![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности обмена белковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивные процессы белкового синтеза происходят ещё в периоде внутриутробного развития. Вначале они осуществляются под влиянием регуляторных факторов материнского организма. После рождения синтез белка продолжается под влиянием соматотропина ребёнка. Поэтому в здоровом растущем организме азотистый баланс всегда положителен. Относительная величина положительного азотистого баланса достигает максимума в первые три месяца жизни. Во многом его обеспечивает интенсивная секреция соматотропина. Также в организме ребёнка образуется относительно больше инсулина, чем у взрослых. Инсулин способствует обеспечению энергетических затрат, необходимых для биосинтеза белковых структур и усиливает проникновение аминокислот в клетку. У детей первых лет жизни мочевинообразование (из продуктов азотистого обмена) происходит менее интенсивно, чем у взрослых. Это обусловлено несовершенством мочевинообразовательной функции печени у детей младшего возраста. Аммиак, наоборот, выделяется с мочой у них в относительно большем количестве, чем у взрослых. Креатинин (продукт обмена в мышцах) выделяется с мочой у детей в меньших количествах. Это обусловлено относительно слабым развитием у них мышечной системы. В растущем организме ребёнка белки используются для пластических целей только при достаточном количестве других ингредиентов (жиров, углеводов), а также при достаточной общей калорийности пищи. При низкой калорийности большая часть белков пищи используется для удовлетворения энергетических потребностей. Одновременно необходимо поступление в организм достаточного количества витаминов, которые являются коферментами белкового обмена. Потребность детского организма в питательных веществах определяется значительным числом факторов, из которых многие плохо поддаются учёту. Поэтому в ряде случаев обменные процессы, обусловливающие трансформацию потребностей, перекосы гормонального статуса, меняются. Так, например, недоношенным с массой тела ниже 1,5 кг рекомендуется приблизительно 3,7 г/кг белка в сутки. В то же время в зрелом женском молоке содержится не более 2-2,6 г/кг белка. У здорового ребёнка до 3 месяцев потребность в белках составляет 2,5 г/кг в сутки. Начиная с 4-5 месяцев потребность в белках увеличивается (динамика указана в таблице).
Возрастные изменения суточной потребности в белках
Возраст Суточная потребность в белках
4-6 месяцев 3,0 г/кг
7-12 месяцев 3,5 г/кг
1-3 года 4,0 г/кг
4-6 лет 3,5 г/кг
7-10 лет 2,5 г/кг
11-13 лет (мальчики) 2,3 г/кг
11-13 лет (девочки) 2,1 г/кг
14-17 лет (юноши) 1,8 г/кг
14-17 лет (девушки) 1,6 г/кг
взрослые 1,4 г/кг
После 3 лет потребность в белках на единицу массы тела постепенно уменьшается. Усвоение азота организмом зависит не только от количества, но и от аминокислотного состава. Ребёнку необходимо приблизительно в 6 раз больше аминокислот, чем взрослому. Особенно велика потребность в лейцине, фенилаланине, лизине, валине, треонине; для детей первых 3 месяцев жизни – в цистине; для детей до 5 лет – гистидине.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ЖИРОВОГО И УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
Возрастные особенности регуляции жирового обмена
У детей младшего возраста отмечается неустойчивость регуляции жирового обмена и быстрая истощаемость жировых депо. В периоды усиленного роста и полового развития нередко наблюдается исхудание, обусловленное повышенной продукцией соматотропина и гормонов щитовидной железы. Лёгкая истощаемость жировых депо зависит от повышенного тонуса симпатического отдела нервной системы. В грудном возрасте ребёнок должен получать 6,5-5,5 г жиров на 1 кг массы тела, в дошкольном – 4,0-3,5 г/кг, в школьном – 2,5-3 г/кг веса. Избыток жиров вреден, так как легко может привести к ацидозу. Жиры являются одним из основных источников энергии среди питательных веществ. В первом полугодии жизни за счёт жиров покрывается приблизительно 50 % всей суточной калорийности, у детей от 6 месяцев до 4 лет – 30-40 %, у детей школьного возраста – 25-30 %, у взрослых – 40 %. Регуляция основного обмена осуществляется нейрогуморальными механизмами. Разностороннее действие на жировой обмен оказывают инсулин, гормоны щитовидной, половых желез и коры надпочечников.
Возрастные особенности регуляции углеводного обмена
Регуляция углеводного обмена в детском организме отличается большой лабильностью (особенно в периоды новорождённости и раннего детства). Это объясняется несовершенством нейроэндокринных механизмов. Чем меньше возраст ребёнка, тем слабее выражена у него пищевая гипергликемия. Это указывает на повышенную выносливость детей при углеводистой нагрузке. Углеводный обмен у детей отличается высокой усваиваемостью углеводов (98-99 %), независимо от способа вскармливания.
