Тема 3. Рынок труда в системе рыночного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Рынок труда в системе рыночного хозяйства



 

1. Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России.

1.1. Структура трудовых ресурсов. Формы занятости и безработица.

1.2. Основы регулирования рынка труда.

2. Особенности регионального рынка труда.

3. Контрольные вопросы для тестирования по теме.

 

Методические указания

Трудовые ресурсы – это трудоспособное население страны в трудоспособном возрасте, а также граждане моложе и старше трудоспособного возраста, занятые в экономике. В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством России нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяющей право на получение пенсии, – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом:

Т= Ртр. – Ринв.+ Рпен.+ Рмол.

· где Ртр. – численность населения в трудоспособном возрасте;

· Ринв. – численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособными (инвалиды I – II групп и лица льготных пенсионных возрастов);

· Рпен. – работающие лица пенсионного возраста;

· Рмол. – работающие подростки до 16 лет.

 

Экономически активное население означает часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себе и занятых, и безработных. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, а среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

Задание №1. Определите численность населения в трудоспособном возрасте в регионе на конец года.

На начало года численность населения трудоспособного возраста составила 1млн. человек; вступило в трудоспособный возраст – 30 тыс. человек; умерло из лиц из лиц трудоспособного возраста – 5тыс. человек; выбыло из трудоспособного возраста – 35тыс. человек; прибыло из других районов – 350 тыс. человек; убыло в другие районы – 100 тыс. человек.

Задание №2. Определите статус лиц, перечисленных ниже с точки зрения их отношения к занятости и безработице, если они классифицируются как:

· безработные (Б);

· экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа);

· экономически неактивное население в составе трудовых ресурсов (Эн);

· экономически неактивное население, не входящее в состав трудовых ресурсов (Н).

А) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;

Б) работник, переведённый на режим неполного рабочего дня;

В) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидность 2гр.) больше не может работать;

Г) уволенный рабочий в возрасте 49 лет, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил её поиски;

Д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

Е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;

Ж) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря;

З) работник, уволенный по собственному желанию и живущий на проценты по вкладам в банк;

И) домашняя хозяйка, которая занимается только домом и семьёй;

К) подросток 16 лет, работающий в фермерском хозяйстве своих родителей;

Л) работник, находящийся в очередном отпуске;

М) балерина, вышедшая на пенсию в возрасте 40 лет.

Задание №3. Соотнесите предложенные ниже термины и понятия:

Таблица 3.1

Термины Понятия
А) длительная безработица 1) безработица слабозащищённых слоёв населения
Б) уровень занятости 2) безработица, длящаяся более 1,5 лет
В) профессиональная трудоспособность 3)безработица, связанная с изменениями числа занятых по отраслям, профессиям, предприятиям.
Г) институциональная безработица 4) все трудоспособные лица, которые могут и хотят работать
Д) структурная безработица 5) безработица, продолжительностью от 8 до 18 месяцев
Е) полная занятость 6) наличие у человека качеств, определяющих его способность к труду
Ж) экономически активное население 7) ситуация на рынке труда, когда спрос на рабочие руки равен их предложению
З) маржинальная безработица 8) наличие у человека качеств, определяющих его способность к конкретному виду труда
И) общая трудоспособность 9) доля экономически активного населения, занятая в каждый данный момент времени
К) технологическая безработица 10) безработица, рост которой связан с увеличением размера пособия по безработице
Л) застойная безработица 11) безработица, вызванная несоответствием качества рабочей силы (квалификации, образования) новым требованиям производства

Задание № 4.

Занятое население страны составляет 68,5 млн. человек, а экономически активное – 73, 96 млн. человек. Какова численность безработных и их доля в экономически активном населении? Каков уровень безработицы?

Задание №5. Контрольные вопросы для тестирования по теме.

Выберите правильный вариант ответа.

1.К фрикционной безработице относится:

а) увольнение шахтёров в связи с развитием использования альтернативных источников энергии;

б) увольнение в связи с активным поиском новой работы;

в) увольнение в связи с уходом за детьми;

г) увольнение в период кризиса перепроизводства.

2.Продолжительная безработица охватывает тех, кто:

а) семь месяцев не может найти работу из-за спада в экономике;

б) не может найти работу в течение года;

в) вынужден менять работу из-за сезонного характера производства;

г) не имеет работу около двух лет.

