Раздел: общая физиология. Физиология возбудимых тканей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: общая физиология. Физиология возбудимых тканей



ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЧАСТЬ 1. Третий семестр

 

Владикавказ

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 


В.Б.Брин, Н.В.Боциева, И.Г.Джиоев, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова,

 

ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

(для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»

в 3-ем семестре)

 

Владикавказ

В.Б.Брин, Н.В.Боциева, И.Г.Джиоев, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова, Практикум по нормальной физиологии. Под ред. проф. В.Б.Брина. Владикавказ. 2012. 72 с.

 

Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с «Примерной программой по нормальной физиологии» ФГОС 3-го поколения. Практикум предназначен для практических занятий по курсу нормальной физиологии, преподаваемому на педиатрическом факультете в III семестрах учебного года. Все разделы и занятия составлены по единой методической схеме, включающей обязательный тестовый контроль знаний студентов. Кроме приводимых в настоящих указаниях тестовых заданий, приводятся ссылки на сборник тестовых заданий, изданный кафедрой ранее.

Примерный хронометраж двухчасовых занятий:

1) Тестовый исходный контроль – 10 мин.

2) Опрос и рассмотрение основных вопросов темы – 30 мин.

3) Проверка и разбор заданий самостоятельной работы - 10

4) Просмотр видеопрактикума или выполнение экспериментов – 30 мин.

5) Тестовый контроль итогового уровня – 10 мин

В конце каждого раздела приводится список дополнительной литературы. Основной литературой, рекомендуемой студентам для освоения курса дисциплины, являются:

1) Брин В.Б. с соавт. Нормальная физиология человека. Учебник для медвузов. Под ред. Б.И.Ткаченко. М. «Медицина», 2005

2) Брин В.БЬ. с соавт. Физиология человека. Compendium/Под ред. Б.И.Ткаченко. Учебник. М. «Гэотар-Медиа», 2009.

3) Физиология человека. Учебник для медвузов под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько. М.Медицина, 2011. В.Б.Брин в соавт.

4) Брин В.Б. с соавт. Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии. Учебное пособие. Владикавказ, ИПП им. В. Гассиева, 2006.

5) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 1. Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2009.

6) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 2. ИПО СОИГСИ, Владикавказ, 2011.

Коллектив кафедры надеется, что предлагаемый практикум поможет студентам в усвоении практических навыков и теоретических вопросов курса нормальной физиологии.

 

 

РАЗДЕЛ: ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

 

Занятие № 1

Занятие № 2.

Занятие № 3.

Занятие № 4.

Занятие № 5.

Опыт. Зависимость утомления мышц от кровоснабжения.

Цель опыта: наблюдать изменение скорости утомления мышцы в условиях нарушения ее кровоснабжения.

 

Порядок проведения работы.

Надеть на локоть правой руки испытуемого манжету тонометра. Испытуемый, положив ладонь на стол, надевает на указательный палец веревочную петлю, перекинутую через блок. К другому концу петли прикреплена гирька весом 50 г. Не накачивая манжету, испытуемый пальцем, с помощью веревочной петли поднимает и опускает гирьку до тех пор, пока у него не разовьется утомление. После отдыха то же самое упражнение повторить с накачанной манжетой. Сравнить количество подъемов гирьки в обоих экспериментах. Объяснить полученный результат.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ6

 

1. Энергетические и тепловые процессы, происходящие в мышце при сокращении.

2. Кальций и процессы фосфорилирования.

3. Особенности нервно-мышечной передачи в разные возрастные периоды у детей.

4. Зависимость силы сокращения мышцы от числа работающих нейро-моторных единиц.

5. Способы стимуляции и тренировки нервно-мышечных синапсов.

6. Холинорецепторы.

7. Влияние физической нагрузки на силу и работоспособность мышц.

8. Способы определения физической подготовленности организма.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что произойдет с мышцей при раздражении, если ее смачивать раствором с увеличенной концентрацией Са? К?

2. Длительность одиночного сокращения мышцы примерно равна 0,15 сек. Какой частоты импульсации будет достаточно для формирования тонического сокращения этой мышцы?

3. В мышце длительность фазы абсолютной рефрактерности равна 3 мсек, относительной рефрактерности – 7 мсек. С какой примерно частотой необходимо раздражать эту мышцу для получения оптимальной реакции и пессимальной реакции?

