Тема занятия Методы оценки результатов выборочного наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия Методы оценки результатов выборочного наблюдения



Тип занятия комбинированный урок

Вид занятия комбинированный урок

Дидактические цели занятия

Образовательные:

дают понятие методам оценки выборочного наблюдения

Развивающие:

развивают самостоятельность мышления

Воспитывающие:

формирование мировоззренческих понятий

Межпредметные связи

Обеспечивающие: Экономика организации

Обеспечиваемые: АФХД

Методы обучения: беседа, лекция, выполнение упражнений

Методическое обеспечение занятия:

Литература:

1 Н. В. Толстик Статистика

2 М.Р. Шмойлова Практикум по теории статистики.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Проверка готовности группы к уроку, работа с журналом, рапортичкой.

2 Проверка домашнего задания

Задача 1. Найти среднюю и с вероятностью 0,954 – предельную ошибку среднего бала, если дисперсия успеваемости равна 0,56, а обследованию подвергнуто 100 студентов. Что произойдет с ошибкой среднего балла, если обследовать 400 студентов?

Решение:

Ошибка уменьшится в два раза. Это значит, что ошибку 0,06 можно будет гарантировать с вероятностью 0,954.

 

Изучение нового материала

Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность, которое является заключительным этапом выборочного наблюдения, предшествует оценка этих результатов.

Оценка результатов выборочного наблюдения включает:

§ Анализ качества отобранных данных, и в первую очередь полноты информации

§ Расчет относительной ошибки

Существует два способа распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность:

§ Прямой пересчет (средняя выборочная совокупность умножается на объем генеральной совокупности;

§ Способ коэффициентов (предполагает использование поправочного коэффициента.

Чтобы оценить степень точности выборочного наблюдения, необходимо оценить величину ошибок, которые могут возникнуть в процессе проведения выборочного наблюдения.

Основное внимание уделяется случайным ошибкам репрезентативности.

Средняя ошибка выборки. Мерой колеблемости возможных значений выборочной средней является средний квадрат отклонений вариантов выборочной средней от генеральной, взвешенной по их вероятностям, т.е. дисперсия выборочной средней.

Отсюда видно, что средняя ошибка выборки прямо пропорциональна среднему квадратическому отклонению и обратно пропорциональна квадратному корню из численности выборки.

Предельная ошибка выборки Средняя ошибка выборки используется для определения возможных отклонений показателей выборочной совокупности от соответствующих показателей генеральной совокупности.

С определенной вероятностью можно утверждать, что эти отклонения не превысят заданной величины, которая называется предельной ошибкой выборки.

Какой бы способ отбора мы не применяли, на последнем этапе в любом случае надо обеспечить случайную выборку, для того чтобы уменьшить размер выборки. Вид выборки определятся способом отбора единиц, подвергающихся наблюдению.

Выборочная совокупность может быть образована либо путем последовательного отбора единиц, либо путем последовательного отбора групп.

Если перед отбором совокупность разбивается на отдельные группы, из которых затем производится индивидуальный отбор, то такая выборка называется типической, районированной, стратифицированной. Если отбирают целые серии и в них проводится сплошное наблюдение, то такая выборка называется серийной, или гнездовой.

Выборка в любом из указанных видов может быть осуществлена путем повторного или бесповторного отбора. Повторный – это такой отбор, при котором каждая единица или серия участвует в отборе столько раз, сколько отбирают единиц или серий. При бесповторном отборе отобранная единица больше не участвует в отборе.

Случайность отбора обеспечивается следующими механизмами:

ü путем жеребьевки;

ü путем механической выборки (все единицы совокупности располагаются в определенном порядке, а затем в зависимости от численности выборки отбираются определенные единицы).

ü с помощью таблицы случайных чисел.

Закрепление знаний

Выполнение плановой контрольной работы (1 час)

 

5 Выдача домашнего задания

Задача №1

Для анализа объемов продаж однотипных предприятий и фирм, реализующий условный товар в одном из регионов РФ была проведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой было отобрано 20 фирм. Требуется, используя способ прямого пересчета, определить общий объем продаж предприятий генеральной совокупности, если известно, что средний объем продаж фирм выборочной совокупности составил 3,105 млн. руб.

Решение:

По условию n=0.1N, отсюда N=n/0.1=20/0.1=200 единиц

Тогда общий объем продаж всех однотипных предприятий и фирм, реализующих данный товар составит 3,105*200=621 млн. руб.

 

6 Подведение итогов занятия


План занятия №24

по учебной дисциплине «Статистика»

Группа Дата
Э2-1  
Зм2-5  

Преподаватель Призова О.В.

Тема занятия Методы изучения связи между явлениями

Тип занятия урок изучения нового материала

Вид занятия урок-лекция с элементами беседы (текущая)

Дидактические цели занятия

Образовательные:

Имеют представление:

· о методах изучения связей между явлениями

Различают:

· факторные и результативные признаки;

· функциональные и корреляционные связи;

· прямые и обратные связи.

Развивающие – развивают самостоятельность мышления, умение анализировать, делать выводы

Воспитывающие – формирование профессиональной культуры

Межпредметные связи

Обеспечивающие: экономика организации (предприятия), математика, теория бухгалтерского учета, экономическая теория

Обеспечиваемые: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методы обучения: информационно-развивающие

Методическое обеспечение занятия: опорный конспект, таблица «Баланс поступления и расходования материалов»

Литература

1 Статистика: Учеб. пособие/под ред. проф. М.Р. Ефимовой. – М. Инфра-М, 2003

2 Теория статистики: Учебное пособие / МЭСИ. – М., 2004

 

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Организационный момент – 2 мин.

