Региональный институт передовых технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональный институт передовых технологий



РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И БИЗНЕСА


Э. Н. НАСИБУЛЛИН, С.К. САВИЦКИЙ, А.И. ТИХОМИРОВ

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

 

Набережные Челны

 

УДК 681.518 Рекомендовано в печать Ученым советом Института психологии и

Н 31 педагогики профессионального образования Российской академия

образования

 

Насибуллин Э.Н., Савицкий С.К., Тихомиров А.И. Основы построения автоматизированных информационных систем. Учебное пособие – Наб. Челны: Издательство Камского государственного политехнического института. 2004.- 172 с.

Рецензенты:

А.Х. Хайруллин, ректор Камского государственного политехнического института, зав. кафедрой «Автоматизации и информационных технологий», доктор технических наук, профессор;

Г.И. Кирилова, зав. лабораторией информатизации образования ИПППО РАО, доктор педагогических наук.

Данное учебное пособие посвящено теоретическим и организационно-методическим вопросам построения автоматизированных информационных систем. Рассматриваются основные понятия автоматизации управления, история создания и развития автоматизированных информационных систем, их классификация. Излагаются принципы построения автоматизированных систем управления, описывается жизненный цикл автоматизированных информационных систем и его этапов. Рассматриваются интеллектуальные информационные системы и технология создания адаптивных информационных систем на базе технологии BAAN.

Пособие предназначено для студентов техникумов и колледжей специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», а также может быть полезно преподавателям, методистам и специалистам, занимающимся разработкой автоматизированных информационных систем.

 

© Насибуллин Э.Н., Савицкий С.К., Тихомиров А.И., 2004 г.

© Региональный институт передовых технологий и бизнеса, 2004 г.

Введение

Вступление России в ХХI век знаменуется целым рядом социально-экономических процессов, имеющих качественно новый характер и общественные последствия. Среди этих процессов особое место занимает глобализация экономики и широкое применение средств информатизации. Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества вносит существенное изменение в роль информации и информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны. От масштабов и качеств использования информационных технологий в профессиональной деятельности зависят уровни экономического и социального развития общества, их интеграция в мировую экономическую систему.

В таких условиях особое значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области разработки информационных технологий, способных к построению автоматизированных информационных систем. Государственным образовательным стандартом специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в области специальных дисциплин предусмотрены умения:

- применять математические методы решения оптимизационных задач, разрабатывать алгоритм программной реализации поставленной задачи, создавать программный продукт по разработанному алгоритму, выполнять отладку и тестирование программного продукта;

- работать в составе бригады программистов;

-осуществлять разработку и сопровождение сетевых приложений;

-разрабатывать структуру удаленной базы данных, создавать приложения для баз данных с использованием одной из современных сред программирования, осуществлять рациональную эксплуатацию баз данных, обеспечивать достоверность информации при использовании баз данных;

- использовать пакеты прикладных программ, осуществлять программирование в среде пакета прикладных программ, его интеграцию с другими программами;

- осуществлять программную защиту информации.

Актуальность изучения теории и практики проектирования автоматизированных информационных систем объясняется фактом включения дисциплины «Основы построения автоматизированной информационной системы» в Государственный стандарт среднего профессионального образования (СПО) по специальности 2203. В этих условиях важнейшей задачей СПО является создание условий для овладения будущими специалистами всем многообразием научно-технических достижений и накопленным практическим опытом в области использования информационных технологий. С учетом сказанного, для того чтобы, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, понимать принципы построения и разработки автоматизированных информационных систем, будущему специалисту по информационным системам необходимы сведения об общих принципах построения, функционирования и развития информационных систем, о роли информации и информационных систем в решении задач управления различными организационными системами.

Реализуя эту задачу, при написании данного учебного пособия мы стремились систематизировать накопленный опыт создания автоматизированных информационных систем, изложить методические подходы моделирования и проектирования систем обработки информации, автоматизации решения задач в различных областях деятельности организаций и предприятий.

