Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности обмена белковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивные процессы белкового синтеза происходят ещё в периоде внутриутробного развития. Вначале они осуществляются под влиянием регуляторных факторов материнского организма. После рождения синтез белка продолжается под влиянием соматотропина ребёнка. Поэтому в здоровом растущем организме азотистый баланс всегда положителен. Относительная величина положительного азотистого баланса достигает максимума в первые три месяца жизни. Во многом его обеспечивает интенсивная секреция соматотропина. Также в организме ребёнка образуется относительно больше инсулина, чем у взрослых. Инсулин способствует обеспечению энергетических затрат, необходимых для биосинтеза белковых структур и усиливает проникновение аминокислот в клетку. У детей первых лет жизни мочевинообразование (из продуктов азотистого обмена) происходит менее интенсивно, чем у взрослых. Это обусловлено несовершенством мочевинообразовательной функции печени у детей младшего возраста. Аммиак, наоборот, выделяется с мочой у них в относительно большем количестве, чем у взрослых. Креатинин (продукт обмена в мышцах) выделяется с мочой у детей в меньших количествах. Это обусловлено относительно слабым развитием у них мышечной системы. В растущем организме ребёнка белки используются для пластических целей только при достаточном количестве других ингредиентов (жиров, углеводов), а также при достаточной общей калорийности пищи. При низкой калорийности большая часть белков пищи используется для удовлетворения энергетических потребностей. Одновременно необходимо поступление в организм достаточного количества витаминов, которые являются коферментами белкового обмена. Потребность детского организма в питательных веществах определяется значительным числом факторов, из которых многие плохо поддаются учёту. Поэтому в ряде случаев обменные процессы, обусловливающие трансформацию потребностей, перекосы гормонального статуса, меняются. Так, например, недоношенным с массой тела ниже 1,5 кг рекомендуется приблизительно 3,7 г/кг белка в сутки. В то же время в зрелом женском молоке содержится не более 2-2,6 г/кг белка. У здорового ребёнка до 3 месяцев потребность в белках составляет 2,5 г/кг в сутки. Начиная с 4-5 месяцев потребность в белках увеличивается (динамика указана в таблице). Возрастные изменения суточной потребности в белках
Возраст Суточная потребность в белках
4-6 месяцев 3,0 г/кг
7-12 месяцев 3,5 г/кг
1-3 года 4,0 г/кг
4-6 лет 3,5 г/кг
7-10 лет 2,5 г/кг
11-13 лет (мальчики) 2,3 г/кг
11-13 лет (девочки) 2,1 г/кг
14-17 лет (юноши) 1,8 г/кг
14-17 лет (девушки) 1,6 г/кг
взрослые 1,4 г/кг
После 3 лет потребность в белках на единицу массы тела постепенно уменьшается. Усвоение азота организмом зависит не только от количества, но и от аминокислотного состава. Ребёнку необходимо приблизительно в 6 раз больше аминокислот, чем взрослому. Особенно велика потребность в лейцине, фенилаланине, лизине, валине, треонине; для детей первых 3 месяцев жизни – в цистине; для детей до 5 лет – гистидине.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ЖИРОВОГО И УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
Возрастные особенности регуляции жирового обмена
У детей младшего возраста отмечается неустойчивость регуляции жирового обмена и быстрая истощаемость жировых депо. В периоды усиленного роста и полового развития нередко наблюдается исхудание, обусловленное повышенной продукцией соматотропина и гормонов щитовидной железы. Лёгкая истощаемость жировых депо зависит от повышенного тонуса симпатического отдела нервной системы. В грудном возрасте ребёнок должен получать 6,5-5,5 г жиров на 1 кг массы тела, в дошкольном – 4,0-3,5 г/кг, в школьном – 2,5-3 г/кг веса. Избыток жиров вреден, так как легко может привести к ацидозу. Жиры являются одним из основных источников энергии среди питательных веществ. В первом полугодии жизни за счёт жиров покрывается приблизительно 50 % всей суточной калорийности, у детей от 6 месяцев до 4 лет – 30-40 %, у детей школьного возраста – 25-30 %, у взрослых – 40 %. Регуляция основного обмена осуществляется нейрогуморальными механизмами. Разностороннее действие на жировой обмен оказывают инсулин, гормоны щитовидной, половых желез и коры надпочечников.
