И экономические основы функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И экономические основы функционирования



Предприятия

 

Предприятие, его признаки и функции

 

Предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, который создается в порядке, установленном законодательством страны, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей людей и получения прибыли. Деятельность любого предприятия (фирмы) следует рассматривать функционально (технологически) и институционально (организационно). Функционально под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственно-коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Для этого фирма технологически объединяет необходимые ресурсы с целью производства и продажи определенных экономических благ. Институционально под фирмой понимается объединение (коалиция) собственников различных ресурсов, связанных между собой сетью договоров, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек и повышается прибыль. (Трансакционные издержки – это затраты, которые включают в себя: расходы по поиску информации о ценах и качестве необходимых товаров и услуг; расходы связанные с заключением контрактов, контролем за их исполнением и юридической их защитой; расходы на специализированные ресурсы). Институциональный подход позволяет объяснить многообразие форм предприятий (фирм), разрешенных законодательством страны.

Каждое предприятие, в какой бы форме оно не существовало, должно иметь собственника, имущество и трудовой коллектив. Собственником предприятия является его учредитель, в качестве которого может выступать отдельный гражданин, группа людей, муниципалитет или государство. Создав предприятие, собственник его автоматически получает статус предпринимателя. Законодательство регулирует права, обязанности, ответственность и защиту интересов предпринимателей. Имущество предприятия может быть собственностью учредителей или находиться в пользовании предприятия на основе договоров аренды с другими собственниками. Для осуществления уставных задач предприятия формируется его трудовой коллектив. Наряду с учредителями трудовой коллектив образуют все граждане, которые работают на предприятии на основе трудовых договоров.

Каким бы ни было предприятие, большим или малым, простым или сложным, оно должно выполнять шесть функций (операций), обеспечивающих его жизнедеятельность и получение прибыли: 1) технические – добыча, обработка, переработка ресурсов или одним словом производство продукции и услуг; 2) коммерческие – закупка сырья и оборудования, продажа готовой продукции, реклама и т.п.; 3) финансовые – привлечение денежных средств и их рациональное использование; 4) страховые – страхование и охрана имущества предприятия и его персонала; 5) учетные – бухгалтерский учет, калькуляция затрат, статистическая отчетность, анализ хозяйственной деятельности; 6) административные – планирование, организация и контроль.

В зависимости от размеров и формы предприятий для выполнения этих функций создаются специальные подразделения или назначаются ответственные исполнители.

 

Организационно-правовые формы

Предприятий в России и порядок их создания

 

Планирование работы предприятия.

Бизнес-план

 

Планирование является частью системы управления фирмой. На Западе, а часто уже и в России, каждое коммерческое предприятие начинается с бизнес-плана. Бизнес-план – это специфический плановый документ, описывающий все основные стороны развития будущего предприятия или проекта и одновременно представляющий эту информацию заинтересованным лицам вне предприятия, то есть потенциальным инвесторам (банкам, инвестиционным и венчурным компаниям).

Структурно бизнес-план включает следующие разделы: 1) резюме или обобщение; 2) описание продукта или услуги; 3) оценка рынка сбыта;4) характеристика конкурентов; 5) стратегия маркетинга; 6) план производства; 7) организационный план; 8) юридический план; 9) оценка риска и страхование; 10) финансовый план; 11) стратегия финансирования.

Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом ее руководители собираются реализовать поставленные цели и задачи и в первую очередь повышение прибыльности работы. Бизнес-план – постоянно обновляющийся документ. В него вносятся все изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, а также в экономике в целом. Поэтому составление и осуществление бизнес-плана – это непременное условие успешной работы предприятия.

Оценка результатов

Деятельности предприятия

 

Результаты деятельности фирмы отражаются в большом числе показателей, которые можно объединить в группы, характеризующие экономический потенциал фирмы, эффективность ее деятельности, конкурентоспособность, финансовое положение.

Экономический потенциал фирмы характеризуют ее активы, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал, производственные мощности, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также объем продаж и величина прибыли.

Эффективность хозяйственной деятельности можно оценить довольно большим числом абсолютных и относительных показателей. В первую очередь это показатели эффективности использования ресурсов (см. тему 2): производительность труда и трудоемкость продукции; материалоотдача и материалоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость; общая эффективность производства. Далее – рассмотренные в темах 5 и 6 показатели прибыли и рентабельности (нормы прибыли). При этом, оценивая эффективность хозяйственной деятельности фирмы, можно рассчитывать рентабельность продаж, всего капитала, собственного капитала и т.д.

Конкурентоспособность фирмы напрямую связана с конкурентоспособностью ее продукции. Поэтому увеличение объема продаж, загрузки производственных мощностей, капиталовложений в производство, появление на рынке новых видов продукции – все это свидетельствует о повышении конкурентоспособности фирмы. И, конечно, о росте конкурентоспособности говорит положительная динамика показателей прибыли и рентабельности, уменьшение числа рекламаций и другие показатели.

Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного капитала, ликвидностью.

Платежеспособность фирмы – это ее способность оплатить все свои внешние обязательства (долги), используя собственные активы:

 
 

 

 


Ликвидность – это способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства). Коэффициент ликвидности определяется по формуле

 

Выбор и использование тех или иных показателей диктуется целями анализа, которые определяются руководством фирмы. Но следует отметить, что для установления реального положения дел фирмы желательно провести анализ ее баланса и основных показателей за достаточно длительный промежуток времени, хотя бы 2–3 года.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.009 с.)