Структурно учебное пособие состоит из 4 глав. В первой главе даны основные понятия автоматизации управления. Описана история создания и развития автоматизированных информационных систем, рассмотрены понятие о системе и классификация систем управления, освещены вопросы информационного обеспечения управления.

Во второй главе описаны принципы построения автоматизированных информационных систем, рассматриваются вопросы их декомпозиции, освещены проблемы создания интегрированных автоматизированных систем управления.

В третьей главе представлены основные этапы жизненного цикла автоматизированных информационных систем. Рассмотрены состав и содержание проводимых работ на каждом из их этапов.

В четвертой главе рассмотрены понятие и классификация интеллектуальной информационной системы. Представлены технология создания адаптивной информационной системы на базе методологии BAAN, функции и характеристики подсистемы производства в методологии BAAN.

Главы 1-3 (за исключением раздела 2.5) написаны проректором Регионального института передовых технологий и бизнеса Э.Н.Насибуллиным. Раздел 2.5 написан старшим преподавателем кафедры автоматизации и информационных технологий Камского государственного политехнического института С.К. Савицким. Глава 4 написана Э.Н.Насибуллиным совместно с заместителем директора центра организационного развития и информационных технологий ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» А.И. Тихомировым.

 

 

Глава 1

Основные понятия автоматизации управления

Цель управления

 
 


Управляющий орган
x(t)

       
 
   
 

 


U(t)

 

 
 


f(t) возмущающее воздействие

 

Рис.1. Схема системы управления.

 

Управляющая система - это элемент системы управления, оказывающий управляющее воздействие на объект управления с целью достижения цели управления (менеджер, управляющий, бригадир, руководитель). Любой процесс управления должен быть целенаправленным. Это значит, что управляющему органу известна цель управления, т.е. информация, используя которую можно определить желаемое состояние объекта управления. Управляющий орган воздействует на объект управления так, чтобы его состояние соответствовало желаемому. Объект управления представляет собой открытую систему, значит, находится в динамическом взаимодействии с внешней средой. Воздействие внешней среды (носит неконтролируемый характер и выражается в случайном изменении его состояния) на объект управления называют возмущающим воздействием.

Для формального описания задачи управления введем ряд определений. Предположим, что вся доступная информация о поведении объекта управления содержится в функциях времени Xi(t), i=1,2,....n. Будем рассматривать переменные Хi как компоненты многомерной векторной функции X(t), называемой вектором объекта управления.

В системе управления Хi являются контролируемыми выходными переменными объекта управления и одновременно входными переменными управляющего органа. Состояние объекта управления Х(t) изменяется под воздействием двух основных факторов:

1) Влияние возмущающих воздействий. Возмущение воздействия будем характеризовать вектор-функцией f(t)={f1(t),f2(t),.....fk(t)}, называемой вектором возмущения.

2) Целенаправленное воздействие внешнего управляющего органа на объект управления, которое описывается вектор-функцией

u (t) = {u1(t),u2(t),.....um(t)}, называемой вектором управления (или управляющим воздействием).

В любой момент времени t состояние объекта управления х(t) является функцией векторов u(t), f(t), а также начального состояния х(t0), т.е. x(t)=X{u(t), f(t), x(t0)} является математической моделью объекта управления. Желаемое состояние объекта (цель системы) управления не всегда бывает известно заранее. А функция, определяющая изменение состояния выходов, называется целевой функцией системы. Для оценки отклонения фактического состояния выходов от желаемого вводится критерий цели. Поэтому задача управления сводится к поиску такого вектора управления и вектора состояния, которые обеспечивают достижение цели управления. Цель управления может иметь различные формулировки, формально ее можно определить значением

J~ = J {x(t), f(t), u(t)}, которую называют показателем цели управления или критерием управления.

Решение задачи управления состоит в том, чтобы найти такие значения векторов состояния х~(t) и управления u~(t), при которых выполняется условие: j~ = j {x~(t), f(t), u~(t), x0(t) }, одновременно удовлетворяются ограничения:

u(t) входит в A(t);

x(t) входит в B(t).

