движения (совершенствуются ходьба, бег, игры), достаточно развиты анализаторы. Вместе с тем неполное функциональное созревание коры отражается на эмоциональной сфере ребёнка (частые перепады настроения, отсутствие волевого контроля над своими действиями).

В возрасте 4-5 лет жизни вес головного мозга достигает 1250 г. форма больших полушарий сходна со взрослым человеком. Заканчивается дифференцировка корковых нейронов. Нейроны полностью покрываются миелином, однако отсутствует миелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ преобладают колебания с ритмом 8-10 Гц, появляется альфа-ритм взрослого человека. Функциональная незрелость проявляется относительной слабостью процессов возбуждения и торможения, несовершенством коркового анализа и синтеза, отсутствием достаточного контроля корковых образований в формировании эмоций.

В возрасте от 7 до 13 лет вес головного мозга достигает 1300-1350 г. При этом остаются недоразвитыми лобные доли коры. Не закончена дифференцировка пирамидных клеток. Не завершена миелинизация ассоциативных зон. На ЭЭГ в 25 % случаев встречается тета-ритм с частотой 5 Гц, впервые устанавливается постоянный альфа-ритм в бодрствующем состоянии, появляется реакция десинхронизации при перемене вида деятельности, появляются пароксизмальные разряды типа бета-ритма.

Хотя мышление и остается конкретным, но дети этого возраста начинают пользоваться абстрактными понятиями. Свидетельством низкой функциональной лабильности нейронов является относительно низкая работоспособность. Сохраняется преобладание процессов возбуждения над торможением, лёгкая, но широкая иррадиация возбуждения, затрудненная концентрация возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания не превышает 15-20 минут в 7-8 лет и 20-25 минут – в 9-10 лет. В этом возрасте начинает совершенствоваться контроль эмоций. Мышление осуществляется с использованием абстрактных понятий.

В подростковом возрасте (12-17 лет – девушки; 14-18 лет – юноши) вес головного мозга достигает 1400 г. Наблюдается усиленный рост лобных долей (завершается к 13-16 годам), заканчивается дифференцировка 3 слоя коры, продолжается миелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ тета-ритм встречается до 10% случаев, реакция десинхронизации проявляется бета-ритмом при отсутствии гамма-ритма. Функциональная лабильность корковых нейронов недостаточно высока. Вместе с тем усиливаются процессы торможения, совершенствуется концентрация процессов возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания возрастает до 30-40 минут.

В юношеском возрасте (17-18 лет) морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, однако функциональное совершенствование продолжается.

Особенности ЭЭГ в разные возрастные

Периоды

ЭЭГ отражает процесс созревания мозга, который продолжается до пубертатного периода.

На ЭЭГ новорождённого регистрируются медленные дельта-волны ((=1-3 Гц) низкой амплитуды, в 2-месячном возрасте – дельта волны ((=2-4 Гц).

Существенным этапом является возраст 5 месяцев, когда отмечается прогрессивная кортикализация. На ЭЭГ фиксируют (преимущественно в затылочных областях) строго ритмическую продолжительную активность с (=5 Гц.

Во второй половине I полугодия жизни в теменной области появляются тета-волны ((=5-7,5 Гц), в 6-9 месяцев – смешанные дельта- и тета-волны. Начиная с 1,5 летнего возраста регистрируются также и бета-волны с (=18-24 Гц, главным образом в лобной области.

В затылочной области, обычно уже на 4 году жизни наблюдается ритм с частотой=6,5-8Гц, который можно рассматривать как предвестник будущих альфа-волн.

Истинный альфа ритм ((=8-12 Гц) появляется в теменно-затылочной области в 4,5 года.

Индивидуальные различия в ЭЭГ значительно увеличиваются от 1 года до 5 лет, что можно объяснить быстрым формированием различных структур мозга и индивидуальными темпами их созревания.

В 7-11 лет тета-волны появляются всё реже, альфа-волны – чаще; в 11 лет тета-волны – лишь в височно-теменной области, а в лобной – бета-волны. В 12-14 лет (пубертатный период) у девочек несколько раньше – снова регистрируются тета-волны, которые позже исчезают и окончательно сменяются доминирующим альфа-ритмом. К окончанию пубертатного периода ЭЭГ полностью соответствует ЭЭГ взрослого человека, т.е. в затылочной области отмечается альфа-активность, в височной – альфа- и бета-волны, смешанные с эпизодически появляющимися субтета-волнами, в лобной преобладает бета-активность.

ЭЭГ у детей характеризуется многообразием типов волн, широким диапазоном частот и разнообразием физиологических вариантов.

 

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ

ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

 

Наиболее ранней формой индивидуального приспособления новорождённых являются натуральные условные рефлексы.

