Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды тары и материалы, из которых она изготовлена.

Поиск

 

Тарой называются различного рода емкости, в которых перевозят грузы. Назначение тары - сделать груз удобным для перемещения, транспортабельным и обеспечить условия его качественной и количественной сохранности на транспорте. Основными требованиями, предъявляемыми к различным видам тары, являются: минимальная масса тары по отношению к помещенной в нее продукции; прочность и надежность конструкции тары, обеспечивающие неизменность качества и количества груза; портативность; удобство для транспортирования и перегрузочных работ, экономичность. Тара должна обеспечивать многоярусное штабелирование в трюме судна или на складе и сохранять механическую прочность и химическую устойчивость при обычных условиях морской перевозки (температура от -18 до +60°С и относительная влажность до 100%).

Различают внутреннюю и внешнюю тару.

Внутренняя тара является первичной емкостью, в которой размещаются товары в месте производства. К внутренней таре относятся пакеты, коробки, бутылки, футляры, банки и т. п. Внутренняя тара смягчает возможные удары при транспортировании, предупреждает попадание влаги, пыли, запахов. Внутреннюю тару укрепляют во внешней с помощью упаковочных материалов и, при необходимости, распорок. В качестве упаковочных материалов используют фольгу, стружку, опилки, волокнистые отходы, вату, поролон, бумагу различных видов - парафинированную, водонепроницаемую, оберточную, пергамент и т. п. Для гашения ударных и вибрационных нагрузок, возникающих в процессе транспортирования, используют амортизирующие прокладки из пенопласта, гофрированного картона, деревянные и пластмассовые вкладыши.

Внешняя тара должна обеспечивать полную сохранность внутренней тары и груза. Тип внешней тары выбирают в соответствии с физико-химическими свойствами груза, характеристикой внутреней тары и условиями транспортирования. Важнейшим признаком внешней тары является ее жесткость. С этой точки зрения тару подразделяют на жесткую, полужесткую и мягкую.

К жесткой относится тара, которая не теряет формы при перевозке и хранении, способна выдерживать давление затаренного в нее материала, верхнего слоя груза, а также механические нагрузки, возникающие в процессе транспортирования и перегрузочных работ. К этому виду относится металлическая, пластмассовая и деревянная тара.

Полужесткая тара отличается от жесткой тем, что способна деформироваться под нагрузкой, но обладает достаточной устойчивостью, чтобы предохранить груз от повреждения. Полужесткая тара сохраняет форму будучи порожней, не подвергаясь сжатию. К этой таре относится большая часть картонной и плетеной тары.

Мягкая тара не защищает помещенный в нее груз от механического воздействия и используется для создания наилучших условий при транспортировании сыпучих грузов. К мягкой таре относятся мешки, кули, рогожи и т. п. По роду материалов изготовления тара подразделяется на деревянную, картонную, бумажную, тару из полимерных материалов, металлическую, текстильную, стеклянную, керамическую, комбинированную и др.

Деревянная тара составляет около 70% всех видов тары и применяется в виде ящиков, бочек, решеток, барабанов, катушек и т. п. К недостаткам деревянной тары относятся большая собственная масса и значительные расходы на ее изготовление.

Картонная и бумажная тара изготовляется из листового, прессованного, клееного и гофрированного картона и бумаги. Картонная тара используется в виде различных ящиков, барабанов и лотков, бумажная - в виде мешков. Картонная и бумажная тара в сравнении с деревянной является более экономичной и по некоторым технико-экономическим показателям превосходит ее. В настоящее время осваивается производство тарного картона с высокими физико-механическими свойствами и небольшой массой.

Полимерная и комбинированная тара изготовляется из полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, полипропилена и других материалов и используется в виде ящиков, бочек, канистр, бутылей, мешков и т. п. Тара из полимерных материалов обладает рядом преимуществ перед стеклянной, металлической и деревянной. Относительная масса (отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию) пластмассовой тары составляет 0,5-2%, а деревянной достигает 15-20%. Полимерные материалы обеспечивают герметичность упаковки и позволяют снизить расходы на- тару и упаковку грузов.