Здесь А(t), B(t) - замкнутые области соответственно векторного пространства управлений и векторного пространства состояний.

В зависимости от типа системы управления вектор состояния x~(t) - называют планом или программой управления, а вектор управления u~(t) – управляющим воздействием или решением.

В несколько иной форме можно сформулировать задачу управления:

Найти и реализовать функциональную зависимость: u~(t)= U { x(t), f(t)}-

алгоритм управления, обеспечивающий наилучшее приближение к заданному значению критерия управления J. Задача управления упрощается, если цель управления задается как вектор желаемого состояния x~(t), т.е. считается, что план и программа управления известны и могут быть сообщены системе заранее. Тогда критерий управления можно представить функционалом: J = J {E(t)},

где E(t)= x~(t) - x(t) - ошибки или отклонение от желаемого состояния,

где x(t) - вектор текущего состояния объекта управления.

Этот частный случай задачи управления называют задачей регулирования.

 

N(t)

xо(t)
Объект
Регулятор
e(t) m(t) x(t)

       
   
 

 

 


Рис. 7. Обобщенная схема принятия управленческих решений.

 

1. Получение информации о проблеме. На этом этапе конкретизируется форма получения информации, ее периодичность, источники получения информации и приема информации.

2. Анализ информации для определения надежности, важности. Определяются списки условий и действий по ним.

3. Формулировка факторов, учитываемых в процессе принятия решений. Определение признаков для сравнения альтернативных решений. В автоматизированном принятии решений первые три этапа реализуются в блоках формирования текущего состояния объекта управления.

4. Построение модели поведения системы, для которой принимается решение. Модель является упрощенной схемой системы, из которой возможно получить рекомендации по решению проблемы. В автоматизированном принятии решений модель поведения системы формируется в базе знаний, где формируется и хранится информация о структуре и закономерностях функционирования системы. Например, наиболее формализованном подходе к управлению - в ситуационном управлении база знаний представляется в виде описания классификаций ситуаций и возможных управленческих решений в данных ситуациях.

5. Разработка альтернатив - возможных способов достижения поставленных целей, из которых должны выбираться наилучшие.

6. Прогнозирование альтернатив, в результате которого определяются вероятность реализации каждого варианта и вероятность следствий его реализации.

7. Формирование критерия. Под критерием понимается некоторое правило, позволяющее сопоставлять альтернативы и осуществлять направленный выбор среди них. Сложный объект характеризуется многими показателями. Обычно эти показатели неравнозначны: одни из них являются второстепенными, а другие же напротив являются главными, определяющим образом влияющими на принятие решений. Именно эти показатели должны выступать в роли критериев выбора оптимальных решений.

8. Выбор управленческого решения на основании критерия. Алгоритм принятия решений в автоматизированных системах управления, в общем виде, сводится к анализу ситуации системы, выработке параметров целепологания, прогнозирования ситуации и принятия управленческого решения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Опишите этапы развития АИС и их характеристики.

2. Укажите область исследования кибернетики, как науки?

3. Определите понятие системы. Дайте характеристику свойствам системы.

4. Дайте определения понятий управления и системы управления.

5. Классифицируйте системы управления и охарактеризуйте каждый вид.

6. Опишите кибернетическое представление системы управления предприятием.

7. Опишите понятие информации и информационной технологии.

8. Опишите качественные характеристики информации.

9. Определите структуру информации.

10. Опишите понятие информационного обеспечения управления.

11. Опишите этапы процесса принятия управленческих решений с позиции обработки информации.

Глава 2

Общие принципы

1. Одним из первых принципов, которым нужно руководствоваться при создании АСУ - это так называемый принцип повышения экономической эффективности производства [43]. При несоблюдении этого принципа автоматизация становится неэффективной, нецелесообразной. Принцип экономичности предполагает достижение максимальных результатов хозяйственной деятельности при минимальных затратах. Требования этого принципа, непосредственно связанные с проведением режима экономии, осуществляются путем изыскания и реализации возможностей наиболее рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращения и ликвидации потерь и непроизводственных затрат.

