Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика осуществления группировки статистических данныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Распределение совокупности на группы, однородные в том или ином отношении, связано с такими действиями, как систематизация, типология, классификация, группировка. Традиционно такое распределение выполняют по следующей схеме: из множества признаков, описывающих явление, выбирают группировочные, а затем совокупность делят на группы и подгруппы в соответствии со значениями этих признаков. В каждом конкретном исследовании решаются три вопроса: 1) что взять за основу группировки; 2) сколько групп, позиций необходимо выделить; 3) как разделить группы. Основой группировки может быть любой атрибутивный или количественный признак, имеющий градации. Промежуток изменений (область существования) признака статистической совокупности (R=хmах - xmin) принято называть размахом вариации. Совокупность значений признака статистической совокупности, принадлежащих отдельному промежутку, принято называть группой Ориентировочно оптимальное количество групп определяется формулой, рекомендованной американским статистиком Стерджессом: K=1+3.322LgN где К - число групп (интервалов); N - объем статистической совокупности. Формула Стерджесса пригодна при условии, что распределение единиц совокупности по данному признаку приближается к нормальному, и при этом применяются равные интервалы в группах. Чтобы получить группы, адекватные действительности, необходимо руководствоваться сущностью изучаемого явления (процесса). Интервалы представляют собой каркас группировки. На практике их образовывают, придерживаясь трех формальных принципов: равности интервалов, кратности интервалов, равности частот. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц обследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. Интервалы могут быть равные и неравные. Неравные интервалы используются, если диапазон вариации признака слишком широкий и распределение значений неравномерно. Формируются они на основе принципа кратности, когда ширина каждого последующего интервала в к раз больше (меньше) предыдущего. Равные интервалы целесообразно применять в тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным. Для группировок с равными интервалами величина интервала Интервалы групп могут быть закрытыми (когда указана нижняя и верхняя границы) и открытыми (когда указана только одна граница - верхняя или нижняя). Сравнимость статистических группировок. Вторичная группировка Иногда возникает необходимость проведения вторичных группировок - образования новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Такая необходимость может возникнуть, если имеющиеся группировки не удовлетворяют требованиям проводимого анализа (несопоставимы из-за разного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов). Получение новых групп на основе имеющихся возможно двумя способами перегруппировки: объединением первоначальных интервалов (путем их укрупнения) и долевой перегруппировки (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности). Пример: Таблица 2 – Распределение сотрудников предприятия ив уровню дохода
Произведем перегруппировку данных, образовав новые труппы с интервалами до5, 5-10,10-20,20-30, свыше 30 тыс. руб. В первую новую группу войдет полностью первая группа сотрудников и часть второй группы. Чтобы образовать группу до 5 тыс. руб., необходимо от интервала группы взять 1,0 тыс. руб. Величина интервала этой группы составляет 6,0 тыс. руб. Следовательно, необходимо взять от нее 1/6 (1,0:6,0) часть. Аналогичную же часть надо взять от числа работников, т.е. . В первой группе число работающих: 16+3=20 человек. Вторую новую группу образуют работающие второй группы за вычетом отнесенных к первой, то есть 20-3=17-чел. Во вновь образованную третью группу войдут все сотрудники третьей группы и часть сотрудников, четвертой. Для определения этой части от интервала 18-30 (ширина интервала равна 12) нужно добавить к предыдущему 2,0 (чтобы верхняя граница интервала была равна 2,0 тыс. руб.). Следовательно, необходимо, взять часть интервала, равную [2:12 — 1:6]. В этой группе 74 человека, значит надо взять 74х(1:6)=12 чел. В новую третью группу войдут 44+12 = 56 чел. Во вновь образованную четвертую группу войдут 74-12= 62 чел., оставшихся от прежней четвертой группы. Пятую вновь образованную группу составят работающие пятой и шестой прежних групп: 37+9 = 46 чел. В результате получим следующие новые группы: Таблица 3 – Новая группировка
4 Закрепление знаний _______ 1 В чем заключается процесс группировки 2 Перечислите и охарактеризуйте основные виды группировок 3 Интервал. Виды и формула 4 Формула Стерджесса 5 Перегруппировка 5 Выдача домашнего задания ______ Повторить пройденный материал Подведение итогов занятия План занятия №(7) 4 по учебной дисциплине «Статистика»
