Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленный переворот в Европе XIXв.

Поиск

Промышленный переворот — главное событие в истории экономики XIX в. — коренным образом изменил содержание и направленность промышленного развития. Предшествующий мануфактурный период по своей продолжительности и уровню промышленного производства различался в отдельных странах. Но экономические его итоги повсюду были одинаковы: ручной труд препятствовал росту производительности труда, увеличению объемов производства и соответственно ограничивал рост предпринимательской прибыли. Исторически неизбежными становились радикальные перемены в промышленном производстве. Они произошли в ходе промышленного переворота.

Основным содержанием промышленного переворота была техническая революция. Она полностью преобразовала техническую базу производства, заменила ручной труд машинным. Процесс этот был длительным, наполненным национальными особенностями, завершился с различными пострановыми итогами, но главные новшества были повсюду идентичны. Определило переход к машинному производству решение трех проблем:

1) изобретение и внедрение рабочих машин. Принципиальным их отличием от ручных станков явилось снабжение агрегата гораздо большим количеством рабочих инструментов (например, веретен на прядильных машинах), что резко повышало уровень производительности;

2) изобретение и внедрение парового двигателя. Он пришел на смену типичному для мануфактуры водяному двигателю и определил целую эпоху в развитии промышленности: не был связан с водными ресурсами, не привязывал к ним создание предприятий и поэтому значительно расширил географию размещения производства; был способен приводить в движение целую систему рабочих машин в любой отрасли и поэтому способствовал увеличению объемов производства;

3) создание машиностроения. Переход от ручного изготовления машин к производству их машинами же явился важнейшим ускорителем роста фабричной промышленности и условием завершения промышленного переворота. С этого времени промышленность становится двигателем технического прогресса во всех отраслях экономики и создается возможность формирования индустриальных экономических структур.

В результате этих перемен на смену мануфактуре пришла фабрикановый тип производства, основанный на применении системы рабочих машин и парового двигателя. С фабрикой родилось изначальное и господствующее в XIX в. направление технического прогресса — механизация производства. Конечно, это не означало, что ручной труд исчез, он сохраняется и на отдельных операциях, и в некоторых отраслях, в одних — в больших, в других — в меньших масштабах. Но господствующим типом производства становится фабрика.

Промышленный переворот был событием большого исторического значения.

Создание крупной машинной индустрии вносило новое содержание, новую направленность в развитие промышленности, открывало путь к формированию индустриальной структуры экономики. В XIX в. такая структура сложилась только в одной стране, в Англии, но первая техническая революция подготовила и вторую, конца XIX — начала XX в., когда процесс индустриализации стал главным содержанием экономического роста всех развитых стран.

Фабрика повысила производительность труда, ускорила темпы экономического роста и неизмеримо увеличила по сравнению с мануфактурой выход товарной продукции. Она ознаменовала победу рыночного крупнотоварного производства, и не случайно основным показателем свершения в той или иной стране промышленного переворота является преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции.

Более высокие экономические показатели фабричного производства обеспечили рост предпринимательской прибыли и сопутствовали привлечению в промышленность новых капиталовложений. Акционерная форма предпринимательства стала господствующей в XIX в.

Промышленный переворот сопровождался изменениями в составе занятых в промышленности. Конечно, большинство фабричных рабочих лишь с трудом осознавали суть совершавшихся технических перемен, и для них переход от ручного труда к машинному означал лишь большую напряженность и тягость рабочего времени. Вместе с тем нарастал и слой квалифицированных рабочих, способных понимать усложнявшуюся технику и добиваться ее эффективного использования. Новой, отличающей XIX в. чертой занятости становилось все большее участие инженерно-технического персонала, чей профессиональный и интеллектуальный вклад в трудовой процесс делался все весомее.