2. Суть принципа новых задач состоит в том, чтобы не просто перекладывать на ЭВМ традиционно сложившиеся методы и приемы управления, а перестраивать их в соответствии с новыми огромными возможностями, которые дают ЭВМ. На практике это означает, что при анализе объекта управления выявляются потери, происходящие от недостатков управления. В соответствии с результатами анализа намечается круг задач, которые, ввиду их большого объема, можно решить только с помощью ЭВМ.

3. Принцип первого руководителя [33]. Отечественная и зарубежная практика свидетельствует о том, что всякая попытка передоверить дело создания АСУ второстепенным лицам, неизбежно приводит к тому, что система не дает ожидаемого эффекта, поэтому разработка и внедрение АСУ должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего объекта, без соблюдения которого успешная разработка АСУ становится невозможной. Необходимость участия руководителей высшего уровня в создании и внедрении автоматизированных систем организационного типа связана в первую очередь с их целевым назначением. Создание автоматизированных систем приводит к перестройке традиционной системы управления, к необходимости работы в условиях новых информационных технологий. Право и возможность осуществить необходимую перестройку имеет только первый руководитель. Там, где руководитель не убежден в целесообразности перехода на работу по новой информационной технологии, внедрить систему, тем более получить существенный эффект от ее функционирования, просто невозможно.

Во многих случаях инициатором работ по автоматизации управления выступает не руководитель предприятия, а вышестоящая организация или специалисты в области автоматизации управления. В подобных ситуациях эффективность автоматизации снижается по следующим причинам:

- руководители работ не имеют достаточной власти заставить службы переходить на новые информационные технологии;

- проекты систем, созданные без активного участия руководителей и работников аппарата управления, будущих пользователей системы, принципиально не могут быть высокоэффективными.

Серьезным стимулом активного участия руководства в разработке АСУ является проведение следующих мероприятий:

- проведение обучения руководителей в рамках системы повышения квалификации;

- проведение семинаров руководителей по вопросам автоматизированного управления;

- организация обмена опытом по разработке и внедрению автоматизированных систем;

- проведение цикла лекций по автоматизации управления с приглашением ведущих ученых и специалистов в области автоматизации.

Необходимо отметить, что более убедительными для руководства являются не суждения непосредственного руководства и специалистов в области информатики, а позиции коллег, основанные на практике.

При проектировании АСУ, как и вообще при реализации крупных проектов, необходимо иметь четкую систему распределения обязанностей и взаимодействия заказчика и исполнителя. Функция заказчика состоит, прежде всего, в том, чтобы самостоятельно или с помощью специальной консультативной группы, выделяемой исполнителем, сформулировать цели, критерии и общую концепцию проектируемой системы. Заказчик (на основе консультаций с исполнителем) определяет приоритеты и очередность ввода различных задач управления, которые должны решать система.

Вопросы, касающиеся разработки проекта и создания технической базы системы, системного математического обеспечения, состава и форм файлов, а также программ решения конкретных задач управления, то все это должны решаться исполнителем.

4. Такая организация работы помогает реализовать еще один важный принцип разработки АСУ - принцип максимальной разумной типизации проектных решений. Суть его состоит в том, что разрабатываемые трудоемкие и дорогостоящие системы, такие как технический комплекс, системное математическое обеспечение, рабочие программы и связанные с ним формы и состав информационных файлов, исполнитель обязан стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков.

5. При проектировании АСУ важно помнить о принципе непрерывного развития системы [43]. По мере развития предприятия появляются новые задачи управления, совершенствуются и видоизменяются старые. Для быстрого реагирования на эти изменения АСУ должна снабжаться возможностями автоматизации программирования и перекомпоновкой информационных файлов.

