Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению.

Поиск

Формуляры наблюдения — бланки, опросные листы, анкеты и т.д., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. Соответственно в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа. Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева — вопросы программы наблюдения, справа — место для ответов. Формуляр наблюдения может быть карточным или списанным. В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единицы наблюдения, во втором — по нескольким.

Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказках, либо на самом формуляре наблюдения.

Как бы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материалы наблюдения нуждаются в контроле. Прежде всего проверяется полнота охвата единиц наблюдением.

3 Контроль материалов наблюдения (конспект самостоятельно по В.Н. Толстик Статистика)

Всякое статистическое наблюдение ставит задачу получения таких данных, которые точнее отображали бы действительность. Точность и достоверность собираемой статистической информации — важнейшая задача статистического наблюдения.

Отклонения или разности между исчисленными показателями и действительными (истинными) величинами исследуемых явлений нашли отражение в показателях, называемых ошибками или погрешностями.

Чтобы предупредить их возникновение или уменьшить их размеры, необходимо в процессе подготовки и проведения наблюдения предусмотреть и осуществить ряд мероприятий: а) необходимо обеспечить правильный подбор и обучение персонала, на который будут возложены проведение наблюдения, систематический контроль за ходом наблюдения, широкая разъяснительная работа; б) следует предусмотреть соответствующие меры во избежание сознательного искажения фактов, приписок и т.д.

В зависимости от характера и степени влияния на конечные результаты наблюдения, а также исходя из причин и источников возникновения неточностей, допускаемых в процессе статистического наблюдения, обычно выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на случайные и систематические.

Случайные ошибки — это, как правило, ошибки регистрации, которые могут быть допушены как опрашиваемыми в их ответах, так и регистраторами при заполнении бланков. Например, записывается цифра не в ту графу или вместо возраста 28 лет записывается 38 лет.

Систематические ошибки могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные ошибки получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные. Нередки случаи преднамеренного искажения в отчетах сведений об объеме выпущенной продукции, об остатках дефицитного сырья, материалов и т.д. Непреднамеренные ошибки вызываются различными случайными причинами.

Ошибки репрезентативности. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности, хотя регистрация сведений по каждой отобранной для обследования единице была проведена точно. Ошибки репрезентативности могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки репрезентативности — это отклонения, возникающие при несплошном наблюдении из-за того, что совокупность отобранных единиц наблюдения неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Величина случайной ошибки репрезентативности может быть оценена с помощью соответствующих математических методов.

Систематические ошибки репрезентативности — отклонения, возникающие вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности. Размеры систематической ошибки репрезентативности не поддаются количественной оценке.

Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления могут служить листы переписи населения. Так, например, в переписном листе двухлетний мальчик показан женатым, а девятилетний ребенок — грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнений сведений и исправления допущенных ошибок. Примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.

Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль и, если потребовалось, в них внесены исправления. Проверкой собранных данных завершается начальный этап статистического исследования.

4 Закрепление знаний _______

1 Дайте определение понятию статистическое наблюдение

2 Назовите предмет и цели статистического наблюдения

3 Перечислите и охарактеризуйте этапы исследования

4 Программа статистического наблюдения

5 Выдача домашнего задания ______

Подготовьте устные ответы по вопросам темы.

Рефераты по темам:

­ Формы, виды и способы статистического наблюдения

­ Перепись населения

­ Статистическая отчетность

Подведение итогов занятия

Выводы по теме, выставление оценок

 


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4 (2)

по учебной дисциплине «Статистика»

Группа Дата
Э2-1  
Зм2-5  

Тема занятия Формы, виды и способы статистического наблюдения

Тип занятия урок изучения нового материала

Вид занятия урок изучения нового материала

Дидактические цели

Образовательные

знают виды и способы организации статистического наблюдения, формы статистического наблюдения

Развивающие

классифицируют способы статистического наблюдения

Воспитывающие

содействуют формированию профессиональной культуры.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие дисциплины: История России, обществознание

Обеспечиваемые дисциплины:

Методы обучения: словесный (лекция)

Методическое обеспечение занятия:

Литература:

1 Н.В. Толстик Статистика

2 Е.М. Ефимова Статистика

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент _________

Проверка готовности группы к уроку, работа с журналом, рапортичкой

 

2 Проверка домашнего задания

Выполнение самостоятельной работы

Устные ответы на вопросы:

1 Дайте определение понятию статистическое наблюдение

2 Назовите предмет и цели статистического наблюдения

3 Перечислите и охарактеризуйте этапы исследования

4 Программа статистического наблюдения

5 Понятие ошибки статистического наблюдения

6 Ошибка регистрации

7 Ошибка репрезентативности

8 Случайные и систематические ошибки

9 Счетный контроль

10 Логический контроль

 

Рефераты по темам:

­ Формы, виды и способы статистического наблюдения

­ Перепись населения

­ Статистическая отчетность

 

3 Изучение нового материала _______

 

1) Виды и способы статистического наблюдения

2) Формы статистического наблюдения


 
 

1 Виды и способы статистического наблюдения

 

 

Рисунок 3 - Виды и способы статистического наблюдения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.007 с.)