Наконец, обозначившийся в промышленности технический прогресс и рост товарности производства оказали влияние на обслуживающую промышленность инфраструктуру. Так, промышленный переворот сопровождался соответствующими преобразованиями на транспорте: конный наземный транспорт заменяется в XIX в.паровыми железными дорогами, а старинный парусный флот – паровыми судами речного, морского и океанского назначения. Выше указывалось, что промышленный переворот был для XIX в. объективной необходимостью. Но она могла реализоваться и изменить ход и содержание промышленного развития только при наличии такой предпосылки, как буржуазное преобразование сельского хозяйства, освобождение его от старых феодальных пут. Во-первых, потому что фабричное производство могло базироваться только на наемном труде и для того чтобы деревня, регион повсюду более населенный, могла служить формированию армии наемного труда, крестьянство должно было быть свободным и от привязанности к земле, и от нерыночных средневековых повинностей землевладельцу. Во-вторых, что имело не меньшее значение, промышленный переворот с присущей ему урбанизацией мог успешно совершаться только при наличии достаточного продовольственного и сырьевого обеспечения. Не случайно поэтому решение аграрного вопроса шло не вслед, а предваряло технические новшества XIX в. Как показал исторический опыт, только частная собственность на землю основного производителя, крестьянина-фермера, могла повышать его экономическую заинтересованность в результатах труда и увеличивать объем товарной сельскохозяйственной продукции. Конечно, такого рода отдача нового строя аграрных отношений зависела от целого ряда национальных особенностей экономического развития той или иной страны, в том числе и от экономической политики государства, однако, в целом, чем радикальнее были преобразования в аграрном секторе, тем значительнее выглядели и итоги промышленного переворота. Об этом свидетельствует вся история экономики XIX в.

Промышленный переворот в Англии

Англия являлась страной, открывшей и возглавившей эпоху промышленного переворота, и ей принадлежит совершенно особое место в экономической истории XIX в. Промышленный переворот начался здесь в 60-х гг. XVIII в. и в течение ста лет, до 70-х гг. XIX в., эта страна главенствовала в мировом экономическом развитии. Она была «фабрикой мира» и стала таковой потому, что в ходе промышленного переворота обрела новую, неизвестную до тех пор миру индустриальную структуру экономики. Будущие экономические соперники Англии, США и Германия, вступят на путь индустриального развития значительно позднее, только в конце XIX — начале XX вв.

Раннее пионерство Англии в перестройке промышленного производства и всех сопряженных с ним экономических подразделений было подготовлено итогами XVI—XVIII вв.: аграрным переворотом, создавшим армию наемного труда; завершением мануфактурной эпохи, в ходе которой сформировался детальный рабочий, профессионально подготовленный к переходу от ручного труда к машинному; накоплением денежных средств, необходимых для технического переоснащения производства.

Главной отраслью мануфактурного производства была шерстяная промышленность. Однако издавна сложившиеся в ней рутинные традиции, протекционистская охрана и многообразные, даруемые государством привилегии снижали предпринимательскую заинтересованность в нововведениях. Промышленный переворот начался с молодой, новой для Англии отрасли текстильной промышленности — хлопчатобумажной. Тогда хлопчатобумажные ткани были в основном привозными, индийскими, и в силу своей прочности, легкости, хороших расцветок пользовались большим рыночным спросом. В самой Англии хлопчатобумажные предприятия были немногочисленны, молоды по возрасту и поэтому не обременены, как шерстяная промышленность, грузом старого ручного оборудования. То и другое вкупе с рыночной популярностью бумажных тканей определило пионерскую роль отрасли в ходе технической революции. Способствовали этому и правительственные решения, ограничившие, а затем и вовсе запретившие импорт хлопчатобумажных тканей.

Модернизация началась с ткачества, для которого изобретателем Кэем была предложена механизированная передача челнока с одной стороны станка на другую. Этот так называемый самолетный челнок позволил не только изготовлять более широкие ткани, но и убыстрил процесс: для обеспечения одного ткацкого станка теперь требовалось не менее 5—6 прядильщиков. Недостаток пряжи вызвал ее подорожание и сделал необходимым повышение производительности прядильного производства. Решение этой задачи и открыло эру машинного фабричного производства.

