Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Промышленный переворот в Европе XIXв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Промышленный переворот — главное событие в истории экономики XIX в. — коренным образом изменил содержание и направленность промышленного развития. Предшествующий мануфактурный период по своей продолжительности и уровню промышленного производства различался в отдельных странах. Но экономические его итоги повсюду были одинаковы: ручной труд препятствовал росту производительности труда, увеличению объемов производства и соответственно ограничивал рост предпринимательской прибыли. Исторически неизбежными становились радикальные перемены в промышленном производстве. Они произошли в ходе промышленного переворота. Основным содержанием промышленного переворота была техническая революция. Она полностью преобразовала техническую базу производства, заменила ручной труд машинным. Процесс этот был длительным, наполненным национальными особенностями, завершился с различными пострановыми итогами, но главные новшества были повсюду идентичны. Определило переход к машинному производству решение трех проблем: 1) изобретение и внедрение рабочих машин. Принципиальным их отличием от ручных станков явилось снабжение агрегата гораздо большим количеством рабочих инструментов (например, веретен на прядильных машинах), что резко повышало уровень производительности; 2) изобретение и внедрение парового двигателя. Он пришел на смену типичному для мануфактуры водяному двигателю и определил целую эпоху в развитии промышленности: не был связан с водными ресурсами, не привязывал к ним создание предприятий и поэтому значительно расширил географию размещения производства; был способен приводить в движение целую систему рабочих машин в любой отрасли и поэтому способствовал увеличению объемов производства; 3) создание машиностроения. Переход от ручного изготовления машин к производству их машинами же явился важнейшим ускорителем роста фабричной промышленности и условием завершения промышленного переворота. С этого времени промышленность становится двигателем технического прогресса во всех отраслях экономики и создается возможность формирования индустриальных экономических структур. В результате этих перемен на смену мануфактуре пришла фабрика — новый тип производства, основанный на применении системы рабочих машин и парового двигателя. С фабрикой родилось изначальное и господствующее в XIX в. направление технического прогресса — механизация производства. Конечно, это не означало, что ручной труд исчез, он сохраняется и на отдельных операциях, и в некоторых отраслях, в одних — в больших, в других — в меньших масштабах. Но господствующим типом производства становится фабрика. Промышленный переворот был событием большого исторического значения. Создание крупной машинной индустрии вносило новое содержание, новую направленность в развитие промышленности, открывало путь к формированию индустриальной структуры экономики. В XIX в. такая структура сложилась только в одной стране, в Англии, но первая техническая революция подготовила и вторую, конца XIX — начала XX в., когда процесс индустриализации стал главным содержанием экономического роста всех развитых стран. Фабрика повысила производительность труда, ускорила темпы экономического роста и неизмеримо увеличила по сравнению с мануфактурой выход товарной продукции. Она ознаменовала победу рыночного крупнотоварного производства, и не случайно основным показателем свершения в той или иной стране промышленного переворота является преобладание фабричных изделий в общей массе производимой в стране продукции. Более высокие экономические показатели фабричного производства обеспечили рост предпринимательской прибыли и сопутствовали привлечению в промышленность новых капиталовложений. Акционерная форма предпринимательства стала господствующей в XIX в. Промышленный переворот сопровождался изменениями в составе занятых в промышленности. Конечно, большинство фабричных рабочих лишь с трудом осознавали суть совершавшихся технических перемен, и для них переход от ручного труда к машинному означал лишь большую напряженность и тягость рабочего времени. Вместе с тем нарастал и слой квалифицированных рабочих, способных понимать усложнявшуюся технику и добиваться ее эффективного использования. Новой, отличающей XIX в. чертой занятости становилось все большее участие инженерно-технического персонала, чей профессиональный и интеллектуальный вклад в трудовой процесс делался все весомее. Наконец, обозначившийся в промышленности технический прогресс и рост товарности производства оказали влияние на обслуживающую промышленность инфраструктуру. Так, промышленный переворот сопровождался соответствующими преобразованиями на транспорте: конный наземный транспорт заменяется в XIX в.