4. Как и почему изменится высота сокращений мышцы крысы при увеличении частоты ее непрямого раздражения от 50 до 300 Гц (лабильность мышечного волокна равна 300-400 Гц)?

5. Каким должен быть интервал между двумя раздражающими прямоугольными импульсами тока, чтобы произошла: а) частичная суммация сокращений; б) полная суммация, если длительность периода укорочения равна 0,05 сек, а длительность расслабления – 0,075 сек?

6. В лаборатории применяются два метода исследования: миографии и электромиографии. Какой из них необходимо использовать, если требуется регистрировать сократительную деятельность мышц?

7. Длительность периода укорочения мышцы равна 0,02 сек. С какой частотой ее необходимо раздражать для получения гладкого тетануса?

8. Время укорочения мышцы 0,05 сек. Какая частота раздражения вызовет зубчатый тетанус?

9. У одного испытуемого сгибатель кисти дает гладкий тетанус при раздражении мышцы в ритме 40 имп/сек, а у второго для формирования гладкого тетануса достаточно 23 раздражений в секунду. У какого испытуемого мышца находится в лучшем физиологическом состоянии?

10. В физиотерапии применяются токи большой частоты (УВЧ – ультравысокой частоты). Чем объяснить, что ток УВЧ не вызывает сокращения скелетной мускулатуры?

Из раздела «Общая физиология возбудимых тканей» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 40, 43, 46.

11.С какими физиологическими особенностями связана большая или меньшая утомляемость нерва, мышцы и нервно-мышечного синапса?

12. Известно высказывание И. М. Сеченова: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его…исключительно в центральную нервную систему». Что имел в виду Сеченов и почему?

13. Во время хирургической операции, проводимой с применением миорелаксантов, пациента перевели на искусственное управляемое дыхание. Для чего это делают? Что произойдет, если этого не сделать?

14. В древние времена южноамериканские индейцы смачивали наконечники стрел ядом кураре. Получив даже легкое ранение, человек или животное погибали. Почему?

Из раздела «Общая физиология возбудимых тканей» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задача № 35.

15. Имеется три вида мышц: прямые, косые и перистые. Как будет соотноситься между собой сила этих мышц, если известно, что косые мышцы идут под углом 30°, перистые - 45°, и их анатомические сечения одинаковы?

16. Почему сердечная и дыхательные мышцы практически не утомляются?

17. Площадь физиологического поперечного сечения мышцы – 25 см2. Рассчитайте удельную силу мышцы, если она в состоянии поднять 200 кг.

18. Какие существуют зависимости между силой раздражения и величиной мышечного сокращения?

19. Мышцу нагружают различными грузами. При какой нагрузке работа будет наибольшей и почему? При каких нагрузках работа будет минимальна и почему?

Из раздела «Общая физиология» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 80-117.

 

 

Занятие № 6.

Занятие № 7.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К РАЗДЕЛУ «ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ»:

 

1. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

2. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

5. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

6. Физиологические механизмы основных нервных процессов. (К 90-летию со дня рожд. чл.- кор. АМН СССР Л.Л. Васильева). ЛГУ им. Жданова. Под ред. Н.П. Мовчана: Л., изд-во ЛГУ, 1985.

7. Адаптация и ультраструктура нейрона. / Под ред. Е. А. Громова. – М., Наука, 1985.

8. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

 

Занятие № 9.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Виды глиальных клеток, их физиологические свойства.

2. Взаимосвязь нервных клеток в осуществлении нервной деятельности.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Расстояние между раздражающими и отводящими электродами равно 10 см. Потенциал действия в точке отведения регистрируется через 1 мсек после нанесения раздражения. К какой группе относится данное волокно (А, В или С)?

2. Амплитуда потенциала действия в нервном волокне уменьшилась со 120 мВ до 10 мВ. Будет ли импульс возбуждения распространяться по волокну? Почему?

3. Длительность пика потенциала действия в нервном волокне равна 0,5 мсек, следовой деполяризации – 20 мсек. Волокно раздражается серией электрических импульсов с частотой 50 Гц. Какова будет возбудимость волокна при действии на него электрических импульсов, последующих за первым?