Прядильные машины — великое изобретение эпохи промышленного переворота — вошли в употребление во второй половине 1760-х гг. и быстро распространились в промышленности. Главным их отличием от ручных станков было значительное увеличение насаженных на машину веретен. Первая такая машина, изобретенная Д. Харгривсом и получившая название «Дженни», насчитывала до 30 веретен, обычно приводилась в движение рабочим скотом (лошадьми, ослами) и давала нить тонкую, но недостаточно прочную. Другая прядильная машина, так называемая ватерная, рассчитанная на применение водяного двигателя, была сконструирована Р. Арк-райтом. Пряжа выходила из нее более прочная, чем из «Дженни», но и боле грубая. И, наконец, мюль-машина С. Кромптона, сочетая принципы и достоинства первых двух изобретений, изготовляла пряжу тонкую и прочную.

Осваивались новые общетехнологические процессы — беление, крашение, ситцепечатание, тоже повышавшие производительность и рыночность хлопчатобумажного производства. Ситцепечатная машина, изобретенная в 1788 г. Т. Беллом и позволившая с помощью медных цилиндров переносить на ткань задуманный мастером рисунок, сразу заменила не менее 100 рабочих. На основе перечисленных преобразований сформировались крупные, известные не только в Англии, центры механизированного хлопчатобумажного производства — Манчестер, Ливерпуль и многие другие.

Решение второй после рабочих машин, не менее глобальной задачи технической революции — изобретение и внедрение парового двигателя — тоже принадлежало Англии. В 1784 г. изобретатель Дж. Уатт получил патент на паровой двигатель, а в следующем 1785 г. вступила в действие первая в Англии и во всем мире паровая бумагопрядильня. Ни одна другая страна не знала в XIX в. такой оснащенности промышленности паровыми двигателями, как Англия.

С внедрением в промышленность рабочих машин и паровых двигателей был связан переворот в топливно-металлургическом комплексе. Возросла потребность в металле, но она далеко не покрывалась внутренним производством. Залежи железной руды были весьма значительны, но доменные печи и кричные горны работали на древесном топливе, а оно по мере истребления лесов становилось все более дорогим. Низка была и производительность кричных горнов, и в 1780-х гг. Англия более трети нужного ей железа ввозила из России. Импорт повышал издержки производства и настоятельно требовал технического обновления металлургии. И в этом деле приоритет принадлежал Англии. В 1784 г. Г. Корт сконструировал и запатентовал новый металлургический агрегат — пудлинговую печь, в которой передел чугуна в железо совершался под влиянием высоких температур. Пудлинговое железо, извлекаемое с пода печи, оказывалось боле качественным по сравнению с кричным, более прочным и лучше обрабатывалось, хотя проковка его еще долгое время осуществлялась вручную. Новый способ получения железа быстро получил всеобщее признание: в 1791 г. в Англии было получено 80 тыс. т пудлингового железа и только 10 тыс. т кричного. Все западные страны переняли у Англии этот опыт.

Середина XIX в. ознаменовалась еще более крупной переменой, получившей название бессемерования. Его автор Г. Бессемер в 1855 г. открыл и внедрил способ изготовления железа путем пропускания через расплавленный чугун сжатого воздуха (для этого применялись специальные воздуходувные машины). Это дало возможность получать несравнимо больше железа, причем не тестообразного, как прежде, а литого, с меньшими потерями и в сжатые сроки. К тому же произошла замена древесного топлива каменным углем. Уже в 1800 г. в Англии было добыто 10 млн т каменного угля, и с этого времени он становится основным топливным ресурсом. Массовое и удешевленное производство железа с помощью каменного угля расширяло возможности промышленного переворота. Однако не только в конце XVIII в., но и в первые десятилетия XIX в. механизация производства происходила все еще довольно медленно, и за пределами текстильной промышленности оставалось много отраслей, не знавших ни рабочих машин, ни паровых двигателей. Главной причиной было отставание металлообрабатывающей промышленности, ее ведущей отрасли — машиностроения.

