Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный цикл автоматизированных информационных систем.

Поиск

Понятие жизненный цикл используется для обозначения совокупности стадий существования продукции от зарождения идеи до снятия с эксплуатации, включая все этапы создания и эксплуатации. ИСО 9004-1 [23] в типичные этапы жизненного цикла продукции включает: маркетинг и изучение рыка, проектирование и разработку продукции, планирование и разработку процессов, закупки, производство или предоставление, проверки, упаковку и хранение, реализацию и распределение, техническую помощь услуг и обслуживание, послепродажную деятельность, утилизацию и переработку в конце полезного срока службы. Декомпозиция процесса создания и функционирования АИС также приводит к выделению ряда стадий (этапов) жизненного цикла. ГОСТ 34.003-90 [18] под жизненный цикл автоматизированной системы определяет совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения автоматизированной системы от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации. ГОСТ 34.601-90 [19] устанавливает следующие стадии создания автоматизированных систем (АС):

- формирование требований к системе (обследование объекта, обоснование необходимости создания системы, формирование требований пользователя системы и оформление заявки на разработку);

- разработка концепции АС (изучение объекта, проведение необходимых исследовательских работ, разработка вариантов концепции и выбор варианта АС, удовлетворяющих требованиям пользователя, оформление отчета о выполненной работе);

- техническое задание (разработка и утверждение технического задания);

- эскизный проект (разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям);

- технический проект (разработка проектных решений на систему и ее частям, разработка документации на комплектование АС);

- рабочая документация (разработка рабочей документации на систему и ее частей, разработка или адаптация программного обеспечения);

- ввод в действие (подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие, подготовка персонала, комплектация АС, проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации, приемочных испытаний);

- сопровождение АС (гарантийное и послегарантийное обслуживание).

Предпроектная стадия

Целью данной стадии является всестороннее изучение существующей системы управления предприятием для выработки решений по ее совершенствованию. На предпроектном этапе разработка автоматизированных информационных систем, как правило, производится с привлечением предприятий, специализирующихся по разработке информационных систем. На данном этапе заключаются контракты на разработку автоматизированной информационной системы. ИСО 9000-3-91 определяет вопросы взаимоотношений между поставщиками и заказчиками для обеспечения качества программного продукта.

Предприятие - поставщик (разработчик АИС) должен:

- определить ответственность персонала, связанного с качеством программной продукции;

- определить требования к внутренней проверке. Проверка должна включать контроль, испытание и регулирование процессов проектирования, производства, монтажа и обслуживания продукции и должна выполняться персоналом независимо от тех, кто несет непосредственную ответственность за выполненную работу;

- назначать представителя руководства, который независимо от других обязанностей, должен иметь определенные полномочия и ответственность за соблюдение требований стандарта;

- разработать и документально оформить систему качества. Система качества должна представлять собой единый процесс, проходящий через весь жизненный цикл продукции. Упор необходимо делать на предупреждение появления дефектов, а не на исправление их после выявления;

- гарантировать эффективную реализацию документально оформленной системы качества.

Организация – покупатель (заказчик АИС) должна:

- сотрудничать с поставщиком для своевременного обеспечения необходимой информацией и разрешать возникшие проблемы;

- назначать представителя по вопросам контракта с представлением необходимых полномочий;

- определять требования поставщику;

- отвечать на вопросы поставщика;

- принимать предложения поставщика;

- определять критерии процедуры приемки;

- принимать решения по элементам ПО, которые признаны непригодными для использования.

На предпроектном этапе разрабатываются следующие документы: отчет о предпроектном обследовании, технико-экономическое обоснование и техническое задание, подтверждающее экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость создания автоматизированной информационной системы с определенными функциями и технико-экономическими характеристиками. Результатами предпроектной стадии проектирования АИС являются:

- установление перечня задач с расчленением по подсистемам и фазам управления;

- выявление основных информационных и функциональных взаимосвязей задач;

-нахождение приближенных характеристик задач (предполагаемой эффективности, возможных затрат ресурсов).

 

Предпроектое обследование

Целью предпроектного обследования предприятия (организации) является изучение и анализ деятельности предприятия для дальнейшего обоснования возможности создания на предприятии АИС. Предпроектное обследование завершается разработкой отчета о предпроектном обследовании объекта автоматизации. В отчете предпроектного обследования содержится следующие разделы [36]:

1. Цель обследования.

2. Обоснование обследования. В данном разделе описывается цель данной работы и обоснование для обследования (приказ руководителя предприятия и договор о проведении обследования с предполагаемым разработчиком информационной системы).

3. Объект исследования.

4. Организация обследования и состав исполнителей.

5. Программа обследования. Программа обследования представляет перечень вопросов, ответы на которые достаточно полно характеризуют производственно-хозяйственную деятельность предприятия в целом и отдельных его подразделений. Данные, полученные в результате обследования, служат основой для:

- выработки решения о составе задач, подсистем;

- составления технического задания на создание автоматизированной информационной системы;

6. Характеристика предприятия.

7. Выводы по анализу организационной структуры предприятия.

8. Выводы по анализу функциональной структуры. Обследование функциональной структуры заключается в изучении функций управления, выполняемых подразделениями и отдельными лицами. Выясняются:

- перечень, порядок, периодичность выполнения функций;

- количество занятых людей при выполнении данных функций, их образование, оклад, время, затраченное на данную функцию;

- применяемые технические средства;

- наличие должностной инструкции и положений.

9. Результаты анализа потоков информации с представлением загрузки информации отдельных категорий работников, данные об объемах информации и т.д. В процессе обследования производится определение объемов формируемой и используемой информации для принятия решения, разработка схемы документооборота и модели информационных связей.

