Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ребёнка в различные возрастные периоды
Во время роста основные личностные качества ребёнка формируются параллельно с общим процессом психического развития. Имеются определённые возрастные признаки, которые базируются на морфофункциональном созревании мозг. На первых этапах онтогенеза решающую роль в этом процессе имеют речевые, тактильные и визуальные контакты с ребёнком. Ребёнок рождается с функционально готовым аппаратом для взаимодействия с окружающей средой, обладая способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус, давление, температуру, перемену положения тела. Однако эти формы взаимодействия появляются селективно, и их развитие тесно связано с созреванием ЦНС, что даёт возможность воспринимать, перерабатывать информацию, формировать память. Младенец в этот период взаимодействует с окружающей средой следующим образом: реагирует на изменения в окружающем его сенсомоторном поле; предпочитает знакомые, т.е. повторяющиеся воздействия; проявляет интерес к знакомой обстановке. В этом селективном процессе, прежде всего, важны визуальные контакты, хотя они и включены в общий контекст развития в раннем детстве. Зрительное поведение младенца после рождения интенсифицируется, пока созревают физиологические системы. Особенно важен зрительный контакт младенца с матерью в течение первых 10 недель его жизни. В последующем значение зрительных контактов постепенно ослабевает, но возрастает роль речевых коммуникаций. Дети, получающие в достаточном объёме речевые воздействия в семье, начинают улыбаться в первые 4 недели жизни в ответ на голос взрослых или при виде их лиц. Для правильного формирования эмоционального и социального статуса ребёнка первостепенное значение имеет отношение матери к ребёнку, и, прежде всего, оценка матерью сигналов, которые исходят от младенца, и её реакция на эти сигналы. Для создания оптимальных предпосылок эмоционального и социального развития новорождённого мать должна: замечать все реакции ребёнка; адекватно реагировать на сигналы, подаваемые младенцем; правильно интерпретировать поведенческие реакции новорождённого; быстро реагировать на все сигналы и изменения поведения ребёнка. Всё это требует от матери проявлений определённой чувствительности к реакциям ребёнка. Степень этой чувствительности выражается 5 градациями: · высокая чувствительность (мать замечает все сигналы ребёнка, правильно их интерпретирует, и соответственно реагирует всегда и вовремя); · средняя чувствительность (мать не всегда замечает сигналы ребёнка, особенно не очень явные; реагирует на них не всегда и не всегда вовремя); · недостаточная чувствительность (мать иногда очень чувствительна к сигналам ребёнка, иногда реакция на эти сигналы замедлена, либо вообще отсутствует); · малая чувствительность (мать не замечает сигналов ребёнка, либо неправильно их интерпретирует; её реакция замедленная, часто очень поверхностная, без удовлетворения потребностей ребёнка); · отсутствие чувствительности (для матери важны только её собственные переживания, в результате этого ребёнок становится апатичным, не получая ответной реакции сигналы ребёнка часто интерпретируются неправильно и неадекватно удовлетворяются). В селективном процессе восприятия и переработки информации тактильные ощущения и перемещения тела ребёнка в пространстве играют существенную роль. Это обеспечивается физическим контактом с матерью, являющимся в первые месяцы жизни своеобразным продолжением внутриутробного существования, формирующего чувство защищённости и оптимального эмоционального состояния от функциональной близости с матерью. С 3 месяца жизни в процессе постоянного и тесного взаимодействия с матерью стимулирующее влияние на психическое развитие оказывает грамматически простая, эмоционально окрашенная и повторяющаяся по смыслу речь матери, адекватная восприятию и переработке информации младенца.
Развитие познавательного процесса у Ребёнка
Всё развитие познавательного процесса, охватывает множество форм поведения, которые меняют своё место в соответствии с возрастом и различно взаимодействуют в определённые фазы развития. Установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга. В I полугодии жизни процесс познания опирается на визуальное и слуховое поведение, во II полугодии присоединяется форма речевой информации в форме вопроса. Также со II полугодия начинает формироваться визуально-моторный способ познания. Ребёнок использует руки и пальцы, чтобы, ощупывая объект, получить о нём информацию. Затем формируется манипулятивный способ познания, когда ощупывание и захватывание комбинируется с движениями, позволяющими ребёнку узнать о функции предмета. Эта форма познавательной деятельности преобладает на 2 году жизни, а с 3 года и на протяжении всего дошкольного периода преобладающим становится вербальное познавательное поведение. В дошкольном возрасте, кроме того, большое значение имеет игровая деятельность, развитие всё более сложных форм обобщения. Одним из факторов развития на 3-6 году жизни является распознавание пола по определённым признакам (строение тела, борода, длина волос). Этот процесс длится от 2 до 3,5 лет. С 3,5 до 4,5 лет наступает фаза постоянства, и ребёнок утверждается в своей принадлежности к определённому полу. С 4 до 7 лет этот фактор действует вне ситуации и проявляет себя в социально-эмоциональном поведении. Со школьного возраста в процессе познания приоритетными становятся чтение и письмо.
Развитие речи у детей
Речь – это форма звуковой коммуникации человека, которая обеспечивается рядом морфологических структур – органами слуха, речедвигательным аппаратом, речевыми зонами коры. Согласно современным представлениям, чем более интенсивен и разнообразен поток информации, поступающей в мозг ребёнка, тем быстрее идёт функциональное созревание ЦНС и его психическое развитие. Закономерности усвоения ребёнком родного языка расцениваются как результат последовательного созревания нервной системы, детерминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение. В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что человеческие формы поведения, речь, психические свойства и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий жизни ребёнка в обществе. Все психические процессы у ребёнка восприятие, память, внимание, воображение, мышление развиваются через речь. Развитие речи рассматривается неразрывно с сенсорным воспитанием при существующей взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. Формирование функциональной системы речевой деятельности детей происходит параллельно морфофункциональному созреванию мозга.
Функциональные связи начинают формироваться с крика новорождённого, который, являясь биологически запрограммированной реакцией, по принципу обратной связи вызывает возбуждение в заинтересованных корковых структурах. Оставаясь основой звуковой коммуникации в первые 3 месяца жизни ребёнка, крик, во-первых, способствует синхронизации в работе голосовых связок, а во-вторых, становится одним из основных элементов развития поведенческих реакций, которые тесно связаны с функциональной корковой активностью. На фоне произносимых ребёнком звуков гуления и лепета идёт отработка интонационных и фонемных составляющих структуры языка через обратную связь – слышимая речь взрослого (и интонационная окраска и фонемный состав) и тех звуков, которые произносит сам ребёнок.
Следующий этап – усвоение смыслового состава слов через речь взрослого, совместную деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельную деятельность ребёнка, что в конечном итоге формирует возможность полноценного речевого общения. Итак, на основании многочисленных исследований установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций, восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга. В процессе развития функция определяет структуру, т.е. функциональное использование структур ускоряет их созревание. Напротив, недостаточное функционирование задерживает созревание мозга. В связи с этим обучение на ранних этапах развития мозга является физиологически обоснованным и должно строиться на основе сенсорной стимуляции с активным включением в деятельность двигательного анализатора. Таким образом, закономерности усвоения ребёнком родного языка рассматриваются как результат последовательного созревания нервной системы, доминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.007 с.) |