Тема 12. Эффективность использования трудовых ресурсов организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Эффективность использования трудовых ресурсов организации



1.Экономическая и социальная эффективность управления персоналом. Показатели эффективности.

2.Организация и управление рабочим временем.

3. Кадровый аудит.

4. Контрольные вопросы для тестирования по теме.

 

Методические указания

Фонд рабочего времени – совокупное планируемое или фактическое время работы одного работника в течение года, квартала, месяца (измеряется в часах(человеко-часах) или днях (человеко-днях). Различают календарный, номинальный и полезный фонд рабочего времени. Календарный фонд рабочего времени – это число календарных дней планируемого или отчётного периода. Номинальный фонд рабочего времени – это календарный фонд рабочего времени за вычетом выходных и праздничных дней за тот же период.

Полезный фонд рабочего времени определяется путём вычитания из номинального фонда рабочего времени неявок(невыходов) на работу в днях в том же периоде.

Предприятие учитывает и анализирует структуру фондов времени для выявления скрытых резервов, рационализации его использования.

Коэффициент использования рабочего времени = Число фактически отработанных человеко-часов / число максимально возможных человеко-часов в урочное время.

Коэффициент использования рабочего дня = Средняя фактическая продолжительность рабочего дня / средняя урочная продолжительность рабочего дня.

Всё сравнивается по периодам. По итогам составляется отчётный и плановый баланс рабочего времени.

Баланс рабочего времени - это система показателей использования его одним среднесписочным работником в течение определённого календарного периода (обычно года). Он помогает определить эффективный (полезный) фонд времени одного сотрудника с учётом средней продолжительности рабочего дня, принятого режима работы, выявить резервы роста производительности труда, планировать численность персонала.

 

Задание №1. Ситуация для анализа.

 

 

Рабочий день руководителя

Свой рабочий день генеральный директор объединения Васильев Д.П. как обычно начал на полчаса раньше и, прежде всего, на листочке бумаги набросал перечень всех дел, которыми предстояло заняться сегодня.

В числе наиболее важных дел он подчеркнул работу по составлению бизнес-плана на ближайшие 3-5 лет. Эта работа давно не даёт ему покоя, однако взяться за неё по-настоящему всё было некогда. Отвлекали текущие дела. На столе уже несколько дней лежали папки с материалами, подготовленными соответствующими службами.

Первым делом надо провести оперативное совещание. Конец месяца и квартала. Васильева очень беспокоил ход выполнения производственной программы. Совещание было начато ровно в 9.00, проведено довольно чётко, но закончить его удалось только к 11.00 часам.

К этому времени в приёмной накопилось много посетителей. В их числе несколько представителей сторонних организаций. Кроме того, просил принять его начальник отдела организации труда и заработной платы (ОТиЗ). Он хотел дать свои пояснения по замечаниям директора к материалам по переходу на новые условия оплаты труда, снять все вопросы. Просили принять: председатель профкома, помощник по кадрам, а также руководитель отдела ВЭД. Кроме того, по следам оперативного совещания предстояло решить ряд вопросов в рабочем порядке с замом по сбыту и снабжению.

Приём он начал в 11.30. В первую очередь принял представителей сторонних организаций, «своим» назначил время в течение дня. Неожиданно приехал представитель из министерства. Пришлось принять, но, как оказалось, все его вопросы касались компетенции зама по экономике. Из трёх представителей сторонних организаций только один нуждался в приёме у директора объединения. Вопросы других вполне могли решить его замы. Однако один из представителей наотрез отказался рассматривать свои важные, по его мнению, вопросы с кем-либо кроме гендиректора. Второй остался неудовлетворён решением зама по сбыту и непременно требовал вмешательства «самого».

Лишь после обеда директор, наконец, смог приступить к работе над докладом, но в это время позвонил руководитель отдела ВЭД. Дело оказалось значительно серьёзнее, чем можно было предполагать. Под угрозой срыва оказался план поставки экспортной продукции. Директор одного из заводов, входящего в холдинг, отказывается выполнять покрытие узлов в тропическом исполнении, ссылаясь на то. что основная часть сушильных камер была оставлена главным инженером под реконструкцию, хотя он (руководитель ВЭД) в своё время возражал. На оперативке об этом промолчали почему-то.