10. Выводы по анализу схемы материальных потоков. В процессе обследования анализируется:

- количество получаемой и сдаваемой продукции;

- средства транспортировки продукции;

- средства и формы складирования;

- периодичность и сроки сдачи продукции;

- точки учета движения продукции;

- общая схема материальных потоков.

Схема материальных потоков представляется в виде матричной схемы, в строках которой указываются потребители, а в графах - поставщики.

11. Выводы по анализу методов планирования и учета. Для анализа должны быть собраны данные, характеризующие:

- выпускаемую продукцию;

- применяемую систему планирования на предприятии;

- применяемые виды учета на предприятии и на его организационных структурах, связь с бухгалтерским учетом;

- принципы построения и ведения нормативного хозяйства;

- применяемые работы по формированию годовой программы;

- применяемые методики формирования квартальных, месячных программ на предприятии и на его организационных структурах;

- применяемые методики определения календарно-плановых нормативов и их перечень;

- использование данных оперативного учета в бухгалтерском учете.

3.1.2. Состав и содержание технико-экономического обоснования

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) состоит из следующих разделов [36]:

1. Исходного положения, характеристик и технико-экономических данных, которые включают:

- характеристику организационной и производственной структуры;

- основные технологические особенности производства;

- технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- состав и функции подразделений и служб предприятия;

- характеристику действующих методов планирования, оперативный учет и анализ.

2. Обоснование цели создания автоматизированной информационной системы управления включает:

- основные критерии эффективности для оценки и выбора вариантов автоматизации;

- оценку конкретных технико-экономических показателей повышения эффективности производства и системы управления за счет АИС (снижение себестоимости продукции, в том числе сокращение расходов материалов, заработной платы, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов, увеличение выпуска и повышения качества продукции, снижение непроизводительных расходов).

3. Обоснование комплексов задач (подсистем) управления и средств автоматизированной информационной системы управления включает:

- обоснование состава автоматизируемых задач, комплексов задач (подсистем);

- обоснование применения типовых и, при необходимости, оригинальных решений по организационному, техническому, информационному, программному обеспечению;

- оценку состояния информационной базы предприятия с точки зрения требований автоматизированной информационной системы управления;

- расчет затрат на создание АИС и экономической эффективности АИС, определение возможных источников финансирования.

4. Перечень организационно-технических мероприятий включает:

- характеристику организационных условий создания АИС;

-направления рационализации хозяйственного механизма функционирования предприятия;

- основные требования по изменению функций управления производством и организационной структуры управления предприятием, вытекающие из условий функционирования АИС;

- оценку потребности в кадрах для АИС.

5. Выводы и предложения содержат:

- общую оценку экономической целесообразности и производственной необходимости создания АИС;

- рекомендации по совершенствованию организации и управления предприятием;

- сводные оценки затрат на разработку и создание АИС и данные об объемах и источниках ожидаемой экономии, а также сроках окупаемости затрат;

- предложения по организации разработки и внедрения АИС.

3.1.3. Состав и содержание технического задания на создание АИС

Разработка технического задания (ТЗ) является завершающим этапом предпроектной стадии и является основным документом, определяющим требования и порядок создания АИС, в соответствии с которым проводится в дальнейшем разработка и внедрение. Требования к составу, содержанию, правилам оформления технического задания на создание информационных систем определены ГОСТ 34.602-89 [17]. ТЗ разрабатывается на основе технико-экономического обоснования разработки АИС и состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения, где указываются наименование и обозначение системы, реквизиты разработчика и заказчика, перечень документов, на основании которого создается АИС, сроки разработки, порядок оформления и предъявления заказчику АИС;

2. Назначение и цели создания системы, где указываются вид автоматизированной деятельности, перечень объектов автоматизации, требуемое значение производственно-экономических и других показателей автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АИС, критерии оценки достижения целей создания;

3. Характеристика объектов автоматизации, где приводятся краткие сведения об объекте автоматизации, сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации, характеристика окружающей среды;

4. Требования к системе состоят из подразделов: требования к системе в целом, требования к функциям системы и требования к видам обеспечения. Требования к системе в целом включают: требования к структуре и функционированию системы, требования к персоналу, требования по адаптивности системы, требования к надежности, безопасности, эргономике, по сохранности и защите информации, требования по эксплуатации и техническому обслуживанию. В требованиях к функциям приводят по каждой подсистеме перечень, регламент реализации, требования к качеству реализации функций и задач, выполняемых АИС. В требованиях к видам обеспечения приводят требования к математическому, информационному, программному, техническому и другим видам обеспечения;

5. Состав и содержание работ по созданию системы, где приводится перечень стадий и этапов создания системы, сроки их выполнения, программу работ по обеспечению надежности функционирования системы;

6. Порядок контроля и приемки системы, где указываются виды, состав, объем и методы испытаний системы, общие требования к приемке работ по стадиям;

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие, где приводится перечень основных мероприятий и их исполнителей. В перечень включают мероприятия по приведению информации к виду, пригодной для обработки с помощью ЭВМ, мероприятия по изменению, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации и создание необходимых условий для функционирования системы;

8. Требования к документированию, где приводится перечень подлежащих разработке документов;

9. Источники разработки, где указывается перечень документов (ТЭО, системы аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.

ИСО 9000-3-91[24] так же определяет требования на этапе технического задания на разработку программного обеспечения в виде требований на эксплуатационные качества, безопасность, надежность, гарантию и т.п. Все интерфейсы между различными продукциями программного обеспечения и аппаратных средств должны быть полностью определены непосредственно, либо определены путем ссылок на другие документы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.11 (0.009 с.)