Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели состояния бюджета

Поиск

Состояние бюджета как фин плана характеризуют 3 показателя:

- равенство доходов и расходов (сбалансированное состояние бюджета);

- превышение доходов над расходами - профицит(положительное сальдо бюдже­та);

- бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета).

Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Принятие ГБ Украины или местных бюджетов на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой наличности.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Бюджетный дефицит как экономическая категория отображает соотношение между доходами и расходами бюджета с превышением расходов. Бюджетный дефицит это сложное явление, которое не может иметь однозначной оценки.

Причины возникновения деф бюджета:

- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Воп. 3 Правовое регул бюдж отнош-й

Правовое регулирования является одним из признаков бюджетных отношений, которое осуществляется по 3ем направлениям:

1) Бюджетный Кодекс Украины.

2) Законы, регламент-щие поступление доходов и финансирование кредитов.

3) Принятие ежегодного закона о бюджете на следующий год.

Так же необходимо отметить такие закон-ные и нормативные акты, как:

-Конституция Укр;

- нормативно-правовые акты КМУ;

- нормативно-правовые акты центральных органов исполн-ной власти;

- решения органов АРК, местных гос. Администарций, органов местного самоуправл-я.

При осуществлении бюджетных отношений положения нормативно-правовых актов используются только в части, не противоречащей Конституции, БК и законе о ГБ Укр.

В конституции Укр урегулированы такие вопр:

- мех-зм принятия законов Укр;

- полномочия ВРУ, президента, КМУ, органов местного сумоуправления;

- основные бюджетные положения.

Бюджетный кодекс Укр:

1 раздел. Определены отношения, регламентируемые БК, основные термины, основные положения бюд-го законодат-ва. Перечислены принципы построения БС, описана бюджетная классиф-ия, определен состав гос долга и частей б-та. Определены стадии бюд-го процесса, основные распорядители ср-тв.

2 раздел. Гос бюджет Укр:

Опредлен состав доходов и расходов ГБ, в т.ч. тайные расходы, детально описан мех-зм составл-я проекта б-та, рассмотр-е и принятие бюджта ВРУ, его исполнение и отчет по испол-ю.

3 раздел. Местные б-ты:

Определены доходы и рас-ды, закрепленные за местным б-том. Детально описан мех-зм бюд-го процесса на местном уровне, конкретизированы повноваження его участников.

4 раздел. Межбюджетные отношения:

Определены критерии разпределения видов дох-в между б-тами, перечислены расходы, осущ-мые из ГБ, б-тов поселков, сел, городов. Рассмотрены межбюджетные трансферты, регламентирован порядок предоставления субвенций и дотаций выравнивания.

Раздел 5:Определены полномочия относительно контроля за исполнением бюджетного законодат-ва ВРУ, счетной палатой, МинФина, гос казначейства, ВР АРК, КРУ и тд. Определено понятие и ответст-сть за бюджетное правонарушение.

Закон «о Гос Бюджете Укр»:

Предусматривается формирование в конкретных объемах источников доходов и расходов б-та, необходимые нормативные отчисления, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита, текущие объяснения относительно осущест-я б-та.

Закон «о прожиточном минимуме»: определено понятие прожиточного мин-ма, принципы формиро-я нобора прод товаров и услуг, порядок установления и утверждения прожиточного мин-ма.

Закон «о местном самоуправлении»: определяет понятие, систему, полномочия и гарантии органов местного самоуправления, основы орг-ции и деят-сти, правового статуса и ответст-ти органов и должностных лиц местного самоупрпавл-я.

Законы о нологообложении.

Норм-правовые акты КМУ: регул-ют тек вопросы, возникающие в следствие осущ-я полномочий(о повышении размера пенсий и др соц выплат пенсионерам, о введении казначейской системы выполнения ГБ).

Решения органов АРК, местных гос админ-ций, ОМСУ: решения об утверждении местных бюджетов, планы соц-эк-кого и культурного развития, предоставления льгот. И тд

Виды бюд-го дефицита

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления бюджетный дефицит делится на явный и скрытый:

явный — официально признанный в законе о бюджете;

скрытый — официально не определяется. Его формы: завышение плановых объемов доходов; включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит — более негативное явление, нежели явный.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты государственного, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденный и осознанный.

Вынужденный является последствием низкого уровня пр-ва ВВП, обусловленный недостатком финансовых ресурсов в стране.

Осознанный определяется характером финансовой политики государства — она пытается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. Недостаточные ресурсы государство мобилизирует с помощью займа. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются гос ЦБ. Для устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности, с их помощью гос-во стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

5) По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению дефицитного финансирования различают:

- активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

- пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.007 с.)