ТОП 10:

Тема 7. Технологические, институциональные



Тема 7. Технологические, институциональные

И экономические основы функционирования

Предприятия

 

Предприятие, его признаки и функции

 

Предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, который создается в порядке, установленном законодательством страны, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей людей и получения прибыли. Деятельность любого предприятия (фирмы) следует рассматривать функционально (технологически) и институционально (организационно). Функционально под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственно-коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Для этого фирма технологически объединяет необходимые ресурсы с целью производства и продажи определенных экономических благ. Институционально под фирмой понимается объединение (коалиция) собственников различных ресурсов, связанных между собой сетью договоров, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек и повышается прибыль. (Трансакционные издержки – это затраты, которые включают в себя: расходы по поиску информации о ценах и качестве необходимых товаров и услуг; расходы связанные с заключением контрактов, контролем за их исполнением и юридической их защитой; расходы на специализированные ресурсы). Институциональный подход позволяет объяснить многообразие форм предприятий (фирм), разрешенных законодательством страны.

Каждое предприятие, в какой бы форме оно не существовало, должно иметь собственника, имущество и трудовой коллектив. Собственником предприятия является его учредитель, в качестве которого может выступать отдельный гражданин, группа людей, муниципалитет или государство. Создав предприятие, собственник его автоматически получает статус предпринимателя. Законодательство регулирует права, обязанности, ответственность и защиту интересов предпринимателей. Имущество предприятия может быть собственностью учредителей или находиться в пользовании предприятия на основе договоров аренды с другими собственниками. Для осуществления уставных задач предприятия формируется его трудовой коллектив. Наряду с учредителями трудовой коллектив образуют все граждане, которые работают на предприятии на основе трудовых договоров.

Каким бы ни было предприятие, большим или малым, простым или сложным, оно должно выполнять шесть функций (операций), обеспечивающих его жизнедеятельность и получение прибыли: 1) технические – добыча, обработка, переработка ресурсов или одним словом производство продукции и услуг; 2) коммерческие – закупка сырья и оборудования, продажа готовой продукции, реклама и т.п.; 3) финансовые – привлечение денежных средств и их рациональное использование; 4) страховые – страхование и охрана имущества предприятия и его персонала; 5) учетные – бухгалтерский учет, калькуляция затрат, статистическая отчетность, анализ хозяйственной деятельности; 6) административные – планирование, организация и контроль.

В зависимости от размеров и формы предприятий для выполнения этих функций создаются специальные подразделения или назначаются ответственные исполнители.

 

Организационно-правовые формы

Предприятий в России и порядок их создания

 

Планирование работы предприятия.

Бизнес-план

 

Планирование является частью системы управления фирмой. На Западе, а часто уже и в России, каждое коммерческое предприятие начинается с бизнес-плана. Бизнес-план – это специфический плановый документ, описывающий все основные стороны развития будущего предприятия или проекта и одновременно представляющий эту информацию заинтересованным лицам вне предприятия, то есть потенциальным инвесторам (банкам, инвестиционным и венчурным компаниям).

Структурно бизнес-план включает следующие разделы: 1) резюме или обобщение; 2) описание продукта или услуги; 3) оценка рынка сбыта;4) характеристика конкурентов; 5) стратегия маркетинга; 6) план производства; 7) организационный план; 8) юридический план; 9) оценка риска и страхование; 10) финансовый план; 11) стратегия финансирования.

Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом ее руководители собираются реализовать поставленные цели и задачи и в первую очередь повышение прибыльности работы. Бизнес-план – постоянно обновляющийся документ. В него вносятся все изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, а также в экономике в целом. Поэтому составление и осуществление бизнес-плана – это непременное условие успешной работы предприятия.

Оценка результатов

Деятельности предприятия

 

Результаты деятельности фирмы отражаются в большом числе показателей, которые можно объединить в группы, характеризующие экономический потенциал фирмы, эффективность ее деятельности, конкурентоспособность, финансовое положение.