Васильев давно подозревал, что на этом заводе не всё благополучно. План-график реконструкции цехов не выполняется, судя по всему, по вине руководителей этого завода, обострился конфликт между директором этого завода и главным инженером холдинга.

Надо было немедленно ехать на завод. Васильев просит секретаря вызвать машину. Секретарь напоминает, что сегодня у него в 16 часов приём посетителей по личным вопросам, а в 17 часов совещание у мэра. Отменить приём, но он в прошлый раз перенёс приём на сегодня. Нарушать порядок, установленный самим собой, значит подрывать уважение к порядку вообще.

Позвонили из министерства, интересуются, почему до сих пор не представлен проект перехода на новые условия оплаты труда. Да, он ведь так и не успел принять своего начальника ОТиЗа. Вспомнил, что хотел подписать этот материал после беглого ознакомления с ним, особенно не вникая. Ведь смотрел же этот материал и зам по экономике и главбух. Однако это не в его правилах! Вопрос касается интересов многих тысяч работников, это и изменение тарифных ставок, окладов, пересмотр норм. Как это всё будет организовано на заводах, в цехах, отделах? Во всех вопросах надо досконально разораться, всё взвесить!

Да, но где взять время? Васильев задумался:

- Создаётся впечатление, что не я руковожу производством, а производство – мною. Я намечаю одни дела на день, а жизнь подсказывает другие. Можно ли навести какой-то порядок? В конце концов, руководитель отдела ВЭД мог бы, кажется, регулярно меня информировать, а не докладывать, когда земля горит под ногами! Наши экономисты, помнится, проводили изучение затрат рабочего времени руководителей нашего объединения. Да, цифры любопытные.

Оказывается, как у самого директора, так и у его замов рабочее время распределяется следующим образом:

· на подготовку решений перспективного характера у него уходит от 1 до 5 % раб. времени, до 25% – у его замов. Из этого времени

93 % уходит на проведение разного рода совещаний, а оставшиеся 7 % – на проработку материалов;

· на подготовку предложений плана будущего года- 5% у него, до 15% - у замов;

· на корректировку и уточнение планов текущего года – от 3до 4 %;

· оперативная работа занимает от 65 до 70 % общего времени, в том числе посещение предприятий – 2-3 %, совещания – 90 %, изучение материалов – 2 %, остальное – другие формы работы;

· на решение кадровых вопросов уходит 5-6 % рабочего времени, на орг.вопросы – до 4 %.

Как же складывается рабочий день у руководителей других объединений? Мы работаем не хуже других. Правда, часто приходится работать по 12 часов. Если не получается рационально организовать рабочее время, приходится использовать экстенсивные методы повышения эффективности своей работы.

Вопросы:

1. Проведитеанализ рабочего дня руководителя, используя матрицу управления временем.

2. Разработайте рекомендации по оптимизации его деятельности.

 

Методические указания к выполнению задания.

  Срочные дела Не срочные
Важные дела 1. Критические ситуации Неотложные проблемы Проекты с «горящим» сроком исполнения 2. Профилактические действия Поддержание ресурсов и средств Поиск новых возможностей Планирование
Не важные 3. Отвлечения, телефонные звонки, какая-то корреспонденция, какие-то сообщения, заседания, распространённые виды деятельности. 4. Мелочи, отнимающие время Звонки Пустая потеря времени Корреспонденция

 

Рис. 2 Матрица управления временем

 

Анализ матрицы.

1-й квадрат одновременно и срочный и важный. Он приносит значительные результаты и требует немедленного внимания. Если Вы сосредоточите свою деятельность на этом квадрате, то организуете себе жизнь в условиях кризиса, «вечного боя».

Другие значительную часть своего времени тратят на деятельность по квадрату № 3, на выполнение срочных дел, считая именно их важными, но они значимы скорее для других, чем для вас.

Основой эффективного управления временем, а значит и собой, является квадрат № 2. Он включает в себя такую деятельность как строительство отношений, долгосрочное планирование, подготовку, профилактику.

Некоторые результаты чрезмерного сосредоточения деятельности в каком-либо одном из квадратов показано на рис.3.

