Особенности психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития



Ребёнка в различные возрастные периоды

 

Во время роста основные личностные качества ребёнка формируются параллельно с общим процессом психического развития. Имеются определённые возрастные признаки, которые базируются на морфофункциональном созревании мозг. На первых этапах онтогенеза решающую роль в этом процессе имеют речевые, тактильные и визуальные контакты с ребёнком.

Ребёнок рождается с функционально готовым аппаратом для взаимодействия с окружающей средой, обладая способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус, давление, температуру, перемену положения тела. Однако эти формы взаимодействия появляются селективно, и их развитие тесно связано с созреванием ЦНС, что даёт возможность воспринимать, перерабатывать информацию, формировать память.

Младенец в этот период взаимодействует с окружающей средой следующим образом: реагирует на изменения в окружающем его сенсомоторном поле; предпочитает знакомые, т.е. повторяющиеся воздействия; проявляет интерес к знакомой обстановке.

В этом селективном процессе, прежде всего, важны визуальные контакты, хотя они и включены в общий контекст развития в раннем детстве. Зрительное поведение младенца после рождения интенсифицируется, пока созревают физиологические системы. Особенно важен зрительный контакт младенца с матерью в течение первых 10 недель его жизни. В последующем значение зрительных контактов постепенно ослабевает, но возрастает роль речевых коммуникаций.

Дети, получающие в достаточном объёме речевые воздействия в семье, начинают улыбаться в первые 4 недели жизни в ответ на голос взрослых или при виде их лиц.

Для правильного формирования эмоционального и социального статуса ребёнка первостепенное значение имеет отношение матери к ребёнку, и, прежде всего, оценка матерью сигналов, которые исходят от младенца, и её реакция на эти сигналы.

Для создания оптимальных предпосылок эмоционального и социального развития новорождённого мать должна: замечать все реакции ребёнка; адекватно реагировать на сигналы, подаваемые младенцем; правильно интерпретировать поведенческие реакции новорождённого; быстро реагировать на все сигналы и изменения поведения ребёнка.

Всё это требует от матери проявлений определённой чувствительности к реакциям ребёнка. Степень этой чувствительности выражается 5 градациями:

· высокая чувствительность (мать замечает все сигналы ребёнка, правильно их интерпретирует, и соответственно реагирует всегда и вовремя);

· средняя чувствительность (мать не всегда замечает сигналы ребёнка, особенно не очень явные; реагирует на них не всегда и не всегда вовремя);

· недостаточная чувствительность (мать иногда очень чувствительна к сигналам ребёнка, иногда реакция на эти сигналы замедлена, либо вообще отсутствует);

· малая чувствительность (мать не замечает сигналов ребёнка, либо неправильно их интерпретирует; её реакция замедленная, часто очень поверхностная, без удовлетворения потребностей ребёнка);

· отсутствие чувствительности (для матери важны только её собственные переживания, в результате этого ребёнок становится апатичным, не получая ответной реакции сигналы ребёнка часто интерпретируются неправильно и неадекватно удовлетворяются).

В селективном процессе восприятия и переработки информации тактильные ощущения и перемещения тела ребёнка в пространстве играют существенную роль.

Это обеспечивается физическим контактом с матерью, являющимся в первые месяцы жизни своеобразным продолжением внутриутробного существования, формирующего чувство защищённости и оптимального эмоционального состояния от функциональной близости с матерью.

С 3 месяца жизни в процессе постоянного и тесного взаимодействия с матерью стимулирующее влияние на психическое развитие оказывает грамматически простая, эмоционально окрашенная и повторяющаяся по смыслу речь матери, адекватная восприятию и переработке информации младенца.

 

 

Развитие познавательного процесса у

Ребёнка

 

Всё развитие познавательного процесса, охватывает множество форм поведения, которые меняют своё место в соответствии с возрастом и различно взаимодействуют в определённые фазы развития.

Установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В I полугодии жизни процесс познания опирается на визуальное и слуховое поведение, во II полугодии присоединяется форма речевой информации в форме вопроса. Также со II полугодия начинает формироваться визуально-моторный способ познания. Ребёнок использует руки и пальцы, чтобы, ощупывая объект, получить о нём информацию. Затем формируется манипулятивный способ познания, когда ощупывание и захватывание комбинируется с движениями, позволяющими ребёнку узнать о функции предмета. Эта форма познавательной деятельности преобладает на 2 году жизни, а с 3 года и на протяжении всего дошкольного периода преобладающим становится вербальное познавательное поведение.

В дошкольном возрасте, кроме того, большое значение имеет игровая деятельность, развитие всё более сложных форм обобщения. Одним из факторов развития на 3-6 году жизни является распознавание пола по определённым признакам (строение тела, борода, длина волос). Этот процесс длится от 2 до 3,5 лет. С 3,5 до 4,5 лет наступает фаза постоянства, и ребёнок утверждается в своей принадлежности к определённому полу. С 4 до 7 лет этот фактор действует вне ситуации и проявляет себя в социально-эмоциональном поведении.

Со школьного возраста в процессе познания приоритетными становятся чтение и письмо.

 

Развитие речи у детей

 

Речь – это форма звуковой коммуникации человека, которая обеспечивается рядом морфологических структур – органами слуха, речедвигательным аппаратом, речевыми зонами коры.

Согласно современным представлениям, чем более интенсивен и разнообразен поток информации, поступающей в мозг ребёнка, тем быстрее идёт функциональное созревание ЦНС и его психическое развитие. Закономерности усвоения ребёнком родного языка расцениваются как результат последовательного созревания нервной системы, детерминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что человеческие формы поведения, речь, психические свойства и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий жизни ребёнка в обществе. Все психические процессы у ребёнка восприятие, память, внимание, воображение, мышление развиваются через речь. Развитие речи рассматривается неразрывно с сенсорным воспитанием при существующей взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами.

Формирование функциональной системы речевой деятельности детей происходит параллельно морфофункциональному созреванию мозга.

 

Функциональные связи начинают формироваться с крика новорождённого, который, являясь биологически запрограммированной реакцией, по принципу обратной связи вызывает возбуждение в заинтересованных корковых структурах. Оставаясь основой звуковой коммуникации в первые 3 месяца жизни ребёнка, крик, во-первых, способствует синхронизации в работе голосовых связок, а во-вторых, становится одним из основных элементов развития поведенческих реакций, которые тесно связаны с функциональной корковой активностью. На фоне произносимых ребёнком звуков гуления и лепета идёт отработка интонационных и фонемных составляющих структуры языка через обратную связь – слышимая речь взрослого (и интонационная окраска и фонемный состав) и тех звуков, которые произносит сам ребёнок.

 

 

Следующий этап – усвоение смыслового состава слов через речь взрослого, совместную деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельную деятельность ребёнка, что в конечном итоге формирует возможность полноценного речевого общения.

Итак, на основании многочисленных исследований установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций, восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В процессе развития функция определяет структуру, т.е. функциональное использование структур ускоряет их созревание. Напротив, недостаточное функционирование задерживает созревание мозга. В связи с этим обучение на ранних этапах развития мозга является физиологически обоснованным и должно строиться на основе сенсорной стимуляции с активным включением в деятельность двигательного анализатора.

Таким образом, закономерности усвоения ребёнком родного языка рассматриваются как результат последовательного созревания нервной системы, доминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.009 с.)