Формирование характера человека в зависимости от темперамента




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование характера человека в зависимости от темперамента



Живет на свете человек, не знающий ни страха, ни упрека. Все чего-то боятся, а он нет. — «Ты мой бесстрашный д'Артаньян», — шепчет ему любимая женщина. Таким может быть характер, ориентированный на холерический темпе­рамент. Как правило, это человек с преобладанием лидер­ского и исследовательского инстинктов, но у него подавлен инстинкт самосохранения. Это — лидер, преисполненный до­стоинства, вспыльчивый, властный и решительный.

Характер, ориентированный на сангвинистический тем­перамент, дает человеку душевную щедрость. Такой человек радостен, эмоционален. Он оптимист, предприимчив, ини­циативен, невероятно гибок. Правда, не терпит никаких ограничений, часто меняет работу, местожительство, парт­неров. У него доминирует инстинкт свободы, он самостоя­телен и независим.

Характер, ориентированный на флегматический темпе­рамент, — это характер труженика, неразговорчивого и упор­ного, терпеливого и осмотрительного, склонного к патриар­хальности, устойчивого в беде. У него, как ни у кого, прекрасно проявляется альтруистический инстинкт. Он ми­ролюбив, добр и могуч, как Илья Муромец.

Такова схема проявления инстинктов и темпераментов в характере.

Восьмой инстинкт — поиска Бога — может проявиться во всех без исключения характерах. Как правило, этому пред­шествует какое-то событие, заставляющее гореть этот ин­стинкт ярче Солнца. Но случаются и внезапные проявления. Причина этого лежит на большой глубине.

Итак, платформа характера подпирается разными сва­ями, каждая вносит свою лепту в поддержку платформы. Но как быть, если платформа начинает поддерживаться только одной сваей, скажем, сваей холерического темпера­мента? В физическом мире возможна ситуация, когда плат­форма висит на одной свае — и хоть бы что, в мире психиче­ском или духовном — нет! Тогда из этой ненормальности вырастает характер, заостренный на какой-нибудь особен­ности темперамента.

Характер, заостренный на холерическом темпераменте. Такой характер ориентирован на агрессию. Человек кон­фликтен, гневлив, неуживчив, презрителен. Поэтому с ним ни о чем нельзя договориться. Он просто твердолобый упрямец, которому на все наплевать, даже на самого себя, — лишь бы дойти до поставленной цели. Такие люди часто были героями, совершали много подвигов, клали ради мизер­ной цели головы всего своего окружения, в том числе и свою. Это «фанатики» и «мученики» идеи. Все равно какой — научной ли, оздоровительной, или ради искусства, или люб­ви, но они делали свое дело. Кстати, во всех революциях им принадлежит особая роль. Руководствуясь девизом: «Все или ничего!» — они становились иногда стопроцентными аван­тюристами, не гнушаясь «ради идеи» и уголовными делами, считая, что «цель оправдывает средства».

Характер, заостренный на флегматическом темпера­менте. Подобный характер ориентирован на ряд особенно­стей, такие как замкнутость в себе. Такой человек живет одиночкой или с собакой, служит лесником, смотрителем пещер или маяков. Молчит, ни с кем не желая общаться без крайней надобности. Замкнутость имеет несколько своих разновидностей.

Отказ от социальных возможностей: это мусорщики, могильщики, сторожа по характеру, иногда и по наследству.

Настойчивость в достижении невозможного: когда ясно, что цель недостижима, в корабле пробоина величиной с вагон и его не спасти, он все вычерпывает и вычерпывает ведром воду...

Жизнь только рассудком: без предельно ясной логической цели он и шагу не ступит.

Характер, заостренный на сангвинистическом темпе­раменте. Он ориентирован на определенные особенности, такие как неустойчивость. Такой характер у человека, который не имеет никакого стержня в жизни, плывет куда глаза глядят. Подобных людей легко классифицировать, наклеивая на них ярлыки:

Человек-флюгер — не имеющий ни собственного мнения, ни своей духовной платформы.

Человек беспечный — без постоянной работы, местожи­тельства, семьи и привязанностей, часто с огромным количе­ством любовных связей.

Человек инфантильный — он и в 40 лет ребенок: фантики собирает, с мальчишками из рогатки стреляет, с восьми­классниками пиво распивает.

Зададим себе вопрос, что порождает эти нюансы харак­тера человека? Отвечу сразу: в чем бы они ни выражались — это прежде всего следствие конфликтов в самом человеке, самое подлое и тонкое влияние негативного плана на его природу. Закон конфликтов говорит о том, что любое про­тивостояние — невозможность решения проблемы путем за­кона справедливости. Почти всегда это приводит спорящих и конфликтующих к опусканию на более низкую моральную ступеньку.

Осуществляются конфликты в основном через закон ре­зонанса, который утверждает, что человек, входя в какое-то эмоциональное состояние, вводит в него и окружающих. Тогда тот, с кем Вы имеете дело, начинает чувствовать все то же самое, преисполняется, например, такой же гордостью и самостью. А раз он становится таким же, то и отвечает на упреки так же: «сам дурак». Отвечает с такой же силой, с какой его считают дураком...