Важные 1. Стресс Самосожжение Управление в условиях кризиса Постоянный пожар и «вечный бой» 2. Видение перспективы Баланс Дисциплинированность Контроль Малое количество кризисных ситуаций
Не важные 3. Концентрация на краткосрочных целях Управление в условиях кризиса Репутация хамелеона Представление о бессмысленности целей и планов Ощущение себя жертвой не владеющей собой.   4. Полная безответственность Увольнение с работы Зависимость в основных вопросах от других лиц и организаций

 

Рис. 3 Результаты деятельности по организации рабочего времени

 

 

Задание №2. Анализ использования фонда рабочего времени

Для проведения плановых расчётов численности рабочих требуется определить полезный фонд времени одного рабочего. С этой целью нужно составить баланс рабочего времени одного рабочего на год при 40-часовой рабочей неделе по табл. 12.1 и провести анализ использования рабочего времени в отчётном году по структуре фонда рабочего времени. Разработайте мероприятия по улучшению использования рабочего времени в плановом году

 

Баланс рабочего времени одного рабочего в год.[8]

 

Таблица 12.1

  Показатели В отчётном году Фактическое выполнение в отчётном году в% На плановый год
План факт Кол-во В % к факту
        5=(гр.4/3)*100   7=(гр.6/4)*100
1. Календарный фонд рабочего времени          
  Количество нерабочих дней, в том числе: выходных: праздничных:       100,0 100,     ? ?
3. Номинальный фонд рабочего времени, дни (стр.1 – стр.2) ? ? ? ? ?
4.     5. Неявки на работу, дни – Всего: В том числе: очередные и дополнительные отпуска: учебные отпуска: отпуска по беременности и родам: неявки по болезни: прочие неявки, разрешённые законом: неявки с разрешения админ-ции: целосменные простои, (по отчёту): прогулы (по отчёту)     Полезный фонд рабочего времени, дни (стр.3 – стр.4).     18,2 1,4   0,8 6,1   2,4   1,2 __   __     ?         19,5 1,6   0,8 6,0   2,8   1,0 0,5   0,2     ?       ? ? ? ?   ?   ? __ ___     ?       ? ? ? ?   ?   ? __ __     ?         ? ?? ?   ?   ? __ __     ?
6. Номинальная продолжительность рабочего дня, час. 7,67 7,67 100,0 7,72 ?
. Потери времени в связи с сокращением длительности рабочего дня, час – всего: В том числе: перерывы для кормящих матерей: сокращённый рабочий день для подростков: внутрисменные простои (по отчёту)   0,03   0,01   0,02   __   0,04   0,01   0,01   0,02   ?     ?   ?   __ ?     ?   ?   __ ?   ?   ?   __
8. Средняя продолжительность рабочего дня (стр.6 – стр.5) ? ? ? ? ?
9. Полезный фонд рабочего времени одного рабочего, час. (стр.8 * стр.5)          

 

Задание №2. Контрольные вопросы для тестирования по теме.

Выберите правильный вариант ответа.

 

1.Периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, её анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации называется:

а) аттестация персонала;

б) аутсорсинг персонала;

в) аудит персонала;

г) адаптация персонала.

2. Оценка эффективности управления персоналом конкретизируется по таким параметрам как (указать лишнее):

а) достижение определённого результата деятельности организации;

б) достижение целей управления при минимуме затрат;

в) эффективность процесса управления, форм и методов работы с персоналом;

г) преобладание предпринимательской культуры в организации.

3. Режим организации рабочего времени, при котором изменяется время начала и окончания работы, но рабочий день по 8 часов, называется:

а) гибкий график;

б) скользящий график;

в) ненормированный рабочий день;

г) раздробленный рабочий день.

4. Совокупное время, которым располагает организация для своей деятельности в течение определённого периода, образует:

а) номинальный фонд рабочего времени;

б) явочный фонд рабочего времени;

в) календарный фонд рабочего времени;

г) полезный фонд времени.

5. Инвентаризация и анализ использования рабочего времени проводится с помощью следующих методов (указать лишнее):

а) социометрия;

б) хронометраж;

в) опросы;

г) фотографирование рабочего дня.

