Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: регуляция сосудистого тонуса и физиология микроциркуляцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Студент должен знать: уровни регуляции сосудистого тонуса, рефлекторные механизмы регуляции сосудистого тонуса; вазоконстрикторные и вазодилататорные гуморальные факторы; механизмы саморегуляции сосудистого тонуса (миогенный, тканевой); анатомо-физиологические характеристики микроциркуляции; механизмы транскапиллярного обмена жидкости; механизм формирования артериального пульса; феномен централизации кровотока и его значение. Студент должен уметь: определить характеристики артериального пульса (частота, наполнение, напряжение); провести анализ сфигмограммы; уметь схематически изобразить систему микроциркуляции.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1) Где находится сосудодвигательный центр? 2) Окончаниями центростремительных волокон какого нерва являются рецепторы, расположенные в дуге аорты? 3) Откуда берет начало нерв Геринга? 4) Сгруппируйте биологически активные вещества, оказывающие сосудосуживающее и сосудорасширяющее действие: а) адреналин; б) вазопрессин; в) брадикинин; г) серотонин; д) гистамин; е) ангиотензин-2; ж) простагландин Е2 5) При местном повышении напряжения СО2 или ионов Н+ сосуды: а) расширяются; б) суживаются 6) Что такое артериальный пульс? 7) Как называется графический метод регистрации пульса? 8) Нарисуйте сфигмограмму и обозначьте ее компоненты. 9) Выберите параметры, характеризующие качество пульса: частота, ритмичность, брадикардия, экстрасистолия, наполнение, состояние стенки сосуда, напряжение. 10) Что является функциональной единицей микроциркуляторного русла? 11) При длительном капельном внутривенном введении 0,9%-ного раствора хлорида натрия, у больного возникли отеки. Почему? 12) Больной находился на длительном парентеральном питании 5%-ным раствором глюкозы. Появились отеки. Почему?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Сосудодвигательный центр и сосудодвигательные нервы. 2. Гуморальные влияния на сосудистый тонус. 3. Сосудистая саморегуляция (феномен Бейлиса-Остроумова). 4. Тканевая саморегуляция сосудистого тонуса. 5. Артериальный пульс, анализ кривой пульсовой волны, скорость ее распространения. Методы определения и регистрации. 6. Физиологические особенности микроциркуляции. Регуляция капиллярного кровотока. 7. Артериоло-венулярные анастомозы и феномен централизации кровотока. Роль в тканевом обмене, терморегуляции и жидкостном гомеостазе. 8. Венозный тонус и его регуляция. Венный пульс.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Особенности гуморальной регуляции сосудистого тонуса в онтогенезе. 2. Особенности сфигмограммы в детском возрасте. 3. Физиологические особенности микроциркуляции в детском возрасте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Опыт № 1. Сфигмография, анализ пульсовой кривой. Определение времени и скорости распространения пульсовой волны.
Цель опыта: ознакомиться с методикой сфигмографии, записать сфигмограмму, проанализировать ее. Научиться определять время и скорость распространения пульсовой волны.
Порядок проведения работы. Для записи сфигмограммы и последующего определения времени и скорости распространения пульсовой волны, необходимо датчик сфигмоприставки укрепить на лучевой артерии и подключить сфигмоприставку к компьютеру или многоканальному электрокардиографу. Одновременно нужно записывать ЭКГ во втором стандартном отведении. А. На сфигмограмме различают части: восходящее колено (анакрота) - прямой, крутой, высокий подъем, соответствующий расширению артерии в связи с систолой сердца; верхушку - более или менее острую; нисходящее колено (катакроту) --- пологое, медленное, опускание кривой, соответствующее спадению артерии, связанному с диастолой. Нисходящая часть кривой может иметь несколько небольших подъемов, наибольший из которых называется дикротическим, он наблюдается постоянно на всех кривых, его начало соответствует моменту захлопывания полулунных клапанов. Пульсовая кривая дает сведения о продолжительности фаз деятельности левого желудочка: от начала подъема кривой и до дикротического подъема продолжается период изгнания. Величина и форма пульсовой кривой зависит от тонуса и эластичности сосудистой стенки, а также от систолического объема крови. Б. Определение времени и скорости распространения пульсовой волны, модуля упругости сосудистой стенки. Скорость распространения пульсовой волны по сосудам эластического (Сэ) и мышечного (См) типов рассчитывается на основании либо синхронной записи сфигмограмм (СФГ) сонной и бедренной артерии, сонной и лучевой артерии, либо синхронной записи ЭКГ и СФГ соответствующих сосудов. Расчет скорости распространения пульсовой волны: Сэ = Лэ: Тэ См = Лм: Тм Где Тэ --- время запаздывания пульсовой волны по артериям эластического типа (определяется, например, по запаздыванию подъема СФГ бедренной артерии относительно подъема СФГ сонной артерии или зубца Q ЭКГ до подъема бедренной СФГ); Лэ --- расстояние от яремной ямки до пупка + расстояние от пупка до приемника пульса на бедренной артерии (при методике использования двух СФГ из этого расстояния вычесть расстояние от яремной ямки до датчика на сонной артерии). Лм --- расстояние от датчика на лучевой артерии до яремной ямки (как и при измерении Лэ, из этой величины нужно вычесть длину до пульсо датчика сонной артерии, если применяется методика двух СФГ). Модуль упругости сосудов эластического типа (Еэ) рассчитывается по формуле:
Сэ2 Еэ == ------------------------ 74 (дин/см2)
а мышечного типа:
См2 Ем == -------------------- 112 (дин/ см2)
Скорость распространения пульсовой волны по артериям при прочих равных условиях зависит от эластичности артериальной стенки и тонуса сосудов. При эластичной артериальной стенке (например, у детей) скорость пульсовой волны невелика и равна 4—5 м в секунду. При уплотненной, труднорастяжимой артериальной стенке, потерявшей в значительной мере эластичность (что наблюдается, например при атеросклерозе) скорость пульсовой волны возрастает и достигает 9—10 м/сек, а у здорового человека скорость пульсовой волны равна 6—8 м/сек.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Особенности регуляции органного – почечного, коронарного и мозгового кровотока.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. У 2 исследуемых (первый в возрасте 18 лет, а второй – 70 лет) определили скорость распространения пульсовой волны по артериям эластического типа. У одного из них она составила 8,5 м\сек, а у другого –5,5 м\сек. Кому принадлежали какие значения? 2. У животного, помещенного в тепловую камеру, резко уменьшилось потребление кислорода в ткани печени. Какие сдвиги микроциркуляторного русла произошли? 3. Как изменится потребление кислорода в коже, печени, мозге, миокарде после кровопотери в 500 мл? 4. У одного человека отношение скорости пульсовой волны по сосудам мышечного типа к скорости пульсовой волны по сосудам эластического типа составляло 1,2, а у другого –0,9. Кому из них 70 лет?
Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 291-310.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ «Физиология кровообращения»
1. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001. 2. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996. 3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996. 4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986. 5. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988. 6. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001. 7. Д.Морман, Л.Хеллер Физиология сердечно-сосудистой системы. СПб, «Питер», 2000.
РАЗДЕЛ: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ Занятие № 26.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.01 с.) |