Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портфельные стратегии маркетингаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Портфель – совокупность независимых хозяйственных подразделений, стратегических единиц одной компании. Портфельные стратегии – способы распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными подразделениями предприятия с использованием критериев привлекательности рыночных сегментов и потенциальных возможностей каждой хозяйственной единицы. Управление ресурсами предприятия на основе хозяйственных направлений рыночной деятельности осуществляется с использованием матриц Бостонской консультационной группы (БКГ) и Джи‑И‑Маккензи. 1. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) разработана в конце 1960‑х гг. На рис. 7.2 представлены индикаторы: – привлекательности рынка – используется показатель темпов изменения спроса на продукцию предприятия. Темпы роста рассчитываются по данным продаж товара на сегменте рынка (может быть средневзвешенной величиной); – конкурентоспособности и прибыльности – используется показатель относительной доли предприятия на рынке. Доля на рынке (Дпр) определяется по отношению к наиболее опасным конкурентам или лидеру рынка (Дконк).
Рис. 7.2. Двумерная матрица «рост/доля»
Матрица описывает ситуацию, требующую отдельного подхода с точки зрения капиталовложений и выработки маркетинговой стратегии. Возможные стратегии: –> «звезды» – сохранение лидерства; –> «дойные коровы» – получение максимальной прибыли; –> «трудные дети» – инвестирование, избирательное развитие; –> «собаки» – уход с рынка. Задача руководства предприятия – обеспечить стратегическое равновесие портфеля путем развития хозяйственных зон, способных давать свободные денежные средства, и зон, обеспечивающих долгосрочные стратегические интересы предприятия. Преимущества матрицы БКГ: ▪ матрица позволяет определить позиции предприятия в составе единого портфеля и выделить наиболее перспективные стратегии развития (быстрорастущие направления нуждаются в капиталовложениях, медленно растущие – имеют избыток средств); ▪ используются количественные показатели; ▪ информация имеет наглядный и выразительный характер. Недостатки матрицы БКГ: ▪ невозможно учесть изменение ситуации, изменение расходов на маркетинг, качества продукции; ▪ выводы объективны только по отношению к стабильным условиям рынка. 2. Матрица Джи‑И‑Маккензи («привлекательность рынка/стратегическое положение предприятия») является усовершенствованной матрицей БКГ, выполненной компанией McKinsey по заказу «Дженерал Электрик». Матрица позволяет принимать более дифференцированные стратегические маркетинговые решения по эффективному использованию потенциала предприятия в зависимости от уровня привлекательности рынка (рис. 7.3.).
Рис. 7.3. Двумерная матрица Джи‑И‑Маккензи
Таблица 7.8 Элементы матрицы Мак‑И‑Маккензи
Элементы матрицы рассмотрены в табл. 7.8. Величину привлекательности рынка (ПРР) можно рассчитать по формуле: ПРР = ПР х Пр х ПС, где ПР – перспектива роста. Оценивается с помощью прогноза экономических, социальных, технических, политических условий рынка. Используются различные методы прогнозирования. Объектом прогнозирования является спрос; Пр – перспектива роста рентабельности. Оценивается экспертно (анализируется изменение спроса, агрессивность конкурентов и т.д.); ПС – перспектива стабильности предприятия. Количественно величину стратегического положения (СПП) можно определить по формуле: СПП = ИП х РП х СП, где ИП – инвестиционная позиция предприятия. Определяется как отношение реальной и оптимальной величины инвестиций для обеспечения роста предприятия (вложений в производство, НИОКР, сбыт); РП – рыночная позиция. Определяется как отношение реально действующей рыночной стратегии к оптимальной стратегии; СП – состояние потенциала предприятия. Определяется как отношение реального состояния предприятия к оптимальному с точки зрения эффективного управления финансами, маркетингом, персоналом, производством. Если какой‑либо из трех элементов (ИП, РП, СП) равен 1, предприятие имеет высокое стратегическое положение на рынке. Если хотя бы один элемент равен 0, у предприятия мало шансов на успех. При использовании матрицы Джи‑И‑Маккензи необходимо учитывать ее недостатки: ▪ большое количество информации; ▪ различные подходы к оценке. Можно выделить средний уровень привлекательности рынка и стратегического положения предприятия и использовать в этом случае многомерную матрицу Джи‑И‑Маккензи (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Многомерная матрица Джи‑И‑Маккензи
Используя матрицу, изображенную на рис. 7.4, можно определить три стратегических направления (табл. 7.9). Итак, портфельный подход к выработке стратегических маркетинговых решений основан на: • четкой структуризации деятельности по рынкам, товарам, подразделениям; • выработке конкретных показателей, позволяющих сравнить стратегическую ценность направлений; • матричном представлении результатов стратегического планирования.