6. Следующим важным принципом, характеризующим системный подход к обработке информации, является принцип единой информационной базы [43]. Смысл его состоит в том, что на машинных носителях накапливается информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких, а всех задач управления, при этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно.

7. Важнейший принцип организации информационной базы – ее гибкость. Это означает, что помимо основных файлов необходимо иметь инструментальное средство, позволяющее на их основе создавать и поддерживать любое количество постоянных или временных рабочих файлов.

8. Принцип научности означает проектирование, которая основывается на достижениях науки, аккумулирует передовые практические результаты, достигнутые в этой области. Научный подход в организации проектирования, прежде всего, проявляется в системном анализе объекта проектирования. Системный анализ - это методы и принципы исследования объектов проектирования как систем в различных условиях функционирования.

 

Системные принципы

1. Установление перечня и частоты подготовки информации. В процессе разработки АСУ необходимо различать 3 группы документации.

Первая группа документации определяется вышестоящими органами управления. Это документация - формы отчетов, планов и т.п. - не может быть изменена, поэтому принимается за основу. Вторая группа - это документы действующей системы управления, сохраняемые в новой системе для обеспечения удобства деятельности человека. Третья группа выходной документации вырабатывается с учетом требований новой модели системы управления и анализа организации управленческого труда.

2. Максимальное освобождение аппарата управления от сведений, не используемых в процессе решения задач. Это достигается путем:

- автоматизации решения наиболее массовых производственно-хозяйственных задач. При этом в первое время процесс автоматизации принятия решений может осуществляться на основе элементарных процедур, а впоследствии - на базе экономико-математического моделирования;

- перехода к выдаче данных с помощью ЭВМ на основе системы запросов, т.е. к подготовке данных только по требованию работников аппарата управления.

3. Организации централизованной нормативно-справочной базы. Единая нормативно-справочная база, обслуживая различные функции управления, обеспечивает интеграцию и сопоставимость принимаемых решений, позволяет повысить качество планирования производства на основе лучшей сбалансированности показателей плана.

4. Одноразовая фиксация фактических данных в первичных документах. Это означает, что в первичной документации должны отражаться только сведения, характеризующие фактическое состояние динамики производства. Из документации должны быть исключены всякого рода нормативные и справочные сведения.

5. Непрерывное обновление нормативно-справочных данных, хранящихся в памяти ЭВМ. Любое изменение конструкции изделия, технологии изготовления должны находить отражение в нормативно-справочной базе, хранящихся в памяти ЭВМ.

 

Частные принципы

1. Повышение надежности управления путем выбора экономически целесообразной надежности для всех процессов управления.

2. Повышение качества управления за счет более своевременного принятия решения, выбора лучшего решения.

3. Исключения массовых первичных документов для обеспечения сокращения трудоемкости управления и повышения надежности.

4. Повышение степени использования резервов производства.

5. Рациональное кодирование информации путем применения кодов малой значности, логичности построения шифров, продуманности их использования.

6. Единство потоков информации путем исключения дублирования информации, использование единого потока информации для решения всех задач.

7. Однократность ввода (записи) сообщений для сокращения управленческого труда и ошибок.

 

Вопросы для самопроверки

1. Опишите существующие подходы создания АИС и их сущность.

2. Определите понятие информационной модели и требования к ним.

3. Опишите сущность концептуального уровня проектирования АИС.

4. Опишите сущность логического уровня проектирования АИС.

5. Опишите сущность физического уровня проектирования АИС.

6. Опишите сущность принципов проектирования АИС экономико-математического характера.

7. Опишите сущность принципов проектирования АИС системного характера.

8. Опишите сущность принципов проектирования АИС организационно-технического характера.

9. Опишите сущность частных принципов проектирования АИС.

10. Опишите сущность декомпозиции и проблемы декомпозиции АИС.

11. Определите состав подсистем АИС, опишите цели и сущности задач.

12. Определите понятие интеграции АИС и опишите проблемы, связанные с созданием ИАИС.