Проверка готовности группы к уроку, работа с журналом, рапортичкой, сообщение темы и целей занятия.

2 Проверка домашнего задания – фронтальный опрос – 10 мин.

1 Перечислите основные методы статистической науки. (К методам статистической науки относятся: метод группировок, средних величин, графический, индексный)

2 В чем заключается метод группировок? (Метод группировок заключается в построении групп по определенным признакам)

3 В чем заключается метод средних величин? (Метод средних величин заключается в определении средний величины, которая будет типична для существующей совокупности)

4 В чем заключается графический метод? (Графический метод заключается в построении графика по данным статистического исследования для более наглядного представления статистических данных)

5 Что называется признаком? (Признак – это характерная черта, особенность, конкретное свойство статистической совокупности, которое может быть наблюдаемо и измерено)

6 На сколько групп делятся признаки? (Признаки делятся на две группы: качественные и количественные).

7 Приведите примеры качественных признаков (национальность, материал, из которого изготовлены стены здания, форма собственности)

8 Приведите примеры количественных признаков (возраст, заработная плата, доход, численность населения, уставный капитал)

9 Что называется группировкой? (Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части по каким-либо признакам)

10 Что называется статистической совокупностью? (Совокупность социально-экономических объектов и явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, общей связью, но отличающихся отдельными признаками – совокупность предприятий города)

 

Изучение нового материала – 60 мин.

Связи между явлениями

Все явления общественной жизни взаимосвязаны между собой. Задачей статистики состоит в том, чтобы выявить и измерить связи и зависимости между этими явлениями.

В начале изучения нашей дисциплины мы говорили, что теоретической основой статистики является экономическая теория. Статистика основывается на законах экономической теории, она рассматривает экономический закон как существенную и устойчивую связь между определенными явлениями и процессами. Познавая связи, статистика познает законы. А их знание позволяет управлять общественным развитием. Основой изучения связей является качественный анализ.

Статистика исходит из взаимосвязи всех явлений природы и общества. Например, объем продукции предприятия связан с численностью работников, мощностью двигателей, стоимостью производственных фондов, себестоимость продукции связана с численностью работников, заработной платой, состоянием основного оборудования и др.

Невозможно управлять явлением предсказывать его развитие без изучения характера, силы и других особенностей связи. Выделяют несколько этапов изучения связи между явлениями.

· В основе первого этапа лежит качественный анализ явления, связанный с анализом его природы

· Второй этап – построение модели связи – основано на методах статистики: метод группировок, средних величин

· Третий этап – интерпретация результатов – связана с качественными особенностями изучаемого явления.

Каждое явление обладает рядом признаков:

Признаки, выступающие в качестве факторов, которые обуславливают изменение других признаков называются факторными.

Признаки, которые являются результатом влияния факторных признаков называются результативными.

Рассмотрим первоначальную стоимость оборудования.

Вспомните, из чего складывается первоначальная стоимость оборудования?

Например, первоначальная стоимость оборудования строительной фирмы складывается из стоимости оборудования, затрат на доставку, установку и монтаж оборудования, поэтому затраты на доставку будут результативным, а первоначальная стоимость – факторным признаком.

В статистике связи между явлениями классифицируются по следующим признакам:

1) По степени их тесноты:

· Функциональная связь – связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно или несколько значений результативного признака.

При сдельной форме оплаты труда заработок работника находится в зависимости от количества выпускаемой им продукции.

Например, связь между оплатой труда (у) и количеством выполненных работ (х) при сдельной оплате труда. Количество выполненных работ будет являться факторным, а уровень заработной платы результативным признаком.

Если расценка за выполнение 1 м2 работ составляет 2 рубля, то уравнение функциональной связи будет следующим: у=2х.

· Корреляционная связь – когдаодному и тому же значению факторного признака может соответствовать сколько угодно различных значений результативного признака. Здесь связь проявляется лишь в форме средней величины.

Что такое себестоимость?

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции.

Например, себестоимость величины продукции зависит от уровня производительности труда, чем выше производительность, тем ниже себестоимость. Но себестоимость зависит от ряда других факторов: стоимость сырья и материалов, топлива, электроэнергии и др.

Можем ли мы утверждать, что при повышении производительности труда, допустим на 10%, себестоимость снизиться на 10%.

Не можем, потому что может случиться, что несмотря на рост производительности, себестоимость несколько повыситься, если на нее окажут влияние действующие в обратном направлении факторы.

2) По направлению изменений факторного и результативного признака:

· Прямая связь – такая связь, при которой с изменением значений результативного признака в одну сторону, в ту же сторону меняется и факторный признак. Например, рост объемов производства вызывает увеличение прибыли предприятия, рост заработной платы одного члена семьи вызывает рост доходов всей семьи.

· Обратная связь – такая связь, при которой с увеличением (уменьшением) результативного признака происходит уменьшение (увеличение) факторного признака.

Рассмотрим этот вид связи на следующем примере. Для начала вспомним, что называется рентабельностью?

Рентабельность – это показатель эффективности производства, который характеризует степень отдачи затрат. Рентабельность определяется путем деления прибыли на себестоимость.

Например, снижение себестоимости влечет рост рентабельности

3) По аналитическому выражению выделяются две основные формы связи:

· прямолинейная (выражается уравнением прямой );

· криволинейная (описывается уравнениями кривых линий – гипербол, парабол). На доске представлены графики параболы и гиперболы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.029 с.)