Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика осуществления группировки статистических данных

Поиск

Распределение совокупности на группы, однородные в том или ином отношении, связано с такими действиями, как систематиза­ция, типология, классификация, группировка. Традиционно такое распределение выполняют по следующей схеме: из множества признаков, описывающих явление, выбирают группировочные, а затем совокупность делят на группы и подгруппы в соответствии со значениями этих признаков.

В каждом конкретном исследовании решаются три вопроса:

1) что взять за основу группировки;

2) сколько групп, позиций необходимо выделить;

3) как разделить группы.

Основой группировки может быть любой атрибутивный или ко­личественный признак, имеющий градации.

Промежуток изменений (область существования) признака статистической совокупности

(R=хmах - xmin)

принято называть размахом вариации. Совокупность значений признака статисти­ческой совокупности, принадлежащих отдельному промежутку, принято называть группой Ориентировочно оптимальное коли­чество групп определяется формулой, рекомендованной амери­канским статистиком Стерджессом:

K=1+3.322LgN

где К - число групп (интервалов); N - объем статистической со­вокупности.

Формула Стерджесса пригодна при условии, что рас­пределение единиц совокупности по данному признаку приближа­ется к нормальному, и при этом применяются равные интервалы в группах. Чтобы получить группы, адекватные действительности, необходимо руководствоваться сущностью изучаемого явления (процесса).

Интервалы представляют собой каркас группировки. На прак­тике их образовывают, придерживаясь трех формальных при­нципов: равности интервалов, кратности интервалов, равности частот. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше ин­тервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц обследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака.

Интервалы могут быть равные и неравные. Неравные интер­валы используются, если диапазон вариации признака слишком широкий и распределение значений неравномерно. Формируются они на основе принципа кратности, когда ширина каждого последу­ющего интервала в к раз больше (меньше) предыдущего. Равные интервалы целесообразно применять в тех случаях, когда вариа­ция проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным. Для группировок с равными интервалами величина интервала

Интервалы групп могут быть закрытыми (когда указана ниж­няя и верхняя границы) и открытыми (когда указана только одна граница - верхняя или нижняя).

Сравнимость статистических группировок. Вторичная группировка

Иногда возникает необходимость проведения вторичных группировок - образования новых групп на основе ранее осу­ществленной группировки. Такая необходимость может возник­нуть, если имеющиеся группировки не удовлетворяют требова­ниям проводимого анализа (несопоставимы из-за разного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов). Полу­чение новых групп на основе имеющихся возможно двумя спосо­бами перегруппировки: объединением первоначальных интерва­лов (путем их укрупнения) и долевой перегруппировки (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц сово­купности).

Пример:

Таблица 2 – Распределение сотрудников предприятия ив уровню дохода

Группы работающих по уровню доходов, тыс. руб. Число работающих, чел.
До 4 4-10 10-18 18-30 30-40 40 и более 16 20 44 74 37 9
Итого 200

Произведем перегруппировку данных, образовав новые труппы с интервалами до5, 5-10,10-20,20-30, свыше 30 тыс. руб. В первую новую группу войдет полностью первая группа сотрудников и часть второй группы. Чтобы образовать группу до 5 тыс. руб., необходимо от интервала группы взять 1,0 тыс. руб. Величина интервала этой группы составляет 6,0 тыс. руб. Следовательно, необходимо взять от нее 1/6 (1,0:6,0) часть. Аналогичную же часть надо взять от числа работников, т.е. . В первой группе число работающих: 16+3=20 человек. Вторую новую группу образуют работающие второй группы за вычетом отнесенных к первой, то есть 20-3=17-чел. Во вновь образованную третью группу войдут все со­трудники третьей группы и часть сотрудников, четвертой. Для определения этой части от интервала 18-30 (ширина интервала равна 12) нужно добавить к предыдущему 2,0 (чтобы верхняя граница интервала была равна 2,0 тыс. руб.). Следовательно, необходимо, взять часть интервала, равную [2:12 — 1:6]. В этой группе 74 человека, значит надо взять 74х(1:6)=12 чел. В новую третью группу войдут 44+12 = 56 чел. Во вновь образованную четвертую группу войдут 74-12= 62 чел., оставшихся от прежней четвертой группы. Пятую вновь образованную группу составят работающие пятой и шестой прежних групп: 37+9 = 46 чел. В результате получим следующие новые группы:

Таблица 3 – Новая группировка

Группы работающих по уровню доходов, руб. Число работающих
до 5 19
5-10 17
10-20 56
20-30 62
свыше 30 46
Итого 200

4 Закрепление знаний _______

1 В чем заключается процесс группировки

2 Перечислите и охарактеризуйте основные виды группировок

3 Интервал. Виды и формула

4 Формула Стерджесса

5 Перегруппировка

5 Выдача домашнего задания ______

Повторить пройденный материал

Подведение итогов занятия


План занятия №(7) 4

по учебной дисциплине «Статистика»

Группа Дата
Э2-1  
Зм2-5  

Тема занятия Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных

Метод группировок.

Тип занятия урок совершенствования знаний

Вид занятия урок-практическая работа №1

Дидактические цели

Образовательные

знают понятие группировки, виды, цели и задачи, порядок проведения группировки, умеют проводить группировку, перегруппировку статистических данных

Развивающие

классифицируют различные виды группировок, формулируют выводы по результатам проведенной группировки

Воспитывающие

содействуют формированию профессиональной культуры.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие дисциплины: АФХД

Обеспечиваемые дисциплины: математика

Методы обучения: практического обучения

Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал

Литература:

1 Н.В. Толстик Статистика

2 Е.М. Ефимова Статистика

 

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Работа с журналом, рапортичкой, проверка готовности группы к уроку

Изучение нового материала

1 Группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.

Классификация группировок:

Структурная группировка характеризует состав однород­ной совокупности по определенным признакам. Например, состав населения региона по месту проживания, по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объему выпущенной продук­ции, структура депозитов по срокам их привлечения.

Типологическая группировка - это распределение качес­твенно неоднородных совокупностей на классы, социально-эко­номические типы, однородные группы. Примером может служить группировка сек­торов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности: государственная, федеральная, муниципальная, частная, смешанная.

Аналитические группировки предназначены для выявления зависимости между признаками.

Основой группировки может быть любой атрибутивный или ко­личественный признак.

Совокупность значений признака статисти­ческой совокупности, принадлежащих отдельному промежутку, принято называть группой. Ориентировочно оптимальное коли­чество групп определяется формулой, рекомендованной амери­канским статистиком Стерджессом:

K=1+3.322LgN (1)

где К - число групп (интервалов);

N - объем статистической со­вокупности.

Интервалы представляют собой каркас группировки. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше ин­тервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц обследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака.

Интервалы групп могут быть закрытыми (когда указана ниж­няя и верхняя границы) и открытыми (когда указана только одна граница - верхняя или нижняя).

(2)

где хmin, max – минимальное и максимальное значение признака

n – число групп

h – щаг интервала

 

Задача 1

Произведите группировку 30 магазинов одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок.

Таблица 1 – Исходные данные

Среднесписочная численность, чел. Товарооборот, млн. руб.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Решение:

Вкачестве группировочного признака выбираем товарооборот.

Теперь необходимо образовать 4 группы с равными интервалами. Величина интервала определяется по формуле:

где h - шаг интервала

хmax, xmin – минимальное и максимальное значение группировочного признака

n - число групп

Обозначим границы групп:

2100-7350 – 1-ая группа (2100+5250)

7350-12600 – 2-я группа (7350+5250)

12600-17850 – 3-ая группа (17850+5250)

17850-23100 – 4-ая группа (17850+5250)

После того, как определено число групп и группировочный признак, необходимо определить показатели, которые характеризуют группы и их величины. Показатели разноситься по группам и подсчитываются итоги.

