Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация автоматизированных информационных гостиничных систем

Поиск

Введение

Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.

Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать ее оптимальным для пользователя образом. Использование клиент / серверных технологий позволяют сберечь значительные средства, а главное и время для получения необходимой информации, а также упрощают доступ и введение, поскольку они основываются на комплексной обработке данных и централизации их хранения. Кроме того ЭВМ позволяет хранить любые форматы данных, текст, чертежи, данные в рукописной форме, фотографии, записи голоса и т.д.

Для использования столь огромных объемов хранимой информации, помимо развития системных устройств, средств передачи данных, памяти, необходимы средства обеспечения диалога человек – ЭВМ, которые позволяют пользователю вводить запросы, читать файлы, модифицировать хранимые данные, добавлять новые данные или принимать решения на основании хранимых данных.

Целью курсовой работы является разработка автоматизированной информационной системы «Администратор отеля», которая позволяет автоматизировать необходимые расчеты и интуитивно понятно выполнять основные операции пользователя - интерфейс и т. д.

Для решения вопросов поставленной цели необходимо разрешить ряд задач: выполнить обзор существующих АИС, спроектировать информационную модель гостиницы, создать инфологическую ER-диаграмму, разработать базу данных гостиницы, спроектировать расчет (учет) посетителей, номеров и т.д., составить интерфейс для нескольких пользователей.

Теоретическая часть

Обеспечение автоматизированных информационных гостиничных систем

Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

1)к унифицированным системам документации;

2)к унифицированным формам документов различных уровней управления;

3)к составу и структуре реквизитов и показателей;

4)к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

1)чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

2)одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

3)работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

4)имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Пример: В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника - от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

1)компьютеры любых моделей;

2)устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

3)устройства передачи данных и линий связи;

4)оргтехника и устройства автоматического съема информации;

5)эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

1)общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

2)специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

3)нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Исследовательская часть

2.1 Описание модели системы «Администратор отеля»

АИС «Администратор отеля»
Основным назначением компьютеров с самого начала их применения было хранение и обработка данных. За многие годы использования компьютеров было разработано множество методов представления, обработки и хранения данных. Базы данных (БД) - это совокупность сведений (о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях), относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой ее части.

Ввод личных данных
Хранение информации
Поиск свободных номеров
Просмотр данных
Составление договора
Администратор
Редактирование таблиц
просмотр
Кассир
Выдача чека
Просмотр прайс листа
Пользователь
Просмотр прайс листа
Получение информации

 


Рисунок 3 –Инфологическая модель «Администратор отеля»

Разработанная инфологическая модель должна быть отображена в компьютерно-ориентированную даталогическую модель, "понятную" системе управления базами данных (СУБД). В процессе развития теории и практического использования баз данных, а также средств вычислительной техники создавались СУБД, поддерживающие различные даталогические модели.

Физическая организация данных оказывает основное влияние на эксплуатационные характеристики БД. Разработчики СУБД пытаются создать наиболее производительные физические модели данных, предлагая пользователям тот или иной инструментарий для поднастройки модели под конкретную БД.

Термин «модель данных» был введен американским математиком Коддом в 1970 г. при обосновании реляционной модели данных. Это понятие соответствует такому смысловому аспекту термина «модель», который понимается как средство, инструмент для моделирования.

В этом широком смысле любая система машинных команд, любой язык программирования, любая СУБД как инструмент для моделирования информации о предметной области, является моделью данных, так как предоставляет свои средства для описания, организации данных и их обработки.

В ГОСТе понятие модели данных для СУБД определяется как «совокупность правил порождения структур данных в базах данных, операций над ними, а также ограничений целостности, определяющих допустимые связи и значения данных, последовательности их изменения».

Таким образом, в понятие «модель данных» входят три составляющие:

1) средства для организации данных;

2) операции для обработки, манипулирования данными;

3) ограничения, обеспечивающие целостность данных.

Третья компонента специфична для баз данных и отсутствует, например, в языках программирования.

Инструментальные средства логического уровня наиболее типизируются несмотря на то, что каждая СУБД представляет собой оригинальную модель данных. Поэтому «моделью данных» в узком смысле называют тип модели данных логического уровня.

Исторически основными классическими моделями данных в этом узком смысле были иерархическая, сетевая и реляционная модели данных.

В настоящее время развиваются и постреляционные подходы.

Иерархическая и сетевая модели данных стали применяться в системах управления базами данных в начале 60-х годов. В начале 70-х годов была предложена реляционная модель данных.

Постановка задачи

Разработать в архитектуре “клиент - сервер” информационную систему, предназначенную для гостиницы, БД информационной системы, содержащую сведения о номерах гостиницы: категория, количество мест, стоимость проживания за сутки.