Таблица 7.9 Основные стратегические направления развития предприятия, выявленные на основе матрицы Джи‑И‑Маккензи
16. ПРОДВИЖЕНИЕ В КОМПЛЕКСЕ МАРКЕТИНГА В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилось значение маркетинговых коммуникаций. Действительно, эффективные связи с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации. Предприятия различного рода деятельности, от мелких розничных торговцев до крупных товаропроизводителей, а также бесприбыльные организации (церкви, музеи, симфонические оркестры и др.) постоянно продвигают свою деятельность к потребителям и клиентам, пытаясь реализовать несколько целей: • информировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж; • убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам, делать покупки в определенных магазинах, посещать именно эти увеселительные мероприятия и т.д.; • заставлять покупателя действовать – поведение потребителя направляется на то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее. Эти цели достигаются с помощью рекламы продавцов, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других коммуникационных видов деятельности. Вышеупомянутое называется управлением продвижения или маркетинговыми коммуникациями. Теоретики маркетинга предпочитают термин «управление продвижением», в то время как практики-маркетологи обычно предпочитают пользоваться термином «маркетинговые коммуникации». Рассмотрим их основные различия. Эти термины тесно связаны с понятием «комплекс маркетинга». Последний предполагает четыре основных элемента принятия решений: о продукте, ценах, каналах распределения, продвижении. Отметим, что последний элемент – продвижение – составляет часть комплекса маркетинга, с которым непосредственно имеет дело управление продвижением. По сравнению с указанным выше «маркетинговые коммуникации» – более широкий термин, который включает связи посредством любого или всех элементов комплекса маркетинга. Маркетинговые коммуникации легче понять, если рассмотреть природу двух составляющих их элементов – коммуникаций и маркетинга. Коммуникации – это процесс, в результате которого должно достигаться однозначное восприятие коммуникационного сообщения субъектами, его посылающими и получающими. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому все переменные комплекса маркетинга, а не только составляющая – продвижение – участвуют в общении с клиентами. Определение допускает возможность того, что маркетинговые коммуникации могут быть или целенаправленными, как в случае рекламы и персональных продаж, или нецеленаправленными (хотя и оказывающие определенное воздействие), такие как внешний вид продукта, упаковка или цена. Из данного определения также вытекает, что различные организации являются как отправителями, так и получателями коммуникационных сигналов. В роли отправителя специалист по маркетинговым коммуникациям стремится проинформировать, убедить и побудить рынок предпринять действие, соответствующее его интересам. Как получатель коммуникатор прислушивается к сигналам рынка для того, чтобы приспособить эти сообщения к своим целям, адаптировать их к меняющимся условиям рынка и выявить новые коммуникации. Рассмотрим более подробно понятие «управление продвижением». В английской транскрипции термин «продвижение» звучит как «промоушн». В самом широком понимании это означает «продвижение вперед». В маркетинге такое значение имеет смысл: «подвигнуть» покупателя к действию. Коммуникационная политика фирмы в современных условиях реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации, как реклама, личная продажа, стимулирование продаж, паблик рилейшнз (ПР). Все четыре вида средств образуют комплекс коммуникаций. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех составляющих этого комплекса обеспечивается так называемое продвижение товара. Для обеспечения эффективного использования комплекса коммуникаций необходимо придавать определенную значимость каждой из его составляющих частей на всех этапах жизненного цикла товара
17. РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Среди показателей деятельности рынка — тенденции к изменению розничных цен на продовольствие, стоимость «потребительской корзины», доля продовольственных расходов в семейном бюджете населения, уровень и стабильность закупочных цен, доходы фермеров, доля фермера в розничной цене продукции, затраты на продовольственный маркетинг и другие. Каждый из этих показателей имеет свою ценность и свои ограничения, однако ни один из них не в состоянии создать полную картину продовольственного рынка. Деятельность рынка носит очень сложный характер, поэтому требуется осторожный подход к интерпретации перечисленных показателей. Более того, баланс этих показателей часто нарушается с появлением новых технологий, методов маркетинга, конъюнктурных или политических изменений. Таким образом, деятельность продовольственных рынков — постоянно изменяющийся процесс. Одним из сравнительно новых подходов к анализу деятельности рынка является теория организации отрасли, которая получила распространение в США в 70-х годах. Эта теория рассматривает две основные группы факторов: структуру отрасли (число и размер предприятий, степень дифференциации продукта, условия выхода на рынок) и поведение рынка (рыночные цены, продукты и стратегия их продвижения). Один из критериев оценки деятельности рынка — эффективность индустрии продовольствия. В повышении эффективности заинтересованы и фермеры, и фирмы, занятые маркетингом, и потребители, и общество в целом. Как и в любой другой системе, эффективность маркетинга продовольственных товаров измеряется отношением результатов деятельности на «выходе» системы к затратам на «входе». Показатели эффективности могут быть выражены в натуральных или стоимостных единицах. Анализ мировой практики маркетинга продовольствия позволяет сформулировать определенные тенденции, характерные для его развития. Они связаны с процессом адаптации пищевой промышленности к изменяющимся условиям рынка и новым технологиям, с конкурентной борьбой на продовольственном рынке, государственным регулированием производства и распределения сельскохозяйственной продукции, другими факторами. Традиционно деятельность различных компаний и организаций в каналах маркетинга регулировалась механизмом рыночных цен. В настоящее время по многим каналам маркетинга эта деятельность должна регулироваться более четко. Например, получают распространение закупки у производителей скота и птицы на контрактной основе, координирующим механизмом в этом случае становятся контракты между пищевой промышленностью и крупными компаниями розничной торговли. Для сельскохозяйственного маркетинга характерна вертикальная интеграция, которая часто перерастает рамки одной страны. Многонациональные корпорации «производят сборку» крупного рогатого скота так же, как они собирают автомобили, то есть используя ресурсы — семена, корма, химические препараты, эмбрионы, скот, автоматизированное перерабатывающее оборудование, оптовый маркетинг и розничную торговлю — из различных стран в рамках единой комплексной операционной структуры. Во многих отраслях системы маркетинга продовольствия функционирует небольшое число сверхкрупных фирм. Такая концентрация и связанная с ней централизация являются предметом озабоченности как фермеров, так и потребителей, которые в большинстве случаев выступают на рынке индивидуально. Несомненно, крупные организации могут оказаться более эффективными, однако во многих странах, в частности в США, население испытывает определенное недоверие к сосредоточению экономической мощи в одних руках. Интеграция и диверсификация представляют две взаимосвязанные тенденции в маркетинге. Транснациональные продовольственные компании и конгломераты изменяют характер конкуренции на рынке продовольствия. Наблюдаются также тенденции к слиянию однородных компаний и совмещению различных уровней и функций маркетинга в пределах одной компании. В отдельных отраслях маркетинговые решения, принимаемые крупными фирмами, непосредственно влияют на вопросы производства, поскольку фермеру-производителю приходится делать выбор между свободой и независимостью, с одной стороны, и более высокими ценами реализации продукции — с другой. Меняется и структура потоков продовольствия по каналам маркетинга. Децентрализованный маркетинг постепенно вытесняет традиционные централизованные продовольственные рынки, которые в прошлом играли важную роль в ценообразовании, стандартизации и обмене продуктов. В результате расширяются прямые торговые связи фермеров с крупными оптовиками, которые, в свою очередь, пытаются контролировать потоки продукции и ее качество. Отход от традиционных структур маркетинга в значительной степени изменил практику реализации продукции фермерами. Эти тенденции могут изменить баланс сил в пищевой промышленности. Вопросы типа «Кто контролирует сельское хозяйство?» или «Кто управляет пищевой промышленностью?» сегодня находятся в центре внимания общественности во многих странах. Растет разрыв между производителями продукции и системой продовольственного маркетинга. Несмотря на их взаимозависимость, громадные размеры этих двух секторов не способствуют эффективному партнерству. В этих условиях встает вопрос о выживаемости индивидуальной фермы в изменяющейся среде продовольственного рынка. Какое место займет фермер в системе продовольственного маркетинга в будущем? На этот вопрос пока трудно дать однозначный ответ. Некоторые специалисты считают, что в перспективе фермерские хозяйства по объему операций, производственным мощностям и рыночной ориентации достигнут уровня ведущих продовольственных корпораций. Другие, напротив, видят решение проблемы в дроблении корпораций на более мелкие фирмы, что обеспечит равноправие всех участников рынка. Существует также мнение, что для укрепления позиций индивидуальных производителей на рынке следует поощрять коллективную деятельность фермеров в рамках кооперативов, торговых ассоциаций и других организаций. В изменяющихся условиях возрастает роль информационных служб, призванных своевременно донести до фермеров качественную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Фермеры также нуждаются в периодических образовательных программах, где они могли бы узнать о новых альтернативах и возможностях. Серьезное влияние на процессы, происходящие в пищевой промышленности, оказывает движение потребителей. Очевидно, что в будущем многие важные вопросы продовольственной политики будут решаться при более широком участии общественности.
18. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Сегментирование рынка — выделение из массы потребителей сельскохозяйственных продуктов и сырья групп, объединенных общими платежеспособными потребностями и отличающихся друг от друга вкусами и покупательными способностями. Выбор целевых сегментов — анализ и выбор одного или нескольких сегментов рынка для реализации собственных товаров. Позиционирование товара — обеспечение конкурентного положения на рынке и определение комплекса маркетинговых мероприятий. По определению основоположника теории сегментирования рынка Р. Смита, сегментирование основано на развитии рынка со стороны спроса, четкой согласованности производства с требованиями потребителя. Создатель теории современного маркетинга Ф. Котлер определяет рыночное сегментирование как процесс выделения групп потребителей, предъявляющих однородные требования к рыночной продукции.
Рис. 16. Целевой маркетинг Цель маркетингового сегментирования — выделение наиболее важных (профильных) черт каждой группы потребителей и ориентация деятельности товаропроизводителя на удовлетворение требований покупателей выбранных групп (сегментов) рынка. Группы покупателей выделяют на основе определенных критериев и условий. Так, для агропромышленного комплекса России наиболее общими критериями определения сегментов рынка могут быть: транспортная доступность — возможность ввоза продукции, особенно если она скоропортящаяся; изученность — возможность получения информации о покупателях, восприимчивость к предлагаемому товару; емкость — определение потенциального объема реализуемой продукции, так как сегмент рынка может быть невелик, и т. д. Единого метода сегментирования рынка не существует, так как всегда может появиться принципиально новый товар с неординарными потребительскими свойствами. Однако есть общие принципы сегментирования, которые в той или иной степени приемлемы для большинства товаров. Сегментирование по регионально-географическому принципу предполагает разбивку рынка на регионально-географические единицы: континенты, группы стран, государства, природно-экономические регионы внутри государств, административные области, районы, города, городские округа, кварталы, участки и т. д. Предприниматель может принять решение о производстве товара, пользующегося спросом на континенте (особые сорта риса для африканских стран), в группе государств, близких по религиозным, этническим и другим признакам (ветчина свиная или рождественский жареный гусь для покупателей западноевропейских и части восточноевропейских стран); в отдельно взятом государстве (ржаной хлеб в России); в конкретных природно-экономических регионах в рамках одного государства (производство и поставка сухого молока, консервированных овощей и фруктов в Западную Сибирь, Заполярье); в одной административной области (возделывание сахарной свеклы для белгородских сахарных заводов); в городе (ранние овощи); в административном районе или округе города (поставка полуфабрикатов в места расположений студенческих и молодежных общежитий); в городском квартале (на вокзале — горячее питание для транспортных пассажиров; экологически чистая продукция для жителей кварталов, где проживают материально обеспеченные люди). Сегментирование по демографическому принципу предполагает разделение рынка на основе демографических переменных: пол, возраст, состав семьи, этап ее жизненного цикла, уровень доходов, род занятий, образование, этнобытовые особенности. Демографические признаки, пожалуй, самые распространенные при дифференциации групп потребителей. Это объясняется тем, что, во-первых, интенсивность потребления и структура рациона питания населения тесно связаны с демографическими признаками; во-вторых, демографические характеристики довольно легко поддаются учету. Возраст членов семьи и этап ее жизненного цикла определяют дифференциацию сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в соответствии с изменениями потребностей человеческого организма. Можно специализироваться на производстве продуктов питания, необходимых для людей, пораженных определенным недугом. Весьма эффективна дифференциация потребительского рынка по числу членов семьи. Расчет прост. Подавляющая часть покупателей, придя в магазин, стремится приобрести продукты питания, расфасованные в расчете на разовый прием пищи. Следовательно, товар будет лучше раскупаться, если расфасовка будет рассчитана на удовлетворение разовой потребности одного, двух, трех, максимум четырех взрослых человек. Такой