Механизмы и двигатели второй половины XVIII в. и начала XIX в. появлялись на свет как результат труда изобретателей-самоучек — плотников, столяров, часовщиков и т.д. Лишь некоторые изобретатели, такие, как механик Дж. Уатт, священник Э. Картрайт и немногие другие были знакомы с научной механикой и другими отраслями точных наук. Но все эти технические новинки изготовлялись вручную, в небольших мастерских, требовали много труда и времени, и это означало, что фабричное производство рождалось на неадекватной технической базе, то есть на личном искусстве мастера и с помощью ограниченного набора ручных инструментов. Это существенно тормозило ход технической революции. Только в 1830—1840-х гг. Англия вступает в завершающий этап промышленного переворота.

Он был подстегнут таким порождением капиталистического производства, как экономические кризисы. Первый кризис вспыхнул Англии в 1825 г., затем повторялся примерно каждые 10 лет - в 1836—1837 гг., 1847, 1857, 1866 гг. В Англии они послужили развитию машиностроения и всеобщей механизации промышленного производства.

Основы машиностроения были заложены созданием металлообрабатывающих станков — токарного, строгального, фрезерного и в особенности токарно-винторезного станка с суппортом. Становление машиностроительной промышленности происходит в 1830—1840-х гг. и вплотную приближает Англию к завершению промышленного переворота. В 1851 г. в Лондоне в знаменитом Хрустальном дворце открылась промышленная выставка. Она была всемирной, но фактически стала выставкой передовых английских образцов техники периода индустриализации. Выставочные экспонаты Англии были вне конкуренции.

Техническая революция в промышленности с объективной необходимостью повлекла за собой соответствующие преобразования в транспортном хозяйстве. Составной частью промышленного переворота явилось создание парового транспорта. Первая железная дорога начала функционировать в Англии в 1826 г. Корабли с паровыми двигателями действуют на речных артериях страны уже с 1814 г., а на морских и океанских путях они полностью вытесняют парусные суда в 1850—1860 гг. Первый океанский пароходный рейс Ливерпуль — Нью-Йорк был совершен в 1858 г.

Технические революции в промышленности и на транспорте активизировали английскую колониальную экспансию. Главным ее объектом явилась Индия, где военное подчинение территорий сопровождалось такими методами колониальной политики, как расхищение финансовых ресурсов прежде независимых княжеств, сбор с них дани, обложение населения чудовищными налогами, неэквивалентный обмен и пр. Отмена в первой половине XIX в. монополии Ост-Индской компании на торговлю с Индией, а затем и вообще ее ликвидация (хотя совместные с правительством функции по управлению индийскими колониями компания сохраняла до 1858 г.) расширили возможности обогащения английских предпринимателей. Кроме Индии, были захвачены

Наращивание Англией колониальной мощи привело к тому, что во всех частях света, на всех мировых торговых путях Англия завладела военно-морскими базами, портами, опорными торговыми пунктами.

В результате в конце XVIII в. и большей части XIX в. Англия стала совсем другой страной, не похожей ни на какую другую. Непохожесть эта выражалась в следующем.

Англия была единственной страной, выделившейся из общего хода экономического развития. Масштабность ее технических и технологических преобразований, непрерывно нараставшая до последней трети XIX в., породила принципиально новую, неизвестную до тех пор миру индустриальную структуру экономики. Это была экономика, отличавшаяся преобладанием промышленности над сельским хозяйством, в самой промышленности — ведущей ролью тяжелой индустрии со всесторонне развитым машиностроением и достижением на базе передовой техники наивысшей производительности общественного труда. За 1820—1870 гг. производительность труда в Англии утроилась и опередила этот показатель во всех других странах.

С индустриализацией изменилась отраслевая занятость населения, его профессиональная структура. Если в начале века еще около половины населения было занято в сельском хозяйстве, то к 80-м гг. его численность сократилась до 12%. Все остальное работающее по найму население было занято в промышленности и ее инфраструктурных подразделениях — на транспорте, в торговле, в банковском деле.