4. По двигательным нервным волокнам распространяются потенциалы действия, амплитуда которых равна 120 мВ. В начальной части нерва имеется участок, функциональное состояние которого ухудшено. Когда потенциал действия входит в этот участок, его амплитуда уменьшается в 2 раза. Какова будет амплитуда потенциала действия в дистальной части нерва? Почему?

5. Почему возбуждение по миелиновым и немиелиновым нервным волокнам проводится изолированно?

6. У больного с травмой позвоночника в поясничном отделе наблюдалось нарушение произвольных движений в нижних конечностях. После оперативного вмешательства (удаление осколков костной ткани, сдавливающих нервную ткань) произошло постепенное восстановление двигательной функции. Каков механизм наблюдавшихся нарушений в двигательной активности?

Из раздела «Общая физиология возбудимых тканей» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 5, 6, 7, 8, 9, 18, 39.

7. К мотонейрону, порог возбуждения которого 10 мВ, одновременно подходят 8 возбуждающих пресинаптических импульсов. Будет ли этот мотонейрон генерировать эфферентные нервные импульсы, если амплитуда одиночных ВПСП, вызываемых на мембране его аксонного холмика отдельными пресинаптическими импульсами, равна 2 мВ?

8. С какой частотой к мотонейрону должны поступать пресинаптические нервные импульсы, чтобы на его теле (длительность ВПСП 0, 015 сек) смогла произойти последовательная суммация ВПСП?

9. Амплитуда одиночного ВПСП в аксонном холмике нейрона равна 10 мВ. Какой реакцией будет отвечать нейрон, если к его телу одновременно поступают:

а) 5 возбуждающих нервных импульсов;

б) 20 возбуждающих нервных импульсов.

10. Какое физиологическое значение имеет тот факт, что сила биологически значимого нервного сигнала, возникающего в рецепторах любой рефлексогенной зоны, достигает необходимо большой величины лишь по ходу рефлекторной дуги, а не в ее афферентных звеньях.

 

Из раздела «Общая физиология» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№143-179.

 

 

Занятие № 10.

Занятие № 15

Занятие № 17

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Система кровообращения и ее функции.

2. Основные элементы функциональной системы кровообращения и их физиологическая роль.

3. Роль сердца в системе кровообращения.

4. Тоны сердца и их происхождение.

5. Классификация сосудов и их роль.

6. Причины, обуславливающие венозный возврат крови к сердцу.

7. Общая характеристика движения крови по сосудам.

8. Возрастные особенности системы кровообращения.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Особенности кровообращения плода.

2. Основные процессы перестройки кровообращения после рождения и их причины.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. Развитие учения о кровообращении.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. У больного при обследовании обнаружено, что митральные клапаны в момент систолы желудочков полностью не смыкаются. Какие изменения гемодинамики будут иметь место?

2. У больного обнаружено сужение (стеноз) отверстия между левым предсердием и левым желудочком. Какие изменения гемодинамики возможны?

3. Больной после травмы длительное время находился на постельном режиме. Какие изменения возможны со стороны сердечно-сосудистой системы?

4. У экспериментального животного сосуды высокого давления заменены жесткими трубочками соответствующего диаметра. Какие изменения в кровотоке на этом участке и ниже него произойдут? Почему?

5. После обеда из-за расширения сосудов органов пищеварения произошло перераспределение объемов крови. Почему возникла сонливость?

6. Впечатлительная женщина увидела страшную картину. Произошло резкое расширение сосудов стабилизаторов давления и потеря сознания (обморок). Почему?

7. Как и почему изменяются давление в правом предсердии и градиент давления в венах при вдохе?

8. При некоторых профессиях, связанных с длительным стоянием, наблюдается растяжение венозных стенок, способствующих варикозному расширению вен нижних конечностей. Как предотвратить эти нарушения?

9. Спустя два месяца строгого постельного режима больной быстро встал с кровати. У него резко упало давление и он потерял сознание. Почему?

Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 1-19.

 

Занятие № 18.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Проводящая система сердца. Отличительные особенности рабочего и специализированного миокарда.

2. Характеристика физиологического пейсмекера сердца.

3. Структура атриовентрикулярного узла и его особенности.

4. Современные представления о природе автоматии. Потенциал действия атипических клеток сердца.

5. Закон градиента автоматии сердца.

6. Проводимость сердечной мышцы и ее электрофизиологические основы. Закон,,все или ничего,,.