Экономический потенциал фирмы характеризуют ее активы, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал, производственные мощности, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также объем продаж и величина прибыли.

Эффективность хозяйственной деятельности можно оценить довольно большим числом абсолютных и относительных показателей. В первую очередь это показатели эффективности использования ресурсов (см. тему 2): производительность труда и трудоемкость продукции; материалоотдача и материалоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость; общая эффективность производства. Далее – рассмотренные в темах 5 и 6 показатели прибыли и рентабельности (нормы прибыли). При этом, оценивая эффективность хозяйственной деятельности фирмы, можно рассчитывать рентабельность продаж, всего капитала, собственного капитала и т.д.

Конкурентоспособность фирмы напрямую связана с конкурентоспособностью ее продукции. Поэтому увеличение объема продаж, загрузки производственных мощностей, капиталовложений в производство, появление на рынке новых видов продукции – все это свидетельствует о повышении конкурентоспособности фирмы. И, конечно, о росте конкурентоспособности говорит положительная динамика показателей прибыли и рентабельности, уменьшение числа рекламаций и другие показатели.

Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного капитала, ликвидностью.

Платежеспособность фирмы – это ее способность оплатить все свои внешние обязательства (долги), используя собственные активы:

 
 

 

 


Ликвидность – это способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства). Коэффициент ликвидности определяется по формуле

 

Выбор и использование тех или иных показателей диктуется целями анализа, которые определяются руководством фирмы. Но следует отметить, что для установления реального положения дел фирмы желательно провести анализ ее баланса и основных показателей за достаточно длительный промежуток времени, хотя бы 2–3 года.

 

 

 

И его обеспечение

Макроэкономика и основные

Таблица 3

Схема образования добавленной стоимости (ВВП) на примере производства и реализации костюма мужского (в рублях)

Стадии производства Потребленные материалы (повторный счет) Добавленная стоимость (ВВП) Цена продажи продукции (валовый оборот)
1. Овцеводческая ферма /производство шерсти/
2. Комвольный комбинат /производство ткани/
3. Швейная фабрика /пошив костюма/
4. Оптовая продажа
5. Розничная продажа
ИТОГО

Из таблицы видно, что при валовом объеме производства в 7100 руб. величина ВВП составляет 2500 руб. Это соответствует стоимости конечного продукта (костюма), а повторный счет потребленных материалов составляет 4600 руб.

При определении величины ВВП в нее не включаются сделки купли-продажи, которые носят непроизводительный характер и ничего не добавляют к величине годового объема производства. К таким сделкам относят чисто финансовые сделки и продажу подержанных товаров. К чисто финансовым сделкам относят: 1) государственные трансфертные платежи, то есть выплаты по социальному страхованию, пособия безработным, пенсии и т.п. Получатели этих выплат не вносят какого-либо дополнительного вклада в создание текущего объема производства; 2) частные трансфертные платежи – помощь студентам от родителей, разовые дары богатых родственников, которые являются не результатом производства, а актом передачи средств от одного частного лица к другому; 3) сделки с ценными бумагами. Купля-продажа их представляет собой обмен бумажными активами, которые прямо не влияют на увеличение текущего производства. Косвенно эта операция может увеличить объем производства, если изымает средства у тех, кто делает сбережения, и передает тем, кто вкладывает эти средства в производство.

Продажа подержанных вещей либо не отражает текущего производства, либо включает двойной счет, поэтому их нельзя включать в ВВП. Срок пользования вещью или ее хранения не имеет при этом значения. Любая перепродажа вещи образует двойной счет.

Величина стоимости ВВП, рассчитанная разными методами, должна быть приблизительно одинаковой, что служит своеобразным доказательством достоверности полученного результата.

