Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: физиология среднего и промежуточного мозга. Физиология ретикулярной формации ствола мозга.

Поиск

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: структуру среднего мозга; функции ядер среднего мозга и их связи с другими отделами ЦНС; рефлексы среднего мозга; структуру промежуточного мозга; основные группы и функции ядер таламуса; основные группы и функции ядер гипоталамуса; таламо-кортикальные и корково-таламические взаимоотношения; особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга; функции ретикулярной формации; жизненно-важные центры ретикулярной формации; специфические влияния ретикулярной формации; неспецифические нисходящие влияния ретикулярной формации; неспецифические восходящие влияния ретикулярной формации; основные структуры ЦНС, имеющие связи с ретикулярной формацией.

 

Студент должен уметь: объяснить механизмы децеребрационной ригидности; объяснить механизмы, обеспечивающие поддержание равновесия тела; объяснить участие гипоталамуса в регуляции физиологических функций; объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на моторные системы спинного мозга; объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на корковые структуры мозга.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. Какие структуры образуют промежуточный мозг?

2. Какие группы ядер различают в таламусе по проекции в кору?

3. Какие группы ядер различают в таламусе по функциональным особенностям?

4. Какие ядра таламуса относятся к специфическим?

5. Какие ядра таламуса относятся к ассоциативным?

6. Какие ядра таламуса относятся к неспецифическим?

7. Какие группы ядер различают в гипоталамусе по функциональным особенностям?

8. Какие афферентные связи имеет гипоталамус?

9. Какие эфферентные связи имеет гипоталамус?

10. Какие особенности имеют нейроны гипоталамуса?

11. Через какие отделы мозга проходит ретикулярная формация?

12. С какими отделами ЦНС имеет двусторонние связи ретикулярная формация?

13. Назовите основные функции ретикулярной формации?

14. В силу каких особенностей нейронной организации получила свое название ретикулярная формация?

15. На какие системы мозга может влиять ретикулярная формация?

16. Какой механизм обеспечивает надежность функционирования ретикулярной формации?

17. Какие жизненно-важные центры расположены в ретикулярной формации?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Структура и нейронная организация среднего мозга.

2. Функции структур среднего мозга (четверохолмие, черная субстанция, ядра глазодвигательного и блокового нервов).

3. Роль красных ядер среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

4. Установочные, статические и статокинетические рефлексы. Механизмы поддержания равновесия тела.

5. Структура и нейронная организация промежуточного мозга.

6. Функциональная характеристика специфических релейных, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса, последствия их поражения. Моторные ядра таламуса, их значение.

7. Таламо-кортикальные и корково - таламические взаимоотношения, их значение в целостной деятельности мозга.

8. Функциональная характеристика основных ядерных групп гипоталамуса. Нейросекреция и нейропептиды.

9. Роль гипоталамуса в формировании мотиваций и эмоций.

10. Гипоталамус и вегетативная нервная система.

11. Структура и нейронная организация ретикулярной формации ствола мозга.

12. Функции ретикулярной формации мозга.

13. Специфические влияния ретикулярной формации.

14. Неспецифические нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации.

15. Роль ретикулярной формации в организации спинальных рефлексов.

16. Особенности влияния ретикулярной формации на корковые структуры головного мозга. Роль ретикулярной формации в регуляции цикла “сон-бодрствование”.

17. Значение ретикулярной формации в деятельности сенсорных систем.

18. Ретикулярная формация и высшие психические функции.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1. Развитие позно-тонических рефлексов, локомоции и стояния в онтогенезе.

2. Становление функций среднего и межуточного мозга в онтогенезе.

3. Развитие функций ретикулярной формации в онтогенезе.

4. Особенности медиаторных механизмов ретикулярной формации в раннем онтогенезе.

5.Роль ретикулярной формации в формировании первого вдоха новорожденного ребенка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ.

 

Опыт № 1. Исследование простейших рефлексов, реализуемых некоторыми черепно-мозговыми нервами у человека.

 

Цель опыта: овладеть методикой исследования черепно -мозговых рефлексов у человека.

 

а) Исследование губного рефлекса.

Порядок проведения работы: осуществляют поколачивание в области круговой мышцы рта Наблюдается сокращение указанной мышцы, ведущее к вытягиванию губ в виде желобка (У- У11 пара черепномозговых нервов).

б) Исследование конъюнктивального рефлекса.

Порядок проведения работы: из резиновой груши направляют струю воздуха на склеру, при этом наблюдается смыкание глазной щели. Чувствительным ядром данного рефлекса является У, двигательным У11 пара черепномозговых нервов.

в) Исследование слухо - мигательного рефлекса.

Порядок проведения работы: внезапно хлопнуть в ладоши за спиной испытуемого. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами слухового и лицевого нервов.

г) Исследование надбровного рефлекса.

Порядок проведения работы: неврологическим молоточком осуществить поколачивание по внутреннему краю надбровной дуги. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами тройничного и лицевого нервов.

д) Исследование назо- мигательного рефлекса.

Порядок проведения работы: неврологическим молоточком осуществить легкое поколачивание по кончику носа. При этом отмечается смыкание век. Для данного рефлекса чувствительными является У пара черепно-мозговых нервов, а двигательными -У11 пара черепномозговых нервов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. Проводниковая функция среднего мозга и участие его в интегративной деятельности.

2. Значение ядер таламуса в формировании болевых ощущений.

3. Роль гипоталамуса в реализации высших психических функций (сон, память, целенаправленное поведение, сознание и др.).

4. Сравнительная оценка неспецифических таламокортикальных и ретикулокортикальных влияний.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Какие изменения электроэнцефалограммы происходят при раздражении ретикулярной формации продолговатого мозга и моста?

а) синхронизация электрической активности коры;

б) появление быстрых низкоамплитудных ритмов;

в) появление сонного торможения:

г) появление медленных ритмов;

д) все вышеперечисленное.

2. Какие изменения электроэнцефалограммы возникают при возбуждении ретикулярной формации среднего мозга?

а) десинхронизация электрической активности коры;

б) сонное торможение;

в) появляются быстрые низкоамплитудные ритмы;

г) все вышеперечисленное.

3. Стимуляция ретикулярной формации среднего мозга спящего животного приводит:

а) к реакциям активации коры (десинхронизации ЭЭГ);

б) пробуждению спящего животного;

в) к реакциям синхронизации коры;

г) засыпанию животного.

4. Разрушение ретикулярной формации у животного приводит:

а) к развитию у животного подобного сну состоянию;

б) к реакциям десинхронизации ЭЭГ;

в) к синхронизации электрической активности коры и появлению на

ЭЭГ медленных ритмов;

г) длительному отсутствию сна у животного.

5. Введение аминазина животному сопровождается:

а) сонливостью;

б) повышением двигательной активности;

в) преобладанием на ЭЭГ медленных высокоамплитудных ритмов;

г) снижением двигательной активности в ответ на раздражение;

д) агрессивностью.

 

Задачи из раздела “ Физиология нервной системы” сборника “Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии”- №№ 110-198.

 

 

Занятие № 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.01 с.)