подход обеспечивает необходимый выбор потребителю при изменении численности семьи. Сегментирование по принципу разделения полов предполагает производство товаров, ориентированных на удовлетворение особенностей вкусового восприятия мужчин и женщин. Такой подход используется давно. Он весьма эффективен. Так, мужчины предпочитают более крепкие сигареты и алкогольные напитки, чем женщины. В будни женщины выбирают продукты питания меньшей калорийности, в праздники — разнообразные кондитерские изделия. Мужчины любят простую и калорийную пищу. Считается также, что мужчины предпочитают мясную пищу, в то время как среди женщин больше вегетарианцев. Сегментирование по уровню доходов — один из излюбленных приемов маркетологов, основанный на разделении покупателей по уровню платежеспособности различных социальных групп. Прежде чем произвести товар, отличающийся особыми, исключительными свойствами (например, высококачественные, экологически чистые или деликатесные продукты), нужно определить, сколько человек по предлагаемой цене сможет их приобрести. При этом необходимо учесть, что перепроизводство товара ведет к затовариванию, а недопроизводство характеризуется упущенной выгодой. При массовом производстве с низкими затратами, а следовательно, и невысокими ценами, как правило, товар раскупается самыми широкими слоями населения. Сегментирование может производиться одновременно по нескольким параметрам, например уровню доходов, полу и возрасту. Так, если в малосемейном общежитии проживают высокооплачиваемые молодые мужчины, то поблизости можно открывать торговое предприятие, реализующее простую и калорийную мясную пишу и крепкие алкогольные напитки. Сегментирование по этнобытовому принципу базируется на потребительских особенностях населения и связано с культурными, национальными и другими обычаями. Не стоит заниматься экспортом говядины в индийские штаты или конины в европейскую часть России; и наоборот, говядина и конина будут с удовольствием приобретены жителями среднеазиатских республик. Сегментирование по психографическому принципу предполагает разделение покупателей по принадлежности в определенному общественному классу, образу жизни, характеристикам личности. Под общественным классом большинство маркетологов понимают сравнительно стабильные в рамках общества группы людей, характеризующиеся наличием схожих ценностных представлений, вкусов, потребностей, платежеспособных возможностей, интересов и мотивов поведения. Как правило, маркетологи выделяют следующие признаки общественных классов: схожее материальное положение; близость мотивации поведения; примерно равный уровень образования, культуры, единая ценностная ориентация, схожий род занятий и т. д. Следует учитывать, что индивиды могут перемещаться из одного класса в другой. Сегодня в России можно условно выделить следующие общественные классы. Класс предпринимателей и бизнесменов, имеющих неограниченные платежеспособные возможности. Представители этого класса готовы платить самые высокие цены за особые товары, обладающие исключительными потребительскими свойствами (парная телятина или баранина). Класс политиков новой волны, правительственных чиновников, высокооплачиваемых рабочих, представителей мелкого и среднего бизнеса, обладающих высокими платежеспособными возможностями. Могут платить высокую цену за высококачественную продукцию (свежую плодоовощную, безнитратные продукты питания и т. д.). Класс зарождающихся фермеров и людей, занимающихся собственным трудом на земле. В продуктах питания практически не нуждаются, так как сами их производят, но испытывают острую нужду в недорогой и надежной сельскохозяйственной технике при нехватке или ограниченности собственных финансовых ресурсов. Класс рабочих средней квалификации, мелких чиновников, преподавателей вузов, научных работников. Их платежеспособные возможности ограничены, но они могут приобретать необходимые для здоровья продукты питания. Класс учителей, студентов, малоквалифицированных рабочих, медработников, преподавателей вузов и работников научно-исследовательских центров, не имеющих ученых степеней. Могут позволить себе купить минимум недорогих товаров и продуктов питания, находятся на грани бедности. Класс пенсионеров, рабочих низкой квалификации, а также неполные семьи, студенты и учащаяся молодежь, которым родители не оказывают помощи. В состоянии покупать товары, полностью не обеспечивающие их биологические потребности, по самым низким ценам. Класс лиц без определенного места