паровыми железными дорогами, а старинный парусный флот – паровыми судами речного, морского и океанского назначения. Выше указывалось, что промышленный переворот был для XIX в. объективной необходимостью. Но она могла реализоваться и изменить ход и содержание промышленного развития только при наличии такой предпосылки, как буржуазное преобразование сельского хозяйства, освобождение его от старых феодальных пут. Во-первых, потому что фабричное производство могло базироваться только на наемном труде и для того чтобы деревня, регион повсюду более населенный, могла служить формированию армии наемного труда, крестьянство должно было быть свободным и от привязанности к земле, и от нерыночных средневековых повинностей землевладельцу. Во-вторых, что имело не меньшее значение, промышленный переворот с присущей ему урбанизацией мог успешно совершаться только при наличии достаточного продовольственного и сырьевого обеспечения. Не случайно поэтому решение аграрного вопроса шло не вслед, а предваряло технические новшества XIX в. Как показал исторический опыт, только частная собственность на землю основного производителя, крестьянина-фермера, могла повышать его экономическую заинтересованность в результатах труда и увеличивать объем товарной сельскохозяйственной продукции. Конечно, такого рода отдача нового строя аграрных отношений зависела от целого ряда национальных особенностей экономического развития той или иной страны, в том числе и от экономической политики государства, однако, в целом, чем радикальнее были преобразования в аграрном секторе, тем значительнее выглядели и итоги промышленного переворота. Об этом свидетельствует вся история экономики XIX в. Промышленный переворот в Англии Англия являлась страной, открывшей и возглавившей эпоху промышленного переворота, и ей принадлежит совершенно особое место в экономической истории XIX в. Промышленный переворот начался здесь в 60-х гг. XVIII в. и в течение ста лет, до 70-х гг. XIX в., эта страна главенствовала в мировом экономическом развитии. Она была «фабрикой мира» и стала таковой потому, что в ходе промышленного переворота обрела новую, неизвестную до тех пор миру индустриальную структуру экономики. Будущие экономические соперники Англии, США и Германия, вступят на путь индустриального развития значительно позднее, только в конце XIX — начале XX вв. Раннее пионерство Англии в перестройке промышленного производства и всех сопряженных с ним экономических подразделений было подготовлено итогами XVI—XVIII вв.: аграрным переворотом, создавшим армию наемного труда; завершением мануфактурной эпохи, в ходе которой сформировался детальный рабочий, профессионально подготовленный к переходу от ручного труда к машинному; накоплением денежных средств, необходимых для технического переоснащения производства. Главной отраслью мануфактурного производства была шерстяная промышленность. Однако издавна сложившиеся в ней рутинные традиции, протекционистская охрана и многообразные, даруемые государством привилегии снижали предпринимательскую заинтересованность в нововведениях. Промышленный переворот начался с молодой, новой для Англии отрасли текстильной промышленности — хлопчатобумажной. Тогда хлопчатобумажные ткани были в основном привозными, индийскими, и в силу своей прочности, легкости, хороших расцветок пользовались большим рыночным спросом. В самой Англии хлопчатобумажные предприятия были немногочисленны, молоды по возрасту и поэтому не обременены, как шерстяная промышленность, грузом старого ручного оборудования. То и другое вкупе с рыночной популярностью бумажных тканей определило пионерскую роль отрасли в ходе технической революции. Способствовали этому и правительственные решения, ограничившие, а затем и вовсе запретившие импорт хлопчатобумажных