Первые условные рефлексы возникают на второй неделе после рождения при соблюдении строгого режима кормления. За 30 минут до кормления увеличивается газообмен, после чего ребёнок просыпается. Это натуральный условный рефлекс на время. Почти одновременно с ним, в ответ на “положение для кормления”, появляется натуральный условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений. Сигналом для этого рефлекса служит комплекс раздражений проприорецепторов, кожных и вестибулярных рецепторов. Подкреплением в этом случае является кормление.

Приспособление детей к режиму дня, бодрствования, кормления основано на образовании временных связей в ответ на последовательный комплекс раздражений (динамические стереотипы).

Для детей 1 полугодия после рождения внешние условные раздражения являются мало эффективными. У них возникают отрицательные реакции на нарушении режима сна и питания. В 9-10 месяцев увеличивается значение комплексов внешних раздражителей. Для детей становится важен не только режим, но и внешняя обстановка, в частности, лица, осуществляющие уход за ребенком. Это определяется большим числом условных рефлексов образовавшихся на различные внешние сигналы.

Искусственные условные рефлексы начинают вырабатываться позднее натуральных. Возможность выработки условных рефлексов на раздражения различных рецепторов определяется сроками созревания отдельных анализаторов. Так, уже к концу второй недели наблюдаются неустойчивые условные рефлексы с вестибулярного (условный раздражитель – покачивание) и слухового анализатора. Затем образуются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее появляются условные рефлексы на кожно-тактильные и зрительные раздражения. Через 2 месяца после рождения вырабатываются условные рефлексы всех анализаторов на раздражение. Причём, в начале выработка условных рефлексов требует большого количества сочетаний условного и безусловного раздражений.

В возрасте от 3-6 месяцев устанавливается взаимодействие кожно-тактильного, двигательного и зрительного анализаторов, на основе которых формируются направленные движения рук и начальные представления о форме и свойствах предметов (игрушек, одежды).

Становление двигательных условных рефлексов у детей проходит три стадии.

1. Характеризуется слабыми и неустойчивыми ответами. Им обычно предшествует ориентировочная реакция с чёткими вегетативными компонентами (изменением дыхания и деятельности сердца).

2. Проявляется более устойчивыми специализированными реакциями с вегетативными компонентами.

3. Появляются четкие и постоянные условно-рефлекторные движения. Вегетативные компоненты ослаблены.

Чем младше ребёнок, тем длиннее стадии. У более старших детей две первые стадии редуцируются. При этом специализация условных рефлексов связана с развитием торможения. Безусловное внешнее торможение проявляется с самого начала условно-рефлекторной деятельности. Любые раздражения экстеро- и интерорецепторов тормозят условный рефлекс.

Лёгкость возникновения внешнего торможения является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких детей. Условное (внутреннее) торможение появляется позднее. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2,5-3 месяцев. Причем, в начале дифференцируются лишь сильно различающиеся раздражители (гудок, звонок), к 6 месяцам дифференцировочное торможение становится более четким и точным.

Условный тормоз возникает позднее диффереренцировочного торможения. Признаки запаздывательного торможения появляются с 5 месяцев.

Индивидуальные типологические особенности ВНД появляются во втором полугодии жизни. У некоторых детей быстро образуются и становятся более прочными положительные и тормозные условные рефлексы, что говорит об уравновешенности возбуждения и торможения. У других детей хорошо образуются положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывается условное торможение (признак неуравновешенности процессов возбуждения и торможения). Встречаются дети, у которых с трудом образуется как положительные, так и отрицательные условные рефлексы.

Условные рефлексы на слова проявляются с 7 месяцев (первые проявления сенсорной речи). При этом слово не является самостоятельным сигналом. Оно действует как компонент комплексного раздражителя.

 

НАПРИМЕР

Вопрос "Где мама?" вызывает правильную реакцию ребёнка только в привычной ситуации. Стоит изменить хотя бы один из компонентов сложного раздражителя (голос или интонацию), как прежняя реакция исчезает.

Постепенно слово приобретает значение самостоятельного сигнала. Первые слова, произносимые в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внешней среды дети ещё не выделяют.

 

НАПРИМЕР

Дети в этом возрасте произносят слова “ма” или “па”. При этом они вкладывают в эти понятия, и платье матери, и её кровать. Ту же маму в новой одежде или в необычном окружении ребёнок может не узнать (для детей пока окружающий мир представляется мало расчлененным в звуковом и зрительном отношениях).

 

Первые слова – просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц. Сначала воспринимаются названия окружающих ребёнка вещёй (игрушек, имен), позднее – изображений предметов, затем названий частей тела и лица. Во втором полугодии жизни закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.009 с.)