О конфликтах

Конфликты даны человечеству, чтобы оно научилось сначала разрешать их с помощью закона справедливости, затем закона любви, что в конце концов привело бы к бесконфликтному существованию. Конфликты должны стать бесконфликтными, сегодня же в основном присутствует бес­конфликтная конфликтность...

Конфликт — начало беды, большой или малой. Он на­прямую связан с характером человека, поэтому знать по­больше о характере крайне важно. Миллионы людей живут с тем или иным злом-конфликтом в психике, возникшем из-за чьего-то эгоизма. Когда Вы видите бури и ураганы, слышите рокот волн и грохот пушек — это не стихия природ­ная или социальная, это лишь отголоски тех конфликтов, которые бушуют в душе человека. Перечислю некоторые из них, чтобы Вы смогли легче уяснить, насколько все сложно в человеке. Существуют конфликты:

между духовными платформами (например, между хри­стианской и оккультной);

между инстинктами (например, между инстинктами са­мосохранения и альтруизма);

между инстинктами и характером (например, между инстинктом самосохранения и характером, скопированным с бравого моряка);

между характером и темпераментом;

между установками (установкой, внушенной матерью: бойся мужчин, и установкой, внушенной тем, кто имеет на девушку влияние: ничего нет важнее любви);

в самом сознании (когда в нем борются две причины, взаимоисключающие одна другую, например, первая при­чина — совесть, вторая — служебная карьера);

между сознанием и подсознанием.

Есть ли смысл разбираться в этих конфликтах? Наверное, есть, соблюдая закон меры, А ведь я привел далеко не все, их даже не девять, а гораздо больше...

Можно выявить и девяносто конфликтов, можно и де­вятьсот... Если быть точным, их, кажется, девять миллионов. Для того чтобы все их выявить, надо весь менталитет че­ловечества поставить на службу этой проблеме и попытаться понять, отчего все-таки человек быстрее ломается, погибает. Наука с триумфом дойдет до конфликтной бесконечности, так и не сделав никого бесконфликтным. Конфликты есть и будут, поскольку жизнь вокруг человека и его внутренняя жизнь направлены на создание конфликтов. Именно в этом заключается одна из основных целей негативного плана Земли. Сейчас я представляю, как из нашего Зала мечты раздается такой долгожданный и благодарный для лектора вопрос: «Как же уйти от конфликтов, на какие пойти курсы, к какому обратиться специалисту, какие прочитать книги?».

Хороший вопрос, на него можно отвечать вею жизнь, стать конфликтологом или еще кем-либо в этом роде, сделать на этом себе имя.

Прежде всего я, разумеется, должен сказать — учитесь в школе «Единство» или читайте мои книги. Чтобы быть логичным, я так и скажу... но все это не то. Самое главное, укажу единственный способ преодоления всех конфликтов, который нашло христианство. Наука такого способа не нашла и не найдет, но будет бесконечно приближаться к нему, открывая-, как моряки прошлого, все новые и новые земли в мире человека. Ничего больше не буду объяснять, Вы все поймете, прочитав приведенную молитву.

Молитва последних оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь

Если это не та истина, которая как программа должна быть заложена в биокомпьютер человечества для спасения мира, тогда... Не буду открывать свою точку зрения на эту проблему, но, чтобы быть последовательным, скажу: надо тогда зорким глазом окинуть список всех ожидающих нас конфликтов и начать бесконечное решение своих проблем. Только вот, решим ли?

Вспоминаю одного очень интеллигентного человека, за­кончившего уже восемь курсов различной направленности (чем он, кстати, очень гордился). Каждые курсы давали ему что-то для разрешения каких-то конфликтов внутри себя. Правда, ощутимых сдвигов в его жизни я не увидел. Недавно он пошел на девятые курсы... Самое грустное, что все это истинная правда, а не поучительная гипербола.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Как часто мы судим о вещах, не зная, из чего они состоят. Есть такой духовный закон — закон сути, гласящий, что суть всегда сумма каких-то качеств, которые не под­вергаются отделению друг от друга. Если их отделить, изменится суть. Рассуждать о человеке, не определив (хотя бы как точку зрения), из чего он состоит, мягко говоря, неверно. Так что будем выяснять и анализировать дальше сумму свойств человека, чтобы понять и его, и себя.

Существуют три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух и семь ипостасей человека: 1) роль; 2) индивид; 3) человек как организм; 4) индивидуальность; 5) человек как «Я»; 6) личность; 7) физическое тело.

Все, что касается определения Бога, будем считать, понятно, а вот на человека мы смотрели как на сумму восьми составляющих, о которых говорили выше: инстин­ктов, темперамента, конституции, характера, индивидуаль­ности, личности, психологической защиты, сознания. Откуда же возникла новая точка зрения на человека? Не будем удивляться, точек зрения много. Все они, как известно из геометрии, образуют (по закону сложения) линию, которая или прямая, или кривая. Нам важно, чтобы точки зрения, которые мы разделяем, лежали на логически прямой линии, а какая именно из точек попала в поле зрения, не так уж и важно.