7. Механизмы и скорость проведения возбуждения сердца.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

  1. Проводящая система сердца и развитие ее элементов в эмбриогенезе.
  2. Особенности автоматии в различные возрастные периоды.
  3. Особенности регуляции автоматии у новорожденного и детей разного возраста

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ С АКТОМАТИЕЙ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. История вопроса об автоматии сердца (работы Кулябко, Андреева, Неговского)

2. Клинические проявления нарушения проводимости (блокады).

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации импульсов?

2. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца уменьшился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации импульсов?

3. Частота сердечных сокращений лягушки 46 в минуту. После наложения одной из лигатур по Станниусу сократительная деятельность предсердий и желудочка прекратилась. Где наложена лигатура? Почему отсутствуют сокращения предсердий и желудочка?

4. Раздражение вагуса импульсами электрического тока вызывает замедление сердечного ритма вплоть до остановки сердца. Почему?

5. Ожидание боли при перевязке раны у оперированного больного активирует симпатические влияния. Как при этом изменится частота сердечных сокращений и почему?

6. Почему при повышении температуры тела частота сердечных сокращений растет?

7. Во время операции на органах брюшной полости произошло нарушение деятельности сердца: вначале имело место учащение сердечных сокращений (тахикардия), а затем остановка сердца. Каков возможный физиологический механизм?

8. В длительно хранившейся крови из-за распада форменных элементов увеличилось содержание в сыворотке количества ионов калия. К каким изменениям функции сердца при переливании большого количества этой крови это может привести?

9. У человека в состоянии покоя частота пульса составляет 42 в минуту. Какая структура является водителем ритма сердца?

10. Как исходя из физиологических свойств сердца можно восстановить его деятельность после внезапной остановки?

Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 24-49

 

Занятие №19.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1) Возбудимость сердечной мышцы. Потенциал действия клеток рабочего миокарда, его особенности.

2) Электрофизиологический анализ распространения возбуждения по сердцу.

3) Электрокардиограмма,ее компоненты и их происхождение.

4) Нормальная ЭКГ, анализ физиологических своиств миокарда по ЭКГ.

5) Электрическая ось сердца, ее положение и способы определения.

6) Предсердные и желудочковые экстрасистолы, их природа и ЭКГ-признаки.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1) Электрическая ось сердца и ее особенности у детей.

2) Возрастные особенности ЭКГ у детей.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт №1. Регистрация электрокардиограммы у человека.

 

Цель опыта: Познакомиться с техникой регистрации ЭКГ. Научиться основам анализа записей ЭКГ.

Электрокардиографы состоят из следующих частей: 1) усилитель напряжения на электронных лампах или транзисторах. Для питания усилителя имеется выпрямитель переменного тока; 2) измерительный прибор (чернильнопишущий гальванометр), куда поступает усиленные разности напряжения. Этот прибор должен обладать достаточно малой инерцией для неискаженной записи ЭКГ; 3) лентопротяжный механизм, перемещающий бумажную ленту с определенной скоростью.

Кроме того в приборах имеются переключатель отведений (комутатор), позволяющий соединить вход усилителя с нужными участками тела человека и калибратор напряжения, дающий отклонение записи, соответствующее напряжению 1 мВ.Электрокардиограф должен быть заземлен.

 

Порядок проведения работы: Человек, у которого записывают ЭКГ, должен лежать или сидеть в удобном положении. Электрокардиограф соединяют с телом человека с помощью металлических пластинок электродов. Под электроды подкладывают салфетки, смоченные раствором хлорида натрия. Поверхность тела, на которую накладывают электроды, предварительно обезжиривают спиртом или эфиром. Электроды обычно помещают на обе руки и обе ноги. К каждому прибору имеется схема расположения электродов. Электрод на правой ноге служит для заземления тела испытуемого. Три других электрода необходимы для записи ЭКГ в трех основных (стандартных) отведениях: I отведение - правая рука и левая рука; II отведение --- правая рука и левая нога; III отведение --- левая рука и левая нога. Это биполярные отведения.

Порядок регистрации ЭКГ. Убеждаются в том, что ручка усилителя находится в крайнем левом положении (усилитель выключен), а коммутатор в положении 0 (вход усилителя закорочен). Включают прибор. Подсоединяют электроды.