Расщепление углеводов в организме ребёнка усилено в связи с большими энергетическими тратами и интенсивными процессами синтеза различных веществ. Образование углеводов в организме ребёнка из белков и жиров (гликогеногенез) ослаблено по сравнению с организмом взрослого. Это связано с тем, что непрерывное увеличение массы тела ребёнка требует усиленного расхода белков и жира. Углеводы в организме ребёнка депонируются в значительно меньшем количестве, чем в организме взрослого, и эти депо легко истощаются. За счёт углеводов в грудном возрасте покрывается 35 %, в последующие годы – 50-60 % всей калорийной потребности. Мобилизация внутренних углеводных ресурсов для поддержания необходимой интенсивности углеводного обмена при выполнении физических упражнений у детей происходит хуже, чем у взрослых. Это связано с возрастной динамикой секреции инсулина и глюкагона. В детском и молодом возрасте в поджелудочной железе преобладают большие островки, в состав которых входят бета-клетки, продуцирующие инсулин. В старческом возрасте много островков малого размера, состоящих из альфа-клеток, продуцирующих глюкагон. Поэтому в детском и молодом возрасте преобладает секреция инсулина, в старческом – глюкагона. Потребность детей в углеводах на протяжении 1 года жизни составляет приблизительно 13 г/кг. Наибольшая потребность в углеводах свойственна детям от 1 года до 3 лет (16 г/кг). Начиная с 4 лет (до 6 лет) потребности в углеводах снижаются до 14 г/кг.
Возрастные особенности суточной потребности в углеводах
Возраст Суточная потребность в углеводах
7-10 лет 10 г/кг
11-13 мальчики 9 г/кг
11-13 девочки 8 г/кг
14-17 юноши 7,3 г/кг
14-17 девушки 6,5 г/кг
Взрослые 5,7 г/кг
ВОДНЫЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ
Содержание воды в тканях грудного ребёнка составляет 3/4 веса (у взрослых – 3/5). С возрастом содержание воды в тканях снижается. Существует связь между энергией роста и содержанием воды в тканях. Суточная весовая прибавка у ребёнка грудного возраста составляет 25 г. Она состоит из: воды – 18 г, белка – 3 г, жира – 3 г, солей – 1 г и небольшого количества гликогена. Обилие воды в тканях является необходимым и постоянным условием, обеспечивающим возможность быстрого роста ребёнка. Избыточное введение воды в организм ребёнка раннего возраста (в отличие от взрослого) не увеличивает диурез. Избыток воды выводится через кожу и лёгкие, за счёт относительно большой поверхности тела и более интенсивной вентиляции. Суточная потребность в воде: 1 год – 800 мл; 2-4 года – 950 мл; 5-6 лет – 1200 мл; 7-10 лет – 1350 мл; 11-14 лет – 1500 мл (соответствует норме взрослого человека). У детей вода в кишечнике всасывается значительно быстрее, чем у взрослых. Выпитая ребёнком вода проходит путь из кишечника в сосудистую систему и из неё обратно в кишечник не менее 3-5 раз. При таком круговороте у ребёнка, получившего 1 л жидкости, водный обмен составляет от 3 до 5 л.
Из организма около 60 % воды выводится почками, 33 % – кожей и лёгкими, 6 % – кишечником и около 2 % жидкости задерживается. Водный обмен зависит от целого комплекса причин. Так, углеводистое питание может приводить к задержке воды в организме. Аналогичные явления могут быть при избыточном поступлении в организм минеральных солей. Выведение мочи у грудных детей относительно массы тела больше, чем у взрослых. На выведение одного и того же количества мочевины, мочевой кислоты, креатинина, ионов затрачивается в 2-3 раза больше воды, чем у взрослых. Соответственно суточная потребность детей в воде больше, чем у взрослых. При прекращении поступления жидкости новорождённый полностью потерял бы весь объём внеклеточной жидкости в течение 5, а взрослый – в течение 10 суток. У новорождённых и грудных детей не развито чувство жажды, этим объясняется их склонность к дегидратации. Организм ребёнка должен получать в нужном количестве минеральные вещества, особенно велика у него потребность в ионах Na, K, Ca, Mg. Ионный состав внутренней среды остаётся постоянным во все возрастные периоды. Постоянство осмотической концентрации, ионного состава и объёма жидкостей внутренней среды обеспечиваются осморегулирующими, ионорегулирующими и волюморегулирующими рефлекторными механизмами. Особенно интенсивно возрастные изменения этих механизмов происходят в течение первого года жизни.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.138 (0.009 с.) |