3.Молодая женщина после перерыва по уходу за ребёнком не может найти работу и попадает в категорию безработных, охваченных:

а) структурной формой безработицы;

б) технологической формой безработицы;

в) экономической формой безработицы;

г) маржинальной формой безработицы.

4.Трудовые ресурсы – это:

а) лица, занятые в общественном производстве;

б) население страны трудоспособного возраста;

в) лица, работающие по найму в условиях полного и неполного рабочего дня;

г) экономически активное население страны.

5.Что такое «скрытая» безработица?

а) это форма вынужденной безработицы, вызванной структурными преобразованием экономики;

б) это форма молодежной безработицы;

в) это лица, ищущие работу самостоятельно или с помощью частных агентств по найму;

г) это лица, формально занятые, но с большой вероятностью потери работы, а также безработные, не состоящие на учете на бирже труда.

6. Какие из пepeчисленных мероприятий можно отнести к активной политике занятости?

а) выплата пособий по безработице;

б) субсидирование занятости;

в) содействие в трудоустройстве, обучение;

г) оформление досрочного выхода на пенсию.

7. Какая из перечисленных особенностей современного состояния ситуации в сфере занятости может быть оценена как негативное явление?

а) рост многообразия, появление новых форм занятости;

б) допущение незанятости граждан в общественном производстве;

в) сокращение занятости в официальном cektope экономки в пользу неформального сектора;

г) сокращение занятости в государственном cektope.

 

 

Тема 4. Планирование трудовых ресурсов организации

 

1. Понятие и методы кадрового планирования. Нормирование труда.

2. Анализ и описание работы: основные направления и методы. Структура и значение должностной инструкции.

3. Личностная спецификация (профессиограмма), её основные разделы.

4. Контрольные вопросы для тестирования по теме.

 

Методические указания

Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и струк-тура работ. (ЧРпл) определялась исходя из трудоемкости продукции:

ЧРпл. = Тпн./(Фрв. *Квн.)

где Тпн. – плановая нормативная трудоёмкость, нормо-часов;

Фрв. – полезный годовой фонд времени одного рабочего;

Квн. – планируемый коэффициент выполнения норм.

 

Задание №1. Рассчитать численность персонала организации на основе прогноза изменения интенсивности труда.

Исходные данные(результаты текущего года, определяющие численность персонала):

· число лифтов на обслуживании – 10 252

· общее число производительных часов, отработанных на обслуживании лифтов – 218 000 (полезный фонд времени);

· численность работников: производственные (механики) – 145, непроизводственные – 16;

Прогноз на следующий год:

· норма времени на обслуживание одного лифта ужесточается на 15%;

· эффективность использования рабочего времени (фонд полезного времени на каждого механика) возрастёт на 10%;

· портфель заказов останется неизменным;

· соотношение между производственным и непроизводственным персоналом не изменится.

 

Расчёт нормативов текущего года (рассчитать по предложенному алгоритму):

· затраты времени на обслуживание одного лифта равны:

· фонд производительного времени одного механика равен:

· соотношение численности производительных и непроизводительных работников:

С учётом прогноза рассчитать потребность в персонале на будущий год:

· Затраты времени на обслуживание одного лифта составят?

· Потребное число производительных часов составит?

· Фонд производительного времени одного механика составит?

· Требуемая численность механиков составит?

· Численность непроизводственного персонала составит?

 

Задание № 2.

Расчёты показывают. что для выполнения годовой программы предприятию потребуется затратить 3200тыс. нормо-часов, в том числе по цеху № 1 – 600тыс, №2 – 1500 тыс., №3 – 110тыс нормо-часов. Нормы выполняются в среднем на 115%.

Определите явочную и списочную численность рабочих по цехам и в целом по предприятию. Полезный фонд рабочего времени – 234дня. Коэффициент невыходов рабочих (Кн. = 1.12).

Задание № 3. Определите уровень выполнения нормы выработки, если рабочий сдал за месяц:

- приборов. А – 30 шт. (Норма штучного времени Тш = 2,3 чел-час);

- приборов Б – 120штук (Тш = 1,2 чел-час);

- приборов В – 11 штук (Тш = 0,7 чел-час).

Отработано 23 смены по 8 час.

Задание № 4.

Рассчитайте выполнение норм выработки, если за смену рабочий сдал ОТК: болтов – 20 штук (Тш. = 0,15 чел-час); втулок – 18 штук (Тш. = 0,1 чел-час); шпилек – 5 штук (Тш. = 0.7 чел. - час). На всю работу затрачено 8 час 12 мин.

 

 

Задание № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.019 с.)