тканей. Модернизация началась с ткачества, для которого изобретателем Кэем была предложена механизированная передача челнока с одной стороны станка на другую. Этот так называемый самолетный челнок позволил не только изготовлять более широкие ткани, но и убыстрил процесс: для обеспечения одного ткацкого станка теперь требовалось не менее 5—6 прядильщиков. Недостаток пряжи вызвал ее подорожание и сделал необходимым повышение производительности прядильного производства. Решение этой задачи и открыло эру машинного фабричного производства. Прядильные машины — великое изобретение эпохи промышленного переворота — вошли в употребление во второй половине 1760-х гг. и быстро распространились в промышленности. Главным их отличием от ручных станков было значительное увеличение насаженных на машину веретен. Первая такая машина, изобретенная Д. Харгривсом и получившая название «Дженни», насчитывала до 30 веретен, обычно приводилась в движение рабочим скотом (лошадьми, ослами) и давала нить тонкую, но недостаточно прочную. Другая прядильная машина, так называемая ватерная, рассчитанная на применение водяного двигателя, была сконструирована Р. Арк-райтом. Пряжа выходила из нее более прочная, чем из «Дженни», но и боле грубая. И, наконец, мюль-машина С. Кромптона, сочетая принципы и достоинства первых двух изобретений, изготовляла пряжу тонкую и прочную. Осваивались новые общетехнологические процессы — беление, крашение, ситцепечатание, тоже повышавшие производительность и рыночность хлопчатобумажного производства. Ситцепечатная машина, изобретенная в 1788 г. Т. Беллом и позволившая с помощью медных цилиндров переносить на ткань задуманный мастером рисунок, сразу заменила не менее 100 рабочих. На основе перечисленных преобразований сформировались крупные, известные не только в Англии, центры механизированного хлопчатобумажного производства — Манчестер, Ливерпуль и многие другие. Решение второй после рабочих машин, не менее глобальной задачи технической революции — изобретение и внедрение парового двигателя — тоже принадлежало Англии. В 1784 г. изобретатель Дж. Уатт получил патент на паровой двигатель, а в следующем 1785 г. вступила в действие первая в Англии и во всем мире паровая бумагопрядильня. Ни одна другая страна не знала в XIX в. такой оснащенности промышленности паровыми двигателями, как Англия. С внедрением в промышленность рабочих машин и паровых двигателей был связан переворот в топливно-металлургическом комплексе. Возросла потребность в металле, но она далеко не покрывалась внутренним производством. Залежи железной руды были весьма значительны, но доменные печи и кричные горны работали на древесном топливе, а оно по мере истребления лесов становилось все более дорогим. Низка была и производительность кричных горнов, и в 1780-х гг. Англия более трети нужного ей железа ввозила из России. Импорт повышал издержки производства и настоятельно требовал технического обновления металлургии. И в этом деле приоритет принадлежал Англии. В 1784 г. Г. Корт сконструировал и запатентовал новый металлургический агрегат — пудлинговую печь, в которой передел чугуна в железо совершался под влиянием высоких температур. Пудлинговое железо, извлекаемое с пода печи, оказывалось боле качественным по сравнению с кричным, более прочным и лучше обрабатывалось, хотя проковка его еще долгое время осуществлялась вручную. Новый способ получения железа быстро получил всеобщее признание: в 1791 г. в Англии было получено 80 тыс. т пудлингового железа и только 10 тыс. т кричного. Все западные страны переняли у Англии этот опыт. Середина XIX в. ознаменовалась еще более крупной переменой, получившей название бессемерования. Его автор Г. Бессемер в 1855 г. открыл и внедрил способ изготовления железа путем пропускания через расплавленный чугун сжатого воздуха (для этого применялись специальные воздуходувные машины). Это дало возможность получать несравнимо больше железа, причем не тестообразного, как прежде, а литого, с меньшими потерями и в сжатые сроки. К тому же произошла замена древесного топлива каменным углем. Уже в 1800 г. в Англии было добыто 10 млн т каменного угля, и с этого времени он становится основным топливным ресурсом. Массовое и удешевленное производство железа с помощью каменного угля расширяло возможности промышленного переворота. Однако не только в конце XVIII в., но и в первые десятилетия XIX в. механизация производства происходила все еще довольно медленно, и за пределами текстильной промышленности оставалось много отраслей, не знавших ни рабочих машин, ни паровых двигателей. Главной причиной было отставание металлообрабатывающей промышленности, ее ведущей отрасли — машиностроения. Механизмы и двигатели второй половины XVIII в. и начала XIX в. появлялись на свет как результат труда изобретателей-самоучек — плотников, столяров, часовщиков и т.