Очень важно при измерении ВВП различать его номинальную и реальную величины. Это особенно необходимо при исчислении действительной величины ВВП и ее динамики. Номинальным ВВП является его стоимость в ценах текущего года. Реальный ВВП представляет собой стоимость того же объема производства, приведенного к стоимости базисного или прошлого года (периода), т.е. речь идет о поправке в измерении ВВП на уровень инфляции.

Чтобы определить реальную величину ВВП, нивелировать уровень инфляции при сравнении объемов производства двух конкретных периодов, используется индекс-дефлятор ВВП, который устраняет все ценовые (инфляционные) искажения величины ВВП:

 


Если индекс-дефлятор больше 1, то наблюдается инфляция, если индекс-дефлятор меньше 1, то наблюдается дефляция (снижение уровня цен в текущем периоде по сравнению с прошлым). Тогда

 

 
 

 

 


Производными показателями от ВВП в системе национальных счетов являются: чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД).

ЧНП измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений. Критерием их величины считается объем производительно потребляемого продукта без сокращения материальной базы производства в будущем. Амортизационный фонд (АФ) является своеобразным неприкосновенным запасом в народном хозяйстве, определенной гарантией стабильности будущего производства и его роста. Кроме АФ весь остальной ВВП можно потребить, но это будет уже ЧНП, то есть доход всех экономических субъектов.

Если из ЧНП вычесть все косвенные налоги, которые уплачиваются в пользу государства, то получится НД, который выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства (ресурсов) – заработной платы, ренты, процента, предпринимательской прибыли, – и отражает степень участия каждого собственника в национальном доходе или его долю.

Если из НД вычесть взносы на социальное страхование, налоги на доходы предприятий, нераспределенные доходы предприятий и добавить государственные трансфертные платежи, то получится личный доход граждан (ЛД). Наконец, вычитая из ЛД индивидуальные налоги, получают располагаемый доход, то есть тот доход, которым каждый может распоряжаться самостоятельно.

Для более точного, объективного знания социальной и экономической ситуации страны, уровня благосостояния ее граждан все показатели СНС рассчитываются не только в совокупности, но и на душу населения.

 

Основные «инструменты»

Макроэкономического анализа

 

Под «экономическими инструментами» понимаются различного рода кривые, графики, коэффициенты, формулы, использование которых помогает более точно или более наглядно оценить степень достижения и изменения равновесного состояния в национальной экономике. К основным «инструментам» макроэкономического анализа относят: кривые совокупного спроса и совокупного предложения, и графики их взаимодействия; линии (кривые) потребления и сбережения, а также соответствующие им графики и коэффициенты; кривые, графики и мультипликаторы воздействия инвестиций на объем национального производства.

 

И графики их взаимодействия

 

Под совокупным спросом (СС) понимается какой-то объем товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который домохозяйства (потребители), предприятия (производители) и государство (правительство) могут купить при данном уровне цен. Зависимость между различными объемами производства товаров и услуг, которые могут купить все потребители при любом возможном уровне цен, показывает кривая совокупного спроса (рис. 2).

 
 

 

 

 


Рис. 2. Ценовая кривая совокупного спроса (СС)

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше объем национального производства, который будет куплен. Эта зависимость является обратной или отрицательной.

Реальный объем национального производства может изменяться и при неизменных ценах на товары и услуги. В этом случае изменение объема производства отражается путем смещения кривой СС (рис. 3).

При одном и том же уровне цен совокупный спрос может расти и уменьшаться, так как он находится под воздействием совокупности факторов, действующих в разных направлениях.

 
 

 

 


Рис. 3. Неценовые кривые совокупного спроса (СС)

Неценовые факторы, которые вызывают смещение кривой совокупного спроса, можно сгруппировать в четыре группы изменений в хозяйственной жизни общества, соответствующие уравнению макроэкономического равновесия по Кейнсу: 1) изменения в потребительских расходах, которые зависят от изменения благосостояния, задолженности, налогообложения потребителей, а также от ожиданий ими роста или падения цен, доходов и т.п.; 2) изменения в инвестиционных расходах, которые зависят от изменения процентных ставок, ожидаемых прибылей, налогов с предприятий, технологий, а также от избытка (недостатка) производственных мощностей; 3) изменения в государственных расходах на закупку товаров и услуг, объем которых зависит от изменения потребностей правительства на выполнение функций, предписанных ему законодательством; 4) изменения в расходах на чистый объем экспорта, которые зависят от изменений таможенного законодательства, доходов у зарубежных партнеров и от соотношения курсов национальных валют.

