Общая природа и социальная сущность труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая природа и социальная сущность труда.



Труд – это процесс, который совершается между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Основные формы проявления труда: затраты человеком энергии (психофизиологическая сторона); взаимодействие работника со средствами производства (организационно-технологический аспект); взаимодействие работников как по горизонтали, так и по вертикали. Любой процесс труда предполагает наличие предметов труда, средств труда и самого труда как деятельности. Предмет труда – это всё то, на что направлен труд, что притерпивает изменения. Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда. Содержание труда раскрывает труд как процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Показатели труда: форма собственности; распределение отношений; степень социальных различий. Труд может быть: творческим и репродуктивным; физическим и умственным; простым и сложным; исполнительным и организаторским; самоорганизованным и регламентированным. Перемена труда может осуществляться как во времени (полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени и чередование различных видов деятельности), так и в пространстве (управление более сложными автоматизированными системами, которые включают в себя разнообразные виды работ). 3 основные формы перемены труда: переход от одного вида работы к другому; сочетание одного вида работы с другим; перемена труда в границах данной профессии. Труд с момента своего возникновения имел, имеет и всегда будет иметь общественную природу и общественный характер, так как осуществляется сообща. В процессе труда люди взаимно нуждаются друг в друге.
Общественный труд - исключительное достояние человека, выступающего ведущей силой в процессе взаимодействия с окружающей средой. Все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".

 


Содержание и характер труда как социальные обусловленные явления.

Основополагающее понятие социологии труда - это прежде всего категории "характер труда", "содержание труда", "социальные формы труда", "условия и организация труда", "стимулирование трудовой деятельности" и другие. Понятие "характер труда" выражает единство его технико-экономического содержания и общественной формы, социально-экономическое качество общественного труда на той или иной ступени развития производительных сил и производственны отношений, обусловленное особенностями способа соединения работника с орудиями труда. Суть одной из них состоит в закрепленности работников за экономически и социально неоднородными видами труда, которые имеют неодинаковую оценку с точки зрения общественной полезности. Проявляясь на уровне общественной организации в целом, характер труда воспроизводит социально-ролевые функции конкретного труда. В отличие от характера труда понятием "содержание труда" обозначают конкретную трудовую деятельность работника и ее признаки. Это его социально-технологическая характеристика, учитывающая виды, функции и организацию трудовых действий на рабочем месте, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности, или технологической привязанности работника, монотонность и разнообразие труда. Содержание труда включает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и другие) на рабочем месте и выражается в совокупности выполняемых операций. Вещественной стороной данной категории являются предмет, средства и продукт труда. Взаимодействуя друг с другом они образуют совокупность трудовых операций, что характеризует содержание труда.
На уровне рабочего места совокупность операций выступает как содержание индивидуального труда. На уровне общества она превращается во взаимосвязанную систему отраслей и видов труда, то есть как содержание общественного труда.
Наряду с вещественной (предмет, средства и продукт труда) содержание труда характеризуется и личностной, собственно социальной стороной, включающей в себя целесообразную деятельность работника, структуру мотивов, отношение к труду общественного (совокупность отраслей и видов труда) и индивидуального (совокупность операций) уровней. По взаимосвязи вещественные и личностные стороны определяют сущность категории "содержание труда".
Наибольшее влияние на позитивное изменение характера и содержания труда оказывает комплексная механизация и автоматизация производства. Именно это несет изменения в характере и содержании труда всех слоев рабочего класса и производственной интеллигенции. Развитие технической вооруженности предприятий, переход к технологическим нововведениям (внедрение микропроцессоров, роботизированной техники) сказывается на содержании индивидуального труда, и изменения затрагивают не только его вещественные, но и живые (самих работников) компоненты. В новых экономических условиях вырастают требования к качеству рабочей силы. Единственным источником роста благосостояния становятся высокое профессиональное мастерство, творческая самоотдача в труде.

 


Двойственная природа труда.

Абстрактный, конкретный, общественный, частный. Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовая теория стоимости К. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфицированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров. В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса. Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора в конечном счете обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием «... человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...», вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда». Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно - окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится». При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров. Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)