д. Лишь некоторые изобретатели, такие, как механик Дж. Уатт, священник Э. Картрайт и немногие другие были знакомы с научной механикой и другими отраслями точных наук. Но все эти технические новинки изготовлялись вручную, в небольших мастерских, требовали много труда и времени, и это означало, что фабричное производство рождалось на неадекватной технической базе, то есть на личном искусстве мастера и с помощью ограниченного набора ручных инструментов. Это существенно тормозило ход технической революции. Только в 1830—1840-х гг. Англия вступает в завершающий этап промышленного переворота. Он был подстегнут таким порождением капиталистического производства, как экономические кризисы. Первый кризис вспыхнул Англии в 1825 г., затем повторялся примерно каждые 10 лет - в 1836—1837 гг., 1847, 1857, 1866 гг. В Англии они послужили развитию машиностроения и всеобщей механизации промышленного производства. Основы машиностроения были заложены созданием металлообрабатывающих станков — токарного, строгального, фрезерного и в особенности токарно-винторезного станка с суппортом. Становление машиностроительной промышленности происходит в 1830—1840-х гг. и вплотную приближает Англию к завершению промышленного переворота. В 1851 г. в Лондоне в знаменитом Хрустальном дворце открылась промышленная выставка. Она была всемирной, но фактически стала выставкой передовых английских образцов техники периода индустриализации. Выставочные экспонаты Англии были вне конкуренции. Техническая революция в промышленности с объективной необходимостью повлекла за собой соответствующие преобразования в транспортном хозяйстве. Составной частью промышленного переворота явилось создание парового транспорта. Первая железная дорога начала функционировать в Англии в 1826 г. Корабли с паровыми двигателями действуют на речных артериях страны уже с 1814 г., а на морских и океанских путях они полностью вытесняют парусные суда в 1850—1860 гг. Первый океанский пароходный рейс Ливерпуль — Нью-Йорк был совершен в 1858 г.
Наращивание Англией колониальной мощи привело к тому, что во всех частях света, на всех мировых торговых путях Англия завладела военно-морскими базами, портами, опорными торговыми пунктами. В результате в конце XVIII в. и большей части XIX в. Англия стала совсем другой страной, не похожей ни на какую другую. Непохожесть эта выражалась в следующем. Англия была единственной страной, выделившейся из общего хода экономического развития. Масштабность ее технических и технологических преобразований, непрерывно нараставшая до последней трети XIX в., породила принципиально новую, неизвестную до тех пор миру индустриальную структуру экономики. Это была экономика, отличавшаяся преобладанием промышленности над сельским хозяйством, в самой промышленности — ведущей ролью тяжелой индустрии со всесторонне развитым машиностроением и достижением на базе передовой техники наивысшей производительности общественного труда. За 1820—1870 гг. производительность труда в Англии утроилась и опередила этот показатель во всех других странах. С индустриализацией изменилась отраслевая занятость населения, его профессиональная структура. Если в начале века еще около половины населения было занято в сельском хозяйстве, то к 80-м гг. его численность сократилась до 12%. Все остальное работающее по найму население было занято в промышленности и ее инфраструктурных подразделениях — на транспорте, в торговле, в банковском деле. Первые этапы промышленного переворота сопровождались резким ухудшением условий промышленного труда. Реальная заработная плата снижалась, рабочий день удлинялся, ширилось использование труда женщин, детей, подростков, оплачиваемого ниже труда рабочих-мужчин, очень тяжелы были бытовые условия. Однако