Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы пользователя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы пользователя



Работники управления в своей деятельности в настоящее время ориентированы на использование информационных технологий. В современных условиях организация управления требует радикального изменения, как самой технологии управления, так и средств обработки информации в управлении, среди которых главное место занимают персональные компьютеры.

Современные тенденции усиления децентрализации управления влекут за собой распределенную обработку данных и совершенствование управления на рабочих местах с применением автоматизированных рабочих мест. Автоматизированное рабочее место представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих оперативное удовлетворение информационных и вычислительных потребностей специалиста [2]. По характеру использования АРМ в процессе управления классифицируются индивидуальные и групповые – многопользовательские. Создание АРМ освобождает управленческий персонал от выполнения рутинной работы по оформлению документов, проведению расчетов, высвобождает время для более эффективной творческой деятельности. Сеть АРМ организуется как единая в функциональном и информационном отношении. Она охватывает все звенья управления предприятием и имеет выход на вышестоящие уровни управления. Как правило, для создания одного АРМ требуется один ПЭВМ. Физически одна ПЭВМ может обслуживать и несколько АРМ специалистов. Конкретное совмещение АРМ должно быть осуществлено с учетом фактора территориального расположения соответствующих подразделений и специалистов. В некоторых случаях одно АРМ может функционировать на нескольких компьютерах одновременно. Например: АРМ бухгалтера, если данные операции выполняются одновременно в нескольких рабочих местах.

Рассмотрим создание информационной системы управления с использованием АРМ на примере информационной системы учебного заведения (рис. 11).

 

Рис. 11. Структурная схема автоматизированной системы управления учебным заведением.

 

В АИС учебного заведения включены АРМ преподавателей, АРМ заведующих кафедрами (руководителей методических объединений), АРМ деканов (заведующих отделениями), АРМ директора и заместителей. В зависимости от степени дальнейшего развития информационной системы управления ее состав может быть расширен за счет подключения АРМ других специалистов. Создаваемые автоматизированные рабочие места предоставляют преподавателям, управленческому персоналу возможность работать в реальном масштабе времени, в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, выводить информации на экран, на печать и передавать по каналам связи. Основные операции по накоплению, хранению, и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а пользователь АРМ выполняет только часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. В соответствии с организационно -структурной моделью автоматизированной системы управления учебным заведением информационное обслуживание пользователей представляет собой комплекс взаимосвязанных операций по преобразованию информации в соответствии с требованиями пользователя. Режимы обработки данных в АРМ зависят от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, а также возможностей вычислительной техники. Наиболее приемлемым для решения задач информационного обслуживания пользователей при управлении учебным заведением является наиболее простой режим общения с компьютером типа «меню». Для решения задач сложных систем приходится структурировать меню типа: «Главное меню управления», «Меню комплекса задач ….» или «Меню решения задачи ….» и т.д.

Каждое АРМ имеет доступ к определенным базам данных и знаний и решает определенные комплексы задач, направленные на достижение взаимосвязанных конечных результатов для каждого уровня управления. Для уровня студенческого коллектива конечные результаты включают результаты в предметной области и в области профессионально значимых личностных характеристик будущего специалиста. Для уровня педагогического коллектива конечными результатами являются результаты учебного процесса. Для уровня администрации учебного заведения конечными результатами являются результаты учебного заведения.

Каждый АРМ имеет определенный доступ к базам данных и знаний. Например, АРМ преподавателя имеет доступ к базам данных: учебных планов, рабочих программ, студентов, успеваемости, конечных результатов (прогнозируемые результаты), расписаний (групп и преподавателей, кабинетов), графиков учебных процессов, графиков контрольных работ, зачетов, экзаменов. АРМ преподавателя также имеет доступ к базам знаний студентов (для ознакомления с характеристикой, склонностями студента и педагогическими рекомендациями), предметов (материалы по предмету, литература по предмету (где что есть, для какого раздела), автоматизированным обучающим системам (обучающие и контролирующие программы по предмету).

С применением АРМ преподавателя решаются задачи подготовки учебно-методического материала, рабочих программ, осуществляется компьютерный контроль, разработки автоматизированных обучающих систем (программ). Осуществляется анализ и контроль выполнения рабочих программ, анализ соответствия прогнозируемых и фактических результатов, планируется учебная нагрузка преподавателя и осуществляется его выполнение.