жительства, рода занятий, живущих случайными заработками. Потребности крайне ограничены и не обеспечиваются даже на минимальном уровне. Численность выделенных классов может колебаться по различным регионам России или даже в рамках одной территориально-административной единицы и является предметом специальных маркетинговых исследований. На людей одного класса оказывает влияние образ жизни. Так, например, любители путешествий из обеспеченных классов предпочитают брать в туристический поход высококачественные саморазогревающиеся консервы, представители средних классов — добротные высококалорийные, менее обеспеченные покупают самые дешевые консервы. Переменные характеристики личности также используются в качестве основы для сегментирования рынка. Это значит, что производители придают товарам характеристики, соответствующие личностным характеристикам потребителей. Так, для энергичных деловых людей можно выпускать полуфабрикат калорийного напитка, не требующий больших усилий и времени на приготовление в домашних условиях или в рабочем кабинете. Люди этого склада не считают нужным тратить рабочее время па долгие и разнообразные обеды. А вот меланхолики, наоборот, предпочитают пищу, которую можно долго есть, тщательно приготовленную. Сегментирование по поведенческому принципу. При сегментировании на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Многие маркетологи считают, что поведенческие показатели наиболее полно характеризуют формирование сегментов рынка. Покупателей можно различать по мотивации покупки или использования товара. Сегментирование на основе мотивации помогает производителям познать степень использования товара. Например, молоко, кефир чаще пьют перед сном. Ранняя продажа молока и оптимальная фасовка вместе с проведением целенаправленной рекламы вполне могут приучить население пить молоко и кефир также за завтраком и в обед. 8 Марта, в рождество фирмы усиленно рекламируют продажу цветов, а в праздники «Проводы зимы» и на масленицу — кондитерскую продукцию. Одной из действенных форм сегментирования рынка является классификация покупателей по выгодам, которые они ищут в товаре. Часть покупателей может привлечь дешевизна товара, другую часть — его потребительские свойства, третьи купят товар как сувенир. Так, например, большинство туристов, прибывающих в Россию из других стран, с удовольствием пробуют блюда национальной русской кухни, а при возможности длительного хранения и приобретают небольшие порции в легкой упаковке в качестве сувенира. Если оборот туристов высок, возникает устойчивый рынок. Статус пользователя предполагает разбивку рынка на потребителей, не пользующихся производимым товаром; бывших потребителей, по ряду причин отказавшихся от товара и переключивших платежеспособный спрос на другие товары; потенциальных покупателей; покупателей-новичков и регулярных покупателей. Задача маркетинговой службы заключается, с одной стороны, в анализе и устранении причин невосприятия товара первыми двумя группами покупателей, а с другой — в расширении своего участия на рынке путем привлечения потенциальных покупателей. Соответственно и методы маркетинга предполагают широкий диапазон — от существенного усиления рекламы до разработки новых модификаций товара с улучшенными или принципиально новыми потребительскими свойствами. Например, повышение базовой жирности молока при сохранении или незначительном повышении цен, как правило, вызывает адекватную реакцию рынка, увеличивая его емкость практически во всех сегментах. Интенсивность потребления характеризуется разграничением покупателей на слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активных потребителей немного, однако на их долю приходится большой процент общего объема потребления товара. Степень приверженности предполагает разделение покупателей на четыре большие группы: безоговорочные приверженцы, все время покупающие товар одной марки; терпимые приверженцы, предпочитающие две-три товарные марки; непостоянные покупатели, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую; главное для этой группы — плановое, обоснованное и всесторонне взвешенное перемещение потребительского спроса на более подходящий товар; «странники» — потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из представленных на рынке товаров; представители этой группы хотят перепробовать потребительские свойства всех товаров. Сегментирование с учетом влияния погодных условий и технологий производства. Учет этих условий может быть весьма эффективен при