С помощью калибратора устанавливают нужное усиление прибора. Обычно пользуются усилением, при котором 1 мВ соответствует 1 см. С помощью специальной ручки устанавливают исходное положение писчика несколько ниже средней линии. Ставят ручку коммутатора в положение 1--- первое отведение. Включают прибор и производят запись ЭКГ в течение нескольких сердечных периодов, затем выключают мотор. Повторяют те же операции при положении коммутатора во втором и в третьем стандартном отведении. Ставят ручку усиления в крайнее левое положение, ручку комутатора в положение 0. Выключают прибор.

Наклеивают отрезки ЭКГ в тетрадь. Обозначают зубцы, описывают интервалы и сегменты в соответствии с рис.1. Сравнивают ЭКГ в первом, втором, третьем стандартных отведениях. Сопоставляют амплитуду зубцов с калибровкой напряжения (1мВ). Выражают амплитуду зубцов в мВ. Делают заключение о приблизительном положении электрической

 

оси сердца (левограмма, нормограмма, правограмма). Зная масштаб времени по горизонтальной оси записи, измеряют (в долях сек): 1) длительность сердечного цикла, 2) длительность атриовентрикулярного проведения, 3) время охвата желудочков возбуждением, 4) длительность электрической систолы желудочков. По таблицам (см. приложение) находят соответствие величины интервалов частоте ритма. Сравнивают полученные результаты с принятыми за норму.

Для справки: скорость движения ленты 5 см/с, т.е. 1 мм ее проходит мимо пера за 0,02

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1) Понятие об экстрасистолах.

2) Трепетание и мерцание сердца.

3) Пароксизмальная тахикардия.

4) Векторкардиография.

 

Занятие № 20

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1) Электромеханическое сопряжение, механизм сокращения миокарда.

2) Отличие сердечной мышцы от скелетной.

3) Миогенная саморегуляция деятельности сердца:

а) гомеометрическая саморегуляция (феномен,,лестницы,,, феномен Анрепа)

б) гетерометрическая саморегуляция (закон Старлинга).

4) Сократимость сердечной мышцы.

5) Систолический и минутный объемы крови, факторы их определяющие

6) Работа сердца, энергозатраты и факторы их определяющие.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1) Возрастные особенности соотношений гетеро- и гомеометрической саморегуляции.

2) Возрастные особенности изменения систолического и минутного объемов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1) Механизм действия гормонов на сократимость миокарда.

2) Значение клинической диагностики изменений силовых и скоростных характеристик сократимости.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. При заготовке крови для переливания с целью предотвращения свертывания крови в нее добавляют консервант, связывающий ионы кальция. При массивных переливаниях такой крови может произойти нарушение деятельности сердца. Какое? С чем это связано? Что необходимо предпринять для устранения и профилактики подобных нарушений?

2. Двое юношей участвовали в беге на дистанцию 1 км. У одного из них после бега частота пульса возросла с 60 до 120 ударов в минуту, а минутный объем крови до 15 литров. Оба эти показателя восстановились за 10 минут. У другого- частота пульса возросла с 80 до 200, а минутный объем крови также увеличился до 15 литров. Восстановление частоты сердечных сокращений и сердечного выброса произошло за 20 минут отдыха. Как менялся у каждого из них систолический объем? Какой из юношей более тренирован к физическим нагрузкам?

3. У человека в состоянии покоя конечнодиастолический объем (КДО) левого желудочка составлял 150 мл, а систолический объем (СО) был равен 80 мл. При выполнении физической работы КДО не изменился, а СО составил 120 мл. Какова величина конечнодиастолического объема желудочка до и при нагрузке? Какой механизм обеспечит прирост сердечного выброса?

4. Утром до подъема с постели у больного определили функциональные объемы левого желудочка. Они составили: СО –70 мл, КДО – 120 мл. После утренних гигиенических процедур функциональные объемы составили: СО-90 мл, КДО –180мл. Какой механизм обеспечил прирост сердечного выброса.? Каково состояние сократимости миокарда, исходя из величины фракции выброса?

5. У спортсмена перед стартом частота пульса составляла 60 ударов в минуту, а минутный объем крови был равен 5400 мл. После бега на 100 м частота сердечного ритма возросла до 120 ударов в минуту, а МОК – до 14000 мл. Чему был равен систолический объем крови до и после бега? Какой механизм обеспечил такую реакцию?

6. После кровопотери в объеме 500 мл у раненого минутный объем крови почти не изменился. Как при этом должны были изменится частота сердечного ритма и систолический объем.