Информационная система автоматизирует резервирование номеров и регистрацию новоприбывших постояльцев (фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, место постоянного жительства, номер апартамента, дата въезда, дата выезда), ведет учет платежей за проживание и за телефонные переговоры, облегчает учет занятых, зарезервированных и свободных на данный момент апартаментов гостиницы.

Практическая часть

Описание таблиц базы данных

Реляционная модель характеризуется простотой структуры данных, удобным для пользователя табличным представлением и возможностью использования формального аппарата алгебры отношений и реляционного исчисления для обработки данных. Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц.

Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами: все столбцы в таблиц – однородные (имеют одинаковый тип); каждый столбец имеет уникальное имя; одинаковые строки в таблице отсутствуют; порядок следования строк и столбцов может быть произвольным. Отношения представлены в виде таблиц, строки которых соответствуют кортежам или записям, а столбцы – атрибутам отношений, доменам, полям.

Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется простым ключом (ключевым полем). Если записи однозначно определяются значениями нескольких полей, то такая таблица базы данных имеет составной ключ. Чтобы связать две реляционные таблицы, ключ первой таблицы вводится в состав ключа второй таблицы (возможно совпадение ключей), в противном случае нужно ввести в структуру первой таблицы внешний ключ – ключ второй таблицы.

В АИС «Администратор отеля» таблица сотрудники состоит из следующих атрибутов: код сотрудника, фамилия сотрудника, имя сотрудника, отчество сотрудника, дата рождения сотрудника, должность, зарплата. Также в таблице сотрудники создан индексы код сотрудника, должность для связи с таблицами должность, состояние номеров. Код сотрудника является первичным ключом, тип связи один-ко-многим. Код сотрудника имеет тип данных primery и расширение 4 - возможно ввести 4 цифры.

.

Рисунок 6 – Таблица сотрудники в режиме конструктора, поля и индексы

Нормализация

Нормализация таблиц базы данных – один из первых шагов на пути проектирования структуры реляционной базы данных. Согласно теории нормализации реляционных баз данных, выделяются шесть нормальных форм, пять из которых так и называются: первая, вторая, третья, четвертая, пятая нормальная форма, а также нормальная форма Бойса-Кодда, лежащая между третьей и четвертой.

База данных считается нормализованной, если ее таблицы представлены как минимум в третьей нормальной форме. Часто многие таблицы нормализуются до четвертой нормальной формы, иногда, наоборот, производится денормализация. Приведение таблиц к пятой нормальной форме в реальных базах данных встречается редко.

Главная цель нормализации базы данных - устранение избыточности и дублирования информации. В идеале при нормализации надо добиться, чтобы любое значение хранилось в базе в одном экземпляре, причем значение это не должно быть получено расчетным путем из других данных, хранящихся в базе.

Чтобы таблица находилась в третьей нормальной форме, необходимо, чтобы неключевые столбцы в ней не зависели от других неключевых столбцов, а зависели только от первичного ключа. Самая распространенная ситуация в данном контексте - это расчетные столбцы, значения которых можно получить путем каких-либо манипуляций с другими столбцами таблицы. Для приведения таблицы в третью нормальную форму такие столбцы из таблиц надо удалить.

Нормальная форма Бойса-Кодда требует, чтобы в таблице был только один потенциальный первичный ключ. Чаще всего у таблиц, находящихся в третьей нормальной форме, так и бывает, но не всегда. Если обнаружился второй столбец (комбинация столбцов), позволяющий однозначно идентифицировать строку, то для приведения к нормальной форме Бойса-Кодда такие данные надо вынести в отдельную таблицу.

Главное в проведении нормализации базы данных - это устранение избыточности, дублирования данных. Как следствие, значительно сокращается вероятность появления противоречивых данных, облегчается администрирование базы и обновление информации в ней, сокращается объем дискового пространства.

Но зачастую, чтобы извлечь информацию из нормализованной базы данных, приходится конструировать очень сложные запросы.

Интерфейс пользователя

Рисунок 9 – Организация навигации по программе

Форма предназначена для работы цветочного магазина и содержит следующие кнопки:

1) «Администратор»

2) «Клиент»

3) «Персонал»

4) «Закрыть»

 

Рисунок 10 – Пример интерфейса программы «Администратор отеля»

Кнопка «Администратор» открывает все существующие формы.

Кнопка «Клиент» открывает формы категория номеров, заказ завтрака в номер.

Кнопка «Персонал» открывает форму состояние номеров и таблицу сотрудники.