Под совокупным предложением (СП) понимают определенный объем национального производства, достигнутый при данном уровне цен. Существуют большие разногласия по поводу формы кривой СП, но, как правило, она состоит из трех отрезков: горизонтального, вертикального и промежуточного (рис. 4).

 
 

 


Рис. 4. Ценовая кривая совокупного предложения (СП)

Кривая СП показывает, что более высокие уровни цен создают стимулы для увеличения производства, а более низкие цены вызывают сокращение производства. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия поставляют на рынок, является прямой или положительной.

Кривая СП устанавливает зависимость между уровнем цен на товары и услуги и реальным объемом национального производства при всех прочих равных условиях. Но реальный объем национального производства может изменяться и под влиянием неценовых факторов, к которым можно отнести: изменение производительности труда, колебание цен на ресурсы, изменение инвестиционной активности и налогообложения предприятий, увеличение или уменьшение количества импортных товаров и др.

 

Рис. 5. Неценовые кривые совокупного предложения (СП)

В этом случае изменение совокупного предложения отражается путем смещения кривой СП от ее первоначального положения, а не путем движения по самой кривой (рис. 5).

Смещение кривой СП от СП1 к СП2 указывает на увеличение совокупного предложения. На вертикальном и промежуточном отрезках она сдвигается вправо, указывая, что все предприятия вместе производят больший объем продукта при неизменном или умеренном росте цен. На горизонтальном отрезке кривой СП2 увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при растущих объемах национального производства. Для удобства увеличение совокупного предложения называют смещением кривой СП вправо. Аналогично уменьшение совокупного предложения до уровня кривой СП3 называют смещением кривой влево.

Пересечение кривых СС и СП показывает равновесный уровень цен и равновесный объем реального национального производства. Пересечение кривых СС и СП и установление точки равновесия Е может произойти на любом из трех отрезков кривой совокупного предложения и соответственно на каждом из этих отрезков может произойти изменение равновесного состояния, а следовательно, смещение точки равновесия Е в другое положение (рис. 6).

 

 


Рис. 6. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его изменение при росте совокупного спроса

Первоначальное пересечение кривых совокупного спроса СС1, СС3 и СС5 соответственно с горизонтальным, промежуточным и вертикальным отрезками кривой СП фиксирует равновесие совокупного спроса и предложения в точках Е1, Е3 и Е5. Равновесный уровень цен и равновесный объем производства в точке Е1 – Ц1 и ВВП1; в точке Е3 – Ц3 и ВВП3; Е5 – Ц5 и ВВПмакс.

Если увеличивается совокупный спрос, то его последствия завися от того, на каком отрезке совокупного предложения это происходит. Увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке кривой СП с СС1 до СС2 приводит к увеличению объема национального производства, но не затрагивает уровень цен. В новой точке равновесия Е2 объем производства вырос до ВВП2, а уровень цен не изменился. Происходит это в силу того, что на данном отрезке имеется много свободных ресурсов, а потому расширение производства за счет использования таких ресурсов не ведет к росту цен.

Увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке кривой СП с СС5 до СС6 приводит к росту цен, но реальный объем производства не может выйти за пределы своего уровня при полной занятости ресурсов. Поэтому в новой точке равновесия Е6 цены повысились до уровня Ц6, а объем реального производства остался на уровне ВВПмакс.

Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке кривой СП с СС3 до СС4 приводит к увеличению как реального объема национального производства (с ВВП3 до ВВП4), так и уровня цен (с Ц3 до Ц4). Увеличение совокупного спроса на вертикальном и промежуточном отрезках кривой СП указывает на инфляцию спроса.

Уменьшение совокупного спроса порождает эффект храповика. Храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад. В экономике эффект храповика проявляется в том, что в случае снижения совокупного спроса цены не снижаются, а остаются на прежнем уровне (рис. 7).

 
 

 


Рис. 7. Равновесие СС и СП и его изменение при сокращении СС

 

При движении совокупного спроса от СС1 до СС2 равновесное положение сместится от точки Е1 до Е2, при этом реальный объем производства вырастет от ввп1 до ввпмакс, а уровень цен – от Ц1 до Ц2.

Однако уменьшение совокупного спроса с СС2 до СС1 не возвращает экономику в ее исходное равновесие в точке Е1, а возникает новое равновесие в точке Е'2, при котором цены остаются на уровне Ц2, а объем производства снижается от ввпмакс до ввп'2. Сложность движения от СС2 до СС1 состоит в том, что возросшие цены на товары и ресурсы становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. В этом и проявляется эффект храповика.

Объяснить, почему раз возросшие цены не склонны понижаться довольно трудно, но две причины выделить можно: 1) цены не падают потому, что заработная плата, как правило, не снижается или снижается медленно, а она в структуре затрат достигает 75% всех расходов фирмы; 2) неэластичность цен в сторону снижения объясняется и тем, что многие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

Влияние изменений совокупного предложения при данном совокупном спросе наиболее наглядно и понятно можно отразить с помощью графика (рис. 8).

 
 

 

 


Рис.8. Последствия изменений совокупного предложения

К потреблению и сбережению

Возможности увеличения объемов национального производства в значительной мере зависят от величины доходов населения и их разделения на потребление и сбережение. В анализе закономерностей разделения доходов на потребление и сбережение под потреблением понимают личные потребительские расходы домохозяйств, которые включают в себя: а) расходы на предметы длительного пользования – квартиры, автомобили, холодильники и т.п.; б) расходы на товары текущего потребления – питание, одежда, топливо и т.п.; в) расходы на услуги – врачей, юристов, сантехников и др. Обозначим все потребительские расходы буквой «П».

Сбережения предназначаются для приобретения новых факторов производства или представляют собой превышение дохода над потребительскими расходами. Сбережения обозначим буквой «С».

Существует много факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов, но самым важным из всех факторов является доход после уплаты налогов. А так как сбережения являются той частью дохода, которая не расходуется на личное потребление, то доход после уплаты налога выступает основным фактором, определяющим и уровень сбережений. Взаимосвязь между доходом, потреблением и сбережением очень наглядно просматривается на графике (рис.9).

 

 

Рис. 9. Взаимозависимость «доход – потребление»

И «доход – сбережения»

 

Состояние потребления и сбережения и их взаимосвязь с доходом характеризуются средней и предельной склонностью к потреблению и сбережению.

Долю дохода (семьи, фирмы, общества), которая идет на потребление, называют средней склонностью к потреблению (ССП), а долю дохода, которая идет на сбережение, называют средней склонностью к сбережению (ССС).

 

Поскольку доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, то ССП + ССС = 1.

Для экономического анализа рыночного хозяйства особое значение имеет структура разделения дополнительного дохода на дополнительное потребление и дополнительное сбережение.

Долю или часть прироста (сокращения) дохода, которая расходуется на потребление, называют предельной склонностью к потреблению (ПСП). Аналогично, долю любого прироста (сокращения), которая используется на сбережения, называют предельной склонностью к сбережению (ПСС). Отсюда

 
 

 


Так как прирост дохода после уплаты налогов может идти либо на дополнительное потребление, либо на дополнительное сбережение, то сумма ПСС и ПСС всегда будет равна 1, то есть: ПСП + ПСС = 1. Многолетняя статистика по разным странам свидетельствует, что для национальной экономики в целом значения коэффициентов ПСП и ПСС относительно постоянны.