13. Определите понятия комплексность и адаптивность АИС.

14. Определите понятия АРМ. Опишите их сущность на одном из примеров.

15. Принципы проектирования интерфейса для АРМ.

16. Опишите классификацию технических средств обработки информатизации.

Глава 3.

Предпроектная стадия

Целью данной стадии является всестороннее изучение существующей системы управления предприятием для выработки решений по ее совершенствованию. На предпроектном этапе разработка автоматизированных информационных систем, как правило, производится с привлечением предприятий, специализирующихся по разработке информационных систем. На данном этапе заключаются контракты на разработку автоматизированной информационной системы. ИСО 9000-3-91 определяет вопросы взаимоотношений между поставщиками и заказчиками для обеспечения качества программного продукта.

Предприятие - поставщик (разработчик АИС) должен:

- определить ответственность персонала, связанного с качеством программной продукции;

- определить требования к внутренней проверке. Проверка должна включать контроль, испытание и регулирование процессов проектирования, производства, монтажа и обслуживания продукции и должна выполняться персоналом независимо от тех, кто несет непосредственную ответственность за выполненную работу;

- назначать представителя руководства, который независимо от других обязанностей, должен иметь определенные полномочия и ответственность за соблюдение требований стандарта;

- разработать и документально оформить систему качества. Система качества должна представлять собой единый процесс, проходящий через весь жизненный цикл продукции. Упор необходимо делать на предупреждение появления дефектов, а не на исправление их после выявления;

- гарантировать эффективную реализацию документально оформленной системы качества.

Организация – покупатель (заказчик АИС) должна:

- сотрудничать с поставщиком для своевременного обеспечения необходимой информацией и разрешать возникшие проблемы;

- назначать представителя по вопросам контракта с представлением необходимых полномочий;

- определять требования поставщику;

- отвечать на вопросы поставщика;

- принимать предложения поставщика;

- определять критерии процедуры приемки;

- принимать решения по элементам ПО, которые признаны непригодными для использования.

На предпроектном этапе разрабатываются следующие документы: отчет о предпроектном обследовании, технико-экономическое обоснование и техническое задание, подтверждающее экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость создания автоматизированной информационной системы с определенными функциями и технико-экономическими характеристиками. Результатами предпроектной стадии проектирования АИС являются:

- установление перечня задач с расчленением по подсистемам и фазам управления;

- выявление основных информационных и функциональных взаимосвязей задач;

-нахождение приближенных характеристик задач (предполагаемой эффективности, возможных затрат ресурсов).

 

Предпроектое обследование

Целью предпроектного обследования предприятия (организации) является изучение и анализ деятельности предприятия для дальнейшего обоснования возможности создания на предприятии АИС. Предпроектное обследование завершается разработкой отчета о предпроектном обследовании объекта автоматизации. В отчете предпроектного обследования содержится следующие разделы [36]:

1. Цель обследования.

2. Обоснование обследования. В данном разделе описывается цель данной работы и обоснование для обследования (приказ руководителя предприятия и договор о проведении обследования с предполагаемым разработчиком информационной системы).

3. Объект исследования.

4. Организация обследования и состав исполнителей.

5. Программа обследования. Программа обследования представляет перечень вопросов, ответы на которые достаточно полно характеризуют производственно-хозяйственную деятельность предприятия в целом и отдельных его подразделений. Данные, полученные в результате обследования, служат основой для:

- выработки решения о составе задач, подсистем;

- составления технического задания на создание автоматизированной информационной системы;

6. Характеристика предприятия.

7. Выводы по анализу организационной структуры предприятия.

8. Выводы по анализу функциональной структуры. Обследование функциональной структуры заключается в изучении функций управления, выполняемых подразделениями и отдельными лицами. Выясняются:

- перечень, порядок, периодичность выполнения функций;

- количество занятых людей при выполнении данных функций, их образование, оклад, время, затраченное на данную функцию;

- применяемые технические средства;

- наличие должностной инструкции и положений.