Заключение

Разработанная в ходе выполнения курсового проекта автоматизированная информационная система «Администратор отеля», является актуальной на сегодняшний день и имеет большую практическую значимость.

Поставленные перед началом разработки АИС требования были успешно выполнены. Первоначальной задачей являлся всесторонний, качественный и глубокий анализ предметной области, что давало возможность успешно приступить к последующим стадиям работы. Так же были выделены определенные бизнес-процессы и бизнес-функции, автоматизация которых и являлась первоочередной задачей в работе.

Успешное ее выполнение основывается на грамотно сконструированной структуре базы данных, применяемой в системе, так как неверные выводы и ошибки построения могут сделать невозможным выполнение ряда условий и привести к существенным ошибкам и нарушению функционирования. За время проектирования были разработаны макеты входных данных, порядок взаимосвязей между объектами, структура конечной информации, система меню и информационные окна, созданные с применением Microsoft Visual FoxPro 9.0.

В результате выполнения данного курсового проекта были решены задачи, поставленные в начале работы. Была разработана структура базы данных; в программу были включены функции поиска, выполнения различных запросов. При этом были учтены все требования, выдвинутые в начале выполнения данного проекта.

Была разработана программа для более удобного воздействия пользователя с базой данных, ее использование позволяет автоматизировать процесс регистрации гостей в гостинице. Предоставляется возможность записи, изменения, удаления и поиска информации в БД по различным параметрам. Производится хранение и накопление данных, удобный интерфейс позволяет быстро получить необходимую информацию.

В данной работе были решение следующие задачи:

1)автоматизация необходимых расчетов;

2)создание таблиц: клиенты, сотрудники, номера;

3)учет регистрируемых гостей;

4)хранение информации о клиентах;

5)поиск необходимого клиенту номера;

6)легкий способ ввода или удаления товара или клиента;

7)удобный дизайн программы с понятным интерфейсом и оригинальной кнопочной формой;

8)возможность просмотра или ввода на печать отчетов, наглядно демонстрирующих информацию по основным категориям;

9)наличие подобного описания предназначения и работы программы.

В качестве инструмента для выполнения данной задачи использовалась программа Microsoft Visual FoxPro 9.0 в связи с тем, что она является одним из наиболее распространенных на данных момент средств, для выполнения задач в данной области, так как она обладает интуитивно-понятным интерфейсом и при этом обладает широким спектром функции.

Разработанная программа устойчиво выполняет все свои функции, но теперь стоит задача сделать ее более совершенной и более расширенной.

 

Список использованной литературы

1.Ашина, И.А. Основы оформления конструкторской документации: Методические указания [Текст] / И.А. Ашина. – Чебоксары.: ЧМТТ, 2005.

2.Беленький, П.П. Информатика [Текст]: учебное пособие / ред. П. П. Беленький. - Ростов н/Д: "Феникс", 2002г. - 448с. - ISBN 5-222-02513-6.

3.Боголюбов, С. К. Инженерная графика [Текст]: учебник / С. К. Боголюбов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Машиностроение, 2002г. - 352 с. - ISBN 5-217-02327-9.

4.Вильховченко, С. Современный компьютер: устройство, выбор, модернизация [Текст] / С. Вильховченко. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.: ил. - ISBN 5-272-00050-1.

5.Гвоздева, В.А. Введение в специальность программиста [Текст]: учебник / В.А.Гвоздева. - М.: ИНФРА-М, 2005г. - 208с. - ISBN -5-16-002000-4.

6.Гордеев, А.В. Операционные системы: учебник для вузов. 2-е издание [Текст] / А.В. Гордеев.- СПб.: Питер,2005г.-416с.-ISBN 5-94723-632-Х.

7.Губарев, В.Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК [Текст]: учебник / В.Г. Губарев.- Ростов н/Д.: Феникс,2002г.-384с.-ISBN 5-222-02724-4.

8.Губарев, В.Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Губарев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384с.

9.Дьяконов, В. Компьютер для студента. Самоучитель. [Текст] / В. Дьяконов, В. Рычков. – СПб.: Питер, 2000г. - 592 с.: ил. - ISBN 5-272-00082-Х.

10.Емельянова, Н. З Основы построения автоматизированных информационных систем [Текст]: учебное пособие / Н.З.Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2005г. - 416 с.: ил. - (Профессиональное образование). - ISBN 5-16-001991-Х.

11.Кузнецов, С. Л. Компьютеризация делопроизводства (Компьютерные технологии в делопроиводстве) [Текст] / С. Л. Кузнецов. - М.: Бизнес-школа "Интел- Синтез, 1997г.- 176 с.