 

 

Типовые варианты самостоятельных работ

 

Вам представлен список трёх вариантов самостоятельных (домашних) работ. Ваш вариант задания тот, который соответствует первой букве вашей фамилии. В процессе подготовки задания целесообразно использовать рекомендованную литературу, приведённую в конце данного пособия, а также учебное пособие «Управление персоналом», подготовленное Л.Н. Банниковой.


Номер варианта самостоятельной работы

Первая буква фамилии студента Номер варианта задания
А, Б, В, Г, Вариант 1
Д, Е, Ж,,З, И Вариант 2
К, Л, М, Н, О Вариант 3
П, Р, С, Т Вариант 4
У, Ф, Х, Ц, Ч Вариант5
Ш, Щ, Э, Ю, Я Вариант 6

 

Самостоятельная работа № 1

ВАРИАНТ № 1. (А, Б, В, Г,)

Вопрос1. Какие методы оценки персонала Вам известны? Их сильные и слабые стороны. Чем определятся выбор того или иного метода оценки?

Вопрос 2. Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте – 750 тыс. человек, среди них инвалидов 1 и 2-ой группы трудоспособного возраста – 10 тыс. человек, численность работающих подростков до 16 лет – 15 тысяч человек, работающих лиц старшие трудоспособного возраста – 55 тыс. человек.

Вопрос 3. Оцените ситуацию: (на проверку знания Трудового Кодекса РФ). «Л.Н.» был принят менеджером по продажам с испытательным сроком 1 месяц, что было указано в трудовом договоре. Спустя месяц коммерческий директор, его непосредственный руководитель, не смог определить подходит ли ему этот работник, и принял решение продлить испытательный срок ещё на месяц. Прав ли коммерческий директор?

Вопрос 4. Отметьте правильный вариант:

Основной недостаток внутренних источников привлечения персонала:

а) более высокие затраты на найм персонала;

б) длительный период адаптации новичков;

в) ограниченные возможности для выбора претендентов;

г) высокая степень риска, ибо способности новичка точно не известны.

 

 

ВАРИАНТ № 2. (Д, Е, Ж,,З, И)

 

Вопрос 1. Можно ли добиться сокращения численности персонала не прибегая к увольнениям? Каким образом?

Вопрос 2. Определите численность безработных, зарегистрированных в текущем году в районной службе занятости, если численность экономически активного населения составляет 1 млн. чел.; официальный уровень безработицы – 3,5%.

Вопрос 3. На проверку знания ТК РФ. «Н» был принят продавцом в универсам с испытательным сроком в 2 месяца. Уже на 3-й день он был уличен в краже продуктов и уволен по приказу руководителя за неудовлетворительные результаты испытательного срока. Оцените действия руководителя.

Вопрос 4. Выберите правильный ответ:

Текучесть кадров –это высвобождение работника:

а) по инициативе администрации;

б) по инициативе профсоюза;

в) по инициативе самого работника;

г) по инициативе трудового коллектива.

 

 

В А Р И А Н Т № 3. (К, Л, М, Н, О)

Вопрос 1. Почему персоналом организации необходимо управлять? В чем сходство и особенности управления персоналом универсального магазина, рекламного агентства и ВУЗа?

Вопрос 2. Определить численность трудовых ресурсов.

Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. человек, в том числе неработающие инвалиды 1 и 2-ой группы – 1,2 млн. человек, работающие подростки – 0,1 млн. человек, работающие пенсионеры – 4,5 млн. человек.

Вопрос 3. Приводит ли смена собственника к обязательному расторжению трудового договора с сотрудниками?

Вопрос 4. Отметьте правильный вариант:

Как называются кадровые мероприятия, призванные оценить уровень соответствия труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой должности?

а) кадрового резерва;

б) отбор персонала;

в) аттестация;

г) введение в должность.

 

В А Р И А Н Т № 4.(П, Р, С, Т)

 

Вопрос 1. Как обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию?

Вопрос 2. Дано: численность занятых 90 млн. чел., численность безработных – 10 млн. человек. Месяц спустя из 90 млн. чел., имевших работу были уволены и ищут работу 0,5 млн. чел., 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиск работы.