Металлическая тара используется для упаковки материалов, обладающих способностью самовоспламеняться, высокой степенью летучести (газы, карбид кальция и др.), а также разрушающе действующих на неметаллическую тару (растительные масла, лакокрасочные материалы и т. п.). К основным видам металлической тары относятся бочки, баллоны, ящики, барабаны, бидоны, банки, коробки и др. Металлическая тара обладает большой механической прочностью, герметичностью, водонепроницаемостью. Однако производство ее трудоемко и дорого. В общем балансе транспортной тары она занимает около 6%.

Текстильная тара изготовляется из различных.тканей: льняных, полульняных, льноджутовых, джутовых, пеньковых, хлопчатобумажных, комбинированных и др. Наибольшее распространение на морском транспорте получили джутовые и льняные мешки.

Стеклянная и керамическая тара используется главным образом в виде бутылей, банок, баллонов, флаконов. Большинство, видов стеклянной тары относится к внутренней таре, но используется многократно.

Комбинированная тара за последнее время находит все большее распространение, поскольку сочетание различных материалов (например, пластмасс с деревом, дерева с металлом) дает наиболее долговечные, прочные и удобные для транспортирования и хранения виды тары. К основным видам комбинированной тары относят мелкогабаритные и специальные контейнеры складные цистерны, деревянную ящичную и бочковую тару с вкладышами из пластических масс и т. п. Для характеристики тары и массы груза применяются следующие показатели: масса брутто - общая масса груза, состоящая из массы товара, внешней и внутренней тары и упаковочных материалов; масса нетто - чистая масса товара без какой-либо упаковки; масса тары - масса внутренней и внешней тары и различных упаковочных материалов. На морском транспорте все тарно-штучные грузы учитываются по массе брутто или по количеству грузовых мест. Важным показателем использования тары является ее оборачиваемость. Тара может быть однооборотной (разовой) и многооборотной.

К однооборотной относится тара, которая служит только в течение одного оборота груза от отправителя к получателю (обрешетки, картонные ящики, бумажные мешки и т. п.).

Многооборотная тара подлежит возврату отправителю в соответствии с действующими положениями и может совершить несколько оборотов с грузом. К многооборотной относится большинство видов деревянной и металлической тары (бочки, барабаны, ящики), текстильная тара, контейнеры.

Стандартизация тары и упаковки. Задачей стандартизации тары и упаковки является установление общих требований и норм к тарным изделиям в целях повышения их качества и обеспечения сохранной перевозки грузов. /Целью стандартизации применительно к условиям морского транспорта является унификация тары, т. е. установление оптимальных размеров и массы тары, качества ее материалов.

Унификация тары предусматривает приведение всего разнообразия многочисленных видов тары и упаковки к ограниченному числу видов, закрепленных за отдельными группами грузов. Результатом конкретной работы по стандартизации транспортной тары, выполненной на основе достижений науки, техники и практического опыта транспортников, является разработка стандартов. Стандарт-документ, отражающий требования (нормы), подлежащие обязательному выполнению, и содержащий основные параметры и размеры тары, методы испытаний, приемки, маркировки, транспортирования и хранения. Работу по стандартизации в общесоюзном масштабе проводит Государственный Комитет РФ по стандартам. В соответствии с государственной системой стандартизации в РФ выпускают стандарты четырех категорий: ГОСТы - государственные стандарты - утверждаются Государственным Комитетом РФ по стандартам на наиболее важные виды продукции народного хозяйства; ОСТы - отраслевые стандарты - утверждаются министерствами на специфическую для отрасли продукцию, на которую не существует государственных стандартов; РСТ - республиканские стандарты и СТП - стандарты предприятий. Разновидностью нормативно технической документации являются ТУ - технические условия разрабатываемые на продукцию, не имеющую государственных, отраслевых или республиканских стандартов. В РФ общее руководство всеми работами морских организаций по стандартизации, нормализации и техническим условиям осуществляет Ленинградское центральное проектно-конструкторское бюро (ЦПКБ-1).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.006 с.)