Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансфер технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.

Поиск

Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии; ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;

технические и технологические знания и информация.

Распространение получили следующие механизмы трансфера технологий: передача прав на патент, лицензирование, торговля беспатентными изобретениями, торговля ноу-хау, продажа технической документацией, передача технологии в качестве вклада в уставной капитал инновационной компании, оказание инжиниринговых услуг и т.д.

Объектами некоммерческого трансфера технологий являются: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.; международные конференции, симпозиумы, выставки; обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.

Идеология: Сохранение и развитие интеллектуального потенциала как стратегического ресурса университета и повышение его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Механизм: А ктивизация изобретательской деятельности. Коммерциализация охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и услуг в области интеллектуальной собственности. Формирование нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности университета.

Университет - владелец патента может выступать в этой схеме поставщиком одного из важнейших ресурсов – технологии, а "катализатором" процесса интеграции является Инновационное агентство, Центр трансфера технологий или венчурный фонд.

Опыт зарубежных и ряда российских университетов свидетельствует о целесообразности для владельцев ОИС активного использования в цепочке их коммерциализации фирм, специализирующихся в области трансфера технологий. Вместе с тем, для успешной деятельности в этой области организация должна располагать собственным компетентным структурным подразделением для проведения первичных работ по выявлению, оценке коммерциализуемости и закреплению прав организации на результаты научно-технических разработок.

Процесс- совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Б изнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, кот. по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для клиента.

Этапы ТТ: 1. определяются перспективные направления коммерциализации имеющегося н-т задела, определяются конкретные разработки (технологии, продукция, услуги), которые могут быть предложены на рынке, дается предварительная оценка потребностей.

2. превращение н-т разработки в товар для рынка технологий. Создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий. Привлечение партнеров и средств инвесторов и учет их требований на последующих этапах. Поддержка и привлечение самых различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, для проведения маркетингового исследования и разработки бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получения сертификатов.

3. Продвижение разработок на рынок составляет третий этап - поиск конкретных покупателей новых разработок. Для этого используются самые различные пути, в том числе прямые обращения и переговоры, участие в выставках и ярмарках, конференциях и семинарах, различных конкурсах и тендерах, проведение презентаций. При этом используются как традиционные подходы, так и возможности новых информационных технологий (Интернет, электронная почта), средства массовой информации (радио, телевидение, пресса).

4. Адаптация (доработка) исходного технологического пакета к требованиям конкретного потенциального покупателя.

5. Завершающим является этап реализации разработки на рынке -- этап коммерциализации научно-технической разработки, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль отводится малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний — малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Затраты на одного ученого и инженера в малых фирмах в 2 раза меньше, чем в крупных.

В промышленно развитых странах, например в Японии, США и Российской Федерации, большинство структур (в том числе инновационных), поддерживающих малый бизнес, создано при содействии Министерства общего и профессионального образования. Высшая школа Российской Федерации насчитывает 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Цель технопарков — стимулировать малое инновационное предпринимательство.

Кроме технопарков на рынке действуют так называемые бизнес-инкубаторы, которые занимаются реализацией любого сулящего прибыль проекта. Обычно они находятся под патронатом банка, готового инвестировать рисковый капитал.

Известны и технополисы — объединения, представляющие собой комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, вузов, конструкторских и внедренческих организаций, а также ряда промышленных предприятий, ориентированных на освоение новшеств. В рамках технополисов может осуществляться полный инвестиционный цикл, включая подготовку кадров. Соседство научных и учебных учреждений разной отраслевой направленности обеспечивает междисциплинарные (на стыке наук) исследования, разработки и интенсивный обмен идеями. Неотъемлемыми элементами технополисов должны быть венчурные фирмы и акционерные коммерческие банки.

Оргструктура — это не только рисунок в виде набора квадратиков, соединенных линиями. Последнее лишь графическое представление, подразумевающее соответствующее распределения всего массива функций и ответственности за их выполнение, будущие взаимодействия с целью их максимальной оптимизации.