12.Максимов, Н. В. Компьютерные сети [Текст] / Н. В. Максимов, И. И. Попов. - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2004г. - 336 с.: ил. - ISBN 5-16-001195-1.

13.Малаян, К. Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: учебное пособие / К. Р. Малаян. - СПб.: Издательство СПб ГТУ, 2000г. - 124 с.

14.Милютина, Е.В. Пользователь ПК: компьютер. Программы, необходимые для устройства на работу [Текст] / Е.В. Милютина, Л.П. Андреева, Л.П. Андреева, Л.А. Скворцова.- М.: Эксмо: Книжный дом, 2004г.-ISBN 5-699-06971-2.

15.Немцова, Т.И. Практикум по информатике [Текст]: учеб. пособие / Т.И. Немцова, Ю.В. Назарова. - М.: ИНФРА-М,2008г. - 288с. - ISBN 978-5-16-003217-7.

16.Основы современных компьютерных технологий [Текст] / А. Д. Хомоненко [и др.]. - СПБ.: КОРОНА принт, 2002. - 448 с. - ISBN 5-7931-0019-9: 44 р.

17.Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки [Текст]: учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И.Попов. - М.: ИНФРА-М, 2003г. - 400с. - ISBN 5-16-001355-5.

18.Поршнев, С. В. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете MATLAB [Текст] / С. В. Поршнев. - М.: Горячая линия -Телеком, 2003г - 592 с.: ил. - ISBN 5-93517-128-7.

19.Федотова, И.А. Деловые бумаги [Текст]: Учебное пособие / И.А.Федотова, Г.Н. Григорьева. - Чебоксары.: ЧМТТ. - 2000.

20.Шупруга, В.В. Windows XP/ Установка, настройка и основы работы [Текст] / В.В. Шупруга. - М.:НТ Пресс,2006г. - 208с. - ISBN 5-477-00063-5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Введение

Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.

Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать ее оптимальным для пользователя образом. Использование клиент / серверных технологий позволяют сберечь значительные средства, а главное и время для получения необходимой информации, а также упрощают доступ и введение, поскольку они основываются на комплексной обработке данных и централизации их хранения. Кроме того ЭВМ позволяет хранить любые форматы данных, текст, чертежи, данные в рукописной форме, фотографии, записи голоса и т.д.

Для использования столь огромных объемов хранимой информации, помимо развития системных устройств, средств передачи данных, памяти, необходимы средства обеспечения диалога человек – ЭВМ, которые позволяют пользователю вводить запросы, читать файлы, модифицировать хранимые данные, добавлять новые данные или принимать решения на основании хранимых данных.

Целью курсовой работы является разработка автоматизированной информационной системы «Администратор отеля», которая позволяет автоматизировать необходимые расчеты и интуитивно понятно выполнять основные операции пользователя - интерфейс и т. д.

Для решения вопросов поставленной цели необходимо разрешить ряд задач: выполнить обзор существующих АИС, спроектировать информационную модель гостиницы, создать инфологическую ER-диаграмму, разработать базу данных гостиницы, спроектировать расчет (учет) посетителей, номеров и т.д., составить интерфейс для нескольких пользователей.

Теоретическая часть

Классификация автоматизированных информационных гостиничных систем

Автоматизированные информационные системы (АИС) от­носятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонен­тами. В рамках системного анализа сложные системы изуча­ются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных час­тей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы.

В настоящее время нет единого определения ИС и нет еди­ной их классификации в связи с динамично протекающими про­цессами накопления знаний в области информационных техно­логий, поэтому приведем для сравнения наиболее существенные.

Информационная система — совокупность информацион­ных, экономико-математических методов и моделей, техниче­ских, программных, технологических средств и специалистов предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи ин­формации и принятия управленческих решений.

Согласно информационная системаесть распространенное обозначение человеческого коллектива и процедур, а также разработанного, построенного, используемого и обслуживаемого оборудования для сбора, обработки, сохранения, извлечения и отображения информации.

Актуальной задачей в информационном плане на сегодняш­ний день для предприятий и корпораций всех организационных форм и видов собственности и в любой предметной области явля­ется обеспечение надежного управления всем объемом разнород­ных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных ИС, существующих на предприятии и связанных с ин­формационной поддержкой продукции (услуг) втечение ее жиз­ненного цикла. Разнообразие проблем, решаемых с помощью ИС, привело к появлению разнотипных систем, различающихся принципами построения и заложенными в них правилами обра­ботки информации.

ИС можно классифицироватьпо различным признакам. В ос­нову нижеприведенной классификации положен ряд сущест­венных признаков, определяющих функциональные возможности и особенности построения современных систем; также принима­лись во внимание объем решаемых задач, используемых техниче­ских средств, организации функционирования и т. д. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классификация информационных систем

По типу хранимых данныхИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системыпредназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чи­сел и текстов. Над такими данными можно выполнять различ­ные операции.