Возрастные особенности регуляции углеводного обмена
Регуляция углеводного обмена в детском организме отличается большой лабильностью (особенно в периоды новорождённости и раннего детства). Это объясняется несовершенством нейроэндокринных механизмов. Чем меньше возраст ребёнка, тем слабее выражена у него пищевая гипергликемия. Это указывает на повышенную выносливость детей при углеводистой нагрузке. Углеводный обмен у детей отличается высокой усваиваемостью углеводов (98-99 %), независимо от способа вскармливания. Расщепление углеводов в организме ребёнка усилено в связи с большими энергетическими тратами и интенсивными процессами синтеза различных веществ. Образование углеводов в организме ребёнка из белков и жиров (гликогеногенез) ослаблено по сравнению с организмом взрослого. Это связано с тем, что непрерывное увеличение массы тела ребёнка требует усиленного расхода белков и жира. Углеводы в организме ребёнка депонируются в значительно меньшем количестве, чем в организме взрослого, и эти депо легко истощаются. За счёт углеводов в грудном возрасте покрывается 35 %, в последующие годы – 50-60 % всей калорийной потребности. Мобилизация внутренних углеводных ресурсов для поддержания необходимой интенсивности углеводного обмена при выполнении физических упражнений у детей происходит хуже, чем у взрослых. Это связано с возрастной динамикой секреции инсулина и глюкагона. В детском и молодом возрасте в поджелудочной железе преобладают большие островки, в состав которых входят бета-клетки, продуцирующие инсулин. В старческом возрасте много островков малого размера, состоящих из альфа-клеток, продуцирующих глюкагон. Поэтому в детском и молодом возрасте преобладает секреция инсулина, в старческом – глюкагона. Потребность детей в углеводах на протяжении 1 года жизни составляет приблизительно 13 г/кг. Наибольшая потребность в углеводах свойственна детям от 1 года до 3 лет (16 г/кг). Начиная с 4 лет (до 6 лет) потребности в углеводах снижаются до 14 г/кг.
Возрастные особенности суточной потребности в углеводах
Возраст Суточная потребность в углеводах
7-10 лет 10 г/кг
11-13 мальчики 9 г/кг
11-13 девочки 8 г/кг
14-17 юноши 7,3 г/кг
14-17 девушки 6,5 г/кг
Взрослые 5,7 г/кг
ВОДНЫЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ
Содержание воды в тканях грудного ребёнка составляет 3/4 веса (у взрослых – 3/5). С возрастом содержание воды в тканях снижается. Существует связь между энергией роста и содержанием воды в тканях. Суточная весовая прибавка у ребёнка грудного возраста составляет 25 г. Она состоит из: воды – 18 г, белка – 3 г, жира – 3 г, солей – 1 г и небольшого количества гликогена. Обилие воды в тканях является необходимым и постоянным условием, обеспечивающим возможность быстрого роста ребёнка. Избыточное введение воды в организм ребёнка раннего возраста (в отличие от взрослого) не увеличивает диурез. Избыток воды выводится через кожу и лёгкие, за счёт относительно большой поверхности тела и более интенсивной вентиляции. Суточная потребность в воде: 1 год – 800 мл; 2-4 года – 950 мл; 5-6 лет – 1200 мл; 7-10 лет – 1350 мл; 11-14 лет – 1500 мл (соответствует норме взрослого человека). У детей вода в кишечнике всасывается значительно быстрее, чем у взрослых. Выпитая ребёнком вода проходит путь из кишечника в сосудистую систему и из неё обратно в кишечник не менее 3-5 раз. При таком круговороте у ребёнка, получившего 1 л жидкости, водный обмен составляет от 3 до 5 л. Из организма около 60 % воды выводится почками, 33 % – кожей и лёгкими, 6 % – кишечником и около 2 % жидкости задерживается. Водный обмен зависит от целого комплекса причин. Так, углеводистое питание может приводить к задержке воды в организме. Аналогичные явления могут быть при избыточном поступлении в организм минеральных солей. Выведение мочи у грудных детей относительно массы тела больше, чем у взрослых. На выведение одного и того же количества мочевины, мочевой кислоты, креатинина, ионов затрачивается в 2-3 раза больше воды, чем у взрослых. Соответственно суточная потребность детей в воде больше, чем у взрослых. При прекращении поступления жидкости новорождённый полностью потерял бы весь объём внеклеточной жидкости в течение 5, а взрослый – в течение 10 суток. У новорождённых и грудных детей не развито чувство жажды, этим объясняется их склонность к дегидратации. Организм ребёнка должен получать в нужном количестве минеральные вещества, особенно велика у него потребность в ионах Na, K, Ca, Mg. Ионный состав внутренней среды остаётся постоянным во все возрастные периоды. Постоянство осмотической концентрации, ионного состава и объёма жидкостей внутренней среды обеспечиваются осморегулирующими, ионорегулирующими и волюморегулирующими рефлекторными механизмами. Особенно интенсивно возрастные изменения этих механизмов происходят в течение первого года жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.009 с.) |