Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: функциональная система лейкоцитов. Особенности лейкоцитарной формулы детского возраста. Иммунитет

Поиск

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: виды лейкоцитов, их морфологические особенности, функции, количественное содержание, лейкоцитарную формулу; роль В и Т-лимфоцитов в гуморальном и клеточном иммунитете.

Студент должен уметь: производить подсчет лейкоцитарной формулы; анализировать особенности лейкоцитарной формулы и содержания лейкоцитов в крови.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. На какие группы делятся лейкоциты?

2. Назовите виды гранулоцитов.

3. Назовите виды агранулоцитов.

4. Содержание нейтрофилов, базофилов, эозинофилов в крови.

5. Функции нейтрофилов.

6. Функции базофилов.

7. Функции эозинофилов.

8. Основные группы нейтрофилов.

9. Классификация агранулоцитов.

10. Содержание моноцитов и лимфоцитов в крови в норме?

11. Функции моноцитов.

12. Функции лимфоцитов.

13. Классификация лимфоцитов.

14. Что такое лейкоцитарная формула?

15. Что такое «сдвиг вправо» и «сдвиг влево» в лейкоцитарной формуле?

16. Клиническое значение лейкоцитарной формулы.

17. Что такое гуморальный и клеточный иммунитет?

18. За обеспечение гуморального иммунитета отвечают: нулевые лимфоциты,

В-лимфоциты, Т-лимфоциты.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Виды лейкоцитов. Морфологические особенности отдельных видов.

2. Физиологическая роль отдельных видов лейкоцитов.

3. Понятие о лейкоцитарной формуле, ее практическое значение.

4. Особенности лейкоцитарной формулы в разные периоды детства.

4. Моноциты, макрофаги, их роль в организме.

5. Понятие о системе иммунитета. Органы иммунитета. Иммунокомпетентные клетки.

6. Антигенпрезентирующие клетки. Роль макрофагов.

7. Система В- и Т-лимфоцитов, их роль в клеточном и гуморальном иммунитете.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1. Лейкоцитарная формула и ее особенности у детей в различные возрастные периоды.

2. Функциональные особенности лейкоцитов у детей.

3. Особенности клеточного и гуморального иммунитета в разные возрастные периоды.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт № 1. Подсчет и анализ лейкоцитарной формулы (л. ф.).

Л. ф. подсчитывают в окрашенных мазках крови.

 

Цель работы. Научиться считать лейкоцитарную формулу путем дифференцирования различных форм лейкоцитов при микроскопии сухих фиксированных и окра­шенных мазков крови.

 

Порядок выполнения работы. С помощью объектива малого увеличения находят край мазка крови. Наносят каплю иммерсионного масла и, не меняя положения стекла, переводят иммерсионный объектив т. о., чтобы он погрузился в каплю масла. Подбира­ют с помощью микровинта соответствующее фокусное расстоя­ние. Необходимо просчитать не менее 100 лейкоцитов. Под­счет лейкоцитов осуществляют след. образом: отступив 2—3 поля зрения от края мазка, 3—5 полей зрения вдоль края маз­ка, затем 3—5 полей зрения по направлению к середине мазка под прямым углом, снова 3—5 полей зрения параллельно краю, затем под прямым углом по направлению к краю и т. д., двигая стекло по зигзагу.

Подсчитав около половины клеток на одном крае мазка меняют положение стекла и другую половину клеток считают на противоположном крае. При исследовании лейкограммы необходимо дифференцировать неразрушенные лейкоциты. В табл. №1 представлены основные морфологические особенности различных лейкоцитов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Ферментативная активность разных видов лейкоцитов и ее значение для организма.

2. Роль базофилов в аллергических реакциях.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. При окраске по Гимза-Романовскому в мазке обнаружены лейкоциты с мелкой зернистостью фиолетового цвета и сегментированным ядром. Что это за вид? Какое количество в норме из 100 сосчитанных клеток приходится на данный вид?

2. Найдены лейкоциты с мелкой зернистостью, фиолетового цвета и изогнутым ядром, не разделенным сегментами. Что это за форма? Содержание в норме?

3. Анализ крови показал: содержание ПЯ-нейтрофилов со­ставляет 8%; юных 5%. Как называется это состояние? Когда встречается?

4. В анализе крови нейтрофилов 40%, лимфоцитов — 50%. Может ли это быть в норме у взрослого человека?

5. Изобразите графически соотношение нейтрофилов и лим­фоцитов в крови детей, начиная с момента рождения до 15-летнего возраста.

6. В анализе крови 3- месячного ребенка 62% лимфоцитов и 24% нейтрофилов. Есть ли у родителей ребенка повод для бес­покойства? Является ли это состояние патологией?

7. У больного появился очаг воспаления. Какие изменения можно обнаружить в анализе крови? Какие формы лейкоци­тов встречаются в начале воспалительного процесса и в последующем?

9. В анализе крови тяжелого больного нет эозинофилов. О чем это говорит? При повторном анализе эозинофилы появи­лись. Как расценить анализ?