В документальных системахинформация представлена в виде документов,

состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществля­ется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных про­цессовв системе управления фирмой (организацией), ИС делят­ся на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных тех­нических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке инфор­мации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, при­чем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соот­ветствует современному представлению понятий «информацион­ная система» и «автоматизированная система».

Так, в ГОСТ34.003—90 |4] приводится нижеследующее оп­ределение.

Автоматизированная система (АС)— это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельно­сти, реализующая информационную технологию установленных функций.

Комплекс средств автоматизации (КСЛ) совокупность всех компонентов АС, за исключением персонала.

Пользователь АС лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.

В зависимости от характера обработки данныхАИС (Здесь и далее на основании вышеприведенных объяснений и во избежание разночтений терминов «информационная система» и «авто­матизированная система» используется термин «автоматизированная информационная система, АИС») делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковыесистемы производят ввод, систе­матизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользова­теля без сложных преобразований данных. Например, ИС биб­лиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.

Информационно-решающиесистемы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих АИС непосредственно трансформиру­ется в принимаемые человеком решения. Для этих систем свойст­венны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных, например АИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета. Советующие АИС вырабатывают информа­цию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных (например, экспертные системы).

В зависимости от сферы примененияразличают следующие классы АИС.

Системы организационного управленияпредназначены для ав­томатизации функций управленческого персонала как промыш­ленных предприятий, так и непромышленных объектов (гости­ниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подоб­ных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет ианализ, перспективное и оперативное пла­нирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Системы управления технологическими процессами(ТП) слу­жат для автоматизации функций производственного персонала поконтролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (тем­пературы, давления, химического состава и т. п.), процедур кон­троля допустимости значений параметров и регулирования тех­нологических процессов.

Системы автоматизированного проектирования(САП Р) пред­назначены для автоматизации функций инженеров-проектиров­щиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники, сооружений или технологий. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, созда­ние графической документации (чертежей, схем, планов), созда­ние проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) АИС используются для ав­томатизации всех функций фирмы (корпорации) и охватывают весь цикл работ — от планирования деятельности до сбыта про­дукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работаю­щих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Анализ современного состояния рынка АИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные систе­мы организационного управления. Причем продолжает расти спрос именно на интегрированные системы. Автоматизация от­дельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта го­товой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В таблице 1 приведен перечень наиболее популярных в на­стоящее время программных продуктов для реализации АИС ор­ганизационного управления различных классов.

В интегрированных АИС выделяют функциональные и обес­печивающие подсистемы. Функциональные подсистемы инфор­мационно обслуживают определенные виды деятельности, ха­рактерные для структурных подразделений предприятия или функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функциониро­вания обеспечивающих подсистем.

Современная индустрия туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий. Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически немыслимо без использования современных информационных технологий.

 

Таблица 1- Позиционирование на рынке АИС

Локальные Малые интегрированные Средние интегрированные Крупные интегрированные
Супер-Менеджер Инотек Инфософт БЭСТ Турбо-Бухгалтер Инфо-Бухгалтер Соncorde ХАL Ехасt NC-2000 Рlatinum РRO/МIS Scala SunSystems БЭСТ-ПРО 1С-Предприятие БОСС-Корпорация Галактика Парус Ресурс Эталон Microsoft-Business Solutions-Navision Microsoft-Business Microsoft-Axapta. МFG-Рго (OАD/ВМS) SyteLine (СOKAП/SYMIX) SAP/RЗ(SАР АG) Вааn (Вааn) ВРСS (IТS/SSА) 0гас1е АррlicationS (0гасlе)

 

Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей. Многообразие применяемых в туризме информационных технологий приведено на рисунке 2.

В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т.д.

 

 

Рисунок 2 - Системы информационных технологий в СКС и туризме.

В индустрии туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет. В Великобритании около 90 % турагентств используют систему визуальных данных Prestel, которую поддерживает компания British Telecom. Эта система содержит информацию о туризме и путешествиях, а также предложения туроператоров, железнодорожных линий, паромов, отелей и авиалиний, легко доступную потребителям. В систему также регулярно заносят последние новости и изменения по всем этим направлениям. Основным компонентом системы Prestel являются телевизор, выступающий в качестве дисплея, клавиатура для ввода данных, а также адаптер, который обеспечивает связь турагентства с центральным компьютером, минуя телефонные линии. Технология видеотекста также пользуется успехом во Франции, где применяе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.015 с.)