Таблица 2 – Группировка магазинов по величине товарооборота

№ группы Группы магазинов, млн. руб. Число Численность, чел. Товарооборот, млн. руб.
  2100-7350      
  7350-12600      
  12600-17850      
  17850-23100      
Итого        

 

Таблица 3 – Группировка магазинов по величине товарооборота (% к итогу)

№ группы Группы магазинов, млн. руб. Число, % к итогу Численность, % к итогу. Товарооборот, % к итогу
  2100-7350   40,42 29,69
  7350-12600   27,79 24,26
  12600-17850   14,10 20,12
  17850-23100   17,69 25,93
Итого        

 

Вывод: из таблицы 3 видно, что преобладает группа с товарооборотом в интервале 2100-7350 – 60%.

 

Задача 2

Провести группировку коммерческих банков одного из регионов РФ на 1.01.06

Таблица 4 – Исходные данные

Номер банка Капитал Рабочие активы Уставный капитал
  207,7 2,48 1,14
  200,3 2,40 1,10
  190,2 2,28 1,05
  323,0 3,88 1,88
  247,1 2,96 1,36
  177,7 2,12 0,97
  242,5 2,90 1,33
  182,9 2,18 0,99
  315,6 3,78 1,73
  183,2 2,20 1,01
  320,2 3,84 1,76
  207,3 2,48 1,14
  181,0 2,17 0,99
  172,4 2,06 0,94
  234,3 2,81 1,29
  189,5 2,27 1,04
  187,7 2,24 1,03
  166,9 1,99 0,91
  157,7 1,88 0,86
  168,3 2,02 0,93
  224,4 2,69 1,23
  166,5 1,99 0,91
  198,5 2,38 1,09
  240,4 2,88 1,32
  229,3 2,75 1,26
  175,2 2,10 0,96
  156,8 1,87 0,86
  160,1 1,92 0,88
  178,7 2,14 0,98
  171,6 2,05 0,94

 

Решение:

В качестве группировочного признака возьмем капитал банка.

Образуем четыре группы банков с разными интервалами. Величину интервала определяем по формуле:

где h - шаг интервала

хmax, xmin – минимальное и максимальное значение группировочного признака

n - число групп

Теперь обозначим границы групп:

1 – я группа 156,0-197,8
2 – я группа 1297,8-239,6
3 – я группа 239,6-281,4
4 – я группа 281,4-323,2

После того, как определен группировочный признак – капитал, шаг интервала и образованы группы, мы определим показатели, которые характеризуют группы и их величины по каждой группе.

Таблица 5 –– Группировка коммерческих банков по величине капитала

Группы банков по величине капитала Число банков Капитал Активы Работающие активы
         
156,0-197,8   2699,5 35,48 16,25
197,8-239,6   1501,8 17,99 8,25
239,6-281,4   730,0 8,74 4,01
281,4-323,2   958,8 11,5 5,37
Итого   6157,1 73,71 33,88

Структурная группировка коммерческих банков будет иметь вид:

Таблица 6 – Группировка коммерческих банков по величине каритала (% к итогу)

Группы банков по величине капитала Число банков, % к итогу Капитал,% к итогу Активы, % к итогу Работающие активы, % к итогу
         
156,0-197,8 56,7 48,2 48,1 48,0
197,8-239,6 23,3 24,4 24,4 24,3
239,6-281,4 10,0 11,9 11,9 11,8
281,4-323,2 10,0 15,5 15,6 15,9
Итого        

 

Вывод:

Из таблицы 6 видно, что в основном преобладают мелкие банки – 56,7 %, на их долю приходится 48,2% капитала. Крупные и средние банки занимают по 10%, доля их капитала составила 15,5 и 11,9 % соответственно.

Закрепление знаний

1 В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

2 Что представляет собой группировка?

3 Виды группировок

4 Охарактеризуйте каждый вид группировки

5 Понятие интервала

6 Виды интервалов

7 Формула интервала

4 Выдача домашнего задания

Записать в тетрадь примеры количественных и качественных признаков, которые могут быть положены в основание группировки для предприятия (3-5 примеров)

Доделать практическую работу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.01 с.)