 

Из раздела «Физиология крови» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 76-104

 

 

Таблица

 

Характеристика различных видов лейкоцитов здоровых людей

 

Вид Нейтрофилы Эозинофилы Базофилы Лимфоциты Моноциты
юные палочко-ядерные сегменто-ядерные
Кол-во в % 0-1 1-5 50-70 2-4 0-1 20-35 5-10
в 1 мкл   0-85 40-400 2000-6000 40-400 0-85 1000-3000 30-800
размер клетки(мкм   10-15 10-15 12-15 8-12 8-10 15-20
ядро форма узкое подковообразное узкое, вытянутое, без сегментации узкое состоит из 3-5 сегментов несколько шире,чем у нейтрофилов, состоит из 2-3 сегментов неопред. иногда в виде листа растения или сегментир. округлое полиморное округлое бобовидное, с вдавле-ниями
неравномерная, крупноглыбчатая неравномерная, крупноглыбчатая неравномерная, крупноглыбчатая неравномерная, крупноглыбчатая неравномерная, крупноглыбчатая неравномерная, крупноглыбчатая равномерная сетчатая  
окраска темно-фиолет. темно-фиолет. темно-фиолет. фиолет. фиолет. темно-фиолет. светло-фиолет.
Цито-плазма розовая розовая розовая бледно-розовая бледно-розовая, нередко с размытыми участками в виде узко-го ободка, реже широ-кая, зона- голубая обильная бледно-голубая, сероватая
Зернистость, ее окраска, характер обильная, мельчайшая, бледно-фиолет. обильная, мельч., бледно-фиол. обильная, мелкая, бледно-фиол. обильная, занимает всю цитопл., крупная, розовая необильная, неравномерная фиолетов. практич. отсутств. изредка единичные азурофильные гранулы практич. отсутствует. Не постоян-на, иногда мелкая азу-рофильная –фиолет. зернистая

 

 

Занятие №30

ТЕМА: СИСТЕМА ГЕМОСТАЗА И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: факторы и условия, изменяющие время свертывания крови; протромбиновое время, протромбиновый индекс; количество, свойства и функции тромбоцитов; современную схему свертывания крови;

Студент должен уметь: интерпретировать результаты исследования свертывающей системы; рисовать каскадную схему свертывания крови;

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что такое гемостаз?

2. Строение тромбоцита.

3. Функции тромбоцитов.

4. Виды гемостаза.

5. Что такое время свертывания крови?

6. Какая разница между протромбиновым временем и протромбиновым индексом?

7. Какие Вы знаете фазы свертывания крови?

8. Протромбиновый индекс в норме?

9. Стимуляторы обратимой агрегации.

10. Стимуляторы необратимой агрегации.

11. Пути первой фазы (образования протромбиназы).

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Временный и постоянный гемостаз.

2.Основные механизмы временного гемостаза (тромбоцитарный, сосудистый, коагуляционный)

3.Тромбоциты, особенности строения, физиологические свойства, функции.

4.Современная схема свертывания крови.

5. Механизмы постоянного гемостаза.

6.Понятие о фибринолитической системе.

7.Понятие об антисвертывающей системе крови.

8.Механизмы регуляции гемостаза.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1. Тромбоциты и их функциональные особенности в онтогенезе.

2. Система свертывания крови в онтогенезе.

3. Особенности свертывания крови в различные возрастные периоды.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт 1. Определение скорости свертывания крови мето­дом Мас и Магро.

Цель опыта: научиться определять время начала и кон­ца свертывания капиллярной крови.

Порядок проведения работы: на часовое стекло, пок­рытое тонким слоем парафина, наливают большую каплю вазе­линового масла. Определение производят из второй капли крови, полученной из пальца. Кровь насасывают в стерильную капилляр­ную трубку и вводят в каплю масла на часовом стекле. Отме­чают секундомером время. Каждые 2 минуты кровь насасы­вается в трубку. Когда это становится невозможным, отмеча­ют время свертывания. В норме при температуре 15-25°С кровь свертывается через 8—12 минут.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Сосудистая стенка как один из факторов гемостаза.

2. Роль печени, почек и легких в гемостазе.

3. Роль простагландинов в гемостазе.

4. Роль витамина К.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. Почему при открытых ранах с кровоточащими паренхиматоз­ными органами в качестве первой помощи рекомендовано прикладывать к ним размозженные ткани самого потер­певшего?

2. Больной получает большую дозу аспирина. Взять кровь на определение протромбинового индекса. Каков будет результат, если известно, что аспирин блокирует образова­ние простагландинов и тормозит адгезивно-агрегационную функцию тромбоцитов?

3. У человека найдено нормальное время свертывания крови и низкий протромбиновый индекс. Какова может быть при­чина?

4. У новорожденного концентрация факторов свертывания II, VII, IX, X, XI, XIII ниже уровня взрослого. Как из­менится первый этап свертывания?;

5. Классическая гемофилия — недостаток VIII фактора. Как при этом должны измениться время свертывания крови и протромбиновый индекс?

 

Из раздела «Физиология крови» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 105-143

 

 

Занятие № 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.007 с.)