 

Рис. 10. Зависимость спроса на инвестиции от ставки процента и ожидаемой нормы чистой прибыли

 

Линия спроса на инвестиции спускается полого вниз, что отражает обратную зависимость между ставкой процента (цена инвестирования) и совокупной величиной необходимых инвестиционных товаров. Чем ниже ставка процента, тем больше объем инвестиций, и наоборот.

Зависимость между изменением ожидаемой нормы чистой прибыли и объемом инвестиций носит иной характер. Известно, что инвестиции осуществляются в виде отдельных инвестиционных проектов, каждый из которых может быть более или менее прибыльным. В практике инвестирования сначала осуществляются более прибыльные проекты, затем менее прибыльные и т.д. Следовательно, связь между изменением ожидаемой нормы чистой прибыли и объемом инвестиций носит прямой, но ступенчатый характер. Высокая норма ожидаемой чистой прибыли привлекает больше инвестиций, а низкая – меньше.

Инвестиции не только зависят от сбережений, а следовательно, от дохода, но и сами радикальным образом влияют на их величину. Рост инвестиций вызывает увеличение дохода в обществе, а сокращение инвестиций – его уменьшение. Причем каждое последующее увеличение или уменьшение инвестиций может вызывать значительно большее увеличение или уменьшение национального дохода. Это усиленное влияние изменения инвестиций на изменение дохода называют эффектом мультипликатора или просто мультипликатором инвестиций Минв:

МИНВ = Изменения в реальном доходе (ЧНП или НД)
Первоначальное изменение в инвестициях

Общий смысл мультипликатора наглядно обнаруживает себя на динамичном графике «инвестиции – доход» (рис. 11).

 
 

 


 

 

Рис. 11. Зависимость изменения дохода (ЧНП) от объема

Парадокс бережливости

 

Автоматическое превращение всех сбережений в инвестиции происходит в экономике полной занятости. Если же в экономике ресурсы используются не полностью, то по мере увеличения сбережений возникает парадокс бережливости. Парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать, когда не все ресурсы заняты, могут привести к фактическому сокращению производства и дохода в больших размерах. Объясняется это тем, что большие сбережения сокращают инвестиции, а это на мультипликационном эффекте еще больше сокращает производство и делает общество беднее. Наглядно суть этого парадокса представлена на графике (рис. 12).

 
 

 


 

Рис. 12. Зависимость изменения объемов производства (дохода) от изменения объема сбережений в экономике неполной занятости

Из рис. 12 видно, что стремление меньше потреблять и больше сберегать при уровне дохода в 150 млрд руб. сдвигает линию сбережения С1 влево и вверх в положение С2 (с объема 5 млрд руб. до 10). При неизменном уровне плановых инвестиций равновесный объем ЧНП снизится на 50 млрд руб. (со 150 до 100 млрд руб.). Это происходит потому, что если население потребляет меньше из своих доходов, а бизнес не стремится инвестировать больше, то продажи упадут и объем производства сократится.

Известно, что вся идеология рыночной экономики построена на принципах бережливости и экономии. Но при определенных обстоятельствах соблюдение этих принципов может способствовать не процветанию, а стагнированию (застою) производства и распространению бедности. Происходит это именно в периоды спада экономики, когда много ресурсов не используется. В это время не следует убеждать людей больше сберегать с целью восстановить процветание и повысить благосостояние. Результат будет обратный – снижение деловой активности и уровня жизни. В подобные времена многие привычные аргументы (догмы) превращаются в свою противоположность. Оказывается, для повышения деловой активности и уровня жизни населения в экономике не полной занятости, каковой сегодня является экономика России, следует убеждать людей больше средств тратить и меньше сберегать, стимулируя, таким образом, развитие экономики.

Тема 7. Технологические, институциональные







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.021 с.)