Вычислить: численность занятых, численность безработных и фактический уровень безработицы.

Вопрос 3. На знание трудового Кодекса РФ. «А» была принята секретарем с испытательным сроком 2 месяца. Спустя 2 недели после начала работы она заболела. Начальник отдела решил, что по причине слабого здоровья она будет часто отсутствовать на работе и вынес решение об её увольнении как не выдержавшую испытательный срок. Прав ли начальник?

Вопрос 4. Как называется мероприятие (выберите правильный ответ) по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии:

а) отбор персонала;

б) введение в должность;

в) нормирование;

г) аттестация.

 

В А Р И А Н Т № 5. (У, Ф, Х, Ц, Ч)

 

Вопрос 1. Назовите наиболее распространенные методы профессионального обучения. Какие методы наиболее эффективны для обучения поведенческим навыкам (ведения переговоров)? Техническим приемам (ведение бухгалтерского баланса, исследование рынка)? Как оценить эффективность программы профессионального обучения?

Вопрос 2. В какую категорию безработных попадает потерявший работу из-за спада в экономике?

Вопрос 3. На проверку знания Трудового кодекса РФ.

Р.И. поступила на работу менеджером по продажам с испытательным сроком два месяца. Генеральный директор, находился в этот период постоянно в разъездах. После приезда он принял решение об её увольнении через две недели после окончания испытательного срока. Оцените его решение.

Вопрос 4. Выберите правильный ответ:

Социально-экономический потенциал персонала – это:

а) среднесписочная численность персонала организации;

б) нормативная численность персонала;

в) профессионально-квалификационная структура персонала;

г) совокупность качеств, определяющих трудоспособность персонала.

 

В А Р И А Н Т № 6. (Ш, Щ, Э, Ю, Я)

 

Вопрос 1. Какие системы оплаты труда вам известны?В чем отличия между прямой сдельной и аккордной оплатой? Виды повременной оплаты труда.

Вопрос 2. Численность занятых в составе экономически активного населения 85 млн. чел., численность безработных 15 млн. чел. Месяц спустя из 85 млн. чел., имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн. чел. 1 млн. из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

 

Определить:

а) начальный уровень безработицы;

б) численность занятых и уровень безработицы месяц спустя.

Вопрос 3. Приводит ли смена собственника к обязательному расторжению трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером?

Вопрос 4. Документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права и ответственность:

а) штатное расписание;

б) органиграмма;

в) должностная инструкция;

г) трудовая книжка.

 

 

Самостоятельная работа № 2

 

ВАРИАНТ 1 (А, Б, В, Г)

Вопрос1. Анализ состава и структуры персонала организации.

Вопрос 2. Тестирование как метод оценки кандидатов. Этические и юридические аспекты тестирования.

 

 

ВАРИАНТ 2 (Д, Е, Ж, З, И)

 

Вопрос 1. Роль и структура отдела управления персоналом в современной организации.

Вопрос 2. Каковы недостатки традиционной системы компенсации

(вознаграждения)? Что такое нетрадиционные методы компенсации?

 

В А Р И А Н Т 3 (К, Л, М, Н, О)

 

Вопрос 1. Какие факторы влияют на формирование потребностей организации в персонале? Как можно спрогнозировать эти потребности?

Вопрос 2. Определите методы привлечения кандидатов на следующие должности:

- программист;

- кассир;

- финансовый директор;

- заведующий кафедрой бухгалтерского учёта.

 

 

В А Р И А Н Т 4 (П, Р, С, Т)

Вопрос 1. От чего зависит успех программы профессионального обучения сотрудников? Как можно оценить эффективность этой программы?

Вопрос 2. Возможные проблемы в сфере материального стимулирования работников.

.

 

В А Р И А Н Т 5. (У, Ф, Х, Ц, Ч)

Вопрос 1. «Неденежные» методы воздействия на мотивацию работников.

Вопрос 2. Основные этапы и виды собеседования по отбору персонала.

 

 

В А Р И А Н Т 6 (Ш, Щ, Э, Ю, Я)

Вопрос 1. Какие принципиальные различия существуют между экономическими, административными и социально-психологическими методами по способам воздействия на персонал?