9. Результаты анализа потоков информации с представлением загрузки информации отдельных категорий работников, данные об объемах информации и т.д. В процессе обследования производится определение объемов формируемой и используемой информации для принятия решения, разработка схемы документооборота и модели информационных связей.

10. Выводы по анализу схемы материальных потоков. В процессе обследования анализируется:

- количество получаемой и сдаваемой продукции;

- средства транспортировки продукции;

- средства и формы складирования;

- периодичность и сроки сдачи продукции;

- точки учета движения продукции;

- общая схема материальных потоков.

Схема материальных потоков представляется в виде матричной схемы, в строках которой указываются потребители, а в графах - поставщики.

11. Выводы по анализу методов планирования и учета. Для анализа должны быть собраны данные, характеризующие:

- выпускаемую продукцию;

- применяемую систему планирования на предприятии;

- применяемые виды учета на предприятии и на его организационных структурах, связь с бухгалтерским учетом;

- принципы построения и ведения нормативного хозяйства;

- применяемые работы по формированию годовой программы;

- применяемые методики формирования квартальных, месячных программ на предприятии и на его организационных структурах;

- применяемые методики определения календарно-плановых нормативов и их перечень;

- использование данных оперативного учета в бухгалтерском учете.

3.1.2. Состав и содержание технико-экономического обоснования

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) состоит из следующих разделов [36]:

1. Исходного положения, характеристик и технико-экономических данных, которые включают:

- характеристику организационной и производственной структуры;

- основные технологические особенности производства;

- технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- состав и функции подразделений и служб предприятия;

- характеристику действующих методов планирования, оперативный учет и анализ.

2. Обоснование цели создания автоматизированной информационной системы управления включает:

- основные критерии эффективности для оценки и выбора вариантов автоматизации;

- оценку конкретных технико-экономических показателей повышения эффективности производства и системы управления за счет АИС (снижение себестоимости продукции, в том числе сокращение расходов материалов, заработной платы, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов, увеличение выпуска и повышения качества продукции, снижение непроизводительных расходов).

3. Обоснование комплексов задач (подсистем) управления и средств автоматизированной информационной системы управления включает:

- обоснование состава автоматизируемых задач, комплексов задач (подсистем);

- обоснование применения типовых и, при необходимости, оригинальных решений по организационному, техническому, информационному, программному обеспечению;

- оценку состояния информационной базы предприятия с точки зрения требований автоматизированной информационной системы управления;

- расчет затрат на создание АИС и экономической эффективности АИС, определение возможных источников финансирования.

4. Перечень организационно-технических мероприятий включает:

- характеристику организационных условий создания АИС;

-направления рационализации хозяйственного механизма функционирования предприятия;

- основные требования по изменению функций управления производством и организационной структуры управления предприятием, вытекающие из условий функционирования АИС;

- оценку потребности в кадрах для АИС.

5. Выводы и предложения содержат:

- общую оценку экономической целесообразности и производственной необходимости создания АИС;

- рекомендации по совершенствованию организации и управления предприятием;

- сводные оценки затрат на разработку и создание АИС и данные об объемах и источниках ожидаемой экономии, а также сроках окупаемости затрат;

- предложения по организации разработки и внедрения АИС.

3.1.3. Состав и содержание технического задания на создание АИС

Разработка технического задания (ТЗ) является завершающим этапом предпроектной стадии и является основным документом, определяющим требования и порядок создания АИС, в соответствии с которым проводится в дальнейшем разработка и внедрение. Требования к составу, содержанию, правилам оформления технического задания на создание информационных систем определены ГОСТ 34.602-89 [17]. ТЗ разрабатывается на основе технико-экономического обоснования разработки АИС и состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения, где указываются наименование и обозначение системы, реквизиты разработчика и заказчика, перечень документов, на основании которого создается АИС, сроки разработки, порядок оформления и предъявления заказчику АИС;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.167 с.)