Разработанные в ходе проекта оптимизации оргструктуры бизнес-процессы являются ничем иным, как регламентом взаимодействия оргединиц между собой и с внешними контрагентами. Поэтому, усилия, потраченные на описание и корректировку бизнес-процессов, будут востребованы еще и на последующем этапе написания регламентов

6. Государственное регулирование и поддержка трансфера технологий за рубежом (на примере США, Великобритании). Государственное регулирование и программы поддержки трансфера технологий в РФ. Инфраструктура трансфера технологий.

Инновационная политика государства тесно связана с его инвестиционной политикой, направленной на стимулирование капиталовложений в ту часть инновации, в которой инвестиции являются базой для материализации нововведений. Важные пути государственного воздействия — стимулирование высокотехнологичных (наукоемких) отраслей, поощрение традиционных отраслей на новой технической базе, свертывание стагнирующих производств..

Существенным элементом прямой поддержки инноваций является формирование государственной инновационной инфраструктуры путем создания сети центров распространения нововведений и консультаций. Государство способствует также формированию рынка инноваций путем информации в государственных изданиях о выставках, биржах, ярмарках, конференциях и т. д. Государство само может выступать в качестве агента рынка, например, при покупке и продаже лицензий.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование ИП в стране и за рубежом, а также поиск эффективных технологий для широкого внедрения через свои представительства. Существенны меры моральной поддержки в виде присвоения почетных званий и наград, посещения государственными руководителями ведущих инновационных организаций.

Среди мер косвенного воздействия применяется льготное налогообложение. В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность: 1. предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели; 2. уменьшение налога на прирост инновационных затрат; 3.льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий; 4. льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и т. п., нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; 5. уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим инновационным организациям;

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов. В мировой практике сложились две основные модели ускоренной амортизации: снижение срока переноса стоимости оборудования; установление повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации оборудования и пониженных в последующие годы.

Гос. регулирование-США

В США интерес к проблемам трансфера и коммерциализации технологий обусловлен двумя основными причинами: 1. Обострение конкуренции в области высоких технологий со стороны иностранных компаний. 2. Стремление повысить эффективность использования в коммерческих целях научных и технологических результатов.

Идея более широкого применения различных механизмов передачи технологий для повышения конкурентоспособности промышленности.

Основные элементы инфраструктуры:

Закон 1980 г., который предоставил университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке правительства, промышленным компаниям. После этого началось быстрое увеличение числа подразделений при университетах, проводивших консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений. Закон (Stevenson-Wydler Act), направленный на активизацию участия федеральных лабораторий в процессах н-т кооперации с промышленностью, главным образом за счет распространения информации о полученных в них научных результатах. Закон 1982 г. об инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Act). Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн. долл. не менее 1,25 % этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Механизмы передачи технологий малому бизнесу получили дальнейшее законодательное подкрепление в 1992 г. (Small Business Technology Transfer Act).

Эти законы определили порядок заключения лицензионных соглашений и разделения роялти. Они обеспечили промышленным компаниям правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений.

В начале 90-х годов сформирована Национальная сеть передачи технологий, состоящая из головного национального и шести региональных центров (ЦПТ), расположенных в разных частях страны. Общее руководство работой осуществляет Национальное агентство по исследованию космического пространства (NASA), призванное обеспечить повышение экономической отдачи от проводимых широкомасштабных космических проектов. Созданная сеть имеет общефедеральное значение и оказывает необходимую помощь в передаче технологий всем другим заинтересованным ведомствам. Все это способствовало заметной активизации деятельности по передаче технологий на всех уровнях.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: 1. Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); 2. Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); 3. НАСА; 4. Национальное бюро стандартов; 5. Министерство обороны; 6. Национальный центр промышленных исследований; 7. Национальная академия наук; 8. Национальная техническая академия; 9. Американская ассоциация содействия развитию науки.

6-9 структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.008 с.)