Первые этапы промышленного переворота сопровождались резким ухудшением условий промышленного труда. Реальная заработная плата снижалась, рабочий день удлинялся, ширилось использование труда женщин, детей, подростков, оплачиваемого ниже труда рабочих-мужчин, очень тяжелы были бытовые условия. Однако к середине века все это начало заметно изменяться. Обозначилась тенденция повышения заработной платы, особенно квалифицированных рабочих, потомственно связанных с фабричным производством. Большую роль сыграло массовое общественное движение 1830—1840-х гг., известное под названием чартизма. Его политическим итогом явилось завоевание всеобщего избирательного права, социальным итогом — принятие впервые в истории трудового законодательства. Эти итоги свидетельствовали о неразрывной связи между победой капиталистического хозяйствования и демократизацией общественной жизни. Англия первая пошла по этому пути.

Одним из последствий индустриализации стал рост акционерных компаний и повсеместное, почти полное вытеснение ими индивидуального предпринимательства. Для увеличения своих средств компании выпускали ценные бумаги — акции. В 1773 г. в Лондоне образовалась фондовая биржа. На ней происходила котировка и устанавливался биржевой курс ценных бумаг. Акции, поступавшие затем в продажу, обычно хорошо расходились, поскольку акционерные компании выплачивали по ним достаточно высокие дивиденды.

Другим процессом, ускорившим индустриализацию и оказавшим на долгие годы влияние на все мировые параметры английской экономики, был рост банковской системы. В конце XVII в. и на протяжении большей части XVIII в. ростовщическому капиталу с его высоким процентом противостоял фактически один только Английский банк, созданный в 1694 г. Закон 1709 г. запрещал основание других акционерных кредитных учреждений, и поэтому развитие банковской системы в течение более чем столетия происходило в виде образования частных банков и банкирских домов. Среди последних особенно выделились банкирский дом Н. Ротшильда (родного брата главы парижского банкирского дома Дж. Ротшильда), банкирский дом Беринг и К° и др. Функционирование товарного и фондового рынков опиралось на устойчивую денежную систему. Фунт стерлингов, британская национальная валюта, пережив, как и другие национальные валюты, эпоху биметаллизма, в конце XVIII в. получил золотое обеспечение, законодательно оформленное в 1816 г. Банкноты, выпускаемые по поручению правительства английским банком, подкреплялись прочным золотым запасом и свободно разменивались на золото. Система золотого монометаллизма, введенная в Англии раньше всех других стран и сохранившая свою беспрецедентную устойчивость до Великой депрессии 1930-х гг., служила важнейшей основой экономического роста в XIX в. Опираясь на этот устойчивый внутренний рост, Англия в середине XIX в. завоевала не менее прочное и устойчивое мировое экономическое первенство.

Оно выражалось в нескольких взаимосвязанных показателях. Решающее значение среди них принадлежало промышленному первенству. Английская промышленность, вооруженная самой передовой техникой и технологией, производила товаров больше любой из стран Запада, ее продукция была наивысшего качества и самой дешевой. С 1850—1860-х гг. страну стали называть «фабрикой мира», и она полностью оправдала свое название. Неразрывно связанным с промышленным первенством было завоеванное к 1870-м гг. колониальное первенство. Уже давно утратили свое значение первых колониальных держав Испания и Португалия, в континентальной Европе довольно значительным колониальным фондом обладали только Франция и Нидерланды, однако размеры их владений и извлекаемых от них доходов сильно уступали английским. Утверждение господства в мировой торговле, наполнение рынков всех стран изделиями английской промышленности и товарами, доставляемыми из колоний, было закономерным третьим показателем мирового экономического первенства.

И, наконец, символом мирового первенства были размеры национального богатства Англии. В XIX в. она становится самой богатой страной мира, мировым банкиром и уже с начала века практикует вывоз капитала, более чем на полстолетия опережая в этом будущие тенденции мирового хозяйства. США на западе и Россия на востоке были регионами, широко притягивавшими английские кредиты и инвестиции.

В конце XIX — начале XX вв. Англия превратилась в крупнейшего в мире экспортера капитала. Но развернувшаяся в эти годы вторая техническая революция лишила ее главной основы былого экономического могущества — первенства в промышленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.01 с.)