к середине века все это начало заметно изменяться. Обозначилась тенденция повышения заработной платы, особенно квалифицированных рабочих, потомственно связанных с фабричным производством. Большую роль сыграло массовое общественное движение 1830—1840-х гг., известное под названием чартизма. Его политическим итогом явилось завоевание всеобщего избирательного права, социальным итогом — принятие впервые в истории трудового законодательства. Эти итоги свидетельствовали о неразрывной связи между победой капиталистического хозяйствования и демократизацией общественной жизни. Англия первая пошла по этому пути. Одним из последствий индустриализации стал рост акционерных компаний и повсеместное, почти полное вытеснение ими индивидуального предпринимательства. Для увеличения своих средств компании выпускали ценные бумаги — акции. В 1773 г. в Лондоне образовалась фондовая биржа. На ней происходила котировка и устанавливался биржевой курс ценных бумаг. Акции, поступавшие затем в продажу, обычно хорошо расходились, поскольку акционерные компании выплачивали по ним достаточно высокие дивиденды. Другим процессом, ускорившим индустриализацию и оказавшим на долгие годы влияние на все мировые параметры английской экономики, был рост банковской системы. В конце XVII в. и на протяжении большей части XVIII в. ростовщическому капиталу с его высоким процентом противостоял фактически один только Английский банк, созданный в 1694 г. Закон 1709 г. запрещал основание других акционерных кредитных учреждений, и поэтому развитие банковской системы в течение более чем столетия происходило в виде образования частных банков и банкирских домов. Среди последних особенно выделились банкирский дом Н. Ротшильда (родного брата главы парижского банкирского дома Дж. Ротшильда), банкирский дом Беринг и К° и др. Функционирование товарного и фондового рынков опиралось на устойчивую денежную систему. Фунт стерлингов, британская национальная валюта, пережив, как и другие национальные валюты, эпоху биметаллизма, в конце XVIII в. получил золотое обеспечение, законодательно оформленное в 1816 г. Банкноты, выпускаемые по поручению правительства английским банком, подкреплялись прочным золотым запасом и свободно разменивались на золото. Система золотого монометаллизма, введенная в Англии раньше всех других стран и сохранившая свою беспрецедентную устойчивость до Великой депрессии 1930-х гг., служила важнейшей основой экономического роста в XIX в. Опираясь на этот устойчивый внутренний рост, Англия в середине XIX в. завоевала не менее прочное и устойчивое мировое экономическое первенство. Оно выражалось в нескольких взаимосвязанных показателях. Решающее значение среди них принадлежало промышленному первенству. Английская промышленность, вооруженная самой передовой техникой и технологией, производила товаров больше любой из стран Запада, ее продукция была наивысшего качества и самой дешевой. С 1850—1860-х гг. страну стали называть «фабрикой мира», и она полностью оправдала свое название. Неразрывно связанным с промышленным первенством было завоеванное к 1870-м гг. колониальное первенство. Уже давно утратили свое значение первых колониальных держав Испания и Португалия, в континентальной Европе довольно значительным колониальным фондом обладали только Франция и Нидерланды, однако размеры их владений и извлекаемых от них доходов сильно уступали английским. Утверждение господства в мировой торговле, наполнение рынков всех стран изделиями английской промышленности и товарами, доставляемыми из колоний, было закономерным третьим показателем мирового экономического первенства. И, наконец, символом мирового первенства были размеры национального богатства Англии. В XIX в. она становится самой богатой страной мира, мировым банкиром и уже с начала века практикует вывоз капитала, более чем на полстолетия опережая в этом будущие тенденции мирового хозяйства. США на западе и Россия на востоке были регионами, широко притягивавшими английские кредиты и инвестиции. В конце XIX — начале XX вв. Англия превратилась в крупнейшего в мире экспортера капитала. Но развернувшаяся в эти годы вторая техническая революция лишила ее главной основы былого экономического могущества — первенства в промышленности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.01 с.) |