Вопрос 2. Льготы и социальный пакет: принципы их формирования.

 

 

Самостоятельная работа №3

(на проверку знания Трудового кодекса РФ)

ВАРИАНТ № 1 (А, Б, В, Г,)

1. Является ли условие об испытательном сроке обязательным пунктом трудового договора?

2. Каковы гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением? Гарантии для студентов ОЗО? Для работающих очников?

3. Требуется ли согласие работника на его перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя?

 

 

ВАРИАНТ № 2 (Д, Е, Ж,,З, И)

1.Какой вид трудового договора (срочный или на неопределённый срок) заключается с руководителем в ОАО? В МУП?

2.Устанавливается ли испытательный срок для лиц, окончивших вуз или колледж и впервые поступающих на работу? После начального профессионального обучения (ПТУ)?

3.Как исчисляется средняя заработная плата?

 

В А Р И А Н Т № 3 (К, Л, М, Н, О)

1.Трудовой договор с работником был подписан 15 мая. Работник приступил к работе через неделю. Объяснительные документы не представлены. Можно ли аннулировать трудовой договор?

2.На какой срок работодатель может вводить режим неполного рабочего времени?

3. Сотрудник с 1-го мая уходит в очередной отпуск, когда он должен получить отпускные?

 

 

В А Р И А Н Т № 4 (П, Р, С, Т)

1. Что считается необоснованным отказом в заключение трудового договора?

2. Какой вид трудового договора (срочный или на неопределённый срок) заключается с работником, устраивающимся на работу в небольшой (15 человек персонала) частный розничный магазин?

3. Что такое прожиточный минимум? Кто его определяет? Минимальный потребительский бюджет?

 

В А Р И А Н Т № 5. (У, Ф, Х, Ц, Ч)

1 Когда с работником заключается срочный трудовой договор?

2 Может ли кандидат на вакансию потребовать от работодателя сообщения о причине отказа в приёме на работу в письменной форме?

3 Как оплачивается сверхурочная работа? Работа в выходные и праздничные дни?

 

 

В А Р И А Н Т № 6 (Ш, Щ, Э, Ю, Я)

1.Выплачивается ли работнику выходное пособие в случае его увольнения при неудовлетворительном прохождении испытания?

2.Каковы гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением? Гарантии для студентов очно-заочной формы обучения? Для работающих очников?

3.Какова ответственность работодателя за нарушение срока выплаты заработной платы?

Библиографический список

1..Базаров Т.Ю. Ерёмин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2009, 560с.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2007, 688с.

3. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 2004,799с.

4. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008, 352с.

5. Журавлёв П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие. М.:Экзамен. 2004.

6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник.2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М,2008, 447с.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2008, 365с.

8. Конституция Российской Федерации. М.: «Эксмо», 2004.62с.

9. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: оценка, обучение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. М.: Управление персоналом, 2005,550с.

10. Одегов Ю.Г. Никонова Т.В, Аудит и контроллинг персонала. Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен»,2004. С.176.

11. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2004, 256с.

12. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров. М.: Эксмо, 2008, 624с.

13. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие.-5-е изд. М.: Дело,2003, 272с.

14. Травин В.В., Магура Н.И., Курбатова Н.Б. Управление человеческими ресурсами: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. - («Модульная программа «Руководитель ХХI века», Модуль IV) М.: Дело,2005,128с.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. Екатеринбург: Изд. дом Ажур, 2008, 212с.

Приложение 1

 

Макет должностной инструкции

 

 

Наименование организации(1) УТВЕРЖДАЮ(2)

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________

( подпись, Ф.И.О)

_____________________________

Наименование должности (3)

 

 

I Общие положения (4)

1.

2.

3.

II Должностные обязанности (5)

1.

2.

3.

III Права (6)

1.

2.

3.

IV Ответственность (7)

1.

2.

3.

Должностная инструкция разработана в соответствии с__________________________ (8)

Руководитель структурного подразделения (9) ________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО: (10)

Начальник юридического отдела

_______________________________

(подпись) (Ф.И.О)

Дата

 

С инструкцией ознакомлен (11)_________________

(подпись) (Ф.И.О)

дата

 

 

 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.195 с.)