Необходимо знать еще некоторые термины, определяю­щие суть человека, без которых трудно идти дальше.

Индивид. Действительно, кто такой индивид? Многие считают, что это человек. Но нет, это не так.

Это существо вида потозархепз, которое, если создать благоприятные условия, станет человеком... Индивид, это еще не человек, это, так сказать, «полуфабрикат», лишь потенциальный человек. Он обладает ростом, весом, консти­туцией, голосом, биополем, поведением, внешностью...

Личность. Так называлась маска, которую надевали на себя скоморохи («накладная харя»). В этом — ее историче­ское происхождение. С другой стороны, личность — не маска, а то, что скрывается под ней. Это уже то, что стало ее сутью, а маска — это, скорее всего, «роль».

Существуют три фазы развития личности:

1. Адаптация личности. Человек должен показать, что он — как все, что он — свой.

2. Становление индивидуальности: человек, адаптиро­вавшись, стремится проявить индивидуальность, свои лич­ные, неповторимые качества.

3. Интеграция личности: суть ее — противоречие между способностями человека и потребностями окружающих при­нять в нем то, что для них в нем ценно. Если способности человека ведут к успеху, все хорошо — интеграция состоя­лась, если к неуспеху — возникает дезинтеграция и человека изгоняют из группы, которая может быть племенем, селом, научно-исследовательским коллективом... Если группа тер­пима к неудачам человека, может возникнуть его невольная изоляция. Личность — это то, что обретает индивид в обще­стве, социальное свойство индивида. Чтобы понять, каков человек, нам мало узнать, что он смел, добр или щедр; нет, нам надо знать и его место среди окружающих. Лично­стью не родятся, ею становятся, преодолев стадию индивида. Личность — то, что должно войти с человеком в вечную жизнь, по православному учению, и быть предельно задав­лено, по восточному учению и оккультизму.

Индивидуальность. Это своеобразие психики и личности, ее неповторимость. Проявляется в темпераментах, чертах характера, различных модальностях, интеллекте, потребно­стях и способностях.

Есть еще одно понятие—роль...

Роль: скажем, это одежда личности. Человек играет множество ролей: отец, начальник, учитель, благодетель... Едва успевай менять маски.

Как видите, дорогой Читатель, все сложно и необычайно интересно в составляющих человека...

Домашнее задание

1. Попытайтесь выявить не менее семи своих очень давних установок «из детства» и семи более поздних.

2. Определите свою установку на оценивание себя: а) перео­ценка; б) недооценка.

3. Выявите свои лидирующие установки, составляющие Ваш характер.

4. Напишите свой закон личной жизни.

5. Определите, как сформирован Ваш характер, более по ин­стинкту или по темпераменту, или вопреки тому и другому, или им обоим?

6. По какому темпераменту сформирован Ваш характер?

7. На каком из темпераментов заострен Ваш характер?

8. Какие, по-Вашему, основные конфликты живут в Вас?

9. Научитесь видеть себя в любом новом коллективе (даже если это очередь в магазине) как личность, проходящую три стадии: адаптацию, становление, интеграцию.

10. Выявите, в чем заключается Ваша индивидуальность.

11. Научитесь видеть и смотреть со стороны на роли, которые Вы играете.

И еще два, не совсем обычных, задания:

Произведите определение должной емкости легких (ДЕЛ).

Один раз в жизни сходите в поликлинику не по причине недомогания, а для того, чтобы измерить на спирометре емкость легких (ЕЛ). Эту величину надо знать, так как она участвует в различных вычислениях возможностей человека. Узнав эту вели­чину, прежде всего вычислите должную емкость легких (ДЕЛ).

Для мужчин: ДЕЛ = (40 х рост •+ 30 х вес) — 4400.

Для женщин: ДЕЛ = (40 х рост + 10 х вес) — 3800.

Допускается отклонение фактической ЕЛ от должной на 15 процентов.

Определите жизненный индекс (ЖИ).

Для мужчин ЖИ = ЕЛ (мл) : вес = 70 мл/кг.

Для женщин ЖИ = ЕЛ (мл) : вес = 57—60 мл/кг.

Допускается отклонение фактического ЖИ от приведенного на 5 процентов.

Приведенное выше домашнее задание кое-кому придется выполнять всю жизнь, но большинство выполнит его в промежутке от месяца до полугода. Главное, чтобы то, о чем говорилось, имело прикладной смысл. Я очень надеюсь, дорогие друзья, что все наши характеры, заостренные на чем-нибудь, в конце концов будут сгармонизированы на принципах любви. Я нигде не встречал такой термин: «ха­рактер, заостренный на любви ко всему сущему». Давайте станем первооткрывателями в этой области.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.021 с.)