продаже сельскохозяйственной техники, а также ее прокате для выполнения определенных технологических операций (например, прокат уборочной техники в период массового созревания зерновых культур, продвижение сельскохозяйственных машин по пунктам проката с юга на север по мере созревания хлебов). Сегментирование по принципу готовности покупателя к восприятию товара. В момент появления товара на рынке население находится в разной степени готовности к совершению покупки. Некоторые из потенциальных покупателей не осведомлены о товаре, другие знают о нем, третьи заинтересованы в нем, четвертые хотели бы его купить, пятые намереваются это сделать. Соотношение этих групп — основа для составления маркетинговой программы. Например, при значительной доле первых двух групп в общей численности потенциальных покупателей необходимо усилить рекламную кампанию; при большой численности последних трех групп — ввести дополнительные каналы товародвижения, увеличить число торговых точек, выполнить другие мероприятия, стимулирующие объем продаж. Сегментирование рынка по принципу отношения покупателей к товару. Покупатели могут относиться к товару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно. Задача маркетологов заключается в том, чтобы определить мотивы, движущие силы отношения покупателей к товару. Например, многие городские молодые люди относятся безразлично, а порой и враждебно к ржаному черному хлебу, считая его пищей людей с низкими доходами, отдают предпочтение белому хлебу и кондитерским изделиям. Цель маркетинга будет заключаться в разъяснении полезных качеств черного хлеба, в том числе в информации о содержании в нем незаменимых аминокислот, жиров, протеина и т. д., а также об употреблении этого продукта известными людьми, разъяснении вреда чрезмерного употребления белого хлеба, кондитерских изделий. Рынок сельскохозяйственного сырья может быть сегментирован по принципу разделения покупателей по потребностям: крупные, средние и мелкие. Например, производство сахарной свеклы в Белгородской области ориентировано на средних покупателей — юридических и физических лиц, которые открывают собственные магазины. Таким образом, маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать производителю. Однако, прежде чем выбрать маркетинговую стратегию, необходимо определить, с каким товаром производитель собирается появиться на рынке и на каком этапе жизненного цикла этот товар находится.
19. СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА Каждый из нас так или иначе ежедневно сталкивается с сельскохозяйственным маркетингом, однако немногие представляют себе процесс маркетинга в целом. Фермеры, потребители, переработчики продукции, оптовики, биржевые брокеры, розничные торговцы рассматривают маркетинг со своих позиций. Наше представление о маркетинге связано также с конкретным опытом, а иногда и с предрассудками. Неудивительно, что существует определенная путаница во взглядах на сельскохозяйственный маркетинг — что это такое, каковы его функции, роль в агропромышленном комплексе и в национальной экономике в целом. Сельскохозяйственный маркетинг может проявляться в самых разнообразных формах. Это и фермер, обсуждающий с сыном, когда и где лучше продать урожай; и менеджер оптовой фирмы, наблюдающий на экране компьютера за изменением цен на зерно на товарной бирже; и группа голландских фермеров, приехавших в Россию с целью лучше понять особенности российского рынка; и биржевой брокер, сигнализирующий жестом руки о покупке или продаже партии товара; и грузовой пароход, доставляющий американское зерно в российский порт; и работники столовой в часы пик; и покупатель с тележкой в универсаме; и пассажир, спешащий приобрести пирожки перед отходом поезда. Маркетинг можно рассматривать как соединительное звено между специализированными производителями продовольствия и его потребителями. Система маркетинга включает различные потоки продукции (каналы маркетинга), множество посредников (предприятия в системе маркетинга) и разнообразные формы деловой активности (функции маркетинга). Внутри системы принимаются миллионы решений, оказывающих влияние на качество, ассортимент и стоимость продукции сельского хозяйства. Система маркетинга состоит из взаимосвязанных элементов, которые соответствуют удовлетворению потребностей предприятий, отраслей и общества в целом. Система сельскохозяйственного маркетинга включает два основных вида деятельности. Один из них св
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.015 с.) |