Тема занятия Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных Метод группировок. Тип занятия урок совершенствования знаний Вид занятия урок-практическая работа №1 Дидактические цели Образовательные знают понятие группировки, виды, цели и задачи, порядок проведения группировки, умеют проводить группировку, перегруппировку статистических данных Развивающие классифицируют различные виды группировок, формулируют выводы по результатам проведенной группировки Воспитывающие содействуют формированию профессиональной культуры. Межпредметные связи: Обеспечивающие дисциплины: АФХД Обеспечиваемые дисциплины: математика Методы обучения: практического обучения Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал Литература: 1 Н.В. Толстик Статистика 2 Е.М. Ефимова Статистика
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Организационный момент Работа с журналом, рапортичкой, проверка готовности группы к уроку Изучение нового материала 1 Группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками. Классификация группировок: Структурная группировка характеризует состав однородной совокупности по определенным признакам. Например, состав населения региона по месту проживания, по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объему выпущенной продукции, структура депозитов по срокам их привлечения. Типологическая группировка - это распределение качественно неоднородных совокупностей на классы, социально-экономические типы, однородные группы. Примером может служить группировка секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности: государственная, федеральная, муниципальная, частная, смешанная. Аналитические группировки предназначены для выявления зависимости между признаками. Основой группировки может быть любой атрибутивный или количественный признак. Совокупность значений признака статистической совокупности, принадлежащих отдельному промежутку, принято называть группой. Ориентировочно оптимальное количество групп определяется формулой, рекомендованной американским статистиком Стерджессом: K=1+3.322LgN (1) где К - число групп (интервалов); N - объем статистической совокупности. Интервалы представляют собой каркас группировки. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц обследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. Интервалы групп могут быть закрытыми (когда указана нижняя и верхняя границы) и открытыми (когда указана только одна граница - верхняя или нижняя). (2) где хmin, max – минимальное и максимальное значение признака n – число групп h – щаг интервала
Задача 1 Произведите группировку 30 магазинов одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок. Таблица 1 – Исходные данные
Решение: Вкачестве группировочного признака выбираем товарооборот. Теперь необходимо образовать 4 группы с равными интервалами. Величина интервала определяется по формуле: где h - шаг интервала хmax, xmin – минимальное и максимальное значение группировочного признака n - число групп Обозначим границы групп: 2100-7350 – 1-ая группа (2100+5250) 7350-12600 – 2-я группа (7350+5250) 12600-17850 – 3-ая группа (17850+5250) 17850-23100 – 4-ая группа (17850+5250) После того, как определено число групп и группировочный признак, необходимо определить показатели, которые характеризуют группы и их величины. Показатели разноситься по группам и подсчитываются итоги. Таблица 2 – Группировка магазинов по величине товарооборота
Таблица 3 – Группировка магазинов по величине товарооборота (% к итогу)
Вывод: из таблицы 3 видно, что преобладает группа с товарооборотом в интервале 2100-7350 – 60%.
Задача 2 Провести группировку коммерческих банков одного из регионов РФ на 1.01.06 Таблица 4 – Исходные данные
Решение: В качестве группировочного признака возьмем капитал банка. Образуем четыре группы банков с разными интервалами. Величину интервала определяем по формуле: где h - шаг интервала хmax, xmin – минимальное и максимальное значение группировочного признака n - число групп Теперь обозначим границы групп:
После того, как определен группировочный признак – капитал, шаг интервала и образованы группы, мы определим показатели, которые характеризуют группы и их величины по каждой группе. Таблица 5 –– Группировка коммерческих банков по величине капитала
Структурная группировка коммерческих банков будет иметь вид: Таблица 6 – Группировка коммерческих банков по величине каритала (% к итогу)
Вывод: Из таблицы 6 видно, что в основном преобладают мелкие банки – 56,7 %, на их долю приходится 48,2% капитала. Крупные и средние банки занимают по 10%, доля их капитала составила 15,5 и 11,9 % соответственно. Закрепление знаний 1 В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных? 2 Что представляет собой группировка? 3 Виды группировок 4 Охарактеризуйте каждый вид группировки 5 Понятие интервала 6 Виды интервалов 7 Формула интервала 4 Выдача домашнего задания Записать в тетрадь примеры количественных и качественных признаков, которые могут быть положены в основание группировки для предприятия (3-5 примеров) Доделать практическую работу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.01 с.) |