 

Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи № 93-125.

 

 

Занятие № 21

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1) Гемодинамическая функция сердца. Значение клапанного аппарата.

2) Тоны сердца и их происхождение. Сердечный толчок. Методы регистрации.

3) Фазовый анализ сердечного цикла. Изменение давления и объемов крови в полостях сердца в разные фазы его деятельности. Поликардиография.

4) Ассинхронизм правого и левого отделов.

5) Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в разные фазы сердечного цикла.

6) Расчетные показатели сократимости и механической деятельности сердца.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1) Особенности структуры сердечного цикла у детей.

2) Асинхронизм правого и левого отделов и его возрастные особенности.

3) Факторы, способствующие возникновению функциональных шумов.в сердце ребенка

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1. Принципы фазового анализа.

Цель работы. Научиться анализировать поликардиограмму.

Порядок проведения работы. На готовых поликардиограммах людей проводят вертикальные линии, соответствующие начальным и конечным точкам отдельных периодов и фаз сердечной деятельности, как это показано на рис. 3.

1. Линия А --- по вершине зубца Q ЭКГ.

2. Линия В --- по первому высокочастотному колебанию первого тона ФКГ.

3. Линия С --- по началу подъема сфигмограммы сонной артерии.

4. Линия Д --- по первому высокочастотному колебанию второго тона ФКГ.

5. Линия Е --- по точке окончания зубца Т ЭКГ.

6. Линия Ф --- по началу подъема сфигмограммы бедренной артерии.

После этого по миллиметровке

диаграммной бумаги измеряют

длительность основных

интервалов поликардиограммы, Рис. 3. Поликардиограмма. Сверху вниз: ЭКГ, учитывая, что при скорости

ФКГ, каротидная СФГ, бедренная СФГ. движения бумаги 100 мм/сек,

каждый мм соответствует 0,01 сек.

Измеряют длительность основных интервалов:

1. АС --- период напряжения.

2. АВ --- фаза асинхронного сокращения.

3. ВС --- фаза изометрического сокращения.

4. СД --- период изгнания.

5. ВД --- механическая систола.

6. АЕ --- электрическая систола

7. СФ --- время распространения пульсовой волны.

Сравнивают полученные результаты с нормой и делают выводы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Методы исследования механической деятельности сердца: фонокардиография, сейсмография, кинетокардиография, апекскардиография, эхокардиография.

Занятие № 22

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1) Основные регуляторные влияния на миокард: хроно-, ино-, батмо-, дромотропное.

2) Влияние симпатических нервных волокон и их медиатора на деятельность сердца.

3) Влияние парасимпатических нервных волокон и их медиаторов на деятельность сердца.

4) Нейрогенные типы регуляции сердечной деятельности; рефлекторная регуляция.

 

5) Рефлексогенные зоны сердечно-сосудистой системы, их значение в регуляции деятельности сердца.

6) Механизм дыхательной аритмии.

7) Гуморальная регуляция деятельности сердца.

8) Влияние гипоталамуса, коры больших полушарий на деятельность сердца.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1) Становление тонуса блуждающего нерва в онтогенезе.

2) Формирование рефлексов с механо- и хеморецепторов сердца и сосудов в онтогенезе.

3) Сроки появления и продолжительность дыхательной аритмии в онтогенезе.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1) Сердце как вегетативный компонент целостной реакции организма.

2) Значение тонического возбуждения нервных центров в процессе регуляции деятельности сердца.

3) Регуляция деятельности сердца плода.

4) Роль рефлекторной регуляции сердечно-сосудистой системы в приспособительной деятельности организма.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. У новорожденного частота сердечных сокращений 120 в минуту, а у взрослого 70 в минуту. С чем это связано? Каков физиологический смысл?

2. Каковы основные механизмы усиленной и учащенной деятельности сердца при сильных эмоциональных переживаниях?

3. Будут ли возрастать частота и сила сокращений трасплантированного сердца при мышечной работе? Если будут, то объясните механизмы регуляции, обеспечивающие эту реакцию?

4. С какой целью во время оперативного вмешательства на органах брюшной полости даже при общем обезболивании хирурги всегда проводят анестезию париетального и висцерального листков брюшины?