При проектировании АРМ следует особое внимание уделять к вопросу формирования интерфейса, обеспечивающий взаимосвязь пользователя с АРМ. Под интерфейсом тут мы понимаем совокупность средств и методов организации диалога между пользователем и компьютерной системой. За период развития информационных систем сложились определенные требования по эргономичности (обеспечение комфортной работы пользователя) интерфейса: вежливость сообщений, легкий для понимания язык общения, быстрая реакция системы на запросы, избавление пользователя от рутинной работы, предоставление право выбора пользователю и учет его потребности и т.д.

При организации эффективного пользовательского интерфейса существует два основных подхода [6]. Первый подход основывается на предоставлении пользователю возможности понять суть системы и изучить правила работы с ней. Второй подход заключается в том, что характер взаимодействия рассматриваются как взаимодействие между равноправными партнерами, общение строится на знакомой для пользователя форме, а компьютер должен учитывать поведение пользователя. На практике пользовательский интерфейс строится на основе компромисса данных подходов.

При проектировании интерфейса следует учесть принципы естественности, дружественности и гибкости и согласованности интерфейса [6]. Принцип естественности интерфейса подразумевает использование знакомых пользователю обозначений и терминологии предметной области и не требует от пользователя существенно изменять хорошо знакомые приемы работы. Дружественность интерфейса проявляется в проектировании его с учетом возможности допущения ошибок пользователем. Интерфейс должен предотвращать ошибочные ситуации, подсказывать пользователю о возможных действиях в возникновении ошибочной ситуации. Гибкость интерфейса предполагает способность адаптации к пользователю, учесть его особенности (на пример, тип его мышления, уровень знаний). Принцип согласованности пользовательского интерфейса основывается на предположении, что пользователь всегда ожидает одинаковой реакции системы на его одинаковые действия преследуя цель сокращения ошибок и создания комфортных условий. Различают физическую, синтаксическую и семантическую согласованность интерфейса. Физическая согласованность связана с использованием внешних устройств (клавиатуры и мыши) и их одинаковой реакции на действия пользователя. Для облегчения работы пользователя при проектировании интерфейса необходимо соблюдать общепринятых назначений клавиш и кнопок для работы с меню (на пример, F1- всегда вызов помощи). Семантическая согласованность связана со смысловыми значениями элементов обеспечивающих диалог с пользователем. Для обеспечения эффективного диалога с пользователем используется множество пиктограмм, при проектировании которых необходимо соблюдать использование общепринятые их смысловое содержание. При проектировании новых пиктограмм надо обеспечить однозначное их восприятие. Синтаксическая согласованность относится к обеспечению последовательности и порядка выполнения диалога с пользователем. При размещении данных необходимо обратить внимание на вопросы их размещения на экране. При этом следует обеспечить выполнение правил:

- обилие данных затрудняет работу, нужно выводить только те данные, которые действительно необходимы пользователю на данном этапе решения задачи;

- логически связанные данные не должны разделяться по разным экранам;

- информация необходимая для решения задачи должна отображаться полностью (не следует заставлять пользователя запоминать информацию или дополнительно их обрабатывать на бумаге);

- цветовая гамма на экране должна соответствовать физиологическим требованиям, должны создать обстановку психологического комфорта и обеспечить цветовую гармонию (см. табл. 3 и табл. 4).

Таблица 3.

Оценка восприятия цветовых образов на ахроматическом фоне [6]

Цвет символа Цвет фона
Черный Серый Белый
красный плохо Отлично хорошо
синий плохо Плохо хорошо
зеленый отлично Плохо плохо
циан отлично Плохо плохо
малиновый отлично Плохо отлично
желтый хорошо Отлично плохо

 

Плотность и расположение текста на экране должна соответствовать общепринятым правилам:

- приблизительно половина экрана должна быть пустая, после каждой пяти строк должна быть пустая строка;

- фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану направлении;

- заголовок экрана должен располагается первых двух или трех строках экрана, справочные сообщения должны располагаться в верхней части, сообщения об ошибках в нижней части экрана и т.д.

Таблица 4.

Оценка восприятия цветовых образов на цветовом фоне [6]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.007 с.)