5. Кровяное давление в сосудах большого круга кровообращения резко возросло. В чем выразится компенсаторная реакция со стороны сердца, направленная на выравнивание этого показателя?

6. У футболиста высшей лиги в состоянии покоя число сердечных сокращений 52 в минуту, а у бухгалтера с 20-летним стажем работы 76 сокращений в минуту. Какова причина? Каков физиологический смысл?

7. Животному с перерезанными блуждающими нервами внутривенно введена большая доза адреналина. Чем будет отличаться изменение деятельности сердца в данном случае от реакции животного с сохраненными блуждающими нервами?

8. Из-за рефлекторного расширения сосудов органов брюшной полости у человека упало давление и он потерял сознание. Как при этом изменилась частота сердечных сокращений?

9. Боксеру на ринге нанесен удар в область солнечного сплетения. Как и почему изменилась частота сердечных сокращений?

10. Двум больным (первый в возрасте 6 месяцев, второй –18 лет) ввели атропин с целью уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника. После введения атропина врач обнаружил, что у второго больного резко участился пульс, а у первого частота пульса не изменилась. Как объяснить эти различия?

11. При внутривенном введении ацетилхолина могут наблюдаться 2 фазы изменения частоты ритма сердцебиений. Почему?

12. Какие изменения и почему возникнут в деятельности сердца после плотного обеда? Во сне? На экзамене? При потере 500 мл крови?

Из раздела «Физиология кровообращения» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №20-23, 210-248.

 

Занятие № 23

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Основные законы гидродинамики.

2. Факторы, определяющие величину АД, их взаимосвязь.

3. Виды АД и методы их определения.

4. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные механизмы регуляции АД.

5. Изменение сопротивления, кровяного давления и скорости кровотока в различных участках сосудистого русла.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1. Основные особенности артериального давления у детей разного возраста.

2. Возрастные особенности регуляции артериального давления

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. Эмоции и сердечно-сосудистая система.

 

Занятие № 24

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Сосудодвигательный центр и сосудодвигательные нервы.

2. Гуморальные влияния на сосудистый тонус.

3. Сосудистая саморегуляция (феномен Бейлиса-Остроумова).

4. Тканевая саморегуляция сосудистого тонуса.

5. Артериальный пульс, анализ кривой пульсовой волны, скорость ее распространения. Методы определения и регистрации.

6. Физиологические особенности микроциркуляции. Регуляция капиллярного кровотока.

7. Артериоло-венулярные анастомозы и феномен централизации кровотока. Роль в тканевом обмене, терморегуляции и жидкостном гомеостазе.

8. Венозный тонус и его регуляция. Венный пульс.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1. Особенности гуморальной регуляции сосудистого тонуса в онтогенезе.

2. Особенности сфигмограммы в детском возрасте.

3. Физиологические особенности микроциркуляции в детском возрасте.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

 

Опыт № 1. Сфигмография, анализ пульсовой кривой. Определение времени и скорости распространения пульсовой волны.

 

Цель опыта: ознакомиться с методикой сфигмографии, записать сфигмограмму, проанализировать ее. Научиться определять время и скорость распространения пульсовой волны.

 

Порядок проведения работы. Для записи сфигмограммы и последующего определения времени и скорости распространения пульсовой волны, необходимо датчик сфигмоприставки укрепить на лучевой артерии и подключить сфигмоприставку к компьютеру или многоканальному электрокардиографу. Одновременно нужно записывать ЭКГ во втором стандартном отведении.

А. На сфигмограмме различают части: восходящее колено (анакрота) - прямой, крутой, высокий подъем, соответствующий расширению артерии в связи с систолой сердца; верхушку - более или менее острую; нисходящее колено (катакроту) --- пологое, медленное, опускание кривой, соответствующее спадению артерии, связанному с диастолой. Нисходящая часть кривой может иметь несколько небольших подъемов, наибольший из которых называется дикротическим, он наблюдается постоянно на всех кривых, его начало соответствует моменту захлопывания полулунных клапанов. Пульсовая кривая дает сведения о продолжительности фаз деятельности левого желудочка: от начала подъема кривой и до дикротического подъема продолжается период изгнания. Величина и форма пульсовой кривой зависит от тонуса и эластичности сосудистой стенки, а также от систолического объема крови.

Б. Определение времени и скорости распространения пульсовой волны, модуля упругости сосудистой стенки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.218 с.)